Технологии творческих мастерских на уроке музыки.
опыты и эксперименты по музыке по теме
Предлагаю свой опыт по использованию технологии творческиой мастерской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Современные инновационные технологии на уроках музыки в начальной школе «Творческая мастерская».
Из опыта работы учителя музыки МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района г. Волгограда Дыбовой Е.В.
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Эти задачи могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Теория и практика нового образования в России свидетельствует о том, что, обращаясь к зарубежным методам, педагоги России создают свой оригинальный опыт, тесно связанный с национальными педагогическими традициями и с современными региональными особенностями. Это касается и технологии творческой мастерской.
О ней я знала, и даже участвовала в работе творческих мастерских, проводимых в рамках больших семинаров или фестивалей, но почему-то в моём сознании использование технологии творческой мастерской связывалось только с проведением какого-то большого мероприятия, а зря. О том, что эту технологию с успехом можно применять в различных видах педагогической деятельности я до конца поняла и осознала на курсах Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. На занятиях я узнала, что Мастерская, появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и Франции, а точнее «Французской группы нового образования». Идеи этой группы передовых психологов, педагогов, учёных, которая стремится к тому, чтобы воспитать и вырастить личность с новым мышлением, основанным на глубокой вере в себя, в свои способности; созвучны нашим.
Итак, мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из её участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельного решения творческих задач. Данная педагогическая технология позволяет учителю не столько учить, сколько помогать ребёнку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, музыки, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым различным материалом: словом, музыкой, текстом, цветом и т. д. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию. Помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, действий.
Но, ни описание, повествующее о сути новой технологии, ни разбор методических средств и приёмов не могут дать представление о поразительной действенности творческой мастерской. Мастерскую нужно только прожить и я хочу поделиться опытом такого «проживания» на примере урока музыки во втором классе по теме: « Музыкальные инструменты. Оркестр» по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. И. Шмагиной.
Хочу добавить, что на базе нашей школы функционирует экспериментальная площадка «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций национальной культуры» (ВГИПК РО, приказ № 26 от 16.10.2007 г.). В школе пятый год ведётся кружок «Основы православной культуры», поэтому предложенная мною мастерская – решает задачи не только урока музыки, но и является попыткой заронить в детскую душу « плодовитые семена христианской нравственности».
Название мастерской «Великая сила музыки»
Цели мастерской:
- через организацию творческой деятельности создать условия для включения учащихся начальной школы (2-й класс) в процесс осознания и переживания вечных истин как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров;
- помочь обрести точку опоры, правильный ориентир в жизни, опираясь на мудрые духовные принципы: « Верь, надейся и люби людей, братьев наших меньших, землю; твори добро, старайся жить в гармонии с собой и окружающим миром»;
- с помощью методики творческой мастерской усилить позицию детей в открытии и развитии у себя нравственных качеств.
Как у автора данного урока у меня была ещё и своя цель, которая заключалась в апробировании технологии «Творческая мастерская».
Тема урока: Музыкальные инструменты. Оркестр.
Цели урока:
- Обучающая: Научить правилам игры на детских музыкальных инструментах в оркестре, смоделировать из знакомых ритмоформул сопровождение к выбранной ребятами музыке,
- Воспитывающая: Способствовать формированию любви и бережного отношения к окружающему миру,
- Развивающая: Познакомить с музыкой великих композиторов: романсом М. И. Глинки «Жаворонок», фрагментом из симфонии № 5 «Пасторальной» Л. Бетховена, «Весна» А. Вивальди.
Проблемные вопросы урока: Может ли музыка принести вред? Как играть на инструментах в оркестре? Что необходимо помнить о природе, об окружающем нас мире всем людям на земле, какой бы деятельностью они не занимались, чтобы сохранилась гармония, мир, любовь?
Оборудование:
- аудиозапись музыки композиторов «Весна» А. Вивальди., фрагмент симфонии № 6 (Пасторальная) Л. Бетховена, романс «Жаворонок» М. И. Глинки,
- музыкальные инструменты,
- рассказ В. Бианки «Музыкальная канарейка»
- Эпиграф урока: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». Д. Б. Кабалевский.
План урока - творческой мастерской.
Вступительное слово учителя (мастера): В повседневной жизни человека окружает множество самых различных звуков и шумов. Какие-то из них действуют на него раздражающе, к другим он настолько привык, что просто не обращает на них никакого внимания. Для нас это самые
обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку. О чём думает композитор, создавая музыку? Быть может, такие мысли предшествуют её рождению:
…Чистый лист бумаги,
Нотная строка.
Звуки всей Вселенной
В мыслях у меня…
Дай мне силы, Боже,
Это удержать,
Красоту созвучий
Людям передать!
