Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)
методическая разработка по литературе (10 класс)

Куадже Ася Шумафовна

На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.

Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективную).

Показать задания со вспомогательными вопросами, цель которых – помочь обучающемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания; задания с наличием образца выполнения; задания с сопутствующими указаниями, способствующими усвоению изученного материала; задания с теоретическими (историческими) справками, направленными на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия, воспитание нравственных качеств, подтвержденных примерами; задания с применением классификации (показать характер главной героини с разных сторон,  представить материал в определенном порядке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

                                               Практическая работа: разработка технологической карты урока литературы

ФИО разработчика

Куадже Ася Шумафовна

Место работы

ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия», г. Майкоп

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

10

Место урока

По тематическому планированию ПРП

Тема урока

Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)

Уровень изучения

Базовый

Тип урока

Урок – обобщение

Планируемые результаты (по ПРП)

Личностные

Способность оценивать ситуацию, в  том числе представленную в  литературном произведении, и  принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и  ценности, характеризуя поведение и  поступки персонажей художественной литературы

Метапредметные

Самостоятельно формулировать и  актуализировать проблему, заложенную в  художественном произведении, рассматривать её всесторонне

Предметные

Знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской классической литературы

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

«Луч света в темном царстве», мир, в котором живет героиня, характер, любовь, трагедия героини (Катерины)

Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный. Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективную). Показать задания со вспомогательными вопросами, цель которых – помочь обучающемуся вспомнить знания, которые являются необходимой основой для выполнения задания; задания с наличием образца выполнения; задания с сопутствующими указаниями, способствующими усвоению изученного материала; задания с теоретическими (историческими) справками, направленными на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия, воспитание нравственных качеств, подтвержденных примерами; задания с применением классификации (показать характер главной героини с разных сторон,  представить материал в определенном порядке (составить план).

Уделить внимание рефлексивно-оценочному этапу урока и предложить им самостоятельную работу (тест для самодиагностики знаний и умений).

Научная литература (справочники, пособия, учебник)

 Сеть Интернет, произведения отечественной литературы http://nsportal.ru/asya"> Сайт учителя русского языка и литературы Куадже Аси Шумафовны

https://педталант.рф /Куадже  Ася Шумафовна

spravochnik.ru

arzbiblio.ru / liftweb.ru

https://nauka.club/literatura/samodury

ru.wikipedia.org

resh.edu.ru

gufo.me-фразеологический словарь Федорова-темное царство

Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. Издательский дом «Литера», 2010 (Серия «Средняя школа»)

Контрольно-измерительные материалы. Литература.10 класс/Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2018. /соответствует ФГОС

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Мотивировать учащихся на позитивный настрой в работе.

Предложить отправиться на небольшую экскурсию во вторую половину ХVIII века» (историческая справка)

Вторая половина XVIII века – противоречивый период истории России.

Россия стала европейской державой, добилась успехов в военной области, экономике, торговле.

 Положение дворянства укрепилось, а эксплуатация крестьян усилилась...

В России сформировался классицизм как направление эпохи «просвещенного абсолютизма». Его главной задачей было утверждение идей служения Отечеству. Особенность литературы классицизма заключалась в том, что содержание произведений имело воспитательное значение.

Авторы стремились создавать героев, достойных подражания. Внушить читателю, что жить нужно ради пользы общества. Объяснить, как нужно жить настоящему гражданину.

Литература России не стала исключением. Вместе с литературой продолжил развитие и русский литературный язык. Сама Екатерина II рассматривала ее как средство воспитания подданных и способ пропаганды государственной политики.

И на такой исторической ноте начать урок.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Задать вопросы, корректировать ответы обучающихся, оценить работу каждого ученика.

Этап 1.3. Целеполагание

Корректировать цели и задачи, создать проблемную ситуацию.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

«Моя задача – служить русскому драматическому искусству» А.Н. Островский.

Главная заслуга драматурга-создание русского национального театра. За 40 лет Островский написал для русской сцены около 50 пьес. В них показана вся русская жизнь от сказочных времен («Снегурочка»), исторических («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и др.) до современности («Бедность не порок» и др.).

А.Н. Островский обращался к темам актерской среды («Без вины виноватые» и др.), к образам русских интеллигентов («Бесприданница» и др.), к «темному царству» купцов («Гроза» и др.).

Н.А. Добролюбов назвал произведения А.Н. Островского «пьесами жизни». Они основаны на достоверной исторической или социально-бытовой информации и «острой» критики. В пьесах показаны все житейские проблемы русской действительности и дают ответы на вопросы - о любви, смысле жизни, счастье. Катерина-главная героиня в пьесе «Гроза», как раз в поисках смысла жизни, ищет любовь и счастье. Она попала в семью, где господствовали домострой, самодурство, грубость и унижения.

Запись на доске.

Словарь: домострой, самодурство, грубость, унижение.

Работа со слайдом.

Домострой - это свод житейских правил, наставлений. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада. 

Самодурство – сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему…Это – крутой сердцем, властный и дикий человек» (Дикой и Кабаниха).

