Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Материал о творчестве Игоря Северянина, характере и тематике его стихотворений. Анализ стихотворений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniy_igorya_severyanina.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений

Футуризм - литературное течение русского модернизма начала ХХ века.  Третье крупное течение. Футуристы делились на две группировки.  В первую входили И. Северянин, Г. Иванов, К. Фофанов, С. Петров.  Они объявили себя создателями нового искусства, считая творчество классиков, в том числе и Пушкина, устаревшим. Основу их поэтической теории  составляли  интуиция и эгоизм. Но группировка распалась в 1912 году.  Вторая группировка – кубофутуристы. Сюда входили В. Маяковский, Е. Гуро, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Хлебников, В. Шершеневич,  позже к ним примкнули И. Северянин и Б. Пастернак. Чаще всего их называют просто футуристами (от латинского слова «футурум» - будущее).

Футуристы считают себя новаторами, поэтами будущего. Они отрицают классическую литературу прошлого, не признают своих современников- высмеивают символистов и акмеистов.  Футуристы стараются привлечь внимание к себе скандальными, «бунтарскими»  выступлениями  на литературных вечерах, непривычной одеждой – пестрыми  одеяниями, костюмами   бубновых валетов, желтыми кофтами, раскрашенными лицами, названиями своих сборников-манифестов («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Доители изнурённых жаб», «Идите к чёрту» и т.д.), оформлением сборников, изданных на грубой, обёрточноё бумаге, переплетённых мешковиной. Всем этим подчёркивалось отрицание   общепринятого понятия красоты. Главным в поэтике футуристов было самоценное, бессодержательное слово. Эксперименты со словом приводили к созданию стихотворений, представляющий собой бессмысленный набор звуков,  к полному разрыву содержания и формы произведения. Это было лженоваторство, идейное и художественное разрушение искусства. Но многие из поэтов,  относившихся  к этому течению, разрывали рамки надуманных принципов и создавали подлинные произведения искусства. К ним относится Игорь Северянин  (Игорь Васильевич Лотарев).

Что характерно для стихотворений И. Северянина? Рассмотрим особенности его поэзии.

Одно из главных качеств его поэзии – ироничность, за которой скрывается незаурядный талант. Поэт насмехается  над обывателями с низким эстетическим вкусом, над временем, в которое он живет, над собой, над собственными мечтами. Второе важное качество его поэзии – лиризм, который скрывается за маской. Третья  особенность поэзии И. Северянина – позёрство, игра со словами, экспериментаторство, но за всем эти  - мятущаяся душа поэта, его желание проникнуть в смыслы бытия.

Четвертая особенность стихотворений: напевность, музыкальность, тяготение к романсу, повторение слов и фраз, построенных на внутренних  рифмах, ассонансах, аллитерациях. На его стихи написаны романсы С. Рахманиновым, А. Вертинским, М. Якобсоном, О. Строк.

Пятая особенность: обилие неологизмов, построенных на основных принципах русского словообразования; многие из них стали общеупотребительными: бездарь, угрюмец и т.д. Поэт придумывал сложные слова, глаголы, существительные с приставками «без», «о».  

Тематика стихотворений. И. Северянина.

  1. Тема природы.

Поэт находит для описания природы немало свежих красок, ассоциаций, сопоставлений. Ему удаётся ярко и точно передать радостную атмосферу весеннего цветения и обновления мира, бодрящий морозец октября, восторг от катания на салазках зимой.

  1. Тема любви.

Это тема – главная в его творчестве. Он воспевает сложности и таинства любви,  чувственную страсть. Его лирический герой рыцарь, поклоняющийся женской красоте и изяществу. Любовь уводит героя от пошлости жизни в  романтический мир красоты, мечты; это сильнейшее чувство открывает человеку радости жизни, делает человека человеком.

  1. Философские темы – сложности взаимоотношений людей, одиночество человека в современном мире, горести и радости жизни,  милосердии, ценность жизни человека.
  2. Тема родины, России.

