Технологии творческих мастерских на уроке музыки.
опыты и эксперименты по музыке по теме

Дыбова Елена Валерьевна

Предлагаю свой опыт по использованию технологии творческиой мастерской.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные инновационные технологии на уроках музыки в начальной школе  «Творческая мастерская».

Из опыта работы учителя музыки  МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района г. Волгограда Дыбовой Е.В.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Эти задачи могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Теория и практика нового образования в России свидетельствует о том, что, обращаясь к зарубежным методам, педагоги России создают свой оригинальный опыт, тесно связанный с национальными педагогическими традициями и с современными региональными особенностями. Это касается и технологии творческой мастерской.

        О ней я знала,  и даже участвовала в работе творческих мастерских, проводимых в рамках больших семинаров или фестивалей, но почему-то  в моём сознании использование технологии творческой мастерской связывалось только с проведением какого-то большого  мероприятия, а зря. О том, что эту технологию с успехом можно применять в различных видах педагогической деятельности я до конца поняла и осознала  на курсах Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. На занятиях я узнала, что Мастерская, появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и Франции, а точнее «Французской группы нового образования». Идеи  этой группы  передовых психологов, педагогов, учёных, которая стремится к тому, чтобы воспитать и вырастить личность с новым мышлением, основанным на глубокой вере в себя, в свои способности; созвучны нашим.

Итак, мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из её участников в  «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельного решения творческих задач. Данная педагогическая технология позволяет учителю не столько учить, сколько помогать  ребёнку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, музыки, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым различным материалом: словом, музыкой, текстом, цветом и т. д. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию. Помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, действий.

Но, ни описание, повествующее о сути новой технологии, ни разбор методических средств и приёмов не могут дать представление о поразительной действенности творческой мастерской. Мастерскую нужно только прожить и я  хочу поделиться опытом такого «проживания» на примере урока музыки во втором классе по теме: « Музыкальные инструменты. Оркестр» по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. И. Шмагиной.

Хочу добавить,  что на базе нашей школы функционирует экспериментальная площадка «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций национальной культуры» (ВГИПК РО, приказ № 26 от 16.10.2007 г.). В школе пятый год ведётся кружок «Основы православной культуры», поэтому предложенная мною мастерская – решает задачи не только урока музыки, но и является попыткой заронить в детскую душу « плодовитые семена христианской нравственности».

Название мастерской «Великая сила музыки»

Цели мастерской:

  1. через организацию творческой деятельности создать условия для включения учащихся начальной школы (2-й класс) в процесс осознания и переживания вечных истин как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров;
  2. помочь обрести точку опоры, правильный ориентир в жизни, опираясь на  мудрые духовные принципы: « Верь, надейся и люби  людей,  братьев наших меньших, землю; твори добро, старайся жить в гармонии с собой и окружающим миром»;
  3. с помощью  методики творческой мастерской усилить позицию детей в открытии и развитии у себя нравственных качеств.

Как у автора данного урока у меня была ещё и своя цель, которая заключалась в апробировании технологии «Творческая мастерская».

Тема урока: Музыкальные инструменты. Оркестр.

Цели урока:

  1. Обучающая:  Научить правилам игры  на детских музыкальных инструментах в оркестре, смоделировать из знакомых ритмоформул сопровождение к выбранной ребятами музыке,
  2. Воспитывающая: Способствовать формированию любви и бережного отношения к окружающему миру,
  3. Развивающая: Познакомить с музыкой великих композиторов: романсом М. И. Глинки «Жаворонок», фрагментом из симфонии № 5 «Пасторальной»  Л. Бетховена, «Весна» А. Вивальди.

Проблемные вопросы урока: Может ли музыка принести вред? Как играть на инструментах в оркестре? Что необходимо помнить о природе, об окружающем нас мире всем людям на земле, какой бы деятельностью они не занимались, чтобы сохранилась гармония, мир, любовь?

Оборудование:

  1. аудиозапись музыки композиторов «Весна» А. Вивальди., фрагмент симфонии № 6 (Пасторальная) Л. Бетховена, романс «Жаворонок» М. И. Глинки,
  2. музыкальные инструменты,
  3. рассказ В. Бианки «Музыкальная канарейка»
  4. Эпиграф урока: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». Д. Б. Кабалевский.

План урока - творческой мастерской.

Вступительное слово учителя (мастера): В повседневной жизни человека окружает множество самых различных звуков и шумов. Какие-то из них действуют на него раздражающе, к другим он настолько привык, что просто не обращает на них никакого внимания. Для нас это самые

обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку. О чём думает композитор, создавая музыку? Быть может, такие мысли предшествуют её рождению:

…Чистый лист бумаги,

Нотная строка.

Звуки всей Вселенной

В мыслях у меня…

Дай мне силы, Боже,

Это удержать,

Красоту созвучий

Людям передать!

