Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"
материал по литературе (7 класс)

Рабочие карты к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_karty_k_uroku_sekleteeva_m.r.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГРУППА № 1.

Афанасий Афанасьевич Фет

ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.


Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

1 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

(не забывайте делать паузу там, где стоят знаки препинания)

ГРУППА № 1.

Афанасий Афанасьевич Фет

ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.


Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

2 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.

  1. Это стихотворение относится к ____________________ лирике.

(Выбери правильный ответ: пейзажной, любовной, философской)

  1. Оно написано в ______ веке.

(Выбери правильный ответ: 14век, 17век, 19век)

  1. Автор красочно описывает в нем _______________________________

(Выбери правильный ответ: наступление вечера, наступление зимы, солнечное затмение)

ГРУППА № 1.

Афанасий Афанасьевич Фет

ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.


Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

3 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.

  1. Здесь 1 строчка рифмуется с 3, значит тип рифмы _______________________.

(Выбери правильный ответ: перекрестная, кольцевая)

  1. Стихотворный размер ______________________, так как ударение падает на каждый 3 слог.

(Выбери правильный ответ: анапест, дактиль)

ПОДСКАЗКА!

Перекрестная рифма – 1+3 строки, 2+4 строки.

Кольцевая рифма – 1+4 строки, 2+3 строки.

Дактиль – трехсложный размер с ударением на 1 слоге.

Анапест – трехсложный размер с ударением на 3 слоге.

ГРУППА № 1.

Афанасий Афанасьевич Фет

ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.


Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

4 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.

В произведении автор использует эпитеты _________________________________________________.

(Выбери правильный ответ: а) померкший луг, ясная река; б) зарница теплится)

А также сравнение __________________________________

(Выбери правильный ответ: а) разлетелись, как дым; б) засветилось на берегу)

и олицетворение ___________________________________

(Выбери правильный ответ: а) убегает река, б) то сыро, то жарко.

ГРУППА № 1.

Афанасий Афанасьевич Фет

ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.


Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

5 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО РАССКАЗАТЬ О ТОМ, КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫЗВАЛО У НЕГО ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ (не более 2-3 предложений)

ГРУППА № 2

Афанасий Афанасьевич Фет

УТРО

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
                Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
                 Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
                  Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
                  Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
                  Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
                  Это всё - весна.

1 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

(не забывайте делать паузу там, где стоят знаки препинания)

ГРУППА № 2.

Афанасий Афанасьевич Фет

УТРО

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
                Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
                 Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
                  Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
                  Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
                  Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
                  Это всё - весна.

2 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.

  1. Это стихотворение относится к ____________________ лирике.

(Выбери правильный ответ: пейзажной, любовной, философской)

  1. Оно написано в ______ веке.

(Выбери правильный ответ: 14век, 17век, 19век)

  1. Автор красочно описывает в нем _______________________________

(Выбери правильный ответ: весеннее утро, наступление зимы, солнечное затмение)

ГРУППА № 2.

Афанасий Афанасьевич Фет

УТРО

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
                Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
                 Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
                  Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
                  Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
                  Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
                  Это всё - весна.

3 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.

  1. Здесь 1 строчка рифмуется со 2, а 3 с 6, значит тип рифмы _______________________.

(Выбери правильный ответ: перекрестная, кольцевая)

  1. Стихотворный размер ______________________, так как ударение падает на каждый 3 слог.

(Выбери правильный ответ: анапест, хорей)

ПОДСКАЗКА!

Перекрестная рифма – 1+3 строки, 2+4 строки.

Кольцевая рифма – 1+4 строки, 2+3 строки.

Хорей –двусложный размер с ударением на 1 слоге.

Анапест – трехсложный размер с ударением на 3 слоге.

ГРУППА № 2.

Афанасий Афанасьевич Фет

УТРО

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
                Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
                 Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
                  Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
                  Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
                  Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
                  Это всё - весна.

4 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.

В произведении автор использует анафору( одинаковое начало строк)_________________________________________________.

(Приведи пример: 2 любых строчки)

Особенность стихотворения в том, что оно полностью состоит из существительных__________________________________

(Приведи пример: мошки, пчелы; горы, долы)

ГРУППА № 2.

Афанасий Афанасьевич Фет

УТРО

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
                Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
                 Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
                  Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
                  Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
                  Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
                  Это всё - весна.

5 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО РАССКАЗАТЬ О ТОМ, КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫЗВАЛО У НЕГО ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ (не более 2-3 предложений)

ГРУППА № 3.

Федор Иванович Тютчев

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...

1 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

(не забывайте делать паузу там, где стоят знаки препинания)

ГРУППА № 3.

Федор Иванович Тютчев

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...

2 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.

  1. Это стихотворение относится к ____________________ лирике.

(Выбери правильный ответ: пейзажной, любовной, философской)

  1. Оно написано в ______ веке.

(Выбери правильный ответ: 14век, 17век, 19век)

  1. Автор красочно описывает в нем _______________________________

(Выбери правильный ответ: наступление весны, наступление зимы, солнечное затмение)

ГРУППА № 3.

Федор Иванович Тютчев

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...

3 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.

  1. Здесь 1 строчка рифмуется с 3, значит тип рифмы _______________________.

(Выбери правильный ответ: перекрестная, кольцевая)

  1. Стихотворный размер ______________________, так как ударение падает на каждый 2 слог.

(Выбери правильный ответ: ямб, дактиль)

ПОДСКАЗКА!

Перекрестная рифма – 1+3 строки, 2+4 строки.

Кольцевая рифма – 1+4 строки, 2+3 строки.

Дактиль – трехсложный размер с ударением на 1 слоге.

Ямб – трехсложный размер с ударением на 3 слоге.

ГРУППА № 3.

Федор Иванович Тютчев

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...

4 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗЦУ.

В произведении автор использует эпитеты _________________________________________________.

(Выбери правильный ответ: а) померкший луг, ясная река; б) молодая весна, румяный хоровод)

А также  олицетворение ___________________________________

(Выбери правильный ответ: а) воды бегут, гласят, б) то сыро, то жарко.

ГРУППА № 3.

Федор Иванович Тютчев

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...

5 УЧЕНИКУ НЕОБХОДИМО РАССКАЗАТЬ О ТОМ, КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫЗВАЛО У НЕГО ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ (не более 2-3 предложений)

Группа № 1.

1 ученик готовит выразительное чтение стихотворения.

2 рассказывает о том, к какому жанру оно относится, чему посвящено, кем написано и когда, какое настроение передает автор.

3 ученик определяет тип рифмы и стихотворный размер.

4 ученик приводит примеры используемых автором художественных средств выразительности (тропов), рассуждает о том, что хотел выразить ими автор.

5 ученик делится впечатлением от стихотворения, говорит о том, какие чувства оно вызвало, на какие мысли или выводы натолкнуло.

Афанасий Афанасьевич Фет

ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.


Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

Группа № 2.

1 ученик готовит выразительное чтение стихотворения.

2 рассказывает о том, к какому жанру оно относится, чему посвящено, кем написано и когда, какое настроение передает автор.

3 ученик определяет тип рифмы и стихотворный размер.

4 ученик приводит примеры используемых автором художественных средств выразительности (тропов), рассуждает о том, что хотел выразить ими автор.

5 ученик делится впечатлением от стихотворения, говорит о том, какие чувства оно вызвало, на какие мысли или выводы натолкнуло.

Афанасий Афанасьевич Фет

УТРО

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
                Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
                 Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
                  Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
                  Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
                  Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
                  Это всё - весна.

Группа № 3.

1 ученик готовит выразительное чтение стихотворения.

2 рассказывает о том, к какому жанру оно относится, чему посвящено, кем написано и когда, какое настроение передает автор.

3 ученик определяет тип рифмы и стихотворный размер.

4 ученик приводит примеры используемых автором художественных средств выразительности (тропов), рассуждает о том, что хотел выразить ими автор.

5 ученик делится впечатлением от стихотворения, говорит о том, какие чувства оно вызвало, на какие мысли или выводы натолкнуло.

Федор Иванович Тютчев

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!...

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

1 группа – проанализировать стихотворение А.А. Фета «Вечер».

2 группа – проанализировать стихотворение А.А. Фета «Это утро».

3 группа – проанализировать стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды».

Анализ должен включать в себя:

- выразительное прочтение стихотворения,

- информацию об авторе и времени написания,

- информацию о жанре произведения,

- информацию о типе использованной рифмы,

- информацию о художественных средствах выразительности и их роли в произведении.

- отражение авторской позиции и настроения, а также собственных эмоций, возникших в ходе работы со стихотворением.

Рефлексия.

Каждому ученику предлагается заполнить анонимную карточку, содержащую следующие вопросы:

- довольны ли Вы тем, как прошел урок?

- было ли Вам интересно?

- сумели ли Вы получить новые знания?

- сумели ли Вы раскрыться на уроке?

- Вы с интересом будете выполнять домашнее задание?

(+) - положительный ответ;  (–) - отрицательный. По количеству (+) учитель может подвести итоги своей работы.

Рефлексия.

Каждому ученику предлагается заполнить анонимную карточку, содержащую следующие вопросы:

- довольны ли Вы тем, как прошел урок?

- было ли Вам интересно?

- сумели ли Вы получить новые знания?

- сумели ли Вы раскрыться на уроке?

- Вы с интересом будете выполнять домашнее задание?

(+) - положительный ответ;  (–) - отрицательный. По количеству (+) учитель может подвести итоги своей работы.

Рефлексия.

Каждому ученику предлагается заполнить анонимную карточку, содержащую следующие вопросы:

- довольны ли Вы тем, как прошел урок?

- было ли Вам интересно?

- сумели ли Вы получить новые знания?

- сумели ли Вы раскрыться на уроке?

- Вы с интересом будете выполнять домашнее задание?

(+) - положительный ответ;  (–) - отрицательный. По количеству (+) учитель может подвести итоги своей работы.

Рефлексия.

Каждому ученику предлагается заполнить анонимную карточку, содержащую следующие вопросы:

- довольны ли Вы тем, как прошел урок?

- было ли Вам интересно?

- сумели ли Вы получить новые знания?

- сумели ли Вы раскрыться на уроке?

- Вы с интересом будете выполнять домашнее задание?

(+) - положительный ответ;  (–) - отрицательный. По количеству (+) учитель может подвести итоги своей работы.

Домашнее задание.

  1. Написать этюд о природе родного края, основываясь на записях, сделанных в ходе урока.
  2. Написать собственное стихотворение о родной природе.

Оформите работу на альбомном листе. Наличие рисунков приветствуется.

Домашнее задание.

  1. Написать этюд о природе родного края, основываясь на записях, сделанных в ходе урока.
  2. Написать собственное стихотворение о родной природе.

Оформите работу на альбомном листе. Наличие рисунков приветствуется.

Домашнее задание.

  1. Написать этюд о природе родного края, основываясь на записях, сделанных в ходе урока.
  2. Написать собственное стихотворение о родной природе.

Оформите работу на альбомном листе. Наличие рисунков приветствуется.

Домашнее задание.

  1. Написать этюд о природе родного края, основываясь на записях, сделанных в ходе урока.
  2. Написать собственное стихотворение о родной природе.

Оформите работу на альбомном листе. Наличие рисунков приветствуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Урок литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" предполагает работу с интерактивной доской....

Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает  ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....

Рабочая карта урока "Стихотворения русских поэтов о родной природе"

Данный материал представляет собой рабочую карту урока литературы по теме "Стихотворения русских поэтов о родной природе"....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...

Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс

Практическая работа по литературе "Русские поэты о Родине, родной природе и о себе". 8 класс...