Любимым местом Северянина был русский север, это он подчеркнул своим псевдонимом. С 1918 года поэт жил в Эстонии, он оказался там случайно, в Россию вернуться не смог, что стало для него настоящей трагедией. Стихотворения 20-30-х годов наполнены острой тоской по родине.  Он любил и Эстонию, и Россию, но его нигде не признавали. Это не давало ему покоя, хотя душой и мыслями он был с Россией.

  1. Тема поэта и поэзии.

И. Северянин с футуристическим эгоизмом и гордостью относится к тому, что он поэт: «Я-гений Игорь Северянин», что его называют «королём поэтов». Но на самом деле поэт И. Северянин очень чуткий и ранимый. Очевидно, он часто раздумывал о судьбе поэтов и писателей, поэтому посвящал стихотворения русским и зарубежным поэтам и писателя, очень точно подмечая самое существенное в их творчестве. Для лирического героя Северянина приход Музы – вдохновения равен приходу солнца, которое прогоняет зиму. Он молится благодарно за свой талант, за возможность писать, «приемлю всё, всему я рад».

Сборники:

 «Громокипящий кубок» 1913год.

«Златолира»  1914 год

«Ананасы в шампанском» 1915год

«Тост безответный» 1916 год

«Поэзо-концерт» 1918 год

«Классические розы» 1931 год.

Жанры стихотворений: миньонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез, поэметта, ассосонет, эскиз, диссона, газэлла, медальон, ноктюрн, хабанера, романс.

Анализ стихотворений.

«Ты вышла в сад, и ты идёшь по саду…»

Стихотворение написано в 1930 году, в пору его счастливой семейной жизни с Фелиссой  Круут.

  1. Тема стихотворения:  любовь
  2. Проблема: расставание любящих людей.
  3. Идея: переживания лирического героя связаны с тем, что он не может быть рядом со своей возлюбленной.
  4. Пафос стихотворения взволнованный и трагический, так как герой чувствует  «жестокую досаду» от разрыва с любимой женщиной.
  5. Композиция  стихотворения представляет собой рассказ   лирического героя о взаимоотношениях с женщиной, которую он любит.  Он  наблюдает  за ней, гуляющей по саду,  издалека. Видит её, но подойти, приблизится   к любимой не может. Почему же? Она его любит? Оказывается, и она его любит: «Твои глаза, налитые печалью, /Ни в чьи глаза- я знаю- не глядят». Что же разделило любящих людей?
  6. Поэт создаёт запоминающиеся образы. Образ «сада» – это её мир, мир красоты, спокойствия, в котором женщина проводит много времени- гуляет, думает, может быть, надеется, что он решится подойти к ней. Лирический герой стремится в этот мир сада, но войти  в него не может. Здесь возникает следующий образ – образ «морской дали», у героя создаётся ощущение, что возлюбленная  не рядом в саду, а далеко, «за морской далью». Появляется еще один образ – образ «берега». Ссора  расставила героев по разным берегам. Каждый из них видит берег другого, но эти берега будто заколдованы, потому что не позволяют соединиться любящим людям. У каждого из героев есть свой мир: у него мир «форелек» (продолжается морская тема), у неё мир – цветов. Очевидно, когда-то, в пору их счастья, они умели объединить эти миры, увлечения, с удовольствием погружались в интересы друг друга. Но теперь они не объединяют своих увлечений.  Финал стихотворения строится на антонимах: враги  - друзья. Может быть, неумелые слова друзей привели к ссоре лирического героя с его любимой. Заканчивается стихотворение оптимистично: надеждой на то, что «будет день – с тобой вдвоём мы будем», потому что  любящим нельзя не быть вместе.
  7. Стихотворение отличается тонким лиризмом, музыкальностью, которые создаются повторением слов: сад – саду, вышла -  идёшь – иду, морскою далью, глаза. Много  раз повторяется местоимения ты,  с тобой, твои, твой, в твоих, всего 3 раза местоимение я, но заканчивается стихотворение местоимениями нас, мы, нам. Это подтверждает нашу мысль о поклонении лирического героя даме своего сердца и о надежде на примирение с ней. В стихотворении нет ярких авторских неологизмов, кроме слова понежиться и редких эпитетов «жестокую», аллитерации [ш-с], ассонанса [а-у], то есть лексические средства достаточно бедны, но интересен синтаксический строй речи. В синтаксисе поэт использует прямой порядок слов в первой строке, в третьей. использует инверсию «И будешь ты до вечера в саду», «Что я с тобой по саду не иду» и т.д. В стихотворении есть восклицательные предложения, предложения, которые заканчиваются многоточием, множество тире, которые предполагают паузы. Что же за ними скрыто? Чувство досады, о котором поэт говорит в самом начале стихотворения.

