2 урока по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Харченко Нина Ивановна

Показать отношение Толстого к войне 1805-1808 гг., героизм и мужество русских солдат. Второй урок показать поиски смысла жизни передовой дворянской интеллигенции на примере образа Андрея Болконского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dva_uroka_po_romanu_tolstogo.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК

Тема: Изображение войны 1805-1806 гг. в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Цель: дать понятие русского национального характера, показать стремление писателя к правдивому изображению войны, а также раскрыть, как проявляются лучшие черты русского народа; совершенствовать умения и навыки в анализе отдельных глав прозаического произведения; развивать устную связную речь учащихся; воспитывать лучшие нравственные качества: гордость и за свою страну, народ, патриотизм.

Оборудование: портрет Л .Н. Толстого, иллюстрации Николаева к роману «Война и мир», распечатка плана урока на каждой парте.

Ход урока:

I.Опрос учащихся.

1.Как изображает Л. Н. Толстой войну в «Севастопольских рассказах»?

II.Сообщение темы урока.

        Толстой глубоко национален,

    он  с   изумительной полнотой

      воплощает в своей душе все

особенности сложной русской

                психики… Толстой-это        

                целый мир…                                                  А. М. Горький

План урока.

1.Реализм Толстого в изображении войны:

а) война – это огромное напряжение человеческих сил, тяжесть труда,                     доходящая до предела усталость.

2.Шенграбенское сражение:

 а) доблестный поступок ротного командира Тимохина;

 б) скромность и геройство капитана Тушина.

3. Отношение Толстого к штабным офицерам.

4.Аустерлицкое сражение:

        а) изображение панического бегства солдат;

        б) переживание Кутузова и его поведение во время бегства солдат.

5.Отношение Толстого к войне 1805-1806 годов.

        В ходе объяснения темы учителем ведется беседа с учащимися по тексту романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

       - вступительное слово учителя:

        Изображая войну «в крови, в страданиях, в смерти», Толстой раскрывает внутренний мир русских солдат – истинных защитников России.

        Наиболее ярко со страниц романа встают картины Шенграбенского и Аустерлицкого сражений.

         Как и в «Севастопольских рассказах», Толстой изображает войну как безумие, как нечто античеловеческое, антигуманное.

         На передней линии затишье. Цепь русская и неприятельская стоят друг против друга, на левом и правом флангах, далекие друг от друга, а в середине сошлись так, что можно видеть лица и даже переговариваться между собой. И никакой ненависти, никакой злобы нет ни у русских солдат, ни у французских.

       - работа с текстом. Вопросно-ответная беседа с учащимися.

               а) послушаем, о чем же говорят солдаты? (Т.I, ч.II, гл.15)

          И как это ни парадоксально, но «… ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки».

          Реально изображая войну, Толстой говорит, что война – это огромное напряжение человеческих сил, доходящая до предела усталость.

     б) найдите в тексте, что говорит Толстой о тяжести войны? (Т.I, ч.II, гл.13)

            Толстой утверждает, что от воли и усилий простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий. Это настоящие герои, прекрасные в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойкие и твердые в исполнении воинского долга.

 Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой с особой симпатией показывает ротного командира Тимохина.

          в) какой же поступок совершил Тимохин? Почему его поступок

            можно назвать доблестным? (Т.I, ч.II, гл.20)

             А вот другой незаметный герой – капитан Тушин. По словам князя Андрея, « успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской доблести капитана Тушина с его ротой» (Т.I, ч.II, гл.15)

               г) когда мы впервые встречаемся с капитаном Тушиным? Каким

            он предстает перед нами? (Т.I, ч.II,гл.15)

        д) что поразило князя Андрея во внешности Тушина? (Т.I, ч.II,  

        гл.15)

        е) как ведет себя Тушин при начальстве? (Т.I ,ч.II, гл.21)

     Этот неловкий, маленький, щуплый человек, с тихим, несмелым голосом, живущий одной жизнью с солдатами, преображается на поле боя.

                ж) как ведет себя Тушин во время боя? (Т.I, ч.II, гл.20; Т.I, ч.II,

        гл.17)

          С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то, что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших орудия.

        з) почему же батарея Тушина не была взята французами? (Т.I,

          ч.II, гл.20)

    Действию капитана Тушина и солдат его батареи Толстой резко противопоставил офицеров штаба, которые стремятся только к карьере, хвастаются своей отвагой и храбростью, а на самом деле бояться пуль и снарядов.

                 и) штаб – офицеры должны были передать капитану Тушину приказ об отступлении. Как они выполняют это поручение? (Т.I, ч.II, гл.15,16)

                 И они смеют упрекать этого истинного героя в невыполнении приказа, как смел упрекать Непшитшетский (из «Севастопольских рассказов») раненых солдат в трусости, в дезертирстве.

               Если, давая Шенграбенское сражение, Кутузов хотел спасти русскую армию, то Аустерлицкое сражение показало позор России. Сражение под Аустерлицем проиграно, солдаты панически бегут, а на плотине Аугеста продолжается бессмысленное убийство людей.        

                          к) как подчеркивает писатель бессмысленность убийства людей                

                   на плотине Аугеста? (Т.I, ч.III, гл.18)

   Рисуя избиение русских на плотине Аугеста, Толстой многократно повторяет слово «толпа», показывает чувства уже не одного человека, а человеческой массы, охваченной паникой смерти.

        Картине бессмысленного уничтожения людей противопоставлена картина мирной деревенской жизни, что подчеркивает чудовищность войны.

                    л) найдите в тексте и прочитайте эту картину мирной жизни.

                               (Т.I, ч.III, гл.18)

                    Итак, Толстой отрицает войну как величайшее зло, разобщающее людей, разрушающее братские связи человека с человеком.

III. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание:

Отобрать материал к теме «Война 1812 года» Т.III, ч.II, гл.20, 25, 34, 37, 39, ч.III, гл.5, 13, 15-16, Т.IV, ч.II, гл. 9-10, ч.III, гл.3,5.

УРОК

Тема: Пути исканий смысла жизни лучшей части дворянской интеллигенции. Андрей Болконский.

Цель: раскрыть образ Андрея Болконского, поиски им путей служения Отечеству; совершенствовать умения и навыки работы с текстом эпического произведения; воспитывать у учащихся лучшие человеческие качества, как-то: целеустремленность, настойчивость, любовь к жизни, умение дружить.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации Николаева к роману «Война и мир».

       Перед уроком учащимся дано опережающее задание: I варианту выучить наизусть отрывок «Небо Аустерлица» (Т.I, ч.III, гл.16), II варианту – описание дуба (Т.II, ч.III, гл.1), III варианту – описание дуба (Т.II, ч.III, гл. 3)

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока.
  1. Вступительное слово учителя может быть таким:

Хотя в романе «Война и мир» значительное место занимает обличение далекого от народа дворянского класса, в романе показаны и лучшие его представители: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Этими образами Л.Н. Толстой решает вторую тему романа: противоречия между лучшей, передовой частью русского общества и господствующим строем жизни. Это противоречие раскрывается в ходе сложных идейных исканий Андрея и Пьера, которые ищут морального удовлетворения, но в поисках идут разными дорогами.

  1. Вопросно – ответная беседа с учащимися по тексту произведения (по ходу беседы учитель делает выводы, обобщения; составляется план).

Знакомя читателей с Андреем Болконским, Толстой рисует портрет своего героя:

           а) найдите описание внешности Андрея Болконского (Т.I, ч.I, гл.3) (Болконский был небольшого роста, весьма «красивый, молодой, с определенными и сухими чертами»). Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Павловны Шерер.

         б) каково его отношение к высшему свету? Каково его отношение к Пьеру Безухову? (Т.I, ч.I, гл.3)

          в) как он отнесся к Ипполиту, сыну князя Василия, и Пьеру, когда они собрались уезжать? (Т.I, ч.I, гл.5)

И, наконец, друзья встретились в доме Болконского , и начался оживленный разговор, где в полной мере выражено отношение князя Андрея к светскому обществу:

             г) что говорит князь Андрей о светском обществе? (Т.I, ч.I, гл.6)

             д) найдите теперь описание его внешности, выражение лица? (Т.I, ч.I, гл.6)

  И так всегда и везде: сухой, гордый и холодный со всеми, кто ему не приятен (а ему неприятны карьеристы, бездушные эгоисты, бюрократы, умственные и нравственные ничтожества), князь Андрей добр, прост, искренен, откровенен с лицами простыми, чуждыми всякой фальши и лжи. Он уважает и ценит тех, в ком видит серьезное внутреннее содержание.                                                                                    2.Князь Андрей – передовой человек своего времени. (Князь Андрей – богато одаренная натура. У него незаурядный ум, отличающейся склонностью к серьезной, глубокой работе мысли и самоанализу).

  1. широкое образование; (Т.I, ч.I, гл.6; Т.II, ч.III, гл.1)
  2. иронически относится к дворянским и религиозным предрассудкам:

е) как отнесся к образу, который дала ему сестра, когда он уходил на войну? Каково было выражение его лица? (Т.I, ч.I, гл.25)

ж) как он отнесся к родословному древу в столовой своего отца? (Т.I, ч.I, гл.24)                                                                                                                                   3)  критическое отношение к окружающей среде                                      (его не может удовлетворить внешне красивая и блестящая среда; поэтому ушел на войну, говоря , что здесь все закрыто, кроме гостиной, где он стоит на одной ноге с лакеем и идиотом).

Князь Андрей – человек сильной воли, активная творческая натура, он стремится к широкой общественной и государственной деятельности. Эта потребность поддерживается в нем присущим ему честолюбием, стремлением к славе. Но князь Андрей не способен к сделкам с совестью.

