Главные вкладки

    Открытый урок по Литературе 5 класс "Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Добро и зло в повести"
    материал по литературе (5 класс) по теме

    Манджиева Жанна Николаевна

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1._urok_literatury_v_5.docx30.45 КБ
    Файл 1.musaeva_z.docx16.06 КБ
    Файл 1.musaeva_z.pptx364.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 5-м классе по теме "Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Добро и зло в повести"

    Манджиева Жанна Николаевнаучитель русского языка

    Разделы: Литература


    Учебник: «Литература» 5 класс В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.: Просвещение,  2015 г.

    Цель урока: осмысление глубины  художественного текста, постижение авторского замысла.

    Задачи:

    • помочь обучающимся  целостно представить проект изучения новой темы;
    • обеспечить условия для развития  речи обучающихся, аналитического и логического мышления; способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;
    • прививать любовь к литературе как к  учебному предмету, воспитывать взаимоуважение.

    Формируемые УУД

    Регулятивные УУД:

    • Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
    • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

    Познавательные УУД:

    • Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
    • Пользоваться изучающим видом чтения.
    • Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
    • Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
    • Осуществлять анализ и синтез.
    • Устанавливать причинно-следственные связи.
    • Строить рассуждения.

    Коммуникативные УУД:

    • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
    • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
    • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
    • Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
    • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
    • Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
    • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
    • Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

    Личностные результаты:

    • Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
    • Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Наглядность и оборудование:

    • учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М.: Просвещение, 2015;
    • презентация к уроку;
    • мультимедиапроектор и персональный компьютер.

    Ход урока

    Название этапа урока и его задачи

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Планируемые результаты

    Организационный момент.

    Приветствие. Создание оптимистического настроя.

    Цель: создание условий для осознанного вхождения обучающихся в пространство деятельности на уроке.

    Приветствие.

    Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

    Дети улыбаются друг другу,  учителю, гостям.

    Возникновение хорошего рабочего настроения.

     

    Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

    Цель: организовать и направить в нужное русло познавательную деятельность обучающихся.

    Учитель: Скажите, ребята, любите ли вы страшные истории? А известны ли вам книги о таинственных и жутких событиях?
    Почему вам нравятся такие истории?

     

    Дети: Рассказы Эдгара По, Людмилы Петрушевской и др.

    Произведения о мистических событиях нравятся потому, что человеку свойственно стремление к тайнам, к необъяснимым событиям, к тому, что тревожит и щекочет нервы.

    Возникновение заинтересованности в дальнейшем ходе урока (мотивация)

    Этап определения темы урока.

    Цель: активизировать мыслительную деятельность, формировать умение самостоятельно определять тему занятия.

    Кто изображён на слайде? (слайд № 1)

    Какие произведения этого автора вы знаете?

    Послушайте стихотворение:

    «Ах, вот где ты, голубчик!» -
    Воскликнул птичий нос,
    Баран мычал покруче
    Слова не без угроз.
    Медведь рычал,  с приветом
    Скрываясь за стволом: 
    «Ах, вот, голубчик, где ты!..»
    Почтенья нет ни в ком!
    Не видно голубятни –
    Тогда видать гумно.
    Конечно,  непонятно, 
    Но дед-то не в кино!
    Дед отошёл обратно –
    В висках шумит вино:
    Увидел голубятню –
    Вмиг спряталось гумно…
    Видать, нечиста сила
    Тут закопала клад
    И свечку погасила,
    И дед тому не рад.
    «Чужого нам не надо!» -
    Дед докопал до дна:
    Котёл тяжелый – с кладом?
    Вмешалась сатана…
    Помои, грязь как тесто…
    Как страшно это место!
    Место, нечистью облюбованное,
    Называется… (заколдованное)

    Определите, пожалуйста, тему урока. На слайде № 2 вы видите сборник, в который вошло это произведение.

    На слайде изображён Н.В.Гоголь
    Повесть, с которой нам предстоит познакомиться – «Заколдованное место»

    Регулятивные УУД

    1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

    2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

    Целеполагание.

    Цель: мотивировать обучающихся к изучению темы.

    Учитель: А теперь постарайтесь убедить товарищей, что изучение этого рассказа нам необходимо (приём «мозговой штурм»).

    Обучающиеся, подумав над аргументами, озвучивают их.

    Читая, мы получаем новую информацию.
    Читая, мы наслаждаемся самим текстом.
    Читая, мы проникаем в тайну.
    Читая, мы общаемся с автором, пославшим из своего времени некое сообщение.

    Целями урока может быть понимание авторского замысла, получение новой значимой информации.

