Проект "С театром - на уроки"
проект по литературе

Кабанина Наталья Сергеевна

Данный проект нацелен на развитие творческих способностей учащихся, здесь расписано, как применять театрализацию в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Культурно-просветительский проект: этапы разработки и реализация.

«С театром – на уроки»

Актуальность проекта

Школьный театр – это особый мир в пространстве образовательного учреждения. Театральная деятельность в школе – путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа. Основным предназначением театра в школе является воспитание творчески активной и гармонично развитой личности.

Школа сегодня является одним из крупнейших центров нравственно-интеллектуального воспитания, поэтому возникает необходимость в разнообразии способов организации досуга, стремление сделать их общественно значимыми. Всё это натолкнуло нас на мысль о создании школьного театра как средства вовлечения детей в общечеловеческую культуру.

Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, могут петь и танцевать, становятся подвижными и активными. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.

Также театральная деятельность в школе помогает ребенку решить многие проблемы в урочной деятельности. Считаю возможным применять театральное искусство в качестве одного из способов развития познавательной деятельности. Ведь театр способен заинтересовать чтением, развить навыки смыслового чтения. Давайте не будем забывать, что чтение - это фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций.

Методические приемы формирования и оценки смыслового чтения у обучающихся, положенные в основу стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы (тренинг) и во внеурочной деятельности (постановка спектакля):

1) работа над текстом (ключевые слова; особенность, необычность ситуации; логические ударения; интонационные членения; подбор синонимов; возможность дополнения текста, возможность развития сюжета; написание сценария и т.п),

2) голос (работа со звуком, дыханием, речью и голосом, ощущение своего голоса как "инструмента");

3) развитие воображения и внимания;

4) показом нескольких контрастных образов (характеров);

5) работа над монологом (или речью), работа над диалогом (с партнером), оценка действия «актера»;

6) погружение в состояние выбранного образа и работа в этом образе; ощущение пространства и времени;

7) выпуск спектакля с участием обучающихся.

Приобщение учеников к чтению не заставит себя ждать. Смысловое чтение должно стать основой успешности процесса обучения в школе.

Особенность театрального  искусства – массовость, зрелищность – предполагают ряд отличных возможностей как в нравственном, развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации досуга.

Реализация проекта (анализ данных, имеющихся в сети Интернет).

Особенное развитие детское театральное творчество получает в Средневековой Европе, откуда на рубеже 16-17 веков перекочевывает в Россию. “Школьный театр” включается в учебные планы всех образовательных учреждений, сперва духовных, а затем и светских. Он играет огромную роль в воспитании и образовании молодого поколения. В Россию “Школьный театр” приходит с Украины. Его судьба здесь причудлива и значительна. Приучить Россию к театральной культуре задумал царь Алексей Михайлович. Во время путешествия на Украину впервые увидел он величественные театральные представления и привез с собой в Москву их устроителя - Симеона Полоцкого, поручив ему воспитание и обучение собственных детей. В Москве Симеон Полоцкий помогал знатным боярам в устройстве домашних театров. Не без влияния Симеона Полоцкого и Артамона Матвеева открывается при дворе Алексея Михайловича “Потешная палата”. Там для царя и приближенных играют немецкие и русские дети под руководством пастора Грегори, нанятого в немецкой слободе. Его сын - Петр Алексеевич - выводит Россию в новую культурную эпоху, превращает в великую державу. Великой державе нужен общедоступный театр. Петр строит на Красной Площади “Комедиальную Хоромину” и приглашает руководить театром немцев. А в качестве актеров набирают туда подростков из мещан и подьячих. Потом стали появляться школьные театры. Школьный театр Славяно-греко-латинской академии ориентирован, прежде всего, на воспитание самих учеников. Это театр закрытого типа, существующий для нужд самой школы. По праздникам сюда наведывается двор. А театр Медицинской академии ориентирован больше вовне. Он дает открытые спектакли, привлекая на театральные представления, прежде всего, нарождающийся средний класс. Театральные представления и в первом и во втором случае формируют новый тип сознания нового поколения. Елизавета Петровна уже приглашает детей играть при дворе, затем издает указ о создании театра в Шляхетном корпусе.

Удивительно, что ни театроведческая, ни педагогическая литература никогда не рассматривала феномен рождения русского театра, как театра “детского”. Научные труды фиксируют этот факт, но не пытаются осмыслить его.

Наступает 19 век. Профессиональное искусство взрослеет. Хотя в

 крепостном и любительском театре по-прежнему часто и много играют дети.

Всплеском активности детского театрального движения был отмечен рубеж 19 и 20 века. Начало 20 века сложно во всех отношениях. Чего тут только нет? И как следует относиться к разным явлениям? Что тут вообще считать искусством, что наукой, что общественным движением? В новых государственных ритуалах дети играют огромную роль, без них не обходятся физкультурные парады, массовые праздники, партийные съезды. В массовом студийном театральном движении, в том числе в пролеткультах, огромное количество детей и целиком детских студий. В провинциальном театре в качестве массовки выступают дети, гимназисты.

Небезынтересно проанализировать, почему “театр, где играют дети”, невозможен в послереволюционную эпоху как самостоятельное эстетическое явление. Остается констатировать факт, что с 20 ых и до 80 ых годов 20 века “театр, где играют дети” из разряда эстетических явлений выпадает и переходит исключительно в разряд явлений педагогических.

Необычайный всплеск активности детского театрального движения

начинается вновь с конца 80 ых годов 20 века. Набирают силу многообразные формы детской театральной деятельности. Появляются театры, которые претендуют на то, чтобы их рассматривали в кругу эстетических явлений. Скоро, естественно, появляются и фестивали, которые ориентированы на показ именно таких театров. Можно назвать “Московские каникулы” (г. Москва), “Рождественские встречи” (г.Вологда), “Театральные ладушки”, (г. Глазов) и др. Театральные формы работы, методики применяемые в воспитании актера, принципы режиссерской работы все чаще проникают в практику общеобразовательной школы, используются педагогами на обычных общеобразовательных уроках. На первой Всероссийской конференции “Дети - театр - образование”, организованной Министерством Образования в 1995 году на базе “Центра-Театр” г. Екатеринбурга работает отдельная секция: “Театральная педагогика в общеобразовательном процессе”. В 1990 году в Москве проходит “Первый Московский Международный Фестиваль Театров, где играют дети”. В названии впервые звучит формулировка, которую с удовольствием подхватывает все детское театральное движение: “Театр, где играют дети”. Пройдет еще год и появится “Ассоциация театров, где играют дети.

Название “Школьный театр”, принятое в системе образования, вычленяет одну категорию, как бы игнорируя все остальные. Название “Детский театр” привычно ассоциируется с ТЮЗом, то есть с профессиональным театром, где для детей играют взрослые. Это и театр урока, и детская любительская студия, и школьный праздник, и театральная школа искусств, и театр, стремящийся к ранней профессионализации.

Данное направление очень популярно, особенно с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Представлю некоторые реализованные проекты, освещенные в сети Интернет:

  1. Проект «Театр и дети»: «Детский сад: от прошлого к будущему». Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение      Воронежской области Новохоперского  муниципального района    «Краснянский детский сад»
  2. Краткосрочный проект «Театр и дети». Москва. Детский сад. Дудорова Т.Е., Мазова В.П.
  3. Инновационный проект «Театр и дети»
  4. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» № 50 «Колокольчик» Проект по театральной деятельности в подготовительной группе « Театр и Мы»
  5. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия имени А.С. Пушкина ВНЕУРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«ТЕАТР И ДЕТИ»

  1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Побединская средняя общеобразовательная школа» Томской области, Шегарского района Педагогический проект  «Театр и дети»
  2. http://planetadetstva.net/vospitatelam/mladshaya-gruppa/uchebno-metodicheskoe-posobie-teatr-na-fartuke.html - методическое пособие для реализации проетк «Театр и дети»
  3. Учебно-методическое пособие для руководителей Детских театральных коллективов под редакцией Никитиной А. Б.

Авторский коллектив: Белюшкина И. Б., Витковская Ю. Н., Ермолаева Н. В., Зиновьева М. А., Иванов Д. А., Ласкавая Е. В., Луценко А. В., Клубков С. В., Розанов К. В., Салимзянов Д. Х.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: достижение оптимального уровня этического развития детей через театрализованную деятельность

Задачи

1. Формировать у школьников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам, нормам поведения, развивать уверенность в себе, уметь оценивать себя со стороны

2. Учить доброте, умению осознавать свои поступки, различать между тем, что такое хорошо и что такое плохо.

3. Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.

4. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. д).

5. Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость к содержанию художественных произведений.

6. Развивать речевые и исполнительские способности.

7. Воспитывать гуманные чувства.

8. Учить правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей в кукольных и драматических спектаклях

9. Воспитывать активную творческую личность.

10. Воспитывать умение принимать и уважать позицию другого человека.

Участники проекта: дети 6 «Б» класса МОБУ гимназии № 5 г. Давлеканово, учитель литературы (классный руководитель), родители

SMART-анализ культурно-просветительского проекта.

S – В течение 2018-2019 учебного года, проработав с учениками 6 «Б» класса МОБУ гимназия № 5 г. Давлеканово в качестве руководителя театральной группы, добиться повышения уровня культурного и творческого развития данных учащихся.

М -  подготовить и представить ученикам 1- 6 классов 5 театральных постановок по сюжетам школьных произведений. Планируемый охват участников – 24 человека, ученики 6 «Б» класса.

А -  Наша цель достижима, потому что в классе есть ученица, которая умеет писать стихи и сценарии, все ученики имели опыт участия в театральных постановках в начальной школе, руководитель – учитель литературы.

Необходимые ресурсы (на костюмы, декорации) 5-7 тысяч рублей. По согласованию с родительским комитетом класса деньги будут выделяться из общего фонда, который формируется при участии класса в школьных и районных ярмарках.

R – Участие в этом проекте будет способствовать повышению уровня грамотной речи, повышению активности и самооценки учащихся, что очень важно в период адаптации учеников при переходе из начального в среднее звено. Кроме того, результаты проекта (готовые сценарии, постановки, видео спектаклей) будут использоваться в различных конкурсах на муниципальном и республиканском уровнях.

Этапы

Дата

Планируемые действия

1 Подготовительный

Сентябрь 2018

  • Сбор и обработка методических пособий, видео - материалов для ознакомления детей с театральным искусством.
  • Чтение художественных произведений (сказки, рассказы)
  • Подбор игр, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, пластических этюдов;
  • Выбор репертуара

2 Основной

Октябрь

  • Беседа о театре «Здравствуй, театр! ».
  •  Разучивание этюдов «Расскажи сказку».
  • Пантомимика по стихотворению З. Александровой «Муравей».

Речевая игра « Скажи, какой»

  • Игра-инсценировка «Репка»

ноябрь

  • Разучивание этюдов на выразительность жеста «Разговор по телефону»
  • Знакомство с народными инструментами, прослушивание записи.
  • Инсценировка басни «Квартет»
  • Речевые игры «Разложи картинки», «Где что можно делать».
  • Сюжетно ролевая игра «Театр»

декабрь

  • Инсценировка В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано»
  • Речевые игры « Закончи предложения», «Как сказать по-другому»
  • Артикуляционная гимнастика « Длинный язычок» «Качели»
  • Театрализованный праздник «Новый год»

январь

  • Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска».
  • Игра «Давайте хохотать».
  • Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актерского мастерства (выразительность, проникновенность) .
  • Драматизация сказки Н.Носова «Витя Мамлеев в школе и дома»

февраль

  • Импровизация на музыкальных инструментах «Русская народная песня «Петушок».
  • Настольный театр «Три медведя»
  • Разработка сценария на экологическую тему
  • Артикуляционная гимнастика: Зарядка для губ «Весёлый пятачок»

Март

  • Этюды на составление различных эмоций: «Сделай лицо»
  • Праздник в школе с приглашением мам, бабушек. Мастер-класс «Домашний театр с родителями».
  • Разучивание скороговорок. Язычковая гимнастика
  • Книжная неделя по произведениям С.Я. Маршака

Апрель

  • Инсценировка стихотворения Ю. Кима «Рыба-кит»
  • Чтение стихов о весне – работа над речевой выразительностью.
  • Игра для развития мимики «Люблю – не люблю»
  • Игра-пантомима «Поиграем – угадаем» А. Босева.
  • Этюды на выразительность жеста «Звонкий день».

3. Заключительный этап

Май 2019

  • Игры на опору дыхания
  •  Настольный театр « Волк и семеро козлят»
  • Фото отчёт «Мы Актёры»

Ожидаемые результаты работы:

По окончании реализации проекта ученики смогут чувствовать себя на сцене раскованно, свободно. Должны будут грамотно применять знания основ актерского мастерства, законы сценического действия. Ожидается, что участники проекта смогут владеть элементами актерской выразительности, анализировать произведения. Дети научатся ориентироваться в этических вопросах, будут стремиться к знаниям, ценить труд в коллективе. Данный проект рассчитан на развитие и становление у участников следующих качеств:

• повышение творческого потенциала личности школьников

• развитие коммуникативных и организаторских способностей

• повышение самооценки, избавление от комплексов

• повышение познавательного интереса к чтению, урокам литературы

• повышение культурной грамотности ученика

• формирование четкой, правильной речи с хорошо поставленной дикцией

•  расширение читательского кругозора, повышение словарного запаса обучающихся

• повышение качества обученности по всем предметам

• развитие воображения, внимания и улучшение образной памяти

• улучшение психологического климата в ученическом коллективе

• овладение навыками изготовления костюмов для сцены

• овладение навыками постановки праздников

• овладение навыками сценического искусства

Обеспечение ресурсами ( материально-техническая база):

1.Изготовление театральных костюмов

2. Приобретение театрального грима, париков, различных театральных аксессуаров.

3. Создание фонотеки, приобретение записи с классической музыкой, театральными шумами и т.д.

4. Изготовление декораций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнегреческий театр.Разработка урока

Урок для учащихся 5 класса по Истории Древнего мира.Используется технология развивающего обучения.Сравнение древнегреческого и современного театра....

Театр на уроке немецкого языка

Роль театральных постановок в повышении интереса учащихся к изучению предмета...

Театр на уроках химии «Мифы и легенды о металлах».

DVD-диск II интернет-марафона «День учителя химии». Г. Щелканова, М. Александрова. Театр на уроках химии «Мифы и легенды о металлах». –М.: Чистые пруды, 2009.https://shop.1september.ru/item/945/...

Статья "Проект театра и уроков литературы"

Данный проект не только позволяет предоставить возможность учащимся погрузиться в мир театра и раскрыть свои таланты на сцене. но и воспитать зрительскую культуру у всех участников проекта. Пятилетний...

" В мире музыкального театра" открытый урок для 6 класса

открытый урок для 6 класса " В мире музыкального театра" подготовила учитель музыки Попова М.Н....

Кукольный театр на уроках английского языка.

Примеры использования кукол на различных этапах урока....

"В Афинском театре" конспект урока презентация рабочий лист

quot;В Афинском театре" конспект урока презентация рабочий лист...