Технологическая карта урока по литературе 6 класс
методическая разработка (6 класс)

Тэмма Францевна Раднаева

Планируемые результаты обучения

Личностные УУД:

  • Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные УУД:

  • Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные УУД:

  • Осуществление поиска необходимой информации о личности и творчестве И.А. Крылова.
  • Определение басни как одного из старейших жанров литературы по характерным признакам.
  • Понимание аллегорического смысла басен, мораль.
  • Деление на смысловые части, составление плана.
  • Использование выразительного и осознанного чтения умение анализировать текст.
  • Сравнение и сопоставление между собой героев басни, освоение фразеологизмов, пословиц, поговорок.
  • Воспитание в детях доброты, порядочности, тактичности, патриотизма, чувства прекрасного.

Коммуникативные УУД

  • Выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Формированиие собственного мнения и позиции.

Задавать вопросы.

  • Ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии.
  • Учитывание разных мнений в сотрудничестве.
  • Создание поблемных ситуаций на уроке.
  • Работа с текстом басни “Осел и Соловей”.
  • Осмысление прочитанного; составление кластера и синквейна.

Методы обучения: иллюстративно-словесный, работа с компьютерной моделью

      Формы работы: работа с компьютерной моделью (слово учителя, прослушивание аудиозаписи, демонстрация портрета И.А.Крылова, иллюстраций к басням)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_6_kl.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 6

Предмет: литература

Тема: Русская басня XVIII века. Басни И.А. Крылова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты обучения

Личностные УУД:

  • Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные УУД:

  • Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные УУД:

  • Осуществление поиска необходимой информации о личности и творчестве И.А. Крылова.
  • Определение басни как одного из старейших жанров литературы по характерным признакам.
  • Понимание аллегорического смысла басен, мораль.
  • Деление на смысловые части, составление плана.
  • Использование выразительного и осознанного чтения умение анализировать текст.
  • Сравнение и сопоставление между собой героев басни, освоение фразеологизмов, пословиц, поговорок.
  • Воспитание в детях доброты, порядочности, тактичности, патриотизма, чувства прекрасного.

Коммуникативные УУД

  • Выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Формированиие собственного мнения и позиции.

Задавать вопросы.

  • Ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии.
  • Учитывание разных мнений в сотрудничестве.
  • Создание поблемных ситуаций на уроке.
  • Работа с текстом басни “Осел и Соловей”.
  • Осмысление прочитанного; составление кластера и синквейна.

Методы обучения: иллюстративно-словесный, работа с компьютерной моделью

      Формы работы: работа с компьютерной моделью (слово учителя, прослушивание аудиозаписи, демонстрация портрета И.А.Крылова, иллюстраций к басням)

Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев”.
А.С.Пушкин

Сценарий урока.

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые ууд.

I.

Организационный момент.

Приветствие. Настрой на рабочий лад. Перекличка.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

II.

Работа с эпиграфом. Мотивация учебной деятельности.

1.Работа с эпиграфом.

- Согласны ли вы с высказыванием поэта?

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

-О ком это стихотворение М.Исаковского?

2.А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете басни И. Крылова. Проведём конкурс «Лучший знаток басен Крылова». (Слайды)

Викторина по басням Крылова предлагается в двух частях:

1. Что это за басня? О каком герое идёт речь? - по иллюстрации

“... Лето красное пропела, оглянуться не успела” - “Стрекоза и Муравей”, Стрекоза

“...То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет” - “Мартышка и Очки”, Мартышка

“...Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать” - “Волк и Ягнёнок”, Волк

“...Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль, кума, на себя оборотиться?” - “Мартышка и Зеркало”, Мартышка

2. Назови басню и крылатое выражение из неё.- по иллюстрации

“Лебедь, Щука и Рак” - А воз и ныне там...

“Слон и Моська” - Ах, Моська! знать она сильна, что лает на Слона...

“Квартет” - А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь!

3. Молодцы! Сегодня мы продолжим знакомство с жизненным и творческим путём И.А.Крылова.

Запись темы урока, целеполагание.

Внимательно слушают учителя, отвечают на заданные вопросы.

Подводят итоги, называют лучшего знатока

Коммуникативные.

III.

Актуализация знаний.

-Прошло более 240 лет со дня рождения Крылова, а басни его актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить своё Отечество. Ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов и его басни.

-Какими были детские годы И.А.Крылова?

Индивидуальное задание.

-Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.

Первоначальные навыки чтения и письма привил ему отец. Он учил его арифметики, а мать приобщила его к чтению. Это был смышлёный и способный мальчик. Учение Крылову давалось легко. Он был музыкален. Сам выучился играть на скрипке.

Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал в доме губернатора.

Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Мать отдаёт его в богатую семью Львовых, где он прислуживал и постигал науку вместе с детьми хозяев. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло, но учёба ему даётся пока трудно. И тут на помощь снова приходит мать. Она даёт читать ему книги, оставшиеся после смерти отца. Так постепенно он овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком. А затем овладел и французским языком. Это не прошло даром. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени.

А как складывался творческий путь Крылова? Как он стал баснописцем?

Иван Андреевич Крылов начал писать басни уже в зрелом возрасте. В молодости Крылов был журналистом. Он издавал журналы "Почта духов", "Зритель". В конце 1780 — начале 1790-х годов он стал известен как сатирик. Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста". Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене театров. Это - "Модная лавка", "Урок дочкам" и "Илья Богатырь". Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В реальной жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки можно через их осмеяние. Всё это и определило переход И.А.Крылова к жанру басня.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и Моська".

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он в этом жанре до последних дней.

Итак, основным в творчестве Крылова была басня.

Внимательно слушают докладчиков.

Познавательные.

IV.

Работа по теме урока.

Физкультминутка

Вспомним, в чём особенность жанра басня? Посмотрим по словарю определение басни.

Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей.

А какие две части включает в себя басня?

1. Основное повествование.

2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю)

Назовите основные компоненты басни.

Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.

Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.

Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,

Откуда берёт свои истоки басня?

знакомит с личностью Эзопа.

Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль

(по имени греческого баснописца Эзопа)

Эзоп - древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э., был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басни. Отсюда и пошло выражение “эзопов язык”.

Составление кластера

А сейчас, ребята,  всё сказанное о басне попробуем изобразить в виде кластера.

http://festival.1september.ru/articles/648158/08.jpg

Чтобы отдохнули ножки, мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу, шею я размять хочу.

В стороны разок-другой покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам, руки будем мы вращать.

Круг вперёд, другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. 

(Дети садятся за парты.)

Следующий этап урока – прослушивание басни.

А теперь прослушаем басню в исполнении актёра Алексея Колгана.

Понравилось вам чтение басни в исполнении Алексея Колгана? Удалось ли актёру передать смену чувств и настроений, переживаемых автором произведения?

Работа с текстом басни “Осёл и Соловей”.

I группа: Какими художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья? Прочитайте.

(Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы “защёлкал”, “засвистал”, “отдавался”, “рассыпался”. А также сравнение со свирелью, метафору “мелкой дробью рассыпался”, эпитет “томной” свирелью).

Почему Крылову особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья?

(Соловей – мастер своего дела, истинный певец природы).

II группа: Какое впечатление производит пение Соловья на природу и людей?Прочитайте.

(Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей, что даже “затихли ветерки”, “птички замолкли”, “стада животных прилегли”, “пастух пением любовался”).

Это ещё раз доказывает, что Соловей – мастер, который очаровывает своим пением.

III группа: Что мы можем сказать об Осле? Какие чувства испытываем к этому герою?

(Осёл – глупый, который ничего не понимает в настоящем пении. Поэтому к этому герою мы испытываем чувство неприязни, осуждения).

Учитель:

Какова мораль этой басни?

(“Избави Бог и нас от этаких судей”.)

Как вы понимаете это выражение? В чём смысл этих слов?

(О настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, и тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.)

Актуальна ли басня в наше время, несмотря на то, что была написана более 100 лет назад?

(Думаю, да. Потому что таких глупых судей, как Осёл, можно встретить в жизни и в наше время).

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, записывают теоретические сведения.

Запись в тетради необходимых терминов

Составление кластера. Сравнение со слайдом

слайд

Прослушивание грамзаписи

Работа по группам

Отвечают на вопросы, делают вывод

Применяют на практике знания

Познавательные.

V.

Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

-О ком мы сегодня с вами говорили?

-Что нового вы узнали о Крылове?

-О каких баснях зашла речь на уроке? Понравились ли они вам или нет? Обоснуйте свой ответ.

-А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведём тест.(слайд)

1. Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

2. Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:

А) аллегория;

Б) сравнение;

В) метафора.

3. Мораль басни служит для раскрытия:

А) характера героя ;

Б) главной мысли произведения ;

В) темы произведения.

4. Моралью басни “Осёл и Соловей” является :

А) сожаление об утраченном сыре ;

Б) осуждение глупости и тупости ;

В) поощрение хитрости.

5. Где находится мораль в басне “Осёл и Соловей”:

А) в начале басни;

Б) в конце басни;

В) вообще её нет.

Учитель:

А теперь поменяйтесь тетрадочками, проверьте знания своего соседа. Сверьте с данными ответами

-Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, поставьте себе баллы

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.

Взаимопроверка

Заполняют лист самооценки

Личностные, коммуникативные.

VI.

Домашнее задание.

Общее задание:

1) выразительное чтение басни “Осёл и Соловей” (по выбору наизусть или по ролям);

2) ответить на вопрос №2 (стр. 43 учебника).

Индивидуальное задание:

I вариант – история создания басни “Листы и Корни” (стр. 39-40 учебника);

II вариант – история создания басни “Ларчик” (стр. 42-43 учебника);

По желанию - проиллюстрировать басню.

Записывают д\з

Лист самооценки_____________________

п\п

Критерии оценивания

Отличная работа!» -

«Хорошая работа!» -

«Не очень получилось» -

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Найти информацию самостоятельно

2

Выбрать самое основное для сообщения

       

3

Оформить работу

           

4

Оцени свой вклад в работу группы.

Почти всё сделали  без меня    -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Без меня работа бы не получилась -

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

 

    3-4б                             5-6б                     7-8б                   9-10б                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...