Технология творческих мастерских
учебно-методический материал по литературе на тему

Хасиетова Гульмира Азатовна

Примерные уроки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya._uroki.docx46.17 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПО ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»

7-й КЛАСС

(Автор: Т.Я.Ерёмина)

Создавая мастерскую, более всего думаешь о том, как научить читать Льва Толстого — особенного писателя. Настоящий разговор о диалектике души далеко впереди, но уже сейчас многое можно показать, обдумать, учесть, стараясь понять автора и его героев. В 7-м классе для нас, нравственные проблемы — важнее всех других. Это даёт право сделать акцент именно на ценностной ориентации двенадцати - тринадцатилетних школьников. Отсюда определение жанра мастерской. Она проводится на последних уроках по теме, когда рассмотрен основной сюжет, отношения между героями, поставлены вопросы о том, что интересно автору и как можно понять разных героев.

Учитель должен быть готов к тому, что мастерскую не удастся провести целиком: если ученики окажутся не готовы к активному общению или класс очень слабый, придётся перевести её в урок. Но и в этом случае активность детей нужно стимулировать на обычных уроках — тогда они захотят говорить на мастерской.

Урок 1. «Извне и изнутри»

Беседа перед мастерской

Мы говорили с вами о том, как Л.Толстой умеет показывать героев извне (в частности, когда читали главу XII — «Гриша»). Видели мы и то, как внимателен писатель к мыслям героя — уже в первой главе. Но для Льва Толстого изобразить состояние человека, его душу как будто изнутри — это самое главное. Почему? Вот об этом и пойдёт разговор на мастерской.

На какие же вопросы нам нужно ответить, чтобы понять героя? (Ребята предлагают свои вопросы; они записываются на доску и в тетрадь.)

Вопросы, предложенные семиклассниками

(Все примеры, которыми иллюстрируются мастерские, взяты из работ учеников гимназии № 406 г. Санкт-Петербурга.)

  1. Как мальчик выглядит "снаружи", то есть какова внешность, детали портрета?
  2. Каков круг общения Николеньки?
  3. Как отзываются о нём люди?
  4. Как к нему относились дети, а как взрослые?
  5. Как он относится к другим людям?
  6. Какие у Николеньки привычки?
  7. Что он думает о самом себе?
  8. Какие чувства и мысли волновали его?
  9. Каковы причины поступков?
  10.  Каким Николенька хотел выглядеть в глазах других?
  11.  Изменялся ли мальчик?
  12. Что прямо говорит о нём автор?
  13. Как я отношусь к герою?

Вопрос учителя: что самое главное в герое для автора?

Мы перечитаем с вами эпизод XIX главы, в котором видно, как Николенька Иртеньев любовался Серёжей Ивиным, который ему очень нравился, и как все вместе мальчики обидели одного из гостей.

Ход мастерской

I

А. Вспомните, как вы любовались каким-нибудь человеком. Какое это ощущение, какие чувства? Запишите: "Я любуюсь". Продолжите запись перечнем ощущений.

Из записей школьников

Я любуюсь: смеюсь, радуюсь, хочу показать себя; восхищение, интерес, желание познакомиться, желание подражать, быть похожей; уважение, желание помочь, позаботиться о таком человеке; гордость, .желание рассмешить, порадовать, желание показать себя, пообщаться, поговорить, белая зависть, желание больше видеться, узнать поближе, наслаждение от того, что видишь человека, любовь, тяга к человеку, преувеличение его достоинств, удивление и даже изумление, желание обнять, умиление, счастье. 

Б. Вспомните, было ли так, что вы кого-то обидели? Из-за чего? Какое это чувство – обидеть другого человека? (Минуту подумать и записать).

Пояснение для учителя

   Если ребёнок не хочет отвечать на вопросы и вообще участвовать в общей работе, говорят, что он "выпадает" из мастерской. Такому ученику педагог всегда должен быть готов дать самостоятельное задание и потом его оценить. Это одно из требований к "мастеру" — его уровень профессиональной готовности. Более частый вариант, особенно в классах, где недостаточно взаимное доверие учеников, — отказ читать вслух свои наблюдения. Здесь вариантов поведения учителя несколько. Во-первых, заранее надо предупреждать об условиях работы. Никто не требует раскрытия личных тайн, но все находятся в школе, где ответ, например, у доски часто обязателен (условие "игры"). То есть постепенно надо приучать себя к гласности своих высказываний. Однако некоторые сначала согласятся высказаться только в паре или в группе. Через какое-то время, если мастерские проводятся чаще, ребёнок привыкает доверять классу. Но на мастерской всегда можно разрешить не читать своё "тайное" — просто пропустить, пусть говорит следующий.

Из записей школьников

Я обижаю: ненависть, желание возвысить себя, злость, "вылет долгой злости", удовольствие, чувство удовлетворения, удовольствия, вина; чувство облегчения, что заступился за себя; ощущение безысходности; раскаяние, сменяющее ненависть; злость, испуг, страх, желание отомстить, жалость, желание загладить свою вину, желание до конца рассердить, досада, насмешка, расстройство, беспокойство, самообвинение, стыд, желание закрыть глаза, знание о состоянии другого (понимание), чувство собственного унижения; "не нахожу себе места ", хочу помочь.

II

Запишите свои размышления: на что обижаются ваши друзья, а что обидно для вас. Прочитайте ту часть записей, какую вам захочется прочитать. (Слушатели могут по ходу чтения вносить коррективы в свои записи, дополнять их суждениями других.)

III

Работа с текстом

А. Перечитайте эпизод из финала XIX главы.

Б. Запишите вопросы, которые возникают при чтении.

В. Соберите после обсуждения вопросы в группах (по 4 чел.).

Г. Прочитайте и запишите как можно больше вопросов от групп. (Запись в тетрадях и на доске.)

Вопросы, составленные учащимися

  1. Почему мальчики не дружили с Илинькой Грапом?
  2. Почему издевались над Илинькой? За что?
  3. Почему Илинька терпел насмешки, не защищался?
  4. Почему мальчики щеголяли друг перед другом?
  5. Почему, когда почувствовали вину перед Грапом, то его же и пристыдили?
  6. Почему друзья Серёжи не остановили его?
  7. Почему никто не защитил Грапа?
  8. Почему Илинька не ушёл?
  9. Почему автор называет его несчастной жертвой?
  10. Какие чувства испытывали обидчики?
  11. Почему Николенька изменял свои мнения в зависимости от мнений Серёжи?
  1. Почему насилие было весельем, развлечением?
  2. Почему мальчикам было не стыдно?
  3. Почему Илинька не понимал, за что его обижают?
  4. Почему под конец Серёжа захотел унизить Грапа?
  5. Почему все "принуждённо" улыбались (Серёжа — "неестественно")?
  6. Что здесь самое важное для автора?
  7. Какова роль портрета Илиньки в начале эпизода?
  8. Почему через много лет автор переменил мнение об Илиньке?

Вопросы, составленные учителем параллельно с классом

  1. Из-за чего Илинька казался Николеньке презренным существом?
  2. Чему и почему удивлялся Илинька, глядя на мальчиков?
  3. Зачем Серёжа и все насильно перевернули Грапа?
  1. Почему Николенька, почувствовав, что дело невесёлое, не попробовал всех остановить?
  2. Почему Илинька "кидал ногами", когда его перевернули?
  3. От какого чувства "опомнился" Серёжа?
  4. Почему Илинька в одном предложении совместил "ты" и "вы"?
  5. За что Серёжа стал бить Илиньку лексиконом?
  6. Почему Серёжа назвал шуткой то, что сделал?

10.        Как объяснить, что Николенька напоследок всё же решил, что прав Серёжа?

Урок 2. Шутки друзей

Ход мастерской

I

А. Нарисуйте условные фигуры: один худенький и нескладный мальчик, а вокруг него пять более крепких с поднятыми руками...

Б. Запишите два предложения — мысли любого из мальчиков в этот момент.

В. Прочитайте вслух то, что записали.

Пояснение для учителя

Если мало времени для чтения вслух всех записей, то можно их читать в паре или в группе. Это варианты социализации. Важно предъявить другим своё мнение и учесть чужие. Поэтому оглашение всех мнений хотя и не всегда возможно, но предпочтительно. В классе, где плохо читают или не соглашаются слишком многие, ведущий может собрать листки и прочитать вслух. Это касается самых важных работ или высказываний. Записи можно вести не в тетрадях, а на листах, отдельные задания можно не подписывать.

II

А. Найдите слова, которые позволяют понять, как изменялось душевное состояние Николеньки.

Б. Прочитайте их вслух. (Кто нашёл, тот читает и по ходу объясняет: тот, кто сможет и успеет, запишет объяснения.)

Пояснение для учителя

Конспективная запись может вестись на доске учителем или его помощником. Это и обучающий момент — что и как записывать у себя, — и помощь тем, кто пока совсем не успевает.

