Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Рассказова Татьяна Анатольевна

В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Составитель Рассказова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №159» Советского района г.Казани

Слайд 2

Учитель читает странный текст: «В Н-ской волости хуторок был рядом с левадой . Жил в нем один дед, довольно крепкий. На баштанах кавуны выращивал, в огороде цыбулю . Очень любил дед с чумаками россказни да раздобары вести. Бывало, сядет с ними в кружок впереди куреня , закурит люльку и пойдет рассказывать – только уши развешивай. Прерывались редко, когда сопилка звучала. Тут дед первым вскакивал и начинал по гладкому месту так ногами вывертывать, так дробно и мелко чесать, что любо-дорого глядеть!» Что это за текст?

Слайд 3

Этап 1. Знакомство с личностью писателя Биография Н.В.Гоголя Что я узнал Что я хочу еще узнать Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Мать Гоголя, Мария Ивановна Гоголь в детстве Школа В Петербурге Художественный портрет Н.В.Гоголя История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Рассказ учащихся-экскурсоводов о детстве Н.В.Гоголя и истории создания книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» Заполнение путевого листа Мои заметки об услышанном.

Слайд 4

Этап 2. Народные предания – основа повести «Заколдованное место» КАРТОЧКА 1. О кладах в народных поверьях Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, другие животные: змея медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин. Охранители кладов могут иметь с трудом поддающееся описанию обличье. Например, в Симбирской губернии рассказывали: клад охраняет «медведь не медведь, человек не человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот до ушей, нос кривой как чекушка, ручища — что твои грабли, рыло все на сторону скошено... идет это чудовище, кривляется на разные манеры и ревет так, что земля стонет и гудит». КАРТОЧКА 2. Народное предание о сложностях кладоискательства Обычный знак клада - колеблющийся, перемещающийся огонек. В Пермской губернии бытовало такое предание: «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, - почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь - расступилась земля, - и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, показалось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе». КАРТОЧКА 3. О кладовиках в народных поверьях По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики. Их забота - не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня; потом все оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад уходил с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет: например, копавший отвечал подошедшему человеку (это был «приставник»), а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям. Представления о тщетном кладоискательстве отразились в поговорках: «И рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля - клад, да черти его стерегут!»; «Клад добудешь, зато домой не будешь». КАРТОЧКА 4. Народные поверья о кладах Вертится, а в руки не дается Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере. Копали – он уже близко. Его бы уже взять только – а он опять загремит – да вниз. Копают глубже – опять он вниз. Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать... Ходят черные кошки крýгом Недалеко от Чердаклов (Самарская губерния, Ставропольский уезд) есть дуб. Под ним лежит клад. Вот раз мужики пошли его рыть, ружье на всякий случай взяли. Пришли. Видят – около дуба (с полуночи) ходят черные кошки кругом. Стали они смотреть – глаз отвести не могут. Закружилась у них голова – и попадали мужики наземь. Очнулись, хотели рыть, а кошки опять хороводиться пошли, то влево, то вправо. Так и бросили: страшно стало. Говорят, что на этом дубе повесился тот, кто клад зарыл. Рассказ учащихся по карточкам-информаторам Составление памятки «О кладовиках и кладоискателях»

Слайд 5

Прослушав народные легенды и поверья, ответьте на вопросы. Памятка для кладоискателя. Знай, что (заполняют учащиеся) 1. Как можно узнать место, где зарыт клад? 1. Знак клада – мерцающий огонек 2. Кто владеет подземными сокровищами? 2. Кладами владеют различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны... 3. Кто охраняет клады? Как их называют? 3. Клады охраняют змеи, ящерицы, земляная кошки, черные коты... Их называют кладовыми, или кладовиками. 4. Какова задача кладовиков? 4. Кладовики не дают подступиться к кладу. 5. Кому не давались клады? 5. Клады не давались жадным и корыстным людям. 6. Как кладовики защищали клады? 6. Морочили людей. Падают камни, деревья, осыпается гора; страшные голоса… что-то страшное и необычное отвлекает от клада. 7. Реально ли овладеть кладом? 7. Скорее нет, чем да. Памятка «О кладовиках и кладоискателях»