Грубость – это отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Грубиян стесняет окружающих. Он не стремится умышленно причинить вред людям, не желает унизить или оскорбить. Грубость не тождественна наглости или жестокости, хотя нередко приводит к бесцеремонным и уязвляющим поступкам. (Дикой)

Унижение  поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей; один из видов психологического насилия.

«Острая» критика  острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы персонажей (Катерины).

(Ответы: коллективная, индивидуальная работа).

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Пьеса «Гроза» была написана в 1859 году. Поставлена в театрах Москвы и Петербурга. Напечатана в 1860 году. Сюжет взят из жизни. Сам Островский назвал пьесу драмой, но по характеру конфликта пьеса ближе к социально- нравственной драме. В пьесе 5 действий: I-действие - завязка (явления 5-9); II и III – развитие действия; IV-кульминация - признание Катерины в своем грехе; V – развязка

Вопросы.

1.Что автор показывает в экспозиции (I действие, явления 1-4)? (Создает атмосферу купеческого города Калинова, представляет жестокие нравы данного города).

2.На что обратил внимание зрителей/читателей Н.А. Островский в завязке (I действие, явления-5-9)? (Обозначился главный конфликт пьесы: «темное царство» и Катерина, задыхающаяся в его тисках. Наблюдается и внутренний конфликт в душе главной героини. Гроза приближается, гремит гром).

3. Назовите главные события во II и III действиях пьесы? (Катерина оставляет ключ от калитки у себя. В душе Катерины происходит внутренняя борьба с собой, но в этом состязании побеждает любовь. Любовное свидание Катерины и Бориса состоялось).

4.Почему IV действие пьесы носит кульминационный характер? (Признание Катерины в своем грехе - кульминационный момент, пик (основное событие) в развитии действия пьесы. Драма завершается нравственной победой Катерины над силами, которые сковывали ее свободу. Она бросила вызов «темному царству», в финале идет на самоубийство.).

5. В чем заключается особенность развязки в V действии пьесы? (Последний монолог Катерины-прощание ее с жизнью. Набожная Катерина не тонет в воде, а разбивается о якорь – есть надежда на спасение души. Смерть Катерины потрясла Тихона, он завидует ей: «Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете и мучиться!» Такой финал вселяет надежду на скорую гибель «темного царства»).

(Ответы: коллективная, групповая, индивидуальная работа).

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Цитаты об Островском (раздаточный материал).

1.«У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского». И.А. Гончаров

 2. «Слово Островского – обличение самодурства нашей жизни. В этом его значение, его заслуга как художника; в этом сила его, сила его действия на массу, на эту последнюю для него как для драматурга инстанцию». А.А. Григорьев

3. «Автор, проникший во все тайны темного царства и выставивший их на всеобщий суд и осуждение…». С.В. Максимов

4. «…Островский бросил луч света в темное царство». П.М. Невежин 

 Беседа о цитатах. Раздаточный материал. Карточки. Индивидуальная работа.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

В статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (так критик назвал главную героиню пьесы) писал, что Катерина обладает пылкой и страстной душой, сильным характером и ее самоубийство словно грозовой вспышкой на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

Беседа.  Вопросы. Почему Н.А. Добролюбов назвал Катерину «Лучом света в темном царстве»? В каком мире живет героиня? Назовите черты характера героини. В чем заключается трагедия героини? Какое место занимает любовь в жизни героини? (Ответы на вопросы: индивидуальная, коллективная работа).

Словарная работа (значение, толкование слова «луч света»-полоса света, исходящая от какого-либо источника света (Образ Катерины), светящегося предмета; 

«темное царство» - невежественная, косная общественная среда. Наружная покорность и тупое, сосредоточенное горе, доходящее до совершенного идиотства и плачевнейшего обезличения, переплетаются в темном царстве, изображаемом   Островским, с рабской хитростью, гнуснейшим обманом, бессовестнейшим вероломством (Добролюбов «Темное царство»).

Наглядный материал (Слайд).

(Ответы: коллективная, индивидуальная работа).

.Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

 Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А.Н. Островского «Гроза»?  (Ответы: коллективная, групповая, индивидуальная работа).

Финальные сцены пьесы А. Н. Островского «Гроза» несут на себе огромную идейную нагрузку. В них проявляются основные темы произведения: революционное преобразование крестьянской жизни, борьба за свободу и государственную независимость. В финальных сценах бурлят страсти, достигается главное конфликтное разрешение, искренне прорывается чувство истинной любви. Главные герои пьесы вынуждены принимать сложные решения и платить за них высокую цену. Главная героиня погибает (Катерина).

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

В задания включить действия, исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания; формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.

Задание. Распределить по группам положительные и отрицательные персонажи.

Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе; Борис Григорьевич – племянник его, молодой человек, порядочно образованный; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчиха, вдова; Тихон Иваныч Кабанов – ее сын; Катерина – жена его; Варвара – сестра Тихона; Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум – мобиле; Ваня Кудряш – молодой человек, конторщик Дикова; Феклуша – странница; Глаша – девка в доме Кабановой; Барыня с двумя лакеями – старуха 70 – ти лет, полусумашедшая;  Городские жители обоего пола.

