Часть 4. Точка зрения как литературный прием в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»
статья по литературе (5 класс) на тему

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда». На ее примере ребята могут познакомиться с такими понятиями, как «хронотоп»и «точка зрения»; рассмотреть, какими средствами автор создает образы героев и какую роль в этом играют связи с другими литературными сказками; выявить роль названия литературного произведения и его взаимосвязь с темой и идеей сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анна Скаскевич

Точка зрения как литературный прием в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»

В сказке «Синяя звезда» нет ни одного чуда в сказочном смысле этого слова - однако автор все-таки превращает уродливую девушку в прекрасную. Для этого он использует игру точками зрения. Сюжет создается именно этой игрой, причем читатель поочередно отождествляется с абсолютно разными, но в равной степени субъективными точками зрения.

Основным становится план психологии, который подчиняет себе сюжет. Первоначально кажется, что позиция автора объективна, но введение другой позиции раскрывает ее субъективность. Обе точки зрения оказываются общими для некоторой группы персонажей, т. е. принадлежат не отдельным лицам, а народам. Поэтому кажется существенным введение в анализ таких персонажей, как народы Франции и Эрнотерры. Компрометируя первую позицию, автор не предлагает нового объективного взгляда, он только констатирует неизбежное и неисправимое противоречие. Этого неравенства не изменить. При этом есть то, что стоит выше неравенства – равенство.

Добродетели Эрны – «доброта, терпение, кротость, внимание к окружающим, любовь к людям и животным, ясный, живой, точный ум и всегдашняя приветливость» оценены не только в Эрнотерре, но и во Франции, где король встречает Эрну следующими словами: «я  не решаюсь  сказать,  что  в  тебе  лучше:  красота  или добродетель, ибо обе мне кажутся совершенными...» Внешняя красота в этой сказке оказывается ценностью относительной, тогда как внутренняя – абсолютной. Красота в одной системе координат равна уродству в другой, но добродетель  едина в любом случае. Система ценностей разных героев одна, не существует антагониста, мыслящего иначе. Конфликт задан естественным ходом вещей, а «не столкновением человеческих воль».

В плане фразеологии интересен момент спасения Шарля Эрной. Мы находимся на внутренней точке зрения героя, так как его французская речь передана русским языком. То есть слова Шарля понятны ему и читателю, но не Эрне. Именно в этот момент читатель начинает подозревать, что точка зрения эрнотерранов не единственная. Спасенный юноша называет спасительницу ангелом и прекрасной языческой богиней, и если первое можно отнести к ее самоотверженности и доброте, то второе дает право иначе оценить именно внешность героини. И даже когда незнакомец теряет сознание и не может ее больше видеть, автор продолжает рассматривать Эрну его взглядом и описывает ее глаза как «синие звезды».

В пространственно-временном плане автор, знающий больше своих героев, смотрит на их время из не столь счастливого будущего и вспоминает об этом времени как о времени идеальном. В пространстве повествователь чаще всего занимает точку наблюдателя подле героя – он сопровождает Эрну, но не смотрит ее глазами:

«Она склонилась над обрывом и прислушалась. Где-то глубоко под  ее  ногами раздавался стонущий и зовущий человеческий  голос. Тогда, забыв  о  своем огорчении, движимая лишь волнением сердечной  доброты, стала спускаться Эрна в пропасть, перепрыгивая с  уступа на уступ, с камня на камень, с утеса  на утес с легкостью молодого оленя, пока  не утвердилась на небольшой площадке, размером  немного  пошире мельничного  жернова».

Но порой поле зрения повествователя необычайно расширяется. К этому можно отнести как описание Эрнотерры с высоты птичьего полета – и глубины лет – так и наблюдение за всеми французами в день въезда принца в Париж: «И не было в тот день не только не одного мужчины, но даже ни  одной  женщины, которые не признали бы Эрну  первой  красавицей в  государстве, а следовательно на всей  земле». 

Исходя из рассмотренного материала, можно утверждать, что автор в сказке если и не всеведущ, то близок к этому. К описываемому миру он относится с нежностью и грустью, но иногда и иронизирует над ним – как, например, в предыдущей цитате. «А следовательно на всей  земле» в контексте всей сказки звучит особенно насмешливо.

Однако повествователь выражает себя не только в иронии. По временам он прямо высказывает собственное мнение по поводу описываемого: «Любовь - лучшая учительница языка»; «Когда народ смеется, даже с оттенком сатиры, монарх может спать спокойно». Подобные афоризмы могут быть также предложены ребятам для анализа и выражения собственной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения

В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе  литературного  произведения с точки зрения пространства,  времени  и  круга основных проблем)....

Часть 1. Хронотоп в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...

Часть 2. Система персонажей в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...

Часть 3. Литературные связи сказки А.И. Куприна «Синяя звезда»

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...

Часть 5. Анализ композиции сказки А.И.Куприна «Синяя звезда»

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...

Часть 6. Смысл названия сказки А.И.Куприна «Синяя звезда»

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...