Программа ДОД "Литературная гостиная"
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Некрасова Светлана Альбертовна

Направленность программы кружка «Литературная гостиная» заключается в том, чтобы не только познакомить обучающихся с биографическими данными и произведениями писателей, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dod_literaturnaya_gostinaya.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа предметного кружка

«Литературная гостиная»

Пояснительная записка

Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Направленность программы кружка «Литературная гостиная» заключается в том, чтобы не только познакомить обучающихся с биографическими данными и произведениями писателей, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл.

Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, кружок же научит подростков по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

«Чтение – вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу подростка, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся творческого объединения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что является основным устремлением работы кружка.

С педагогической точки зрения, такой кружок необходим, так как он способствует, во-первых, лучшему усвоению литературы, во-вторых, научит подростков чувствовать историческую эпоху, показанную в произведении.

Специфика данного курса обусловлена характером главных целей обучения, а именно:

- вооружение обучающихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);

- формирование у обучающихся необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);

- воспитание и развитие обучающихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).

Цели и задачи программы

Цель программы – познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым произведениям и произведениям, выведенным за рамки учебной программы).

Задачи программы – выработать у обучающихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в школе произведений.

  1. образовательные:

- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;

- обучить участников кружка навыкам лингвистического анализа текста;

  1. развивающие:

- развивать интерес обучающихся к изучению биографии всемирно известных писателей;

- развивать коммуникативные навыки обучающихся;

- развивать навыки выразительного чтения обучающихся.

  1. воспитательные:

- воспитывать интерес обучающихся к изучению литературных произведений;

- воспитывать у обучающихся бережное отношение к книгам.

Порой тексты художественных произведений напрямую связаны с биографией автора, поэтому немаловажную роль играет подробный рассказ о жизни писателя или поэта, вещи, которые переносят в эпоху жизни писателя, учат ребят по-другому взглянуть на текст художественного произведения, увидеть существенные детали, более глубоко понять смысл книги.

Педагогические идеи и принципы

В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:

• опора на уже имеющиеся знания и умения обучающихся;

• учёт индивидуальных особенностей обучающихся;

• создание условий для усвоения знаний;

• доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения.

Особенности организации образовательного процесса

Программа соответствует возрастным психолого-физиологическим особенностям старшеклассников.

Обучение осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает индивидуальный темп и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям каждого обучающегося. Обучение осуществляется поэтапно: от простого к сложному. Срок обучения по данной программе рассчитан на один учебный год.

При обучении обучающихся используется как групповая, так и индивидуальные формы работы. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу. В результате прохождения курса у подростков формируются и углубляются знания о жизни писателей и поэтов, что позволяет привить стойкий интерес к русской и зарубежной литературе.

Основной учебно-тематический план составлен из расчёта 34 академических часа в год. По каждой теме определено достаточное количество часов практических и теоретических занятий.

В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, их способностей усваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках часов коррекции.

Формы и методы

образовательного процесса

Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают обучающимся освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого подростка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает обучающемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:

• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;

• творческие работы;

• литературные игры, викторины;

• литературно-музыкальные произведения.

В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими формами, как рассказ, объяснение, используются наглядно-иллюстративные методы, такие, как использование презентаций, просмотр художественных фильмов.

Основные виды деятельности по освоению

литературных произведений и теоретико-литературных понятий

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Количество часов

1

Организационное занятие (гостиная, истоки, формы работы, знакомство с планом работы, проведение анкет «Что я хотел(а) бы обсудить», «Я хотел(а) бы получить ответ»)

1

2

Литература как предмет изучения.

1

3

Понятия «текст», «главная мысль текста», «тематика», «проблематика»

1

4

Проблематика «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя

2

5

Встречи с интересными людьми. Николай Александров – литературный критик, писатель. «Тенденции современной и зарубежной литературы» (АОНБ имени Добролюбова).

1

6

Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.

1

7

К юбилею И.С.Тургенева.  «Записки охотника», «Рудин»

2

8

Произведения мировой литературы.

В.Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения.

2

9

Произведения мировой литературы.

И.-В.Гёте. «Фауст». «Фауст» как философская трагедия.

2

10

«Сам язык наш есть … тайна!»

1

11

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

2

12

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

1

13

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте.

1

14

Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности.

1

15

Средства художественной выразительности. Тропы. Поэтические фигуры.

1

16

Путешествие в страну Поэзию. Анализ любимых стихотворений.

2

17

Проба пера. Как создать свой поэтический текст. Законы стихосложения.

Работа с поэтическим текстом.

2

18

Заседание литературной гостиной «Поэты нашего края» (с приглашением поэтов города)

1

19

Аукцион-реклама - «Я хочу рассказать о…», «Мною прочитанная книга интересна и удивительна, потому что…».

2

20

Конференция «Литература – учебник жизни».

1

21

Эпистолярный жанр: особенности, достоинства и недостатки. (В.Сухомлинский «Письма к сыну»)

22

Практическое занятие по написанию писем литературному герою или писателю.

2

23

Русская литература в контексте мировой культуры.

2

24

Обзор-знакомство с новинками художественной литературы.

2














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа литературной гостиной "Куда зовут алые паруса"

Программа литературной гостиной рассчитана на 1 год. Члены литературной гостиной – ученики 7 классов. . Актуальность данной программы и работы по ней неоспорима, так как воспитывает вдумчивого, заинте...

Сценарий концертной программы "Семейная гостиная"

Сценарий концертной программы с участием детей, родителей и преподавателей музыкальной школы....

Дополнительная общеобразовательная программа "Литературная гостиная"

. Словесное творчество, выразительное чтение, элементы художественного анализа текста.Предназначена для учащихся 5 классов....

Программа социальной гостиной "Солнечный город"

Программа социальной гостиной при школе. Главным направлением в работе является комплексная психолого-педагогическая поддержка и адаптация ребенка к жизни в обществе.  МЕ...

Программа "Музыкальная гостиная"

В основе Программы «Музыкальная гостиная» лежат: логика развития системы музыкальности  воспитанников ДДТ «Кунцево», входящих в нее музыкальных способностей и логика стано...

Программа "Семейная гостиная"

Цель: Активизировать профилактическую работу среди родителей. Задачи: Помощь родителям в решении актуальных проблем семейного воспитания.Повышение уровня родительской компетенции. Психолого - педагоги...

Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"

Дополнительная общеобразовательная программа литературная гостиная "Вдохновение"...