Композитор не совсем обычный человек, своего рода волшебник. Только волшебнику под силу услышать, организовать, построить звуки в таком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать нас, радовать, доставлять удовольствие. Но, вот, наконец, музыка написана. (Вопрос детям)

  • Как же мы, слушатели, услышим её? Кто нам в этом поможет?
  • Правильно музыкант, исполнитель. А что это за человек музыкант?
  • Верно - это человек, прекрасно владеющий музыкальным инструментом.
  • А какие музыкальные инструменты мы с вами уже знаем? Давайте вспомним с помощью теста.

С помощью теста на соответсвие вспомнить известные детям музыкальные инструменты.

Тест №1

Что за инструменты изображены на картинке. Соедини стрелочками изображение инструмента с правильным его названием.

Слово учителя: А если инструменты, которые вы назвали, заиграют вместе, как будет называться такой способ исполнения музыки?

Ответ детей: Оркестр.

 Индукция (наведение, создание творческого настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, в качестве индуктора здесь выступает текст.)

Учитель: Ребята, сейчас я  прочитаю вам рассказ Виталия Бианки, который называется «Музыкальная канарейка». В нём тоже рассказывается об оркестре, а вот о каком? Послушайте.

Учитель читает рассказ:        « У моей бабушки была канарейка. Бабушка её очень берегла, потому что канарейка была тоненькая, нежная – вся жёлтенькая и пела чудесно. Эта канарейка тоже музыку обожала, только самую хорошую. Бабушка ей всегда самые лучшие свои пластинки заводила, разные там концерты.

        Вот как-то бабушка ушла из дому, а я позвал к себе ребят. На дворе был дождь, нам было скучно, и мы придумали устроить свой оркестр.

        Я взял гребёнку и тонкую бумажку, сделал себе гармошку. А ребята – один себе стакан поставил – ложечкой стучать, другой – пустое ведро кверху ногами: вместо барабана; у третьего трещотка деревянная была. И начали мы играть известную песенку: «Мы едем, едем, едем в далёкие края!» И совсем у нас дело на лад пошло, начало даже что-то получаться, - вдруг входит бабушка. Вошла бабушка, улыбнулась на нашу музыку… (Остановиться, не дочитывая до конца)

Учитель: Ребята, какие чувства вызвал  рассказ? Обсудите в группах (работа идёт в трёх группах, в творческой мастерской они формируются по усмотрению учителя, можно по принципу: сильные, средние, слабые ученики, можно сформировать  смешанные по уровню группы).

Социоконструкция (работа в группах).

 Социализация (всё, что делали индивидуально или в группах, должно быть обнародовано, обсуждено) Диалог с группами, обсуждение.

 Учитель: А вам хочется устроить такой же оркестр? У нас сегодня в классе тоже есть музыкальные инструменты. Давайте,  как и ребята из рассказа устроим оркестр и сыграем ту же песенку. (Детям раздаются шумовые  инструменты)

Социоконструкция: (работа в группах) учитель играет песенку, а дети в группах придумывают сопровождение (подыгрывают на шумовых инструментах).

Социализация (всё, что делали индивидуально или в группах, должно быть обнародовано, обсуждено) Каждая группа играет сопровождение. (Играют очень громко, просто с неистовством ударяя по инструментам, не слушают друг друга, и, в конце концов, не слушают музыку).

Учитель (обсуждение): Ребята вам понравилось играть в оркестре? А как вы думаете, понравилась бы наша с вами игра музыкальной канарейке? Вы помните, понравилась ли музыка, сыгранная ребятами бабушке? Как она прореагировала?

Ответ детей: Да, нам понравилось и бабушке тоже, ведь она же улыбнулась. Канарейке, мы думаем, тоже бы понравилось.

 Учитель: А ведь мы с вами не дочитали рассказ, давайте попробуем досочинить окончание.

Социоконструкция: работа в группах, ребята сочиняют своё  окончание.

Социализаци: Обсуждение вариантов окончания.

Учитель: А хотите узнать, как у  В. Бианки заканчивается рассказ?  (предлагает дослушать окончание рассказа):

Разрыв ( внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему.  К поиску ответов, к сверке нового знания и старого – обсуждение правил игры в оркестре)

        «…Вошла бабушка, улыбнулась на нашу музыку. Потом посмотрела на клетку да как всплеснёт руками:

-Ах, что вы делаете! Вы мою канарейку убили!

А мы к её клетке даже близко не подходили. Смотрим – правда, канарейка лежит на песке, глаза закрыты и ножки кверху…»

Учитель:  Ребята, как  вы как думаете, почему канарейка лежала на песке с закрытыми глазками и ножками к верху, в чём причина?

Социоконструкция: Работа в группах.

Социализация - ответы детей, обнародование выводов.

