Урок по теме "Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"
методическая разработка по английскому языку (7 класс) на тему

Штумпф Анна Юрьевна

Данный урок был дан мной в рамках районного научно-практический семинар  для завучей, учителей, методистов района и города под названием

«Дорожная карта эффективного образования : проектирование системы оценивания предметных и метапредметных результатов при освоении основной образовательной программы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный научно-практический семинар  для завучей, учителей, методистов района и города

«Дорожная карта эффективного образования : проектирование системы оценивания предметных и метапредметных результатов при освоении основной образовательной программы»

Предмет: английский язык

Учитель:  Штумпф Анна Юрьевна

Класс: 7 «В»

Дата проведения: 05 марта 2014 г.

Тема: Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий

       

Задачи: Формирование у учащихся универсальных учебных действий

через:

               

            - повышение мотивации учащихся в учебной деятельности;

            - создание благоприятной образовательной среды;

            - создание ситуации успеха для каждого учащегося;

            - обеспечение условий для исследования и анализа;

            - развитие творческих способностей учащихся;

            -организацию работы в малых группах;

            - воспитание чувства «команды» и желания быть эффективным в

              деятельности команды.

Цели: 1. Повторение модальных глаголов, их значения и случаи употребления в речи;

2. Развитие навыков употребления модальных глаголов в речи;

3. Актуализация правил школьного поведения.

Оснащение урока: компьютер

                                мультимедийная установка

                                дидактический материал

                                (учебное пособие “Spotlight 8” изд-ва Просвещение

                                 презентация Microsoft  Power Point)

Этапы урока:

           

Этапы урока

Формируемые универсальные учебные действия

Технологии активного обучения

Цель урока: 1. Повторение модальных глаголов, их значения и случаи употребления в речи;

2. Развитие навыков употребления модальных глаголов в речи;

3. Актуализация правил школьного поведения.

- личностные

- познавательные

- коммуникативные

- регулятивные

- технология КСО

- технология «критического мышления»

- технология развивающего обучения

- ИКТ

- технология учебных исследований

1.Определение цели урока

- личностные (познавательный интерес и мотивация,)

-познавательные (построение логического рассуждения)

-технология коллективного обучения (коллектив)

-технология учебных исследований

2. Введение в тему урока, работа в парах(Matching (распечатка), презентация результатов, выводы (таблицу раздать) )

-познавательные (исследование и преобразование информации, моделирование)

-коммуникативные(сотрудничество в решении учебных задач, проявление лидерства и умение согласовывать свои действия с партнером, умение слушать и слышать)

-регулятивные (осуществление контроля своей деятельности, оценивание и коррекция своей деятельности)

-технология коллективного обучения (работа в парах)

- ИКТ

-технология развивающего обучения

3.Quick reading («Special schools») , ex.1, 2

-познавательные (исследование и преобразование информации)

-коммуникативные(сотрудничество в решении учебных задач, проявление лидерства и умение согласовывать свои действия с партнером, умение слушать и слышать)

-регулятивные

-технология «критического мышления»

4.Ex.3-4 (индивидуальная работа)

- личностные

- познавательные(исследование и преобразование информации, использование различных источников информации, моделирование, построение логических рассуждений, установление причинно-следственных связей)

- регулятивные (анализ своей деятельности, оценивание и коррекция)

- технология развивающего обучения

5.Сompetition (работа в группах – Presentation of school rules)-3 rules (1- for pupils, 2 –for parents, 3- for teachers)

- личностные

- познавательные

- коммуникативные

- регулятивные

-технология коллективного обучения (работа в группах)

6.Presentation («Do you believe that…»)

Подведение итогов урока, домашнее задание

-личностные (формирование самоотношения и самооценки)

-регулятивные (контроль, анализ, оценивание своей деятельности)

  -технология «критического мышления», ИКТ

Учебное пособие:  учебное пособие “Spotlight 8” изд-ва Просвещение

При планировании урока я варьировала и определяла последовательность компонентов урока и его этапов для повышения активности учащихся, по-

вышения их мотивации. Я также учитывала, что при изучении  модальных английских глаголов целесообразно использовать системно-деятельностный и исследовательский подход, позволяющий сформировать у обучаемых речевые навыки различения смысла аспектов английского глагола и выбора того, который адекватен предъявляемой ситуации речевого общения.

1. На этом этапе учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цели урока после знакомства с вводной презентацией. Это мотивирует учеников к познанию и позволяет им строить цепь логических рассуждений самостоятельно.

