Урок по литературе "Михайловское и его обитатели" (заключительный этап проекта "Место действия")
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Страхова Любовь Леонидовна

Данный урок является заключительным этапом литературного проекта "Место действия" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название предмета литература

Класс 9

Тема: « Подведение итогов 1 этапа культурно-образовательного проекта «Место действия» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Михайловское и его обитатели…»

Учитель: Страхова Л.Л.

Цели:

образовательные —

1.  сформировать умение исследовать «литературный фон»  романа, анализировать его как художественную характеристику героев литературных произведений, понимать его роль в реализации авторского замысла.

2. В процессе работы выявить другие художественные приемы, помогающие раскрыть образы героев романа.

развивающие —

1) продолжить формирование навыков и умений структурировать материал, выбирая главное, обобщать, делать выводы;

2) обучать творческому мышлению и созданию творческих работ;

3) содействовать самостоятельному высказыванию учащихся своей позиции, аргументировать свое мнение, выслушивать товарищей, дополнять недостающий фактический материал в свои работы;

4) развивать умения  группового взаимодействия

воспитательные —

- воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;

- способствовать выявлению личностных качеств учащихся;

      - совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого                             

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

Образовательная технология: технология проектной деятельности

Основные термины и понятия: коллаж, литературный фон, пейзаж, интерьер, характер героя, деталь, синквейн.

Межпредметные связи: история

Наглядность: коллажи

Оборудование: слайдовая презентация, 4 конверта с фотографиями, игра-лото «Знаем ли мы устаревшие слова?», 4 конверта с поэтическими строчками из романа.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

                                                                    Ход урока.

1. Начало урока.

Показ видеоролика.

2. Слово учителя.

-- Эти места, вы, конечно, узнали. Как эти места: Михайловское, Тригорское,  связаны с нашим уроком?

(ответы обучающихся)

 В этом учебном году вы участвуете  в культурно-образовательном проекте по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».  Первым этапом проекта стало образовательное путешествие в Пушкинские горы. Мы  посетили дворянские усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское,  где обнаружили почти не тронутые временем «декорации» к деревенским главам «Евгения Онегина».  Выполняя задания к фрагментам романа, мы обращали внимание на вещи и предметы, наиболее точно характеризующие героев, изучали интерьеры, где наиболее вероятно можно было встретить этих героев, и, конечно же, наслаждались пейзажами.  Этот уголок земли позволил нам окунуться в мир героев романа далекого 19 века, представить, как они жили, чем занимались, что их окружало, чем были заняты их мысли.

Посетив эти заповедные места, где вечность соседствует с повседневностью, мы не только открыли для себя уникальный мир русской природы, но и увидели, как в красоту мира вплелись формы бытовой и духовной жизни А.С. Пушкина и его героев.

И сегодня мы хотим рассказать об этом.

Итак, знакомимся с героями романа «Евгений Онегин». Вашему вниманию представляем коллажи.

2. Каждая группа представляет свой коллаж и рассказывает о герое.

1 группа – коллаж о Евгении Онегине

2 группа – коллаж о Татьяне

3 группа – коллаж о няне

4 группа – коллаж о Лариных.

Учитель:

-- Что в работе над коллажом помогло вам в какой-то мере раскрыть характер литературного героя?

(принадлежащие герою вещи являются важной функцией в произведении и порой становятся выражением его индивидуальности)

3. Работа в группах.

Учитель: я предлагаю вам внести свой вклад в коллажи. У вас на столах конверты, в них находится фотография предмета, вещи, которая принадлежит одному из героев. Ваша задача – не только определить хозяина, но и соотнести с  поэтическими строчками романа.

(Каждая группа получает конверт с фотографией части предмета, которая может принадлежать одному из героев, определяет, кому может принадлежать и соотносит с поэтическими строчками романа)

-- Представитель группы аргументирует выбор группы и читает строчки романа.

4. Герой и интерьер. Инсценирование каждой группы.

Учитель: А теперь последуем за героями в господские дома, модные залы, кабинеты, гостиные…всмотримся повнимательнее в интерьеры, которые, по вашему мнению, могли стать местами действия тех сцен, которые вы нам сейчас покажете. Помимо этого, я прошу вас вслушиваться в разговоры героев и записывать незнакомые слова, значение которых вам надо будет потом определить.

 На фоне интерьеров (презентация детей –1-2 фотографии с интерьерами) идет инсценирование. После каждой сцены учитель задает вопрос:

-- Что именно в этом интерьере соответствует характеру вашего героя?

-- Согласны ли вы с выбором интерьера и почему?

1 группа – сцена из 3 главы романа «Разговор Татьяны и няни».

2 группа – сцена из 3 главы романа «Разговор Онегина и Ленского».

3 группа – сцена из 5 главы романа «Именины Татьяны»

4 группа – сцена «Письмо Татьяны и Онегина».

5. Игра-лото «Знаем ли мы устаревшие слова?»

Работа в командах по определению устаревших слов, встретившихся в тексте.

6. Пейзажи и герои.

Учитель: Итак, чтобы понять мир человека, достаточно рассказать простую историю, как сделал это А.С. Пушкин. Но история обитателей Михайловского и Тригорского была бы неполной без рассказа об их любимых уголках природы, ведь пейзажи этих усадеб тоже становятся местом действия романа.  Распахнем двери дома и последуем за героями …

Каждая группа выбрала один пейзаж, который, по их мнению, наиболее полно соответствует его характеру, нраву, деятельности. Задача : определить, какому герою может соответствовать тот или иной пейзаж.

7. Показ презентации.

Показ слайдов, дети определяют, какому герою соответствует данный пейзаж, подбирают поэтические строчки.

8. Проверка.

9.  Рефлексия.

Напишите один от группы синквейн о вашем герое.

10.  Чтение синквейнов.

11. Подведение итогов.

Нам, жителям суетного21 столетия не так-то легко разобраться в поступках и переживаниях литературных героев.  И времена меняются, и уходят в небытие люди, в лихолетье утрачиваются свидетельства истории. Немного осталось вещей, которых касалась рука Пушкина, доживают свой век деревья, видевшие поэта, но все же седой историей веет от этих святых мест, рассказавших нам историю поместного дворянства 19 века. Посетив усадьбы, мы попытались открыть для себя уникальный мир русской природы, мир истории, мир русской души.

И хочется задать вопрос вам, ребята: «А что бы вам хотелось взять из далекого 19 века, из духовной жизни героев романа Пушкина? Какой вы увидели былую эпоху? Видим ли мы в этой картине мира себя, нашу жизнь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

История России. Тема: Начало ВОВ: первый этап военных действий.

разработка урока истории в 9 классе на тему "Начало Великой Отечественной войны"...

Урок по теме "Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"

Данный урок был дан мной в рамках районного научно-практический семинар  для завучей, учителей, методистов района и города под названием«Дорожная карта эффективного образования : проектирование с...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р

Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....