Учитель: (дочитывает окончание)

        «Бабушка сразу всех ребят зонтиком выгнала и давай канарейку свою сердечными каплями отхаживать. Отходила всё-таки.

        Бабушка немножко успокоилась и говорит…»

«- Глупые какие! Разве можно при ней такой отвратительный шум устраивать! Ведь у неё замечательно нежный слух. Она не может вытерпеть ваших трещоток, вёдер и губных гармошек. Это очень музыкальная птичка-певичка, и с ней сделался настоящий обморок от вашей безобразной игры».

Слово мастера: с помощью детей делает вывод о том, что нужно думать об окружающем нас мире, быть к нему внимательнее, любить всё живое, творить своим творчеством  добро, жить в гармонии с окружающим нас миром. Что для этого нужно, как нужно было играть? Разбираются правила игры в оркестре - не только вместе и громко, а слаженно, под управлением дирижёра, по партитуре, выбрать соответствующую музыку, инструменты, с соответствующими тембрами. Затем детям предлагается послушать фрагменты произведений Л. Бетховена, А. Вивальди и М. Глинки с предложением выбрать ту музыку, которая наиболее бы понравилась и подошла музыкальной канарейке, и организовать один большой оркестр.

        На моём уроке дети выбрали «Жаворонка» М. И. Глинки.

Мастер (учитель): предлагает детям выбрать инструменты с подходящим тембром и  смоделировать из знакомых ритмоформул сопровождение к выбранной ребятами музыке.

Социоконструкция: Работа в группах (у каждой группы свои инструменты 1- металлофоны, 2- колокольчики, 3- треугольники)  Моделирование каждой группой ритмического  сопровождения к музыке М. И. Глинки.

 (Идёт закрепление умения играть в оркестре по правилам в группах)

Социализация (обнародование): Учитель играет «Жаворонка», а каждая группа по очереди играет своё ритмическое сопровождение.

Рефлексия с помощью мастера: как думали раньше, как сумели установить истину, выведение правил игры в оркестре.

Социоконструкция: коллективное творчество играем как один большой оркестр, соединяем все инструменты вместе. «Жаворонок» звучит в записи, а мастер выполняет функцию дирижёра.

Афиширование (презентация творческого продукта) -  исполнение на музыкальных инструментах с нежным тембром (металлофоном, колокольчиками, треугольниками)  смоделированного ритмического сопровождения к музыкальному фрагменту, выбранному самими ребятами романсу «Жаворонок» М. И. Глинки.

Заключительное слово  мастера: Обращает внимание детей на эпиграф урока:  « Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». Д. Б. Кабалевский. Ребята, сегодня музыка научила нас  быть не только хорошими музыкантами и композиторами, но и сделала нас лучше, умнее, добрее, внимательнее к окружающему нас миру. Мы поняли одну очень важную истину, которая касается всех людей на земле: что бы  не делал человек, он должен помнить, что он наделён величайшей ответственностью за сохранение родного дома человека Землю и её обитателей. Мы должны не только любоваться природой, но и понимать её, учиться у неё, беречь её.

Таким образом,  творческая  мастерская дала мне возможность предъявить изучаемый материал нестандартно, уйти от штампов и жёстких рамок учебников и учебных пособий, а учащимся увидеть материал с неожиданной стороны, что немаловажно.

Использование технологии творческих мастерских на уроке музыки в общеобразовательной школе влияет на художественно-творческое развитие детей. Художественно-творческое развитие детей в процессе постижения музыкального искусства принципиально важно ориентировать не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому  либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Уроки музыки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию творческих мастерских, помогают осуществлению творчески созидательной функции музыки и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:

  • развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умение вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;
  • направленность на активизацию «ассоциативного поля», образного мышления как способа художественного освоения бытия,
  • моделирование состояния  вдохновения, «игра» с элементами творчества, «спонтанная ситуация»;
  • создание на уроках атмосферы созидания, заинтересованности, непринуждённости, определяющих процесс художественного открытия;
  • воспитание навыков импровизации;
  • формирование способности к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия искусства;
  • создание эстетических ситуаций – важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
  • всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Технология творческих мастерских на уроках труда.

В основном данный материал носит теоретический характер, но также указаны способбы применения на уроках технологии....

Технология творческих мастерских на уроках труда.

В основном данный материал носит теоретический характер, но также указаны способбы применения на уроках технологии....

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Технология творческой мастерской на уроках русского языка

Технологическая карта творческой мастерской "Порог"...

мастер -класс "Обучение построению урока по технологи творческой мастерской"

Презентация может использована на методических совещаниях, педагогических советах...

Технология творческих мастерских на уроках литературы.

Педагогическая мaстерская – особая педaгогическая технология, основанная на гуманистических предстaвлениях о ценности кaждой человеческой личности, о ценностно-смысловом рaвенстве учителя и ученикa. Т...