 Наглядный материал (слайд). Раздаточный материал-карточки.

(Ответы: индивидуальная, коллективная работа).

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Тест для самодиагностики знаний и умений – раздаточный материал. (В приложении).

 Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

 Помочь сделать учащимся выводы по итогам урока, рекомендовать им совершенствовать навыки подведения итогов своей деятельности, умение делать выводы, правильно  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Этап 5.2.Домашнее задание

Дать комментарий к выполнению домашнего задания, учащимся предложить записать в дневник домашнее задание.

Приложение

Тест по драме «Гроза»

Вариант 1

1.Где юный А.Н. Островский служил и набирался впечатлений для своих будущих произведений? (Ответ: в Московском совестном суде, в коммерческом суде).

2.Какая пьеса принесла А.Н. Островскому литературную известность? (Ответ: «Банкрот»/ «Свои люди сочтемся»)

3.Какое путешествие предшествовало написанию А.Н. Островским драмы «Гроза»? (Ответ: экспедиция по Верхней Волге)

4.Столкновение каких общественных сил символически изображено А.Н. Островским в драме «Гроза»? (Сельской и городской культуры, народной нравственности и домостроевских порядков).

5.Какой герой пьесы, кроме Катерины, отражает народное начало? (Ответ: Кудряш).

6.В чем внутренний конфликт Катерины? (Ответ: Конфликт между чувством и долгом, любовью и осознанием собственной греховности, свободой и необходимостью).

7. Выберите три утверждения, которые соответствуют содержанию и художественным особенностям драмы «Гроза»

                   1) Кулигин на протяжении пьесы цитирует А.С. Пушкина.

                   2) Родители Бориса умерли.

                   3) Прилюдное признание Катерины в грехе-кульминация пьесы.

                   4) Реплика « А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» принадлежит Кудряшу.

                   5) Н.А. Добролюбов увидел в образе Катерины протест против «темного царства» (Ответ:125).

8.Установите соответствие между персонажами пьесы и их репликами.

                                                                 Реплика

                   Персонаж

А) «Ведь от любви родители и строги-то, к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить»

Б) «…недели две никакой грозы надо мной не будет…

В) «Да здесь все как будто из-под неволи»

1)Катерина

2)Тихон

3)Варвара

4)Кабаниха

Ответ: А-4; Б-2; В-1

Тест по драме «Гроза»

Вариант 2

1.Почему современники прозвали А.Н. Островского «Колумбом Замоскворечья»? (Ответ: Он открыл зрителю /читателю патриархальный мир купечества, русский народный мир).

2.В пьесе «Бедность не порок» А.Н. Островский соединяет «…с комическим». Запишите пропущенное слово. (Ответ: Высокое).

3.Где происходит действие в начале драмы «Гроза»? (Ответ: Общественный сад на высоком берегу Волги).

4. В чем символический смысл названия драмы «Гроза»? (Ответ: В метафорическом изображении социальных потрясений, перемен в обществе).

5.Как Катерина объясняла свой страх перед грозой? (Ответ: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг тебя застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…»).

6.Какой прием использует А.Н. Островский, называя своих героев так: Кабаниха, Тихон, Дикой? (Ответ: Говорящие фамилии).

7. Выберите три утверждения, которые соответствуют содержанию и художественным особенностям драмы «Гроза».

                1) Кулигин на протяжении пьесы цитирует А.С. Пушкина.

                2) Родители Бориса умерли.

                3) Прилюдное признание Катерины в грехе-кульминация пьесы.

               4) Реплика «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» принадлежит Кудряшу.

               5) Н.А. Добролюбов увидел в образе Катерины протест против «темного царства». (Ответ:235)

8. Установите соответствие между персонажами пьесы и их репликами.

                                                                        Реплика

                      Персонаж

А) « Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак».

Б) «Обманывать –то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

В) «Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть».

1) Катерина

2) Борис

3) Варвара

4) Дикой

Ответ: А-2;  Б-1;  В-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 8 классе " Отражение света"

Технологическая карта урока физики в 8 классе " Отражение света"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

Технологическая карта урока в 5 классе "Царство Бактерии" в соответствии с ФГОС

Технологическая разработка содержит конспект урока с прописанными целями и этапами урока, презентацию к уроку. Разработка составлена по УМК В.В. Пасечника...

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...

Технологическая карта урока в 11 классе по теме "Чудеса Света"

Технологическая карта урока в 11 классе по учебнику"Английский язык. 11 класс: Учебник" Афанасьева О. В., Михеева И. В.с целью развития навыков аудирования....

Технологическая карта урока на тему Нота с точкой. Разбор русской народной песни "Светит месяц"

ТемаНота с точкой. Разбор русской народной песни «Светит месяц»Класс5Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знанийЦелиЗнакомство с понятием нота с точкой.Проявлять интерес к...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...