Урок по литературе Н.В. Гоголь "Заколдованное место"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Уланова Юлия Сергеевна

Данный урок знакомит учащихся 5 класса с биографией Н.В. Гоголя, его творчеством, но в очень сжатом виде, так как знакомству с этим автором еще будет отведено особое место в других классах.

В течение урока учащиеся познакомятся с первой экранизацией повести Гоголя "Вий", что поможет настроить их на нужный лад и подпитать интерес к автору и его произведению.

 

К конспекту прилагается "Словарь" , которым дети будут пользоваться во время занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:

- дать понятие фантастики

- познакомить учащихся с повестями Н.В. Гоголя

- познакомить учащихся с украинским бытом прошлых веков

- научить пользоваться словарем и самостоятельно добывать необходимый материал.

Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.

Подготовка к УПД.

- Украинская полька. (запись)

- Здравствуйте дети, садитесь, внимание на экран ……(ВИЙ)

- Дети, сейчас мы с вами смотрели фрагмент фильма «Вий» режиссеров К. Ершова и Г. Кропачева по одноименной фантастической повести Н.В. Гоголя. (портрет)

Н. В. Гоголь родился в 1809 на Украине, в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии. Он провел детские и юношеские годы среди украинской природы. С раннего детства, он знакомился с бытом родной Украины, фольклором, с невероятными историями о различной нечисти, духах, вурдалаках. Эти истории оказали большое влияние на творчество автора.

А сегодня мы с вами познакомимся с не менее загадочным, таинственным произведением автора, с повестью «Заколдованное место», рассказывающей о загадочных событиях.

Таких произведений у автора достаточно много. Они вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», который был восторженно встречен читателями XIX века и остается одним из любимых нами сборников.

Усвоение нового.

Итак тема нашего урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика.

Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре зле. У Гоголя очень много произведений, содержащих мистику и фантастику.

В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»).

Обратимся к тексту

- С чего начинается произведение, прочитайте.

(«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви)

- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? (ответы)

- А что такое быль? по-другому реальность (попробуйте дать определение, посоветуйтесь). Быль – рассказ о действительном происшествии.

- А что такое фантастика? Как бы вы определили? (попробуйте поработать в парах)

2 (экран) Фантастика – (гр. способность воображать, - разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира) прочитайте!

- Близки мы были в определении?

- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?

- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.

- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?

- А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?

- Посмотрите внимательно, что я вам показываю (огурец, лук). А как лук назван в повести? Найдите, прочитайте, какое выражение автор использует, чтобы описать состояние человека, когда он наестся за целый день этих овощей?

- Посмотрите на экран, какое выражение иллюстрирует эта картинка? Что это значит? (уши развешивать)

- Что я сейчас взяла в руки? Найдите эпизод, в котором бы говорилось об этом (кухоль) предмете? Как он называется??? Найдите в словарях. Прочитайте в тесте.

Все, о чем мы сейчас говорили, это все реально!

- А что еще реально? А эпизод с танцем? Давайте найдем, прочитаем?

- АС. Пушкин называл жителей Украины того времени: «Племя поющее и пляшущее». Вот мы в тексте и прочитали с вами, что «ноги у деда не месте не стояли». Для того. Чтобы яснее понять это, я предлагаю вам прослушать украинскую народную песню (песня)

- Кому захотелось поплясать?

- С какого момента начинается фантастика? Прочитали весь фрагмент, а реально ли то, что дед в определенном месте не смог танцевать?

- Почему у деда не получилось танцевать? Как автор назвал это место? (заколдованное) а что значит заколдованное?

- Значит, с этого момента в повесть вплетается фантастика?

- Так теперь поищем что фантастического в произведении, прочитайте в тексте. (ответы) (перемещение, эпизод со свечкой)

- А к какому месту в повести вы бы отнесли слова «жуть берет», т.е. очень страшно? (где головы) Как бы вы его прочитали? С какой интонацией? (посмотрите на экран, иллюстрация этого фрагмента).