Анализ стихотворения «Июневый набросок»

Стихотворение относится к ранней лирике Игоря Северянина, оно написано в 1910 году. В нем речь идет о времени года, которое все любят – о лете. Но все же это стихотворение не о природе. Хочется выделить в нем философское направление. Поэт поднимает проблему быстро изменяющейся жизни, проблему быстрого   течения времени: «Оно подобно мигу, лето…».  Он пытается убедить героиню - девочку не грустить о том, что лето пройдёт, а просит её наслаждаться сегодняшним днём, тем,  что она видит сейчас.  Видит она спелую землянику в лесу, нарядный мухомор, уток, ныряющих в синеву реки, а синева эта подобна синеве неба. А еще вокруг весело – задорно звучат голоса купающихся в реке детей. Пафос стихотворения – радостный, оптимистичный.

 Как поэту удаётся его создать?

В стихотворении интересные лексические средства: разговорные слова – взгляни-ка, прифрантился, умор, глазы; сравнения – «утки, точно водолазы», «мухомор – как Роголетто», то есть шут, клоун в яркой, пёстрой одежде, лето как миг.  Эпитетов в тексте мало, но все они оригинальные: весело- задорно, обнебесенной, вздорно (выражены наречиями и авторским неологизмом). Использует поэт олицетворение – «прифрантился мухомор», т.е. приоделся, нарядился, метафору – «успокой свою печаль», «ныряют прямо в небеса».  Игорь Северянин – мастер создания неологизмов – «обнебесенной», «не обезденежь»,  «не олунишь. Оригинальность стихотворению придают глаголы повелительного наклонения: взгляни-ка, поверни, послушай, успокой, пойми, которые заставляют читателя или слушателя стать участниками всех событий. Глаголы настоящего времени – ныряют, звучат, не изменишь -  помогают развернуть всю панораму действий прямо перед глазами читателя. Обращения – девочка, дитя – придают стихотворения лиризм, хотя иронии Северянин не избежал. В синтаксисе поэт использует сложные предложения,  вопросительные  и восклицательные предложения.  Много тире, которые предполагают паузы.

Стихотворение написано двусложным размером – четырехстопным ямбом. Поэт использует парную и перекрёстную рифму.

Анализ стихотворения «На салазках»

Стихотворение написано уже опытным поэтом в 1923 году. О чем оно?  На первый взгляд о зиме. Но думается, что его содержание на много глубже. В этом смысле оно напоминает пушкинское «Зимнее утро». В стихотворении «На салазках» разговор о зиме и катании на санках позволяет  Игорю  Северянину говорить о родине. Конечно, здесь возникает проблема: что же такое родина, что входит в это понятие, как понимает эту проблему обычный человек. Родина  для нас всех, во-первых, это природа. Может быть, поэт не случайно выбирает зимний пейзаж, ведь не все его  любят. Россия всегда считалась зимней, северной страной, холодное время года длится у нас в течение полугода, поэтому и любовь к этому времени года у нас особенная. Она связана с зимними развлечениями: катанием на коньках, лыжах и санках.  И еще… Родина – это детство. Спуск с горы на салазках – это развлечение для детей. Лирический герой стихотворения уже взрослый человек, но ему не чужды детские развлечения, в которые он втягивает  её, «дитя», свою любимую. Вечером они возвращаются домой, тихо беседуя, сидят за ужином. Говоря о идее стихотворения «На салазках», И. Северянин напоминает нам о том, что родина – это всё то простое и каждодневное, что нас окружает: родная природа, воспоминания о детстве, родной дом, близкие и любимые люди.