2. На этом этапе урока учащиеся выполняют упражнение типа matching, соединяя модальные глаголы и их значения, подбирая примеры из списка предложений. Подобное задание учит преобразовывать информацию, контролировать и корректировать свою деятельность, так как задание выполняется в парах. Далее учащимся предлагается посмотреть на созданную ими во время работы в группах сводную таблицу употребления модальных глаголов. Кроме того, эта же таблица выдаётся учащимся  в качестве дополнительного дидактического материала. В конце этого этапа урока учащиеся делают вывод, что таблица, выданная им – это результат проведенного ими самостоятельного исследования.

3. На данном этапе урока учащиеся читают текст «Special schools», сравнивая полученную информацию с высказываниями ниже и устанавливая верность/неверность предложенных высказываний.  При работе над этим текстом и выполнении упражнения у учащихся формируются навыки чтения и уверенность в своих способностях.

4. На данном этапе урока учащиеся выполняют упражнения на замену словосочетаний релевантными модальными глаголами, а также на правильный выбор модального глагола из нескольких возможных. Такие задания учат исследовать и преобразовывать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать по образцу.

5. На следующем этапе урока учитель предлагает учащимся в группах самостоятельно сформулировать правила школьного поведения. При выполнении этого задания формируются личностные (ученики составляют правила для одноклассников, родителей и учителей), коммуникативные (навыки работы в группе) и познавательные (умение анализировать и отбирать необходимую информацию) универсальные учебные действия. Это позволяет привлечь к работе всех учащихся и создать индивидуальную  ситуацию успеха для каждого из них.  Во время проверки этого задания учащимся предлагается строить полные предложения для подготовки их к устному сообщению на эту тему. На этом этапе урока учащиеся тренируются употреблять обобщенные и систематизированные знания на практике. Учитель оценивает групповые работы учащихся.

6. На этом этапе урока учащимся предстоит систематизировать и обобщить изученные на уроке модальные глаголы, а также провести рефлексию.

Учитель на этом этапе помогает учащимся, если они испытывают трудности. Особенно это может коснуться оценивания учащимися собственной деятельности.

Далее учащимся предлагается домашнее задание (индивидуально подготовить творческую работу о школьных правилах), которое позволит закрепить полученные на уроке умения и навыки, а также позволит продолжить дальнейшую работу с употреблением модальных английских глаголов, так как этот урок является одним из системы уроков по данному разделу.

1. Место данного урока в системе уроков по данной теме.

Данный урок занимает определяющее место, так как повышает мотивацию, формирует умение исследовать, обобщать и систематизировать учебный материал, применять теорию на практике. Урок является  повторительно-вводным по грамматической теме – английские модальные глаголы, учащиеся готовятся освоить новые знания по теме, предваряя получение их обобщением и систематизацией уже имеющихся.  Данный раздел учебного пособия имеет целью сфокусировать учащихся на учебно-исследовательской деятельности, формированию умений получить результат исследования.  Поэтому на этом урока не представлено нового грамматического  материала, повторяется лексика и грамматика предыдущих уроков. Данный урок активизирует речемыслительную деятельность учащихся и учитывает их возрастные особенности и ценностно-ориентационную сферу учащихся.

2. Обоснование целей и задач урока.

Специфика урока иностранного языка – обеспечить формирование речевых умений и навыков применительно к определенной теме и на основе определенного языкового материала, а также компетенций в различных сферах деятельности. Заявленная тема урока – организация индивидуальной и групповой работы учащихся при систематизации изученных видовременных форм глагола позволяет формировать учебно-познавательные, информационные и коммуникативные компетенции.

Триединая дидактическая цель виделась в реализации трех аспектов:

- учебный аспект – научить владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; сформировать навыки исследовательской и аналитической работы и осуществлять продуктивную речевую деятельность.

- познавательный аспект – расширить культурные знания учащихся.

- развивающий аспект – развитие способности к общению, логичности, исследованию, обобщению.

- воспитательный аспект – воспитание субъекта межкультурного взаимодействия.

Сформулированные цели и задачи урока позволяют удовлетворить основную потребность общества, а именно развить индивидуальность в каждом человеке, в гуманизации образования и воспитания, ставящие в центр процесса ребенка, который, как субъект познания, способен к саморазвитию.

Всё это также отвечает основному требованию родителей, которые ищут благоприятную образовательную среду для ребенка, где видна его индивидуальность и где готовы выслушать его точку зрения.

3. Характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала.

Этот класс подвижен, как психологически, так и когнитивно. Все учащиеся активны на уроке. Однако силы учащихся не равны, поэтому одной из моих главных задач является удовлетворить активность учеников вне зависимости от их способностей, а также создавать ситуацию успеха для всех учащихся и укрепить их уверенность в себе. Проводя урок, я пыталась учитывать возрастные, поведенческие, учебные, индивидуальные особенности учащихся. Таким образом, осуществлялся дифференцированный подход в обучении. Учитывая особенности темперамента учеников, я спрашивала нетерпеливых холериков в первую очередь и старалась приободрить неуверенных меланхоликов, если они были не уверены в себе.

