Главные вкладки

    ОГЭ. Литература
    материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему

    Кузьмина Светлана Анатольевна

    Вариант для тренировки при подготовке к ОГЭ по литературе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon oge_literatura.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа 8

    Часть 1

    Вариант 1

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.

    • л е с т а к о в. …Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!» А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только – тр, тр... пошёл писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит ещё на лестнице за мною со щёткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу». (Городничему.) Что вы, господа, стоите? Пожалуйста, садитесь!

    Вместе. Г о р о д н и ч и й. Чин такой, что ещё можно постоять. А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. Мы постоим.

    Л у к а  Л у к и ч. Не извольте беспокоиться!

    • л е с т а к о в. Без чинов, прошу садиться.

    Городничий и все садятся.

    Я не люблю церемонии. Напротив, я даже стараюсь всегда проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идёт!» А один раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьём. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».

    А н н а  А н д р е е в н а. Скажите как!

    • л е с т а к о в. С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как-то всё...» Большой оригинал.

    А н н а А н д р е е в н а. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете? <…>

    • л е с т а к о в. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. (Обращаясь ко


    всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.

    А н н а А н д р е е в н а. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием дают балы! Х л е с т а к о в. Просто не говорите. На столе, например, арбуз  в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку

    – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж

    – скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель...» Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница стóит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр...

    Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев.

    Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, – куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, – нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто чёрт возьми! После видят, нечего делать, – ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? – я спрашиваю. «Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдёт до государя, ну да и послужной список тоже... «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я...» И точно: бывало, как прохожу через департамент, – просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся как лист.

    Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится ещё сильнее.

    О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам». Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш... (Поскальзывается и чуть-чуть не шлёпается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками.)

    • о р о д н и ч и й (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А ва-ва-

    ва... ва...

    Х л е с т а к о в (быстрым, отрывистым голосом). Что такое?

    • о р о д н и ч и й . А ва-ва-ва... ва...

    Х л е с т а к о в (таким же голосом). Не разберу ничего, всё вздор.

    Г о р о д н и ч и й . Ва-ва-ва... шество, превосходительство, не прикажете ли отдохнуть?.. вот и комната, и всё, что нужно.

    (Н.В. Гоголь. «Ревизор»)


    Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.2 сначала запишите на листе ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

    Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

    1. Какие черты личности Хлестакова раскрываются в приведённой сцене?

    1. Какое значение в данной сцене имеют ремарки?

    Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите на листе ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).

    Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

    1. Сопоставьте сцену из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» с приведённым ниже фрагментом рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». В чём

    поведение «тонкого» схоже с поведением чиновников уездного города?

    – Ну, как живёшь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился?

    – Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею3. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

    – Нет, милый мой, поднимай повыше, – сказал толстый. – Я уже до тайного4 дослужился... Две звезды имею.

    Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все

    стороны  широчайшей  улыбкой;  казалось,  что  от  лица  и  глаз  его  посыпались

    1. Орден Святого Станислава – орден Российской империи с 1831 до 1917 года, самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, использовался главным образом для отличия чиновников.

    1. Тайный советник – в Российской империи гражданский чин III класса в Табели о рангах, соответствовал чинам генерал-лейтенанта и вице-адмирала; лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности.


    искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... <…>

    – Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

    – Ну, полно! – поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!

    – Помилуйте... Что вы-с... – захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...

    (А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»)

    Часть 2

    Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). На отдельном чистом листе укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов).

    Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.

    Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).

    Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения.

    Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

    1. Почему Хлестакова с лёгкостью приняли в уездном городе за ревизора? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)

    1. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений поэта.)

    1. В чём заключается смысл названия рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»?

    1. Как тема патриотизма раскрывается в одном из произведений русской литературы XX века? (По выбору учащегося.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

    Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

    Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

    Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

    Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

    В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

    Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

    Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

    План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

    План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...