Интонационно стихотворение можно разделить на две части: первая - восторженное и азартное катание  на салазках с горы в лесу среди кедров; вторая – ужин в родном доме, поражает покоем, теплом, преданной любовь лирического героя к своей подруге. Стихотворение поражает удивительной искренностью, чистотой, открытостью.

Северянин –футурист не изменяет себе: использует разговорную лексику – междометия «ну-ка, ну-ка», глаголы «махнем», «айда», «размозжить мозги», существительные «дюжин», «салазок», «хижина»; здесь же его любимые неологизмы с приставкой О -  обезлюденный. Все это удивительно точно сочетается с языковыми средствами выразительности: метафоры – «млеют в предвесенних ласках», «стряхнув с макушек снежный чепчик»; олицетворения – «лес…зашепчет», «ждёт нас ужин»; эпитеты – «восторженно», «скромный», «обезлюденный», «немудрый». интересно рассмотреть это стихотворение и с точки зрения синтаксических средств выразительности.  поэт использует  простые и сложные предложения. В первой части движение предают не только глаголы: махнем, не торопись, начнем, проделывать, но и деепричастия стряхнув, рискуя. во второй части использованы односоставные, неполные предложения, предложения с однородными членами. Множество точек и запятых  замедляют темп речи, позволяют создать тишину и спокойствие домашней обстановки.  Во второй части употреблены два длинных причастия – «преподнесенный» и «обезлюденный», которые тоже замедляют темп речи, делают обстановку  более торжественной, и эта торжественность сочетается с простотой и скромностью всей  обстановки ужина. Анафора и параллелизм в последних строчках помогают создать настроение благодарности, искренности, чистоты и простоты.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма сочетается – перекрестная и парная.

Анализ стихотворения «Увертюра»

Самое известное и спорное стихотворение И. Северянина написано в 1915 году.  Стихотворение кажется очень современным, потому что оно о мире, который нас окружает. В каком мире живёт  лирический  герой? В мире ресторанов, вкусной, изысканной еды, обожания всего иностранного, автомобилей, аэропланов, блеске иллюминаций, брызг шампанского, «в остром обществе дамском».  Лирический герой – поэт, который говорит: «вдохновляюсь порывно!» этой жизнью и «берусь за перо!».  Герой воспринимает жизнь трагично. Автор поднимает проблему одиночества человека, ведущего показную светскую жизнь. Лирический герой никогда не покажет всей трагичности его положения, в обществе «девушек нервных» он любую трагедию превратит в грезо-фарс. Мир, который окружает поэта, жесток - «кто-то здесь зацелован! там кого-то побили». Образ «ананасы в шампанском» - это символ богатой, но бездумной, беспечной, бездуховной жизни, которая закрутила модного поэта.  Заключительная строка «Из Москвы – в Нагасаки! из Нью-Йорка – на Марс!» позволяет понять желание героя вырваться из круговорота этой порочной жизни.

Стихотворение написано трехсложным размером – четырехстопным анапестом, рифма перекрестная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд "Дон-жуанский список Игоря Северянина"

Презентация предназначена для урока литературы по биографии и творчеству Игоря Северянина. Данный ресурс можно использовать и во внеурочной деятельности....

Литературно-музыкальная композиция «…Гений Игорь – Северянин…»Участники – ученики 11 класса

1. Знакомство с жизнь и твочреством поэта2. Развитие навыков монологической речи учащихся, умение выразительно декламировать стихотворения И. Северянина3. Привлечение слушателей и участников композици...

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Сценарий к мероприятию по творчеству Игоря Северянина «Король поэтов»

Мероприятие по творчеству поэта Серебряного века Игоря Северянина. Рассмотрены биография и произведения, по пройденному материалу задаются вопросы....

Жизнь и творчество Игоря Северянина.

Данная презентация  может быть использована на уроках литературы при изучении творчества поэта Игоря Северянина. В работе освещаются основные темы творчества поэта.....

КОНСПЕКТ УРОКА: «ТИХАЯ» РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. РУБЦОВА. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» 6 КЛАСС

Цели урока: 1.Создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, актуализации интереса к лирике поэта....