- Прочитаем по ролям (Стал копать – земля мягкая)

Обращаю внимание на авторские реплики, которые дают нам понять, как нужно прочитать текст.

Первичное закрепление.

-Ребята, с каким автором мы сегодня с вами познакомились? Как называется произведение, с которым мы работали? Из какого сборника оно?

Итоги:

- Какой наказ (найдите в тексте) дает дед своим внукам? (читают)

Закончите предложения:

Дед не получил богатства, потому что…

Не ищи в нечистой силе проку, потому что…(свяжешься с нечистью, хорошего не жди).

Так какой мы можем сделать вывод? Идея: нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.

Найдите последний абзац, где говорится о том, что росло на «заколдованном месте», прочитайте. Нарисуйте сейчас картинку???

Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, было интересно, и не последнюю роль в этом сыграло оформление класса. Это помогало нам в работе. Благодарю вас. За то, что помогали мне.

Д/З

1) последний абзац (прочитайте), рассказывает нам о том, что же росло на этом месте, нарисуйте иллюстрацию (затем мы составим сборник иллюстраций к этому произведению).

2) Напишите сами в тетрадь, что такое быль, фантастика, как вы запомнили.



Предварительный просмотр:

Словарь к повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

Баштан

место, засеянное арбузами и дынями

Бурьян

высокие сорные травы

Вечерять

ужинать

Галушки

клецки – кусочки теста, сваренные в бульоне, молоке

Гетьман, гетман

верховный правитель Украины в XVII – XVIII вв.

Гумно

огороженный участок земли, предназначенный для хранения и обработки зерна

Дерн

верхний слой травы, густо заросший травянистыми растениями, скрепленный корнями.

Дьячок, дьякон

помощник священника

Жупан

вид кафтана, мужская верхняя одежда

Заступ

большая металлическая лопата

Иноходец

лошадь, которая бегает иноходью, т.е. одновременно выносятся вперед или обе правые ноги, или обе левые

Кавун

арбуз

Комора

амбар-строение для хранения зерна, муки, припасов

Курень

соломенный шалаш

Кухва

кадка, бочка

Кухоль

кружка

Левада

поле, окопанное рвом

Люлька

трубка для курения

Нечистый дух

дьявольская сила, сатана, черт, собачий сын

Обморочить

обмануть, одурачить

Пан

хозяин, господин

Пищик

специальный инструмент, издающий звуки для подманивания птиц

Рожок

музыкант или сигнальный инструмент

Свитка

верхняя длинная распашная одежда, разновидность кафтана

Сопилка

украинский духовой музыкальный инструмент

Хустка

платок

Цибуля

лук

Чумаки (чумаковать)

обозники, едущие в Крым за солью и рыбой

Шельма

мошенник, плут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Михайловское и его обитатели" (заключительный этап проекта "Место действия")

Данный урок является заключительным этапом литературного проекта "Место действия" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"...

конспект урока по литературе в 10 классе на тему: "Путешествие по местам жизни Н.А.Некрасова"

Презентация рассказывает об основных фактах биографии Н.А.Некрасова и о памятных местах, связанных с его именем. Данный ресурс можно использовать на уроке литературы как иилюстративный материал к расс...

Элективный курс по литературе "Путешествие по литературным местам Брянщины" для учащихся 9 класса

Произведения  поэтов и писателей древнерусской литературы, средних веков,19 века. История создания, краткий анализ...

Разработка урока по литературе в 7 классе "Раздел "Я и другие". Р. Киплинг "Заповедь". Стихотворение о смысле жизни, о поисках своего места в мире"

План-конспект урока по литературе в 7 классе по учебнику Р.Н Бунеева "Школа-2100". Первый урок по разделу "Я и другие"...

презентация к уроку литературы "Путешествие по лермонтовским местам"

презентация предназначена для демонстрации на уроах литературы при изучении темы "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова "...

Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся....