Методическая разработка урока "Публицистика военных лет"
план-конспект урока (11 класс) по теме

Нанарова Оксана Александровна

 Знакомство студентов с  литературой и  искусством  периода  Великой   Отечественной   войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.23 МБ
Microsoft Office document icon publitsistika_voennyh_let.doc82 КБ
Файл publitsistika_voyny_teksty.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУБЛИЦИСТИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ

Слайд 2

Гимн защиты Отечества

Слайд 3

Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе

Слайд 4

ПУБЛИЦИСТИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ - Какую роль сыграла публицистика в годы войны, каков ее вклад в победу?

Слайд 5

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ «Война, она такое дело, О ней не вспоминать нельзя…» М.Тимошечкин «Военный архив»

Слайд 6

ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ Газетная заметка – краткое сообщение , изложение факта (констатация), но не анализ , не рассуждение по этому поводу. Газетная статья – публицистическое, научно-популярное сочинение небольшого размера, анализ фактов с авторской оценкой . Эссе –произведение, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы. Хроника – краткое сообщение или последовательный рассказ о текущих событиях (хроника дня, международной жизни, светская хроника, криминальная хроника). Памфлет (Ожегов) - злободневное острое, небольшое произведение обличительного, политического характера . Критика носит разоблачительный, уничтожающий характер.

Слайд 7

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Леонид Соболев Константин Симонов Александр Фадеев Андрей Платонов Борис Горбатов

Слайд 8

КОРРЕСПОНДЕНТ ГАЗЕТ «ПРАВДА», «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» МИХАИЛ ШОЛОХОВ МИХАИЛ ШОЛОХОВ

Слайд 9

КОРРЕСПОНДЕНТ ГАЗЕТ «ПРАВДА», «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА», «ИЗВЕСТИЯ» «Я принадлежу к поколению европейцев, которое видит не первую войну. Я знаю, как искажает война лицо и душу городов».

Слайд 10

КОРРЕСПОНДЕНТ ГАЗЕТЫ «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» «Что мы защищаем» «Родина» АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ

Слайд 11

ПУБЛИЦИСТИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ Фронтовая иллюстрация 1942 года Фронтовая иллюстрация 1945 года

Слайд 12

ПУБЛИЦИСТИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ ФРОНТОВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ Будни войны Лица войны

Слайд 13

ПУБЛИЦИСТИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ ФРОНТОВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ Курская битва Оборона Москвы

Слайд 14

ПУБЛИЦИСТИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ ФРОНТОВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ Операция Багратион Сталинградское сражение

Слайд 15

Кукрыниксы Михаил Куприянов Порфирий Крылов Николай Соколов Самуил Маршак

Слайд 16

ПУБЛИЦИСТИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ ФОТОГАЗЕТА

Слайд 17

ПУБЛИЦИСТИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ САТИРИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Слайд 18

ПУБЛИЦИСТИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ Передвижная типография

Слайд 19

ЮРИЙ БОРИСОВИЧ ЛЕВИТАН ПУБЛИЦИСТИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ Освобождение Сталинграда

Слайд 20

ПУБЛИЦИСТИКА ВОЕННЫХ ЛЕТ - Какую роль сыграла публицистика в годы войны, каков ее вклад в победу?

Слайд 21

Рефл е ксия reflexio – обращение назад 1. размышление о внутреннем состоянии, самопознании 2. самоанализ сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось



Предварительный просмотр:

  1. Методическая разработка  урока по  литературе

Тема: Публицистика военных лет (М.Шолохов, И. Эренбург, А.Толстой)

Разработала: Нанарова Оксана Александровна

Должность и место работы :преподаватель государственного бюджетного учреждения Калининградской области  «Техникум отраслевых технологий»

Адрес учреждения: 238340, Калининградская область, г. Светлый,     ул. Коммунистическая, д. 7.

2016г

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема урока: Публицистика военных лет (М.Шолохов, И. Эренбург, А.Толстой)

Продолжительность урока: 45 минут
Форма проведения:  круглый стол

Тип урока:    интегрированный  урок,   изучение нового материала

Цели

обучающая:

- дать представление о литературе (публицистике) и искусстве периода  Великой   Отечественной   войны;

- показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны.

развивающие:

-          формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля;

-        формировать умение работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую  позицию.

-        формировать творческое мышление, наблюдательность, чувство коллективной ответственности, умение работать в группе, навыки участия в обсуждении

-        развивать интерес к чтению публицистической  литературы.

воспитательные цели:

-        способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма.

-        воспитывать гражданственность.

Задачи:

Предметные:

- расширить и обобщить знания студентов  о жанрах публицистики;

- совершенствовать  навыки   анализа текста.

Метапредметные:

-  развивать ключевые компетенции студентов: анализ, синтез, обобщение, систематизация материала.

- развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания  в работе над текстом.

Методы обучения: самостоятельная познавательная деятельность студентов; словесный; наглядно-демонстрационный; практические  методы (исследовательский, проблемно-поисковый, презентативный, рефлексивный).