Композитор не совсем обычный человек, своего рода волшебник. Только волшебнику под силу услышать, организовать, построить звуки в таком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать нас, радовать, доставлять удовольствие. Но, вот, наконец, музыка написана. (Вопрос детям)
- Как же мы, слушатели, услышим её? Кто нам в этом поможет?
- Правильно музыкант, исполнитель. А что это за человек музыкант?
- Верно - это человек, прекрасно владеющий музыкальным инструментом.
- А какие музыкальные инструменты мы с вами уже знаем? Давайте вспомним с помощью теста.
С помощью теста на соответсвие вспомнить известные детям музыкальные инструменты.
Тест №1
Что за инструменты изображены на картинке. Соедини стрелочками изображение инструмента с правильным его названием.
Слово учителя: А если инструменты, которые вы назвали, заиграют вместе, как будет называться такой способ исполнения музыки?
Ответ детей: Оркестр.
Индукция (наведение, создание творческого настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, в качестве индуктора здесь выступает текст.)
Учитель: Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ Виталия Бианки, который называется «Музыкальная канарейка». В нём тоже рассказывается об оркестре, а вот о каком? Послушайте.
Учитель читает рассказ: « У моей бабушки была канарейка. Бабушка её очень берегла, потому что канарейка была тоненькая, нежная – вся жёлтенькая и пела чудесно. Эта канарейка тоже музыку обожала, только самую хорошую. Бабушка ей всегда самые лучшие свои пластинки заводила, разные там концерты.
Вот как-то бабушка ушла из дому, а я позвал к себе ребят. На дворе был дождь, нам было скучно, и мы придумали устроить свой оркестр.
Я взял гребёнку и тонкую бумажку, сделал себе гармошку. А ребята – один себе стакан поставил – ложечкой стучать, другой – пустое ведро кверху ногами: вместо барабана; у третьего трещотка деревянная была. И начали мы играть известную песенку: «Мы едем, едем, едем в далёкие края!» И совсем у нас дело на лад пошло, начало даже что-то получаться, - вдруг входит бабушка. Вошла бабушка, улыбнулась на нашу музыку… (Остановиться, не дочитывая до конца)
Учитель: Ребята, какие чувства вызвал рассказ? Обсудите в группах (работа идёт в трёх группах, в творческой мастерской они формируются по усмотрению учителя, можно по принципу: сильные, средние, слабые ученики, можно сформировать смешанные по уровню группы).
Социоконструкция (работа в группах).
Социализация (всё, что делали индивидуально или в группах, должно быть обнародовано, обсуждено) Диалог с группами, обсуждение.
Учитель: А вам хочется устроить такой же оркестр? У нас сегодня в классе тоже есть музыкальные инструменты. Давайте, как и ребята из рассказа устроим оркестр и сыграем ту же песенку. (Детям раздаются шумовые инструменты)
Социоконструкция: (работа в группах) учитель играет песенку, а дети в группах придумывают сопровождение (подыгрывают на шумовых инструментах).
Социализация (всё, что делали индивидуально или в группах, должно быть обнародовано, обсуждено) Каждая группа играет сопровождение. (Играют очень громко, просто с неистовством ударяя по инструментам, не слушают друг друга, и, в конце концов, не слушают музыку).
Учитель (обсуждение): Ребята вам понравилось играть в оркестре? А как вы думаете, понравилась бы наша с вами игра музыкальной канарейке? Вы помните, понравилась ли музыка, сыгранная ребятами бабушке? Как она прореагировала?
Ответ детей: Да, нам понравилось и бабушке тоже, ведь она же улыбнулась. Канарейке, мы думаем, тоже бы понравилось.
Учитель: А ведь мы с вами не дочитали рассказ, давайте попробуем досочинить окончание.
Социоконструкция: работа в группах, ребята сочиняют своё окончание.
Социализаци: Обсуждение вариантов окончания.
Учитель: А хотите узнать, как у В. Бианки заканчивается рассказ? (предлагает дослушать окончание рассказа):
Разрыв ( внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему. К поиску ответов, к сверке нового знания и старого – обсуждение правил игры в оркестре)
«…Вошла бабушка, улыбнулась на нашу музыку. Потом посмотрела на клетку да как всплеснёт руками:
-Ах, что вы делаете! Вы мою канарейку убили!
А мы к её клетке даже близко не подходили. Смотрим – правда, канарейка лежит на песке, глаза закрыты и ножки кверху…»
Учитель: Ребята, как вы как думаете, почему канарейка лежала на песке с закрытыми глазками и ножками к верху, в чём причина?
Социоконструкция: Работа в группах.
Социализация - ответы детей, обнародование выводов.
Учитель: (дочитывает окончание)
«Бабушка сразу всех ребят зонтиком выгнала и давай канарейку свою сердечными каплями отхаживать. Отходила всё-таки.