Слайд 6

Этап 3. Работа с текстом. Выборочное чтение. Комментарий. Вопросы по тексту: От какого лица ведется повествование? Кто? Какой смысл это придает повествованию? Кого еще можно считать рассказчиком в повести? Итак, почему так много рассказчиков? Слайд «Рассказчики в «Заколдованном месте». Все верно. Из уст в уста в народе передаются истории, которые заслуживают, чтобы их рассказывали. В них скрыт урок, народная мудрость, заповедь, т.е. то, что должно научить других не совершать подобных ошибок. Чем чаще история на устах, тем весомее она для народа. Над каким вопросом мы с вами будем работать сейчас? Предположите, что нам предстоит для этого сделать? Ответы учащихся помогут выйти на сюжет и композицию повести, ее элементы, образ деда.

Слайд 7

Этап 4. Физкультминутка Этап 5. Работа над сюжетом и композицией повести Заполнение путевого листа Сюжет и композиция повести Элементы композиции Эпизоды. Название (заполняют учащиеся) Выбор дьячком истории для рассказа. Установка рассказчика. 1. Экспозиция – события, предваряющие основное действие Жизнь деда с внуками на баштане летом. Быт. 2. Завязка – начало противоречия Дед пустился в пляс на гладком месте. Неудача… 3. Развитие действия Пытается попасть на заколдованное место, чтобы найти клад. 4. Кульминация - пик противоречий Клад найден. Нечистая сила пугает старика. 5. Развязка - разрешение ситуации В котле «сор, дрязг». Нечистая сила обморочила старика. Вывод дьячка Подтверждение установки. Урок, закон, обходить который нельзя.

Слайд 8

Этап 6. Работа в группах над характеристикой деда Максима Обсуждение в группе по вопросам. Отбор эпизодов. Подготовка цитат. 1 группа: дед Максим глазами своего внука, дьячка. 1) Как описывает своего деда рассказчик? 2) Каким человеком запомнился дед внуку? 3) Как дьячок–рассказчик называет своего деда? 4) Как к нему относится? С каким чувством? 5) Какая история из жизни деда запомнилась особенно? Почему? Приводите примеры из текста.

Слайд 9

2 группа : о занятиях деда и его пристрастиях. Чем дед рассказчика занимался летом? Как он относился к труду? Приведите примеры. Почему дед любил общаться с проезжими чумаками? Какие еще пристрастия были у деда? С какой стороны эти увлечения раскрывают его характер? 3 группа: речь деда Максима. Как дед Максим называет своих внуков? Прокомментируйте. Как, по-вашему, он к ним относится, с каким чувством? Докажите, что речь деда образная, в ней встречаются яркие сравнения? Докажите, что дед Максим был веселым человеком, с юмором. Какими словами насыщена речь деда во время встреч с нечистой силой? Почему? Какие еще качества характера раскрываются через речь? Назовите . Обсуждение в группе по вопросам. Отбор эпизодов. Подготовка цитат

Слайд 10

1. Выводы по тексту УЧИТЕЛЬ: Используя памятку для кладоискателей (идите по пунктам), опираясь на текст Гоголя, подумайте, в какой мере писатель следовал народным преданиям в повести? Чем занимательнее, интереснее текст Гоголя? УЧАЩИЕСЯ: Несомненно, Гоголь опирался на предания. Но он их хорошо переработал. В повести много подробностей и переживаний деда, его эмоций, много смешных моментов. Есть расхождение в 5 пункте: клады не давались жадным и корыстным людям. Но дед смог вынести с заколдованного места клад (потому что человек он не жадный), но когда оказался у себя дома, в котле был один мусор. Гоголь делает ставку не на черты характера, а на способ добытого клада. Клад достался даром, поэтому он мусор!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе (9 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с...

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе 6 класс

Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ко...

Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)

На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...