Конспект урока по роману И.А.Гончарова "Обломов"
план-конспект урока по литературе на тему

Тема урока "Анализ романа  И. А. Гончарова «Обломов». Своеобразие сюжета и жанра. Интерпретация  образа Обломова. Противоречивость  его характера,   типичность образа. Сон Ильи Ильича  как художественно-философский центр романа. Штольц и Обломов. Выявление авторского решения проблемы любви в романе «Обломов»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_romanu_oblomov_-_kopiya.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

   Технологическая карта урока литературы

                                                                    Преподаватель русского языка и литературы  Беликова Н. В.

                                                                  Технологическая карта урока

Тема урока: Анализ романа  И. А. Гончарова «Обломов». Своеобразие сюжета и жанра. Интерпретация  образа Обломова. Противоречивость  его характера,   типичность образа. Сон Ильи Ильича  как художественно-философский центр романа. Штольц и Обломов. Выявление авторского решения проблемы любви в романе «Обломов».

Группа:

Предмет: литература

Тип урока:  урок открытия  новых знаний

Технология: педагогика сотрудничества

Цели урока:

личностные: мотивация к учению и изучению литературы, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и взаимоуважения

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки .

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение отбирать необходимый материал.

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: учиться анализу художественного произведения – романа, анализу образов, узнать художественные особенности романа И. А. Гончарова, учиться сравнивать героев: Обломов –Штольц, Ольга – Пшеницына. Понятия: роман, социально-философский роман, образ, типы образов.

Методы обучения: репродуктивный, проблемно-поисковый,  исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: портрет И. А. Гончарова, отрывки из фильма «Один день из жизни Обломова».

Оборудование: компьютер и телевизор, тексты романа И. А. Гончарова «Обломов»

Время: 90 мин.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация знаний – 10 мин.
  3. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Создание проблемной ситуации – 5 мин.
  4. Открытие нового знания – 40мин.
  5. Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах и группах) – 20 мин.
  6. Рефлексия – 10 мин.
  7. Домашнее задание –3 мин.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение студентов в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте. Сегодня на уроке литературы мы будем работать в группах. Прошу вас разделиться на группы по 4-5 человек и сесть вместе так, чтобы вам было удобно.

Студенты рассаживаются по группам, достают тетради, учебники, тексты романа «Обломов»

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-  Этот писатель отправился в кругосветное путешествие и напасал книгу «Фрегат Паллада». А еще его называют автором «трех О».

О ком я говорю? Посмотрите короткий фрагмент фильма и назовите роман И.А. Гончарова  и его героя.

Отвечают на вопросы преподавателя, просматривают фрагмент фильма «Один день из жизни Обломова» (начало «Обломов и Захар»

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации.

- Давайте сформулируем тему урока «Анализ романа  И. А. Гончарова «Обломов».

- Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать?

-Каковы  цели урока?

-Каковы задачи урока?

Сегодня перед вами стоит важная задача: познакомиться с романом «Обломов», открыть его художественные особенности, дать характеристику главным героям романа.

Что нового открыл И. А. Гончаров своим романом? Какой тип героя он создал?

Студенты формулируют тему  урока с помощью преподавателя и записывают её на доске и в тетрадях.

Формулируют цели и задачи урока.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Открытие нового знания.

Самостоятельная работа.

1) Работа в группе. Задание для I  группы.

1.Выделите основные события первой части романа.

2.Зачем И. А. Гончарову понадобилось длинное вступление – приход гостей к Обломову?

3. Есть ли у Ильи Ильича проблемы? Какие? Как он их решает?

4.В чем суть размышлений Обломова о «другом»?

5.В чем смысл главы «Сон Обломова»? Как жили его родители? (выпишите из текста романа) Как воспитывался Илья? Почему эта глава – художественно-философский центр романа?

Задание для II группы.

1.Выделите основные события второй части романа.

2. Расскажите историю жизни Андрея Ивановича Штольца.

3.Почему дружили Обломов и Штольц?

4.Расскажите об Ольге Ильинской.

5.Как складываются отношения Ольги и Обломова?

6.Где расцветает их любовь? Почему?

Задание для III группы.

1.Расскажите об основных событиях III части романа.

2. Что вы узнали нового об Ольге Ильинской?

3. Почему Ольгу считают «новым психологическим типом» героини?

4.Как складываются отношения Ольги и Обломова в Петербурге?

5. Как любовь изменяет Ольгу? Как Обломова? По каким причинам расстаётся Обломов с Ольгой? А Ольга с Обломовым?

6. Как выглядит Обломов в сцене расставания?

Задание для IV группы.

1.Расскажите об основных событиях IV части романа.

2.Что вы узнали об Агафье Матвеевне Пшеницыной?

3.Можно ли сказать, что Пшеницына создала новую Обломовку на Васильевском острове в Петербурге?

4.Что значит для самой вдовы Пшеницыной сближение с Обломовым?

5.Чем заканчивается жизнь Обломова?

Задание для V группы.

1.Роман «Обломов» по жанру – социально- философский. Объясните, что это значит?

2.Сравните Обломова и Штольца. Что в них общего и что их отличает?

3.Какие типы героев в русской  литературе вы знаете? Можно ли отнести Обломова к «лишним людям»?

4.Как вы думаете, как сложится судьба Ольги Ильинской?

5. Что такое обломовщина?

2) Затем студенты первой группы  расходятся во 2, 3,4,5 группы, чтобы познакомить всех с материалом 1 группы.

3) Студенты второй   группы идут  в 1, 3,4,5 группы, чтобы познакомить всех с материалом 2 группы

4) Студенты третьей группы идут  в1,  2, 4, 5 группы, чтобы познакомить всех с материалом 3 группы

5) Затем студенты четвёртой  группы идут  в 1, 2, 3,5 группы, чтобы познакомить всех с материалом 4 группы

6)Студенты пятой группы идут  в 1, 2, 3,4 группы, чтобы познакомить всех с материалом 5 группы

Студенты работают в группах, отвечают на вопросы, используя текст романа «Обломов», учебник, статью Н. Добролюбова «Что такое обломовщина», ресурсы Интернет.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать особенности, закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы, ответы на вопросы

V. Обобщение и систематизация знаний:

Мозговой штурм-работа в парах.

-Теперь необходимо закрепить и обобщить те знания, которые вы получили о романе «Обломов». Предлагаю вам  создать вопросы, которые  помогли бы нам обобщить все знания о романе «Обломов», которые мы получили на уроке. Можно работать в группах,  парах, индивидуально. К доске выходят 2 студента, играют роль учителя: задают вопросы, вызывают отвечающих. Преподаватель корректирует работу, проверяет записи в тетрадях

Студенты придумывают вопросы, отвечают на них, выполняют роль учителя.

Вопросы могут быть следующие:

- Назовите основные качества Ильи Ильича Обломова, которые так и не позволили ему жить полноценной жизнью?

- В чем смысл главы «Сон Обломова»? Почему эта глава – художественно-философский центр романа?

- Сравните Штольца и Обломова? Почему они дружили?

-В чем особенности характера Ольги Ильинской? Почему она расстаётся с Обломовым?

- Счастлива ли Ольга со Штольцем?

-Доволен ли Обломов жизнью с Агафьей Матвеевной? Почему? (доказать)

-Сравните Ольгу Ильинскую и Агафью Пшеницыну.

- Чем заканчивается жизнь Обломова?

-Почему сына Обломова воспитывают Ольга и Штольц?

-К какому типу героев относится Обломов? Объясните.

- Что такое обломовщина?

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

3. Пользоваться различными источниками.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


Личностные УУД:

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, богатство  русской литературы, её связь с жизнью.

VII. Рефлексия

- А теперь подведем итог нашей работы.

-Обратимся у фильму Н. С. Михалкова «Один день из Жизни Обломова» и посмотрим еще один эпизод.

-Зачем этот эпизод режиссер включил в фильм? (этот эпизод объясняет, почему Обломов апатичный и ленивый. Все из детства, так его воспитывали родители).

-Как связан  роман с современной жизнью?

- Какую цель ставили на уроке?

- Добились мы поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке. Прокомментируйте.

Преподаватель ставит отметки каждому студенту

Смотрят эпизод фильма - «мальчик бегущий по лугу». Объясняют его.

Отвечают на вопросы, делают выводы. Обсуждают и выставляют отметки.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

VIII. Домашнее задание.

1)Сформулировать тему, проблематику и идею романа. Как И. А. Гончаров понимает, что такое  любовь?2)Читать статью Н. Добролюбова в практикуме.

Записывают домашнее задание.

Список литературы:

1.Гончаров. И. А. Обломов. М.: Дрофа, 2001.602 с.

2. Русский язык и литература. Литература6 учебник для студ. учреждений проф. образования: в 2 частях. Ч.1.[Г.А. Обернихина, А. Г. Антонова и др.]: Под ред Г. А. Обернихиной.-4-е изд. – М.: Академия, 2017. 432с.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"

Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...

Конспект урока по роману "Евгений Онегин" в 9 классе.

Данный материал представляет собой конспект урока-обощения работы над образом главного героя....

Конспект урока по роману "Война и мир" "Княжна Марья Болконская: история одной жизни"

Разработка представляет собой один из заключительных уроков по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"...

Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Это 4 урок в системе изучения романа "Преступление и наказание", где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими...

Конспект урока литературы "Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети " в русской критике 18 века"

Урок литературы в 10 классе с применением технологии РКМЧ....

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...