Конспект урока по литературе для 5 класса "Хирургия.А.П.Чехов"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Штенская Наталья Сергеевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:  познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»;

Задачи:

  1. Развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст;
  2. Введение понятий «юмор», «сатира».
  3. Развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа;
  4. Воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества.

Оборудование:

  1. Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
  2. Карточки-задания для работы в группе.
  3. Аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы».
  4. Портрет А.П.Чехова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_5.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5-м классе

« А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия»

Учитель русского языка и литературы Штенская Н.С.

 Эпиграф:                                                                       Хорошо вспоминать о таком человеке,

 тотчас в жизнь твою возвращается бодрость,

                                                              снова входит в нее ясный смысл…

М.Горький

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:  познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; 

Задачи:

  1. Развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст;
  2. Введение понятий «юмор», «сатира».
  3. Развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа;
  4. Воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества.

Оборудование:

  1. Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
  2. Карточки-задания для работы в группе.
  3. Аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы».
  4. Портрет А.П.Чехова

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Ввод в тему урока. Мотивация.

Ребята, у вас 5 урок, вы немного подустали, поэтому предлагаю начать урок с игры, которая называется « Четвертый лишний».

Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

«Заколдованное место».

«Ночь перед рождеством»

«Хирургия»

«Пропавшая грамота»

С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, а сегодня
познакомимся с биографией А.П.Чехова, с его произведениями.

3. Объяснение нового материала.

Прочитаем эпиграф к главе о Чехове: «Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня» (Л.Н.Толстой).

 - Значит, по мнению Толстого, в язык Чехова надо вчитаться. Как вы понимаете это выражение?

Прежде чем вчитаться в Чехова, давайте познакомимся с биографией А.П.Чехова.

1) Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине.

4.Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»   (Приложение 1)

 Вопросы для беседы после просмотра презентации:

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Каким человеком представляется вам  Чехов?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

- Какими талантами обладали Чехов, его сестра и братья?

Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у них был талант артистов. Чехов легко перевоплощался в героев различных пьес. Старший брат Александр стал писателем, Николай – художником. У брата Михаила тоже был литературный талант, у Ивана - талант педагога, у Марии – художественные способности.

- Как относился Чехов к чтению, книгам?

К чтению А. П. Чехов относился с увлечением. Особенно он любил книги о приключениях и путешествиях, читал юмористические журналы.

-  Когда появились первые рассказы писателя? О чем они?

- Как Чехов подписывал свои произведения?

- Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему?

5.Прослушивание аудиозапись рассказа «Хирургия»

Предлагаю прослушать рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. (Это хороший пример сценического чтения литературного произведения). При этом говорю, что когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр».

- А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос, после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста.

(Прослушивание аудиозаписи).

- Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»?

(Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр).

6. Беседа по содержанию рассказа «Хирургия».

- Понравился рассказ Чехова?

- Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения?

- Вспомните фамилию фельдшера. На что она намекает?

-  Каким перед вами предстает больной дьячок?

- Кто вызывает больше смеха или сочувствия дьячок Вонмигласов? фельдшер Курятин?

- Что же  смешного  в таком рассказе?

(Смешной, юмор.)

- А что такое юмор?

Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.

- Давайте попробуем разобраться в этом.

- Как выглядела земская больница? Кто её пациенты?

Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими,  часто в них работал только один доктор.  В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.

- О чем нам говорит фамилия фельдшера – Курятин?

Фельдшер Курятин курит зловонную сигарету. Фамилия фельдшера автором выбрана специально. Она говорит о том, что герой много курит. Может быть, фамилия связана со словом «курятина». Есть такое обидное прозвище «курицын сын», то есть глупый и трусливый человек.

- Какими предстают перед нами фельдшер и больной?

И фельдшер, и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными.

- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему?

7. Выводы

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

8. Итоги урока.

9. Оценки.

10. Д/з. Перечитать рассказ «Хирургия». Ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...