Находки из текста (в скобках — объяснения учителя):

  • хотели посмеяться (для развлечения),
  • напали возиться и щеголять друг перед другом (хвастаться, показывать себя),
  • Серёжа был удивительно мил (Николенька любуется своим кумиром),
  • невозможно было удержаться от смеха (реакция на чужого, непонятного, нескладного мальчика),
  • закричали мы (как стая, одушевлённая общим неосмысленным чувством),
  • мы помирали со смеху (заражали друг друга бессмысленным смехом),
  • я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело (ещё не мысли, но чувство того, что содеяно зло, пробуждение совести),
  • плачевная фигура... поразила нас; мы все молчали и старались принуждённо улыбаться (удивление себе и нежелание считать себя виноватыми),
  • я с участием посмотрел на бедняжку (сочувствие),

• — Э, Сергей! — сказал я ему, — зачем ты это сделал? (активное желание понять и исправить причиненное зло).

•        Илинька больше ничего как плакса, а вот Серёжа — так это молодец (нежелание понимать другого человека, желание сохранить прежнее впечатление о добре всего, что исходит от Серёжи, и душевное равновесие).

III

Объясните письменно (на выбор):

  • поведение и самочувствие Илиньки Грапа;
  • поведение и душевное состояние Серёжи;
  • поведение и перемену мнений Николеньки.

Примеры текстов

Илинька Грап

Насилие для мальчиков было огромным весельем. Сын бедного иностранца, Илинька Грап совершенно не понимал, из-за чего с ним не дружат, обижают его.

Когда Грап понял, что его сейчас перевернут на голову, он с необыкновенным страхом и выступающими слезами на глазах закричал: "Пустите меня, я сам! Курточку разорвёте ". Его отец был бедным и не часто покупал сыну новые вещи. Курточка трещала по швам, а ребята умирали со смеху.

Мальчики издевались просто так, для веселья, увидев, что Грап слаб и скромен. В любых компаниях побеждает сильнейший, а слабый остаётся незащищённым. Но Илинька ведь был гость!..

Вера КОЗЛОВСКАЯ

Серёжа Ивин

Серёжа был, по мнению главного героя, удивительно мил. Когда все делали разные гимнастические штуки, он беспрестанно хохотал и "затеивал " новые шалости. Это показывает, что если бы не Серёжа, то ребятам было бы скучно. Он, когда вставал на лексиконы Татищева, старался быть лучше всех.

Когда Серёжа предложил поставить на голову Илиньку, тут понятно, что его идеи нравились товарищам, а он хотел поиздеваться над Илинькой...

Дмитрий ПРИБЫЩУК

Мнения Николеньки

Внутри Николеньки играют разные чувства. Они меняются в зависимости от ситуации и окружающих людей.

Сначала он презирает Грапа за то, что тот слабый и бедный, издевается над ним со всеми

( "мы не только не были дружны с Илинькой,.."). Затем он хвастается, старается показать, что он среди лучших, чтобы "не ударить лицом в грязь" "...и щеголять друг перед другом". После этого он любуется Серёжей из-за его силы и красоты: "Серёжа был удивительно мил ".

Затем Николенька смеялся, у него была жажда увидеть, как будет выглядеть Илинька Грап при исполнении "гимнастических штук ": "Непременно, непременно на голову!" И вместе со всеми смеётся над Илинькой. Но вскоре он убеждается, что это не смешно, так как Илиньке плохо: "...я не был совсем убеждён, что всё это смешно и весело ". Потом Николенька разочаровывается в Сергее ("Э, Сергей!.. ") из-за Илиньки. Но вскоре опять решает, что он не прав, а Серёжа настоящий молодец: "...что это за молодец!"

Алина МИЛЛЕР

IV

Рефлексия. Впечатления от занятия. О чём я задумался особенно серьёзно, пока работал в мастерской?

В качестве домашнего задания предложим ребятам найти и отметить в повести строки, в которых изнутри открывается душевное состояние героя. Это задание позволит собрать материалы к сочинению. Само сочинение можно провести на следующем уроке, ему должно предшествовать обсуждение найденного дома, разговор о темах, а также словарная работа. Вот некоторые предваряющие сочинение упражнения и задания.

  1. Прочитайте фрагменты, отмеченные вами дома. Как в них характеризуется герой? (При чтении делаем небольшие выписки с комментарием.)
  2. Устное обсуждение фрагмента повести (глава XIX). Чьи мысли перед нами?

Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.

Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несёт поварёнок для супа?..

Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Серёже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом1. Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.

3.        Работа с оборотами речи, связанными с выражением своего или чьего-то мнения и с объяснением причин. Речевые обороты записаны на доске.

  • Мне кажется, я думаю, заметно, что, вероятно, с моей точки зрения, я понимаю, что...
  • С точки зрения автора, по мысли автора, как считает писатель, сточки зрения Льва Толстого, по словам писателя, как подчёркивает повествователь...
  • Из-за того что... потому что... так как... затем что... оттого что... несмотря на то что... хотя... с одной стороны, ...с другой стороны...
  • Во-первых, во-вторых, в-третьих... итак, .... таким образом, ...

Темы сочинений

  1. Письменно объясните и продолжите мысль Ф.М. Достоевского:".. .это не простой мальчик, не как другие дети, не как брат его Володя. Ему всего каких-нибудь лет двенадцать, а..."
  2. Я понимаю героя (Николенька Иртеньев в повести Л.Н. Толстого «Детство»).
  3. Самое важное для Льва Толстого в изображении главного героя повести «Детство».
  4. Что особенного в Николеньке Иртеньеве находит опытный читатель?

Приложение 2.

Мастерская творческого письма

«Самое главное слово»

   Для успешного результата работы требуется соблюдение некоторых условий.

  • Ученики выполняют задания на двух листах формата А-4. (Для записей крайне нежелательно использовать страницы из школьных тетрадей в линеечку: необычный формат листов помогает раскрепостить творческое воображение.)
  • Должно быть оговорено ориентировочное время выполнения заданий, т. е. исключен вопрос:  «Сколько слов мне надо написать?» Это условие ориентирует участников на свободный выбор объема записей. В зависимости от темпа работы учеников время на каждое задание может быть увеличено или сокращено.
  • Для проведения мастерской необходимо иметь репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии пейзажей (в 1,5—2 раза больше количества учеников).

   Вариант творческой мастерской, предложенный далее, подобен кажущемуся безжизненным саженцу плодоносной яблони: маленький и сухой. Но приди весна, окажись его корни в земле... Настанет время, и какой урожай мы взрастим!

Последовательность  выполнения  заданий  в  мастерской «Самое главное слово»

Учитель. Перед вами два белых листа. Один — для черновика, положите его перед собой. Другой лист, будущий чистовик, отложите пока в сторону. Черновик можно оставить себе. Главное — вы должны честно выполнить задание,  «не стараясь угодить». То, что вы напишете на чистовике, сдадите, Сегодня вы пришли не на урок, а в мастерскую, где каждый из вас может создать свое небольшое произведение.

Будьте готовы к тому, что задания, которые вас ожидают, возможно, покажутся вам необычными.

Задание первое (3—5 минут). Обведите руку. (Дети удивлены. Возникает оживленно-веселый шумок. Все думали, что будет проверка знаний, а оказывается — надо просто обвести руку.  Ученики,  недоумевая,  спрашивают:   «Какую:   правую или левую?   — А можно — ногу? — Вот так?»)

Учитель проходит по классу, наблюдая, все ли справились с этим «трудным» делом. Следует похвалить тех, кто подошел к выполнению задания нестандартно: ребята должны понять, что нестандартные решения будут поощряться.

- Но почему никто из вас не поставил ладонь ребром или не обвел кулак? Ученики, понимая, что их ждет что-то интересное, готовы внимательно слушать дальше.

Задание второе (3—4 минуты). Теперь напишите любые, какие вам захочется, слова на ладони, на пальцах, вокруг них — где хотите. Количество слов не ограничено.

     - Выберите из всех написанных самое главное для вас слово (можно словосочетание), подчеркните его и выпишите. (Дети охотно выписывают: каждому нравится свое слово.)

     Задание третье (3 минуты). Запишите с избранным вами словом свои ассоциации. Можно по смыслу, по ощущениям: звуку, цвету, запаху, вкусу, осязанию...

Ученица выписывает: свет свеча, тепло, золото, ясный, цветок, книга, солнце, человек, доброта, окно...

- Теперь обменяйтесь с соседом (мальчиком или девочкой) листочками и допишите к слову товарища свои ассоциации (2 минуты).

Возникает веселое оживление, и — странно — никто не отказывается поделиться сокровенным. К слову «свет» сосед девочки дописывает: лампа, светильник, факел, небо. Эти ряды слов — выведение своего «я» «на люди». Кроме того, участники мастерской увеличивают «поле видения» своего слова.

Задание четвертое (3 минуты). Верните листки их владельцам. Еще раз запишите это же слово. Затем мысленно произнесите его и внимательно вслушайтесь в звучание. Какие созвучия в нем особенно ярки для вас? Подберите и запишите ассоциации к этим созвучиям.

Например, если ученик выписал слово «кошка», а значимое звуковое сочетание для него оказалось «ош», возникают ассоциации «шоколад, ш-ш-ш, шуршать, кышш!, окошко...». Ребенок «погружается» в свое слово, «живет» в нем.

- Поменяйтесь опять листочками и допишите свои ассоциации к созвучиям (2 минуты).

Это задание детям уже знакомо. Они охотно и быстро его выполняют. Рядом мир другого человека, но это не отвлекает, не дает «замкнуться» в круге своих чувств.

- Теперь вы будете работать самостоятельно, не меняясь листочками.

Задание пятое (3 минуты). Запишите самое при        ятное для вас впечатление раннего детства, сформулировав его в одном слове. Составьте ассоциативный ряд с этим слоном.

Девочка пишет: мама родная, светлая, добрая, красивая. Мальчик: мотоцикл покататься, ветер.

Задание шестое (3 минуты). Запишите слово, символизирующее для вас самые большие неприятности в детстве (это может быть какой-то запрет, страх) и связанные с ним ассоциации.

     У одного из мальчиков на листке появляется: угол – ремень, душно, темно.

     Пока школьники выполняют это задание, учитель раскладывает на столах, на полках, на полу репродукции картин и фотографии с изображениями деревенских и городских пейзажей, животных, архитектурных сооружений, графику. Количество изображений должно быть в полтора-два раза больше, чем число участников. Иногда какое-то изображение предпочитают выбрать сразу два ученика. Тогда мы предлагаем им сесть за одну парту на время выполнения задания. Учащиеся могут на короткое время прервать работу, рассмотреть другие репродукции, тем самым немного отдохнуть перед последними двумя заданиями.

Задание седьмое. Внимательно вглядитесь в картину, выбранную вами. Хочется ли вам «войти» в нее? Если — да, то представьте, что вы не только видите изображенное реально, слышите, но и чувствуете то, что происходит вокруг...

А теперь постарайтесь сформулировать в слове (можно в словосочетании) впечатление от выбранного вами изображения. Запишите свои ассоциации. Какие у вас рождаются мысли при его созерцании?

Время предоставляется в зависимости от темпа работы класса.

В процессе выполнения этого задания происходит переключение внимания, и главными становятся зрительное восприятие, зрительная память. Человеку свойственно возвращаться в воспоминаниях к прошлому, не такому давнему, как раннее детство, но дорогому.

Задание восьмое, итоговое. Приготовьте второй чистый лист для выполнения итогового задания. Сосредоточьтесь и внимательно просмотрите все предшествующие ваши записи и выберите самое для вас важное слово (это может быть и словосочетание). Запишите его как заглавие на чистом листе.

Теперь вам предстоит написать небольшое размышление об этом слове. Оно может быть любым по объему: от нескольких строк до страницы и больше. Можно написать стихотворение, рассуждение, поток мыслей. Если хотите — рассказ или сказку со своим сюжетом.

Наступают самые замечательные мгновенья урока — участники мастерской пишут...

Старшеклассникам и взрослым (которые также выполняли это задание) необходимо обычно не менее 10—20 минут, ученикам средних классов — 5—10 минут.

Если учитель сочтет нужным оценить работу, то выставляет только хорошие и отличные отметки. Оценка зависит от того, насколько убедительно участник мастерской сумеет передать свои мысли и чувства в прозаическом или поэтическом размышлении.

Когда в классе складывается доверительная атмосфера, авторам работ можно предложить прочитать свои сочинения вслух (или хотя бы некоторые из них — по желанию участников). Здесь нет и не должно быть соперничества, только радость за другого, радость узнавания своих открытий в других. Это завершающий и очень важный момент мастерской.

Приложение 3.

Мастерская творческого письма

«Гармонии таинственная власть»

     Учитель. Наше занятие сегодня не совсем обычное. Мы не будем знакомиться с творчеством нового поэта или писателя. Сегодня творцы — вы. Вы пришли сюда, чтобы учиться слышать себя, видеть внутренним взором то, что вы увидели в садах Лицея, и учиться передавать свои мысли и чувства в слове.