    Регулятивные УУД

    1. Самостоятельно
    формулировать тему, проблему и цели урока.

     

    Запишите тему урока

    Обучающиеся записывают тему.

     

    Этап открытия нового знания.

    Цель: добиться восприятия, осознания, первичного обобщения, усвоения путей и средств, которые привели к данному обобщению.

    Вопросы:

    1. Что такое заколдованное место? Помните ли вы такие места? (слайд № 3)

    2. Какие эпизоды повести вам особенно запомнились, понравились? На слайдах презентации вы видите иллюстрации к повести. Найдите, пожалуйста, в тексте соответствующие отрывки и прочитайте.  (слайды №8 и 9).

    3. Перескажите произведение очень кратко. Что у вас получилось? (фабула)

    4. Кто является главным героем? Кто рассказывает эту историю? (Слайд № 4)

    5. Определите жанр произведения.

    6. Были ли сложности с прочтением? Все ли слова были понятны?

    7. Предлагаю поработать с карточками и установить соответствие малороссийских слов их значениям. (Слайды № 5 и 6)

    8. Понятен ли замысел автора?

    9. Предлагаю поработать в группах, для того чтобы лучше понять текст.

    Ответы:

    1. Заколдованное место – это пространство, в котором происходят различные необычные события. Это может быть заколдованный замок, тридевятое царство, сказочный лес.

    2. Обучающиеся отвечают.

    3. Обучающийся отвечает.

    4. Главным героем является дед Максим. Фома Григорьевич – герой-рассказчик.

    5. Повесть.

    6. Не все слова были понятны.

    7. Дети работают с карточками на соответствие. Сдают учителю. На слайде презентации идёт проверка данной работы.

    8. Замысел непонятен. Требуется уточнение.

    9. Обучающиеся работают в группах.

    Познавательные УУД

    1. Осуществлять анализ и синтез.

    2. Устанавливать причинно-следственные связи.

    3. Строить рассуждения.

     

     

    Работа с текстом.

    Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового умозаключения.

     

    Учитель: Предлагаю поработать с 6 шляпами мышления.

    Красная шляпа. Какие чувства волнуют героя в течение повествования. Что чувствуете вы, когда читаете о похождениях главного героя? Какие чувства удалось передать автору? Что вы можете сказать о Гоголе как человеке?

    Чёрная шляпа. Какие мистические персонажи взаимодействуют с героем? В чём негатив этой ситуации?

    Белая шляпа. Что в данном произведении реалистично, а что является фантастикой?

    Жёлтая шляпа. Какой положительный момент содержится в приключении деда Максима? Составьте его характеристику при помощи кластера.

    Зелёная шляпа. Вы знаете, чем закончилась повесть. Если бы вы были её автором, каким бы вы сделали финал повести?

    Синяя шляпа. Составьте толстые и тонкие вопросы к повести.

    (Учитель координирует работу групп)

    Дети формируют группы и  получают шляпы с заданиями.

    Красная шляпа. Герой боится, он чувствует жадность, стыд, растерянность, интерес, отчаяние.

    Чёрная шляпа. С героем взаимодействуют медведь, баранья голова, птичий нос, безобразная морда. Негатив в том, что герой связался с нечистой силой, которая не держит слово, которая издевается над людьми, может привести человека к гибели.

    (Здесь озвучивается мини-исследование ученицы, которой было дано задание накануне, о существах, издевающихся над главным героем).

    Белая шляпа. Реалистичны герои, живущие рядом с рассказчиком, реалистичен мир украинского села. Фантастикой является само заколдованное место, мир, который оно скрывает, фантастичны мистические ужасные существа.

    Жёлтая шляпа. Дед пытается разбогатеть. Он вырывается из привычного круга обыденности. Он начинает проявлять свои лучшие качества. Он вступает в борьбу с миром ирреального.

    Зелёная шляпа. Дети делают все возможные допущения. Дед может остаться в заколдованном месте. Он может попытаться обмануть чудовищ. Он может ещё раз попытаться добыть клад. Он может взять с собой других героев и воспользоваться их помощью. Он может заработать, продавая билеты в чудное место.

    Тонкие:
    Где и когда происходит действие повести?
    Куда попадает дед Максим?
    С кем он встречается в заколдованном месте?

    Толстые:
    Почему деду не удалось разбогатеть?
    В чём главная мысль произведения? 
    (обучающиеся работают в течение 5-7 минут, затем озвучивают свои изыскания)

    ПознавательныеУУД

    1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

    2. Пользоваться изучающим видом чтения.

    3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

    4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

    5. Осуществлять анализ и синтез

    6. Устанавливать причинно-следственные связи.