Материально-техническое обеспечение урока:  

Интерактивное оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация,  фонограмма; ручки, тетради, раздаточный материал.

Внутрипредметные связи:  Темы: «Теория литературы», «Культура речи».

Список используемых источников:

Методическая литература:

1.        Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.  Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2008.

2.        "Публицистика Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет". Москва,  "Советская Россия", 1985 год

Интернет-ресурсы:

  1. http://lithelper.com/p_Velikaya_Otechestvennaya_voina – Публицистика А. Толстого
  2. http://www.otvoyna.ru/publizist.htm - военная публицистика И. Эренбурга
  3. http://letopisi.org/index.php – Летопись войны в творчестве М.Шолохова
  4. http://brat-servelat.livejournal.com/6625.html история журналистики
  5. http://old-crocodile.livejournal.com/81694.html - Кукрыниксы: политическая сатир

Структура и содержание урока

Наименование структурного элемента урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время

мин

1

Организация урока

Проверка готовности учащихся к уроку

Готовятся к уроку. Доклад дежурного

2

2

Актуализация опорных знаний  и мотивация учебной деятельности обучающихся

Предлагает ответить на вопросы и определить  цели урока, актуальность и значимость  изучения темы.

Слушают, отвечают на вопросы.

5

3

Формулирование целей занятия, объяснение хода занятия.

Помогает  сформулировать цели  и задачи урока,  сообщает о форме проведения  урока

Формулируют цели урока, записывают тему урока в тетрадь.

3

4

Подготовка к восприятию  и нового материала

Предлагает вспомнить основные жанры публицистического стиля речи, сделать в тетради необходимые записи, позволяющие определить жанр текста.

Принимают участие в беседе, делают записи

5

5

Изучение нового материала

Организует работу круглого стола через реализацию домашнего задания. Ставит задачу: определить авторскую  позицию,  определить жанр.

Делают доклады, работают с текстами, отвечают на вопросы, слушают,  делают выводы

15

5

Закрепление материала.

Предлагает аргументированно ответить на вопрос: можно ли говорить о том, что сегодня публицистика войны утратила свое значение?

Отвечают на вопрос, приводят аргументы

5

6

Рефлексия

Знакомит с понятием рефлексии, предлагает студентам ответить на вопрос: насколько полезной  и увлекательной была беседа на уроке? Просит внести предложения по улучшению занятий при изучении данной темы.      Заслушивает ответы

Отвечают на вопросы, вносят предложения

5

7

Подведение итогов урока.

Подводит итоги,  обращает внимание на достижение целей урока, оценивает  творческий подход к выполнению домашнего задания, благодарит за урок.

Дают оценку урок: оценивают полезность урока

4

8

Домашнее задание.

 Сочинение-миниатюра на тему «Публицистика военных лет –  летопись народной жизни»

 Записывают домашнее задание

1

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Приветствие.
  2. Проверка явки учащихся.
  3. Подготовка учащихся к уроку.

Тема урока: Публицистика военных лет (М.Шолохов, И. Эренбург, А.Толстой)

II.Актуализация знаний.

Введение в тему: Более 70 лет  отделяют нас от Великой Победы. Бессмертен подвиг нашего народа в  Великой   Отечественной   войне. Среди тех, кто защищал Отечество от врага, были писатели и поэты, деятели музыкального искусства, художники. «Нравственные категории, писал Алексей Толстой, - приобретают решающую роль в этой войне. Глагол идёт в атаку миллионными штыками, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа».

-Как вы думаете, какая тема становится главной в этот период? Какова идея произведений?

-Да, события  Великой   Отечественной   войны  стали центральной темой литературы того времени. Главная идея литературы этого периода – идея мира, которую чётко выразил в своём стихотворении А. Твардовский:

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Задача урока – через анализ текстов определить  значение литературы в годы ВОВ.

(слайд 2)

1. Прослушивание песни “Священная война”, который называют Гимном защиты Отечества. Предварительный вопрос:

  - Как называется это музыкальное произведение? Кто является его автором? (Первой песней, написанной в годы ВОВ,была «Священная война».Эта песня стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». На следующий день композитор А.В. Александров написал к ней музыку. Еще через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.

(слайд 3)

-  Что Вы можете сказать о плакате, с  которого начинается этот ролик? (“Таким же набатом, поднимавшим боевой дух советских воинов, зазвучал и плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе “Родина-мать зовет!”. Одна фигура приковывает к себе внимание зрителя: это простая русская женщина. Она сурова и гневна, она обращается к каждому из нас. Страстно зовет Родина-мать своих сынов стать в ряды ее защитников. Женщина изображена в красном, а это – цвет крови и цвет советского знамени. Небо над ней не голубое, а серое – это цвет хмари войны, заволокшей нашу Родину. За ее спиной – штыки, они символизируют оружие, которое ты обязан взять в руки, чтобы защитить свою Родину-мать!

(слайд 4)

- История литературы не знает такого периода, когда бы за сравнительно небольшой отрезок времени было создано столько талантливых, по-настоящему ярких произведений, как за 4 года военного лихолетья, причём произведений, различных по жанру. Это были очерки, рассказы, публицистические статьи, дневниковые записи, лирические стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести, романы. Как вы могли убедиться, к  публицистике следует отнести  плакатное и песенное искусство времен войны.

- Как вы думаете, какой видели свою главную задачу все творческие люди? (Основная задача, которую ставили писатели и поэты в военные годы, - запечатлеть события по горячим следам, помочь своим художественным словом народу в битве с врагом. Как сказал А. Толстой, «литература в дни  войны  становится истинно народным искусством, голосом героической души, души народа»).

  • Постановка проблемы: Какую роль сыграла публицистика в годы войны, каков ее вклад в победу?

III. (слайд 5)  Подготовка к восприятию материала (работа с жанрами публицистики)                                          

- В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушли около тысячи литераторов. Для одних это была первая война, для других – четвертая.

- Вспомним: что же такое публицистика, какова сфера ее  употребления и назначение? (Писатели с самого начала  войны  обратились к  публицистике, которая давала возможность оперативно отразить происходящие события. Наиболее гибкие и оперативные жанры публицистики - газетная заметка, очерк, статья, хроника, эссе,  короткий рассказ, лирическое стихотворение, искусство.)

-  Разберемся в жанрах публицистики.

(слайд 6)

 Газетная заметка – краткое сообщение, изложение факта (констатация), но не анализ, не рассуждение по этому поводу.

Памфлет (Ожегов) - злободневное острое, небольшое произведение обличительного,

политического характера. Критика носит разоблачительный, уничтожающий характер.

Газетная статья – публицистическое, научно-популярное сочинение небольшого размера, анализ фактов с авторской оценкой.

Хроника – краткое сообщение или последовательный рассказ о текущих событиях (хроника дня, международной жизни, светская хроника, криминальная хроника).

Эссе – произведение, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу  и не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы.

Задание: при работе с текстами, старайтесь определить  его жанр.

IV. Изучение нового материала (слайд7)

 Реализация домашнего задания.

Задание:

- В ходе работы с текстами публицистического стиля постарайтесь выделять авторскую  позицию,  определить жанр. Анализ каждого текста  предваряется  сообщением  о его авторе (опережающее задание)

 Выдающимися публицистами Великой Отечественной войны стали истинные мастера этого острейшего оружия литературы: А. Толстой и И. Эренбург, М. Шолохов, А. Фадеев и Л. Леонов и другие.

1. Доклад (М Шолохов) – Теплинский  Николай (слайд 8)

 Анализ текста

- Как построен текст? От какого лица ведется повествование?

-Почему он имеет такое название?

-Назовите детали, помогающие представить войну?

-С чем сравнивается картина разрухи? (кладбище)

- Почему и зачем  автор обращается к образу птиц?

- Какую роль автор отводит играющей вполголоса гармошке около землянки?

2. Доклад (Илья Эренбург) Топилин Виталий (слайд9)

Анализ текста

- О чем статья? Почему начинается с описания мертвого немца? Какими немцы изображены в 1941 и 1942 годах?  

- О каких деяниях захватчиков  пишет Эренбург?( приказы — перечень проступков, за которые полагается петля, жители русских городов оказались неукротимыми)-

- Для чего в последнем, маленьком абзаце, рассказывается о  том, что  новорожденный ребенок проводит  40 дней в метро? (И мой друг говорит: «Я умру, чтобы этого больше не было...»)

- Почему статья называется «30 декабря 1941 года» ( итог  зверствам, клятва уничтожить гитлеровцев)

- К какому жанру  вы отнесете  это произведение? (Его статьи очень выразительные и яркие. Разоблачая фашистских захватчиков, их идеологию, писатель прибегал к выразительному монтажу подлинных документов, писем немецких солдат и офицеров, приказов командования, показаний военнопленных. Все это придает его произведениям убийственную памфлетную силу, достоверность и убедительность. Для Эренбурга свойственен и лаконизм. Большое количество самых разнообразных фактов, которые использует автор, требует сжатости. Часто уже сам монтаж высекает мысль, также для работ Эренбурга характерна тема солидарности всего народа.)

Вывод по тексту  Эренбурга 

Преподаватель: (Свою главную  задачу он видел в воспитании у  народа ненависти к захватчикам. Статьи И.Эренбурга “О ненависти”, “Оправдание ненависти”, “Киев”, “Одесса”, “Харьков” и другие обостряли  чувство ненависти к врагу. Достигалось  это за счет исключительной конкретности. Эренбург писал о фактах зверств  захватчиков, приводил свидетельские  показания, ссылки на секретные документу, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев.)

  1. Доклад (Толстой Алексей)  (слайд 10)

(текст доклада: За годы войны А.Толстой написал около 100 статей, текстов для выступлений  на митингах и собраниях. Многие из них звучали по радио, публиковались  в газетах. В них истоки русского национального характера, русской государственности, культуры, вера в непоколебимость советского народа. В его публицистике встречаются исторические аналогии с давно прошедшими событиями, призванные показать, что никогда еще захватчикам не удавалось покорить Русь.

27 июня 1941 в “Правде” появилась  его первая военная статья “Что мы защищаем”. В ней автор противопоставил  захватническим устремлениям фашистской Германии твердую уверенность советского народа в правоте своего дела, ибо  он защищал свою Родину.)

Анализ текста «Родина» - эссе

- Чему посвящено произведение?  (Гнездо наше, Родина, гнев и ярость — за ее поругание, наша готовность — умереть за нее, это движение народа по своей земле, поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуры и непоколебимую веру в законность и неразрушимость своего места на земле.) ( Мечта:  Когда-нибудь национальные потоки сольются в единое человечество).—Какова идея произведения?  (народ создал великую литературу   и науку, народ стал хозяином  своей Родины, Пращур  наш…различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим... и велят нам: «Свершайте».»

- Это произведение -  гимн подвигу русского народа и  призыв к свободе и защите своих земель).

4.Анализ текста «Что мы защищаем?»

- Наци- это кто и  каковы итоги их пребывания на российской земле?( они самоуверенны, несут рабство, голод и одичание ждет всех, кто вовремя не скажет твердо: «Лучше смерть, чем победа наци». Их методы – подкуп, диверсии. Их программа – провозгласить  свою нацию сверхчеловеческой, подчинить Европа, Азия, обе Америки, все материки и острова. Истребляются все непокорные, не желающие мириться с потерей независимости.

- В какой форме звучит призыв к читателям? (в форме риторического вопроса: Иль мало нас? Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля?)

(Тысячетонные молоты, сотрясая землю, начали ковать оружие Красной Армии — армии освобожденного народа, армии свободы, армии — защитнице на земле мира, высшей культуры, расцвета и счастья. Это — моя Родина, моя родная земля, мое отечество,— и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе...)

Вывод: в основе статей  А. Толстого лежит острый конфликт – столкновение двух миров – социализма и фашизма. Художник выразил свои страстные симпатии народу, ведущему справедливую освободительную войну, и пламенную ненависть гитлеровским поработителям.

(слайд 11, 12, 13, 14)

  1. Преподаватель: Усилиями  опытных мастеров фотодела, литературы и графики с августа 1941 стал выпускаться  литературно-художественный журнал “Фронтовая иллюстрация”. Почти одновременно стало выходить еще одно иллюстрированное издание - “Фотогазета”, с периодичностью шесть раз в месяц.  “Фотогазета” выходила до Дня Победы. Неизменно мощной силой в арсенале публицистики военной поры оставались сатирические жанры, юмористические издания.

(слайд 15)

Сатирические материалы часто появлялись в  центральной печати. Так, в “Правде” над ними трудился творческий коллектив, в который входили художники  Кукрыниксы (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) и поэт С.Маршак. На некоторых фронтах были созданы сатирические журналы: “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Художники-сатирики -  мастера уничтожающе-язвительного политического шаржа и карикатуры, в годы войны Кукрыниксы выступали как авторы героического плаката. На многие рисунки для газет и журналов, для «Окон ТАСС» у художников были считанные часы. О сложных, долгих поисках образа, о вариантах, переделках не могло быть и речи. Если иная вещь получалась схематично, без «изюминки» — ее немыслимо было отложить, спрятать в архив. Новые произведения Кукрыниксов в самом буквальном смысле слова рвали из рук.  Гитлеровское командование в бессильной злобе расстреливало из орудий сатирические плакаты Кукрыниксов, которые наши солдаты выставляли перед немецкими окопами.

-  Рассмотрим  несколько работ Кукрыниксов (слайд 16, 17)

- Какой плакат  тебе кажется самым ярким и как ты его прокомментируешь?  

Вывод: Боевой дух советских воинов в то тяжелое, суровое время поднимали плакаты, станковая живопись. Большую роль сыграли произведения плакатистов и художников Кукрыниксов.

Преподаватель.

6. Типографии (слайд 18)

- Кто имеет представление о том, как готовились  газеты в период войны?

Военные типографии того времени напрямую подчинялись военно-топографическому управлению генерального штаба. Существовали два различных вида типографий - это стационарные и передвижные(позже был создан еще один вид-железнодорожная типография(ныне действующая и стоящая в резерве). Рассмотрим 2-а первых вида.

1) Стационарные типографии военного ведомства: печать крупномасштабных карт,, карт,печатной продукции для всего ген.штаба (различных бланков, докладов, увольнительных для солдат, журналов поверки л.с.).Зачастую все работники этой типографии были военнослужащими и имели воинское звание.(для того,чтобы человека допустить до работы в такой типографии, особый отдел проверял его и его родственников на причастность к спецслужбам других стран). Работа в такой типографии подразделялась на отделы и каждый отдел занимался своим делом:

2) Второй вид типографий очень интересный-это передвижные типографии. Все материалы, техника и рабочие находятся в крытых машинах. Назначение такой типографии очень простое - печать агитационных листовок и карт  и, конечно,  фронтовых газет!!!

Преподаватель: В конце  войны создается большое количество путевых очерков. Их авторы рассказывали о победных боях советских войск, освобождавших народы Европы от фашизма, писали о взятии Будапешта, Вены, о штурме Берлина.

 С публицистическими и проблемными  статьями в печати и на радио выступали  партийные и государственные  деятели: М.Калинин, А.Жданов, А.Щербаков, и другие.

Изменения на фронтах транслировалось не только через печатный орган, но и  по радио. (голос  о наступлении  в фонозаписи  - прослушать). 

-Кто носитель этого голоса? (Назовите имя) .

Доклад учащегося: В июне 41-го именно Левитан прочел сообщение о начале войны и потом на протяжении всех четырех лет сообщал стране о ситуации на фронтах. Маршал Рокоссовский как-то сказал, что голос Левитана был равносилен целой дивизии. А Гитлер считал его врагом рейха № 1. Главнокомандующий Сталин значился под номером 2. За голову Левитана было обещано 250 тысяч марок, а специальная группа СС готовилась к заброске в Москву, чтобы ликвидировать диктора. Для того чтобы обезопасить главный голос СССР, Левитану выделили охрану, а по городу распускали ложные слухи о его внешности, благо в лицо Юрия Борисовича знали немногие.

Общий вывод по изучению новой темы:

  •         Постановка проблемы: Какую роль сыграла публицистика в годы войны, каков ее вклад в победу?

Вывод: Вся система советской прессы в 1941-1945 гг. была ориентирована на решение  общих задач: поднятие народного  духа и поднятие трудоспособности, укрепление веры в победу. Газеты, по словам Эренбурга, были трибунами для писателей. “ В дни войны газета – воздух. Люди раскрывают газету прежде, чем письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба”. Такой была газета военного времени, и во многом благодаря тому, что туда пришли писатели. Публицистика заполнила плакаты и листовки, выпускавшиеся “Окнами ТАСС”. Карикатуры и рисунки художников Кукрынистов, В. Тальбы, Д. Мора постоянно сопровождались яркими, публицистическими комментариями. В целом, публицистика в годы войны была больше, чем литературный жанр. Публицистика являлась важнейшим оружием борьбы с фашизмом, борьбы с захватчиками и их культурой, идеологией. Публицистика наравне с другими течениями культуры прочно встала на защиту родной земли и сумела отбить и полностью разгромить врага”.

“Публицистика военных лет – это и летопись жизни народной. Она сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, она поддерживала, помогала, вдохновляла. Именно она отразила необыкновенную душу нашего человека. Писатели  прославляли ратные подвиги соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

VI. Закрепление материала:

-  Как вы думаете,  можно ли говорить о том, что сегодня публицистика войны утратила свое значение? (она и сейчас помогает бороться с идеологией фашизма).

VII. Рефлексия.

Преподаватель знакомит с понятием рефлексии (В русском языке есть слово  «рефлексия»,  происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет  рефлексию  как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании. Толковый словарь русского языка трактует  рефлексию  как самоанализ. В современной педагогике под  рефлексией  понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия  направлена на осознание пройденного пути.

Я Вас прошу подумать, свою мысль можно начать с любого словосочетания,

- Насколько полезной  и увлекательной была наша беседа на уроке? Прошу внести предложения по улучшению занятий при изучении данной темы.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание. “Публицистика военных лет –  летопись народной жизни»



Предварительный просмотр:

Публицистика войны

1941 год

Алексей Толстой "Что мы защищаем"

Программа национал-социалистов — наци (фашисты) — не исчерпана в книжке Гитлера. В ней только то, в чем можно было признаться. Дальнейшее развитие их программы таит в себе такие горячечные, садистические, кровавые цели, в которых признаться было бы невыгодно. Но поведение наци в оккупированных странах приоткрывает эту «тайну», намеки слишком очевидны: рабство, голод и одичание ждет всех, кто вовремя не скажет твердо: «Лучше смерть, чем победа наци».

Наци истерично самоуверенны. Завоевав Польшу и Францию — в основном путем подкупа и диверсионного разложения военной мощи противника,— завоевав другие, более мелкие страны, с честью павшие перед неизмеримо более сильным врагом,— наци торопливо начали осуществлять дальнейшее развитие своей программы. Так, в Польше, в концлагерях, где заключены польские рабочие, польская интеллигенция, смертность еще весной этого года дошла до семидесяти процентов,— теперь она поголовная. Население Польши истребляется.