              4) жажда подвига.

      з) как ведет себя князь Андрей в Аустерлицком сражении? (Т.I, ч.III, гл.16)

Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей.

       н) наизусть описание природы, неба (Т.I, ч.III, гл.16)

     По- новому теперь открылась для князя Андрея жизнь. Он понял сущность своих честолюбивых мечтаний, понял, что жизнь есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это нечто – естественная жизнь природы и человека. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни.

        к) каково теперь отношение князя Андрея к Наполеону, который был в его глазах героем? (Т.I, ч.III, гл.19)                                                                      

    Под влиянием всего испытанного на войне князь Андрей впадает в мрачное, угнетенное состояние, переживает тяжелый душевный кризис. В беседе с Пьером, навестившим его в Богучарове, он, раздражительный, нервный, развивает теорию жизни, совершенно ему несвойственную: «Жить для себя – вот вся моя мудрость теперь». (Т.II, ч.II, гл.11) и внешность князя Андрея стала другой (Т.II, ч.II, гл.11)

   Но этой «мудрости» Пьер не верит, и справедливо, т.к. все качества князя Андрея и его жизненная практика этому противоречат.

        5) стремление к полезной деятельности. (Т.II, ч.III, гл.1)

  Чтобы подчеркнуть, что происходит в душе князя Андрея, Толстой вводит описание природы, в частности описание дуба.

                             л) Наизусть описание дуба (Т.II, ч.III, гл.1) каково душевное состояние князя Андрея?

    Но встреча с Наташей в Отрадном возродила к жизни князя Андрея. И теперь другими глазами он взглянул на жизнь, на старый дуб.

                             м) к какому решение приходит князь Андрей? Наизусть описание дуба (Т.II, ч.III, гл.3)

И действительно, ожившим, помолодевшим мы видим князя Андрея на балу

                              н) расскажите, каков Болконский на балу? (Т.II, ч III, гл.15-16)

      У Андрея Болконского появилась потребность в широкой государственной деятельности. В Петербурге он сходится с виднейшим деятелем эпохи – Сперанским.

                              о) каково отношение князя Андрея к Сперанскому? (Т.II, ч.III, гл.6)

Но были детали, которые раздражали князя Андрея.

                               п) что же раздражало Болконского в Сперанском? (Т.II, ч.III, гл.6)

    И скоро натура Сперанского, человека холодного ума, отталкивает князя Андрея, который почувствовал фальшь в Сперанском. Рассеялись его иллюзии о возможности плодотворной деятельности в среде бюрократов и придворных партий (Т.II, ч.III, гл.18)                                                                               Болконский снова переживает разочарование.

  Опасность, нависшая над страной, преобразила князя Андрея. Его патриотизм  сформирован в словах, сказанных накануне Бородинского сражения (Т.III, ч.II, гл.25)

    Путь князя Андрея – это путь постепенного сближения с народом. Когда началась Отечественная война, Болконский добровольно идет в армию, отказываясь служить в штабе при «особе государя» (Т.III, ч.II, гл.16). По его убеждению, только служба в действующей армии дает ему уверенность, что он будут полезен отечеству. И Кутузов одобряет это решение: «Твоя дорога -0 это дорога чести» (Т.III, ч.II, гл.16)

    Получив в командовании полк, князь Андрей еще больше сближается с народом.

                                 р) каково отношение солдат к князю Андрею? (Т.III, ч.II, гл.5)

    Таким образом, в душевном обновлении князя Андрея сыграли роль простые русские солдаты.

    Тяжелая рана, полученная на Бородинском поле, обрывает деятельность князя Андрея.

                                  с) расскажите, как был ранен князь Андрей? (Т.III, ч.II, гл.36)

    Но пытливая мысль его продолжает работать и во время болезни. Лежа на перевязочном пункте, он подводит итог своему жизненному пути.

                                    т) о чем размышляет князь Андрей? (Т.III, ч.II, гл.36, 37)

Смерть оборвала искания князя Андрея.

  1. Вывод.

Итак, для духовного облика князя Андрея характерны:

        а) пытливый, трезвый, материалистический ум;

        б) стремление к общественной деятельности;

         в) его любовь к народу, борьбе за счастье которого он посвятил бы жизнь, если бы остался жив.

     Духовный облик князя Андрея и вся его деятельность дают право предположить, что, если бы он остался жив, искания привели бы его в стан декабристов.

      2.Подведение итогов урока, выставление оценок.

3.Домашнее задание: уч. стр. 186 вопр 4-5;подгот. тест-викторину .

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе...

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.

Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...

Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста

В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...

Один день из жизни Онегина (Вводный урок по роману А.С. Пушкина) урок в 9 классе

Презентация помогает начать изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", определить идею произведения, познакомиться с нравами и бытом дворян 19 века....