    7. Строить рассуждения.

     

     

    Физминутка.

    Цель: сохранение здоровья и оптимистического настроя детей.

    Физминутка.

    Физминутка.

    Умение отвлечься от основной работы на динамическую паузу.

     

    Выход на новый уровень осмысления текста.

    Цель: видение концептуальной информации.

    Учитель: ответив на 2 последних вопроса, мы сможем понять замысел автора.

    Дети: дед не разбогател потому, что нечистая сила всё равно не дала бы ему это сделать. Человек не должен верить подобным существам, они всегда обманут.

    Идея текста – нельзя связываться с нечистью, нужно верить в Бога, не стремиться к богатству материальному, а стремиться стать духовно богаче и лучше!

    Коммуникативные
    УУД

    1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

    3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

    4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

    5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

    6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    8. Выступать перед аудиторией сверстников.

    Этап рефлексии. Оценивание.

    Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

    Учитель: за что мы можем похвалить себя сегодня? Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?
    Поняли ли вы замысел автора? Оцените уровень своей работы на уроке.

    Низкая активность – красная карточка, 
    средняя – жёлтая, 
    высокая – зелёная.

    Учитель: какую оценку вы бы поставили себе за урок? 
    Учитель выставляет оценки и комментирует их.

    Ученики поднимают карточки.

     

     

     

     

    Ученики оценивают свою работу.

    Личностные результаты

    1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

    2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

     

    Домашнее задание.

    Учитель: задание на выбор:

    1. Дома составьте синквейн по впечатлениям от произведения.

    2. Нарисуйте иллюстрации к произведению.

    Обучающиеся записывают домашнее задание.

     

    Мини-исследовательская работа, выполнила Мусаева Зугайдат, ученица 5 класса

    Презентация, выполнила Мусаева Зугайдат, ученица 5 класса



    Предварительный просмотр:

    МКОУ  «Молодёжненская СОШ»

    Мини-исследовательская работа

    «Нечистая сила в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

    Выполнила Мусаева З.,

    ученица 5 класса МКОУ МСОШ.

                                                          2016г.

    Вопрос, подлежащий исследованию:

    Какую роль играют  мистические персонажи в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»?

    Гипотеза: Мистические персонажи позволяют писателю подвести читателя к важному выводу, к выражению авторской позиции в произведении.

    План исследования:

    1. Проработать текст повести.
    2. Найти в Интернете истолкование описанных в повести мистических героев.
    3. Попытаться определить место данных персонажей в авторском замысле.

    Статья.

    В повести Гоголя присутствуют некоторые мистические персонажи. Каждый имеет своё неповторимое значение.

     Медведь – родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы.

    Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.

     Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей.

    Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь.  Маска, личина и самый  окрутник, наряженный, переряженный.  Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.

    Н.В. Гоголь недаром поместил этих персонажей в заколдованное место. Они издеваются над дедом Максимом, испытывают его на прочность и помогают выразить авторскую позицию.

    Вывод:

    Зло страшно, отвратительно, не следует хорошему человеку иметь дело с нечистью. Ничего хорошего их этого получиться не может. Богатство исчезнет, душа человека окажется замаранной грехом. Лучше уж не стремиться к богатству, а жить спокойно, тихо, мирно. Так можно сохранить себя и свою душу в целости и сохранности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Мини-исследовательская работа «Нечистая сила в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» Выполнила Мусаева Зугайдат , ученица 5 класса МКОУ МСОШ

    Слайд 2

    Нечистая сила Медведь – родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы.

    Слайд 3

    Птичий нос - фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.

    Слайд 4

    Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей .

    Слайд 5

    Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный,переряженный. Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по литературе Н.В. Гоголь "Заколдованное место"

    Данный урок знакомит учащихся 5 класса с биографией Н.В. Гоголя, его творчеством, но в очень сжатом виде, так как знакомству с этим автором еще будет отведено особое место в других классах.В течение у...

    Конспект открытого урока по литературе на тему: "Жить по законам добра..." (5 класс)

    Конспект открытого урока "Жить по законам добра..." (по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне о и семи богатырях") разработан в соответствии с новыми стандартами ФГОС и включает в себ...

    Открытый урок по литературе в 7 классе на тему:"Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка""

    Конспект урока содержит анализ образов повести, коспозиции, сюжета. Сравнительная характеристика главных героев и разбор изобразительно- выразительных средств. Роль антитезы в повести "Барышня- кресть...

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМЕ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ « НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ»

    НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯпо рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»...

    Урок литературы в 5 классе Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.

    Формирование читательских интересов учащихся; обогащение представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя....