Урок по литературе в 6 классе по теме "А.П.Чехов"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Хоботникова Любовь Викторовна

Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannie_rasskazy_chehova.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе

в 6 классе

 на тему  

«Юмор А.П.Чехова»

(ранние юмористические рассказы «Налим», «Пересолил», «Хирургия»)

Цель: Показать на примере ранних рассказов добродушный смех писателя над нелепыми, незадачливыми жизненными  ситуациями, в которые попадают герои.

Ход урока:

1) Фотоматериалы - в портрет писателя, иллюстрации к его ранним рассказам.

2) Эпиграф на доске:

Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков. (К.Чуковский)

1.Вступление.

Сегодня у нас урок внеклассного чтения по литературе, на котором мне хочется поговорить о ранних юмористических рассказах А.П.Чехова, которые вам были порекомендованы к уроку. К.Чуковский назвал Чехова «первым русским юмористом после Гоголя». Давайте прочитаем эту цитату дословно.

(Учащийся громко и выразительно читает эпиграф, который записан на доске)

Слово учителя, который  ставит цель и задачу перед учащимися.

Хотя Чехова давно уже нет, а мы, люди 21 века, по-прежнему читаем и любим писателя за то, что он подарил нам такие смешные рассказы, смеемся вместе с ним над нелепостью тех жизненных ситуаций, в которые попадают его герои. Давайте же посмеемся вместе с писателем.

2. Беседа с классом:

1)Вот сегодня мы собираемся говорить об юмористических рассказах, а знаете ли вы, что такое юмор?

Ответ: Юмор (англ.) - нрав, настроение; юмористический - значит смешной, это смех доброжелательный, беззлобный в отличие от сатиры.

2) Как и когда Чехов начал писать смешные рассказы?

Ответ: Еще в таганрогской гимназии он пишет юмористические сценки, очерки, пьесы, а будучи студентом московского университета, он не только пишет, но и печатает их юмористических журналах: «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок».

Фотоматериалы - обложки этих журналов, перечень псевдонимов писателя, а также интересные факты из жизни.

Итак, в поисках заработка он начинает сотрудничать в этих журналах и издавать свои рассказы под различными псевдонимами, такими как: Вспыльчивый  человек, Человек без  селезенки, Крапива, но нам более известен псевдоним-Антоша Чехонте.

3).Как внешне выглядел будущий писатель в эти годы по воспоминаниям современников? (высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими веселыми глазами, магнетически влекущий к себе всех).

Фотоматериалы - фотографии молодого Чехова.

4)Как сам Чехов относился к юмору?

5)Какие рассказы вы прочитали к уроку?

Ответ: «Налим», «Пересолил», «Хирургия».

Фотоматериалы - иллюстрации к этим произведениям.

6) Как отозвался об этих рассказах Иван Алексеевич Бунин? (много лет спустя Бунин скажет: «Если бы он (Чехов) написал 2-3 подобных рассказа, то «сверкнул и исчез замечательный ум»). Среди множества пестрых рассказов Чехова как драгоценные камни сверкают настоящие шедевры, эти рассказы, подобно драгоценным камням, занимают свое место.

Вот на этих рассказах и остановимся подробнее.

3.Беседа по рассказам Чехова.

Литературная викторина.

1)Раскройте смысл названия каждого из этих рассказов.

2)Прочитайте такие строки из текста, которые подтверждают смысл названия этих рассказов.

3)Назовите главных героев этих рассказов.

«Налим» - плотники Любим и Герасим.

«Пересолил» - землемер Глеб Гаврилович, кучер Клим.

«Хирургия» - фельдшер Курятин, дьячок Вонмигласов Ефим.

4)Кому принадлежат эти слова:

«Дай дух перевести…Ох!

Не тяни только долго, а дергай!» («Хирургия»)

«Летнее утро. В воздухе тишина, только поскрипывает на берегу кузнечик, да где-то робко мурлыкает орличка». («Налим»).

-Постой, ребятушки!-кричит он.

Постой.

Не выталкивайте его зря, упустите.

Надо умеючи («Налим»).

5)Какой рассказ понравился больше всего и почему?

6)Передайте понравившийся эпизод из рассказа (проводится конкурс на лучшего рассказчика).

4.Выразительное чтение в лицах концовки рассказа «Пересолил».

Вопрос учителя:

а) В чем состоит сущность комической ситуации в этом рассказе? (комическая ситуация держится на чувстве страха героев, каждый из них боится друг друга по незнанию, которое передается другому).

б) Какова речь героев? (неполные предложения, простые предложения, вопросы, однословные предложения, повторы одних и тех же слов).

5.Теперь прослушаем инсценировку рассказа «Налим» и убедимся в том, что речь-средство юмора в рассказах Чехова.

Слова автора можно читать по тексту.

Летнее утро. Около строящейся купальни барахтается в воде плотник Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой.

Лицо его покрыто потом. На сажень от Герасима, по горло в воде, стоит плотник Любим. Оба посинели от холода, потому что уже больше часа сидят в воде…

-Да что ты все рукой тычешь? Держи говорю!(Любим)

-Не уйдет…Куда ему уйтить?(Герасим)

-Ты за зебры хватай, за зебры.(Любим)

-Не видать жабров-то…Постой, ухатил за что-то…Кусется, шут(Герасим)

-За зебры хватай. Да и беспонятный же мужик(Любим)

Автор: Начинается ругань…А солнце еще печет. Уж скоро полдень, а Герасим и Любим все еще барахтаются под ивняком. Хриплый бас нарушает тишину летнего дня.

-Тащи его за зебры, тащи. Слева заходи, слева.(Любим)

Слышится хлопанье бича… По отлогому берегу к водопою лениво плетется стадо, гонимое пастухом Ефимом.

-Кого это вы, братцы?- кричит Ефим.

-Налима! Никак не вытащим! Под корягу забился(Любим и Герасим вместе)

Автор: Ефим снимает лапти, сбрасыват с плеч мешок и снимает рубаху и лезет в воду.

-Постой, ребятушки!- кричит он,- постой! Не вытаскивайте его зря, упустите. Надо умеючи. (пастух Ефим)

Автор: Теперь все трое, толкая друг друга локтями,  толкутся на одном месте.

-Где пастух? Ефим! Пастух! Где ты? Стадо в сад полезло. Да где же он старый разбойник?(голос из толпы)

Автор: Из-за решетки барского сада показывается барин Андрей Андреевич в халате и газетой в руке…Он быстро семенит к купальне…

-Что здесь? Кто орет?- спрашивает он строго,- что вы здесь копошитесь?

-Ры…бку ловим(Ефим)

-А вот я тебе задам рыбку, стадо в сад полезло, а он рыбку. Когда же купальня будет готова, черти?

-Будет… будет готова. Лето велико, успеешь еще ,вашескородие, помыться. Забрался под корягу и ни туда ни сюда.(Гегасим)

-Налим? Так тащите его скорей.(барин)

Проходит 5 минут, десять, Барину становится невтерпеж.

-Василий! Позовите мне Василия.

Прибегает кучер Василий.

-Полезай в воду, помоги им вытащить налима.Налима не вытащат.(барин)

Василий быстро раздевается и лезет в воду.

-Я сичас…Где налим? Я сичас. Мы это мигом. А ты бы ушел Ефим,нечего тебе тут старому человеку, не в свое дело мешаться.Который тут налим? Я его сичас. Вот он, пустите руки.

-Погодите, я сичас. Четыре вас дурака, а налима вытащить не можете.(барин)

Раздевшись, барин лезет в воду.

-Подрубить корягу надо. Герасим, сходи за топором.(Любим)

Автор: Коряга подрублена. Андрей Андреевич чувствует, как  его пальцы лезут налиму под жабры.

-Тащу, братцы.Не толпитесь, стойте, тащу.

На поверхности показывается большая налимья голова, а за нею черное аршинное тело.Налим тяжело ворочает хвостом и старается вырваться.

-Шалишь,дудки, брат. Попался. Ага.(барин)

По всем лицам разливается медленная улыбка

-Знатный налим. Чай, фунтов десять будет.(Ефим)

-Нда…Печенка-то так   и отдувается, так и прет из нутра.А…ах!

Автор: Налим вдруг неожиданно делает резкое движение хвостом вверх, и рыболовы слышат сильный плеск. Все растопыривают руки, но уже поздно: налима-поминай как  звали.

Вывод: Сегодня мы говорили о ранних юмористических рассказах Чехова, надо сказать, что этот период  был очень плодотворным и насыщенным. В1883 году было написано 120 рассказов. В 1885 году-130 рассказов.

Какую же роль в жизни людей играет юмор? (Жизненный эликсир, поднимает настроение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)

Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...