Бабушка немножко успокоилась и говорит…»
«- Глупые какие! Разве можно при ней такой отвратительный шум устраивать! Ведь у неё замечательно нежный слух. Она не может вытерпеть ваших трещоток, вёдер и губных гармошек. Это очень музыкальная птичка-певичка, и с ней сделался настоящий обморок от вашей безобразной игры».
Слово мастера: с помощью детей делает вывод о том, что нужно думать об окружающем нас мире, быть к нему внимательнее, любить всё живое, творить своим творчеством добро, жить в гармонии с окружающим нас миром. Что для этого нужно, как нужно было играть? Разбираются правила игры в оркестре - не только вместе и громко, а слаженно, под управлением дирижёра, по партитуре, выбрать соответствующую музыку, инструменты, с соответствующими тембрами. Затем детям предлагается послушать фрагменты произведений Л. Бетховена, А. Вивальди и М. Глинки с предложением выбрать ту музыку, которая наиболее бы понравилась и подошла музыкальной канарейке, и организовать один большой оркестр.
На моём уроке дети выбрали «Жаворонка» М. И. Глинки.
Мастер (учитель): предлагает детям выбрать инструменты с подходящим тембром и смоделировать из знакомых ритмоформул сопровождение к выбранной ребятами музыке.
Социоконструкция: Работа в группах (у каждой группы свои инструменты 1- металлофоны, 2- колокольчики, 3- треугольники) Моделирование каждой группой ритмического сопровождения к музыке М. И. Глинки.
(Идёт закрепление умения играть в оркестре по правилам в группах)
Социализация (обнародование): Учитель играет «Жаворонка», а каждая группа по очереди играет своё ритмическое сопровождение.
Рефлексия с помощью мастера: как думали раньше, как сумели установить истину, выведение правил игры в оркестре.
Социоконструкция: коллективное творчество играем как один большой оркестр, соединяем все инструменты вместе. «Жаворонок» звучит в записи, а мастер выполняет функцию дирижёра.
Афиширование (презентация творческого продукта) - исполнение на музыкальных инструментах с нежным тембром (металлофоном, колокольчиками, треугольниками) смоделированного ритмического сопровождения к музыкальному фрагменту, выбранному самими ребятами романсу «Жаворонок» М. И. Глинки.
Заключительное слово мастера: Обращает внимание детей на эпиграф урока: « Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». Д. Б. Кабалевский. Ребята, сегодня музыка научила нас быть не только хорошими музыкантами и композиторами, но и сделала нас лучше, умнее, добрее, внимательнее к окружающему нас миру. Мы поняли одну очень важную истину, которая касается всех людей на земле: что бы не делал человек, он должен помнить, что он наделён величайшей ответственностью за сохранение родного дома человека Землю и её обитателей. Мы должны не только любоваться природой, но и понимать её, учиться у неё, беречь её.
Таким образом, творческая мастерская дала мне возможность предъявить изучаемый материал нестандартно, уйти от штампов и жёстких рамок учебников и учебных пособий, а учащимся увидеть материал с неожиданной стороны, что немаловажно.
Использование технологии творческих мастерских на уроке музыки в общеобразовательной школе влияет на художественно-творческое развитие детей. Художественно-творческое развитие детей в процессе постижения музыкального искусства принципиально важно ориентировать не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Уроки музыки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию творческих мастерских, помогают осуществлению творчески созидательной функции музыки и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:
- развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умение вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;
- направленность на активизацию «ассоциативного поля», образного мышления как способа художественного освоения бытия,
- моделирование состояния вдохновения, «игра» с элементами творчества, «спонтанная ситуация»;
- создание на уроках атмосферы созидания, заинтересованности, непринуждённости, определяющих процесс художественного открытия;
- воспитание навыков импровизации;
- формирование способности к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия искусства;
- создание эстетических ситуаций – важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
- всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/14/picture-480965-1410697990.jpg)
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/01/picture-576225-1677674348.jpg)
Технология творческих мастерских на уроках труда.
В основном данный материал носит теоретический характер, но также указаны способбы применения на уроках технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/01/picture-576225-1677674348.jpg)
Технология творческих мастерских на уроках труда.
В основном данный материал носит теоретический характер, но также указаны способбы применения на уроках технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-261648-1370163253.jpg)
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/11/picture-665223-1549915851.jpg)
Технология творческой мастерской на уроках русского языка
Технологическая карта творческой мастерской "Порог"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/20/picture-242248-1374329470.jpg)
Технология творческих мастерских на уроках литературы.
Педагогическая мaстерская – особая педaгогическая технология, основанная на гуманистических предстaвлениях о ценности кaждой человеческой личности, о ценностно-смысловом рaвенстве учителя и ученикa. Т...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/04/picture-272728-1717526467.jpg)
Использование технологии творческих мастерских на уроке литературы
В статье рассматриваются основные аспекты использования педагогической технологии творческих мастерских на уроках литературы. Данный материал может быть использован учителями для построения уроков по ...