Давайте вначале внимательно послушаем музыку и снова представим себе нашу недавнюю прогулку.

В течение 4—5 минут звучит органная музыка (И.-С. Бах, М. К. Чюрленис и др).

Запишите на первом листе поток слов, мыслей, ассоциаций, возникающих у вас во время звучания музыки. Записи можно сопровождать зарисовками. Продолжительность выполнения 3—4 минуты.

Записанные слова шестиклассники читают по своему желанию вслух, стараясь избегать повторов, и дополняют или уточняют записи.

Как вы считаете, гармонична ли эта музыка по звучанию?

Выслушав несколько устных ответов, предлагаем сделать вторую запись в черновике.

Объясните, как вы понимаете слово «гармония». Начните предложение так: «Гармония — это...» Продолжительность  выполнения — 3 минуты.

     Назовите антонимы к слову «гармония».

     Когда ученики назовут слова («хаос»,   «дисгармония»  и т.п.)  предлагаем следующее задание.

Объясните, как вы понимаете слово «хаос» (или другой найденный антоним). Начните предложение так: «Хаос это...» Продолжительность выполнения — 3 минуты.

     Для дальнейшей работы предлагаем открытки, фотографии с пейзажами, видами Петербурга, парков, на обратной стороне которых — стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина и других поэтов. (Открытки приготовлены заранее). Ученики выбирают понравившееся изображение; если в классе много детей, учитель пополняет изображения, чтобы  круг выбора был широкий.

- Представьте, что вы мысленно входите в изображенное пространство. Запишите свои ощущения, ассоциации, мысли. Прочитайте строки стихов, которые найдете на обратной         стороне открытки. Выпишите из них понравившиеся слова или словосочетания. Продолжительность выполнения — 5 минут.

Школьники выполняют итоговое задание,

Работа над черновиком закончена. Заключительный этап творческого труда:

  • внимательно пересмотрите все, что написано;
  • определите для себя наиболее важное, значимое из всех записанных слов;
  • выберите (из предложенных) цвет листа,  который соответствует избранному слову;
  • выпишите это слово на цветной лист как заголовок; расскажите, что вы думаете о нем. (Можно написать рассуждение, можно — поток мыслей, стихи, рассказ.)

На следующем уроке с согласия авторов читаем вслух созданные тексты. Эти небольшие творческие работы впоследствии могут быть использованы при создании литературно-художественного журнала.

Примеры поэтических текстов, предложенных ученикам для выполнения творческой работы

...В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться Муза стала мне.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой...

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака...

Ф. И. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Ф. И. Тютчев

Литература.

  1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.
  2. Ерёмина Т.А. «Гений чистой красоты»: Урок-мастерская по литературе // Литература. № 10, 2007.
  3. Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской  // Литература. № 3, 2007.
  4. Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.
  5. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.
  6. Ерёмина Т.А. «Недоросль» Д.И.Фонвизина. Мастерская построения знаний и творческого письма // Литература. № 3, 2007.
  7. Ерёмина Т.Я. От литературной «мастерской» к экзамену по русскому языку // Литература, № 20, 2010.
  8. Ерёмина Т.Я. «Сверхъестественное отделение носа»: уроки с элементами мастерской по повести Н.В.Гоголя «Нос» // Литература, № 2, 2009.
  9. Ерёмина Т.Я. Урок-мастерская по литературе: 7 – 9 классы. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып 3 (15).)
  10. Фёдорова Л.Д. Мастерская по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» // Литература, № 3, 2009.
  11. Щукина С.Ф. «Жить, думать, чувствовать, любить…»: из опыта работы учителя литературы. М.: «Мнемозина», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Технология творческих мастерских, или как открывать знания вместе с учениками"

В теоретической части пособия рассматривается технология проведения уроков литературы в форме творческих мастерских, в практической приводятся разработки уроков литературы в форме творческих мастерски...

Сценарий мастер-класса технология творческих мастерских

Сценарий мастер-класса проведенного на муниципальном уровне. На примере темы "Строение и работа сердца" показана технология творческих мастерских....

Инновационные процессы в современном образовании. Технологии творческих мастерских.

В статье говорится об инновационной деятельности в образовании и рассматривается одна из форм организации учебного процесса - творческие мастерские....

Кабинет технологии - творческая мастерская учителя

Кабинет технологии. Оснащение кабинета....

Технологии творческих мастерских на уроке музыки.

Предлагаю свой опыт по использованию технологии творческиой мастерской....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...