Учебный материал, отобранный для урока, отвечает цели и структуре урока как урока-взаимодействия и урока-исследования. На уроке основное внимание уделяется иноязычному общению учащихся и учителя, установлению отношений между отдельными учащимися и учителем и учащимися между собой. Учебный материал отвечает требованиям программы по английскому языку, одобренной  Министерством Образования Российской  Федерации.

4. Психолого-педагогическая оценка системы учебных заданий выполненных

    на уроке.  

Система учебных заданий построена по принципу от простого к сложному: все это подготовило учащихся к основному этапу урока – исследованию и обобщению знаний модальных глаголов. Здесь учащиеся также сначала искали различные модальные глаголы в прочитанном тексте, учились преобразовывать высказывания так, чтобы использовать в них модальные глаголы, самостоятельно в парах формулировали правила их использования. И, наконец, самостоятельно использовали глаголы в устной продуктивной речи. Такие задания ставят учащихся в ситуацию «Я могу», «У меня получается». Это лишает учащихся стрессовой ситуации во время ответа, ученик не боится сделать ошибку или получить плохую отметку, что является основой здоровьесберегающих технологий. 

5. Мотивировка выбора методов.

Выбор таких методов, как командная, парная, фронтальная работа, а также исследовательская работа учащихся  обоснован приоритетной  образовательной задачей урока – сформировать умения обобщать и систематизировать свои знания.  Методы ведения урока были также обусловлены современными требованиями общества - здоровье сберегающие технологии – что подразумевает учет индивидуальных особенностей учащихся, создание ситуации успеха, ориентировка не личностно-значимые аспекты. Сочетание парной, групповой и индивидуальной работы позволило

  • включить каждого учащегося в активную учебно-познавательную деятельность
  • обеспечить роль учителя не как главного действующего лица на уроке, а как организатора и помощника учебной деятельности
  • организовать урок через диалог и полилог
  • создать атмосферу толерантности и доверия.

Кроме того, участвуя в учебном диалоге и групповой работе,  семиклассники закрепляют опыт общения, публичного выступления, навыки исследования, анализа и обобщения. Уроки такого типа призваны развивать познавательный интерес к изучаемому языку.

6. Связность в планировании этапов урока.

Этапы урока логически связаны между собой движением от простого к сложному,  общей темой систематизация, исследование и обобщение грамматических компонентов на основе прочитанного текста. Специфика этого урока в том, что практически после каждого этапа осуществлялся контроль, поэтому отпала необходимость выделять контроль в отдельный этап.

7. Оценка и обоснование результатов урока.

Результаты данного урока были оценены учащимися в результатах проведенной исследовательской работы.  Кроме того я, как учитель, могу отметить следующие главные результаты:

  • у учащихся сформированы определенные навыки исследовательской деятельности, необходимые на данном этапе обучения
  • повышена мотивация учащихся в изучении английского языка
  • получили дальнейшее развитие коммуникативные компетенции учащихся
  • получили дальнейшее развитие личностно-ценностные ориентиры учащихся
  • получили дальнейшее развитие социокультурные ценности учащихся
  • у учащихся создано чувство уверенности в своих способностях
  • произошло дальнейшее воспитание желания работать в команде, быть успешным и эффективным в ее деятельности.

Использованные на уроке электронные образовательные ресурсы, такие как мультимедийные презентации являясь современными средствами обучения, помогли поддерживать мотивацию к изучению предмета. В целом задачи урока выполнены, поставленные цели реализованы.

Все эти результаты, на мой взгляд, отвечают основной задаче моей педагогической деятельности: сохранить здоровье учащихся, стимулировать их интерес в изучении английского языка.

 Из мер, направленных на совершенствование своего педагогического инструментария, хочется отметить разработку методик, направленных на обучение учащихся более эффективно взаимодействовать друг с другом, а также более эффективному использованию электронных образовательных ресурсов.

                                                                                                                 

.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проезентация по теме ": Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"

Данная презентация дополняет мой урок в 7 классе по теме "Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"...

Презентация для урока в 7 классе по теме": Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"

Данная презентация предназначена для совместного целеполагания в начале урока по теме": Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"...

Презентация для урока в 7 классе по теме": Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий"

Данная презентация предназначена для закрепления изученного материала в рамках урока по теме" Изучение модальных глаголов как этап системы формирования универсальных учебных действий""...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Технологическая карта урока с использованием системно - деятельностного подхода с учетом формирования универсальных учебных действий

Технологическая карта урока с использованием системно - деятельностного подхода с учетом формирования универсальных учебных действий...