В Норвегии наци отобрали несколько тысяч граждан, посадили их на баржи и «без руля и ветрил» пустили в океан. Во Франции, во время наступления, наци с особенно садистическим вкусом бомбили незащищенные городки, полные беженцев, «прочесывали» их с бреющего полета, давили танками все, что можно раздавить; потом приходила пехота, наци вытаскивали из укрытий полуживых детей, раздавали им шоколад и фотографировались с ними, чтобы распространять, где нужно, эти документы о немецкой «гуманности»...

Можно привести очень много подобных фактов. Все эти поступки вытекают из общей нацистской программы, а именно: завоевываются Европа, Азия, обе Америки, все материки и острова. Истребляются все непокорные, не желающие мириться с потерей независимости. Все народы становятся в правовом и материальном отношении говорящими животными и работают на тех условиях, которые им будут диктоваться.

Если наци найдут в какой- либо стране количество населения избыточным, они его уменьшат, истребив в концлагерях или другим, менее громоздким способом…. Затем, устроив все это, подобно господу богу, в шесть дней, в день седьмой наци начинают красиво жить — вволю есть сосиски, ударяться пивными кружками и орать застольные песни о своем сверхчеловеческом происхождении...

Все это не из фантастического романа — именно так реально намерены развивать свою программу в имперской новой канцелярии, в Берлине. Ради этого льются реки крови и слез, пылают города, взрываются и тонут тысячи кораблей и десятки миллионов мирного населения умирают с голоду.

Разбить армии Третьей империи, с лица земли смести всех наци с их варварски-кровавыми замыслами, дать нашей Родине мир, покой, вечную свободу, изобилие, всю возможность дальнейшего развития по пути высшей человеческой свободы — такая высокая и благородная задача должна быть выполнена нами, русскими, и всеми братскими народами нашего Союза…..

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды, От финских хладных скал до пламенной Колхиды, От потрясенного Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля?

В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжелые годины легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек — так себе, потребовали от него быть героем — герой... А как же может быть иначе? …

Тысячетонные молоты, сотрясая землю, начали ковать оружие Красной Армии — армии освобожденного народа, армии свободы, армии — защитнице на земле мира, высшей культуры, расцвета и счастья. Это — моя Родина, моя родная земля, мое отечество,— и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе...

Источник: "Публицистика Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет". Издание- Москва. "Советская Россия", 1985 год

Публицистика войны

1941 год

Алексей Толстой "Родина"

За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина.

Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим. Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в темную щель и посвистывать там до лучших времен, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.

Гнездо наше, Родина, возобладала над всеми нашими чувствами. И все, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не оценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесенной снегом избы,— пронзительно дорого нам. Человеческие лица, ставшие такими серьезными, и глаза всех — такими похожими на глаза людей с одной всепоглощающей мыслью, и говор русского языка ,— все это наше, родное, и мы, живущие в это лихолетье,— хранители и сторожа Родины нашей.

Все наши мысли о ней, весь наш гнев и ярость — за ее поругание, и вся наша готовность — умереть за нее. Так юноша говорит своей возлюбленной: «Дай мне умереть за тебя». Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это — вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуры и непоколебимую веру в законность и неразрушимость своего места на земле.

Когда-нибудь, наверно, национальные потоки сольются в одно безбурное море,— в единое человечество. Но для нашего века это — за пределами мечты. Наш век — это суровая железная борьба за свою независимость, за свою свободу и за право строить по своим законам свое общество и свое счастье.

Когда-нибудь, наверно, национальные потоки сольются в одно безбурное море,— в единое человечество.  в том числе и немецкой. Всякую национальную культуру он стремится разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней. По существу фашизм — космополитичен[1] в худшем смысле этого понятия. Его пангерманская идея: «Весь мир — для немцев» — лишь ловкий прием большой финансовой игры, где страны, города и люди — лишь особый вид безликих биржевых ценностей, брошенных в тотальную войну. Немецкие солдаты так же обезличены, потрепаны и грязны, как бумажные деньги в руках аферистов и прочей международной сволочи.

Они жестоки и распущены, потому что в них вытравлено все человеческое; они чудовищно прожорливы, потому что всегда голодны и потому еще, что жрать — это единственная цель жизни: так им сказал Гитлер.

Фашистское командование валит и валит, как из мешка, эту отупевшую человеческую массу на красноармейские пушки и штыки. Они идут, ни во что уже больше не веря,— ни в то, что жили когда-то у себя на родине, ни в то, что когда-нибудь туда вернутся. Германия — это только фабрика военных машин и место формирования пушечного мяса; впереди — смерть, позади — террор и чудовищный обман.

Эти люди намерены нас победить, бросить себе под ноги, наступить нам сапогом на шею, нашу Родину назвать Германией, изгнать нас навсегда из нашей земли «оттич и дедич»,— как говорили предки наши.

Русский народ создал огромную …литературу. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов…

Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.

Народ стал хозяином своей Родины. Пращур[2] наш…различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...» И вот смертельный враг загораживает нашей Родине путь в будущее. Как будто тени минувших поколений, тех, кто погиб в бесчисленных боях за честь и славу Родины, и тех, кто положил свои тяжкие труды на устроение ее, обступили Москву и ждут от нас величия души и велят нам: «Свершайте».

Источник: "Публицистика Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет". Издание- Москва. "Советская Россия", 1985 год

Публицистика войны

Илья Эренбург

"30 декабря 1941 года"

Под елкой — убитый немец. Он наполовину занесен снегом. Кажется, будто он, прищурясь, смотрит на восток. Отсюда три недели тому назад немецкие офицеры разглядывали Москву в полевой бинокль. Я читаю листок «Золдатен ангрифф»: «Москва огромный город. В нем — прославленный своей восточной красотой Кремль. В Москве много больших гостиниц, театров и кафе...» Кажется, что это «гид», изданный бюро путешествий. Вероятно, немецкие офицеры уже выбирали себе гостиницу... Они не сомневались в своей победе. Они писали, что заводы Калинина начнут работать весной 1942 года. Их штабы в Ельце, в Алексине, в Белеве обосновались прочно, надолго. На стенах портреты Гитлера, семейные фотографии и непристойные открытки, вывезенные из Парижа... Они раскладывали по шкафам архивы, посвященные боям в Югославии, и летние вещи. Вот ракетка для тенниса... Елка с недогоревшими свечами. На ней звезда. Они пили вокруг елки водку и шампанское. Они верили в счастливую звезду своего фюрера. Они убежали, не успев даже подумать, что с ними случилось.

1941 год был для них победным. Они сожгли Белград. Они надругались над Акрополем. Они захватили Украину и Белоруссию. Они уже выбирали барабанщиков, которые пройдут по проспектам Ленинграда. Они уже спорили, кто первый снимется в Москве на Красной площади. Одиннадцать месяцев они торжествовали, но в году двенадцать месяцев, и двенадцатый оказался для немцев фатальным. Звезда фюрера потускнела.

Вот ведут в штаб пленных. Немцев не узнать. Попав к нам в плен, они боялись не нас, но своего фюрера и своего ротного командира. Теперь это не те немцы. Они смотрят бессмысленными, тусклыми глазами. Они чешутся, ругаются, судорожно зевают.

Солдат толкает офицера — хочет продвинуться ближе к печке. Им наплевать на расовые теории, на железные кресты, на «крестовый поход». Они говорят только о холоде, о голоде… Они столько просидели вместе со смертью, что пропитались трупным запахом. Это не живые. Их хочется разбудить, растолкать. Вдруг один, встряхиваясь, будто ему нужно скинуть с себя одурь, ругает Гитлера — черная, угрюмая брань кипит на его растрескавшихся губах. …

Немцы, недавно кричавшие о своем превосходстве («У нас моторы»), отдавали «мерседес» за тощую лошаденку. Их моторизированная пехота наконец-то научилась ходить пешком... Брошены орудия, минометы, ящики с патронами. Это не паническое бегство, но это и не стратегический отход, это — отступление под натиском наших частей. В Волоколамске мы нашли посередине города большую виселицу: восемь повешенных, среди них молоденькая девушка. Такие же виселицы были в Калинине, в Ливнах... У себя к рождеству фашисты ставили на площадях елки, у нас они воздвигали виселицы.

Повсюду. Достаточно накормить красноармейца или дать ему гражданскую одежду, чтобы попасть на виселицу. Гитлеровцы не пытались заигрывать с населением. Они хотели одного: запугать народ. Но жители русских городов оказались неукротимыми. Многие из них уходили в соседние леса и там, несмотря на суровые морозы, ждали возвращения Красной Армии. Когда немцы взяли Наро-Фоминск, они не нашли в городе ни одного жителя. В Калинине жители не выполняли немецких приказов. Гитлеровцы загоняли женщин в сараи и там расстреливали. Один гараж подожгли — с людьми. Я читал приказ немецкого полковника Шитника: «Чтобы произвести надлежащие разрушения, надо сжечь все дома...». Сожжен древний город Епифань. Истра, веселая Истра, хорошо знакомая москвичам,— обугленные стены и щебень. …

У моего друга, красноармейца, который первым вошел в Волоколамск, жена родила в Москве — осенью. Мальчик провел уже сорок ночей в метро, а мальчику два месяца. И мой друг говорит: «Я умру, чтобы этого больше не было...» Мы хотим, чтобы наши дети рассказывали о танках как о доисторических чудовищах. Не затем мы сажаем сады и строим заводы, чтобы каждые двадцать пять лет их уничтожали буйные кочевники. Это мы говорим, глядя на развалины Наро- Фоминска и Истры. Гитлеровцев мы уничтожим — такова наша новогодняя клятва.

Источник: "Публицистика Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет". Издание- Москва. "Советская Россия", 1985 год

Публицистика войны

1941 год  

«По пути к фронту». Михаил Шолохов

Вооруженные карандашами, записными книжками и ручными пулеметами, мы едем на автомобиле к линии фронта, обгоняя множество грузовых автомашин, везущих к передовым позициям боеприпасы, продовольствие, красноармейцев.

Все машины искусно замаскированы ветвями берез и елей, и когда смотришь с холма вниз на дорогу, создается впечатление, будто в сказочный поход с востока на запад движутся, переселяясь куда-то, кусты и деревья. В движении - целый лес!

Предупрежденные, что в любой момент можно ожидать нападения с воздуха, я и мои спутники по очереди ведем наблюдения, стоя на подножке автомобиля….

Мы сворачиваем на проселочную дорогу, едем по местности, где всего несколько дней назад были немцы. Сейчас они выбиты отсюда, но все вокруг еще носит следы недавних ожесточенных боев. Земля обезображена воронками от снарядов, мин, авиабомб. Воронок этих множество. Все чаще попадаются пока еще не прибранные трупы людей и лошадей. Сладковато-приторный трупный запах все чаще заставляет задерживать дыхание...

Село, за овладение которым несколько дней шли упорные бои, находится по ту сторону холма. Перед уходом немцы выжгли его дотла. Внизу через небольшую речушку красноармейцы-саперы возводят мост.

Осторожно переезжаем речку по уложенным в ряд бревнам. Въезжаем в то, что недавно называлось селом. По сторонам обгорелые развалины домов, торчат одни печные задымленные трубы. Груды кирпича на месте, где недавно были жилища, обгорелая домашняя утварь, осколки разбитой посуды, детская кроватка с покоробившимися от огня металлическими прутьями.

На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник. Листья его слегка опалены пламенем пожара, ствол засыпан обломками кирпичей, но он живет! Он упорно живет среди всеобщего разрушения и смерти, и кажется, что подсолнечник - единственное живое создание природы на этом кладбище.

Удивительно трогательна привязанность у животных и птиц к обжитому месту. В этом же селе мне пришлось видеть разрушенную немецкими снарядами церковь и стайку голубей, сиротливо вившуюся над развалинами. Они жили, вероятно, на колокольне, но, лишившись приюта, все же не покинули родного места.

Впрочем, у местных колхозниц эта тяга к родному месту, на котором прожита жизнь, столь же сильна. Мужчины ушли на фронт, женщины и дети с приходом немцев попрятались в окрестных лесах. Сейчас они вернулись в сожженные деревни и потерянно бродят по развалинам, роются на пожарищах, разыскивая хоть что-либо уцелевшее из домашнего скарба. На ночь они уходят в леса, красноармейцы резервных частей кормят их за счет ротных котлов, дают им хлеба, а днем они снова идут в деревни, как птицы вьются у своих разрушенных гнезд.

В соседней, тоже выжженной деревушке, я видел несколько колхозниц и детей, помогавших матерям разыскивать на пожарищах уцелевшие вещи. Одна из женщин на мой вопрос, как теперь она думает жить, ответила:

- Прогоните проклятых немцев подальше, а за нас не беспокойтесь, заново построимся…

Серые от золы и пепла, измученные лица и воспаленные глаза детей и женщин надолго остались в моей памяти, и я невольно думал: "Какой же тупой, дьявольской ненавистью ко всему живому надо обладать, чтобы стирать с лица земли мирные города и деревни, без смысла, без цели подвергать все разрушению и огню".

Вскоре мы находимся в расположении одной из частей нашего резерва. Совсем недавно эти люди были в бою, а сейчас около землянки вполголоса наигрывает гармошка …

   


[1] Космополити́зм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

[2].Пра́щур "праотец, отдаленный предок",  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по военно-медицинской подготовке

данную разработку можно использовать при проведении военных сборов с юношами 10 классов....

Пример методической разработки по военной подготовке (ОУВС ВС РФ)

Рекомендую для проведения занятия по Уставам ВС РФ....

Методическая разработка внутришкольной военно-спортивной игры, посвященной годовщине вывода Советских войск из Афганистана и Дню защитника Отечества

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся предпрофильных и профильных кадетских классов оборонно-спортивного профиля. Военно-спортивная игра проводится в рамках празднования Годовщин...

Методическая разработка занятия "Военная присяга - клятва на верность Родине"

Целью методической разработки является знакомство школьников с историей возникновения и ритуалом приведения к военной присяги, разъяснения учащимся значения военной прсяги для военнослужащих....

Методическая разработка патриотической военно-спортивной игры "Хочу в морпехи"

Методическая разработка военно-патриотической игры "Хочу в морпехи" для учащихся 6-7 классов.Автор: Литвинов Валерий Викторович, учитель физической культуры ГБОУ Школа № 170 г. Москвы, сержант запаса ...

Методическая разработка " Поэзия военных лет". Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8-11 классов.

Сценарий литературно-музыкальной композиции  " Поэзия военных лет". Это меропрртиятие целесообразно проводить во внеурочное время в 8-11 классах....

Методическая разработка занятия "Военная лексика"

В предверии праздников 23 февраля и 9 Мая мы часто проводим занятия, направленные на патриотическое воспитание подростающего поколения. Представленная разработка поможет педагогам английского языка в ...