Тестовая работа по литературе для 10 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10 класс)

Лобанова Надежда Владимировна

Контрольная работа по литературе для 10 класса в формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lobanova_10_kl_testy_v_formate_ege.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Лобанова Н.В. Тестовые задания по литературе в формате ЕГЭ для 10 класса

Литература  10 класс

Зачёт №1

Зачёт № 1

Русская литература первой половины ХIХ века.

А.С.Пушкин        Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану (IX. «И путник усталый на Бога роптал…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «…Вновь я посетил…», а также три стихотворения по выбору. 

Поэма «Медный всадник».

Наизусть:  3 – 4 стихотворения.

 

М.Ю.Лермонтов                  «Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Отчего», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», а также три стихотворения по выбору. 

Наизусть: 2 – 3 стихотворения.

Н.В.Гоголь        «Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос», «Портрет» и  др.) – одна по выбору.

                                                                                                                                                                      

  • Контрольная работа:                Тест       Литература  I половины ХIХ века.        

                                                           

  • Творческий практикум              Сочинение – миниатюра

                                                                                           Анализ поэтического текста: стихотворение

                                                                                                 А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова

                                                                                                 (восприятие,  истолкование, оценка).                                                                                              

                                                         

Рекомендуемая литература

  1. Русская литература XIX века.10 кл. Учебн. для общеобразоват. учрежден. В 2 ч. Ч.1/ В.И.Коровин и др. /под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2006
  2. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум. – М.: Просвещение,2006
  3. Архангельская А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». – М., 1990
  4. Беленький Б.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990
  5. Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. – М., 1988
  6. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. – М., 1979

Литература  10 класс

Зачёт №1

Дифференцированные вопросы и задания *

к зачёту № 1

I

  1. Россия в начале XIX века (исторические события, общественная мысль, культура).  Роль литературы в духовной жизни русского общества. Понятие об историко-литературном процессе.
  2. Романтизм  в русской литературе  начала XIX века (возникновение и  развитие). Особенности романтизма как литературного направления.
  3. Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.
  4. «Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия). Поиски и достижения.  
  5. Пушкинский и гоголевский периоды в развитии русской литературы (сравнительная характеристика).

     II

  1. Какие литературные направления оказали влияние на творчество  А.С.Пушкина?  В каких произведениях это нашло отражение?
  2. Основные этапы творчества Пушкина, тематическое и жанровое многообразие его  лирики.
  3. Тема Петра I и его эпохи  в творчестве А.С.Пушкина. Своеобразие раскрытия этой темы в поэме «Медный всадник».
  4. Основные этапы творчества Лермонтова. Можно ли говорить об эволюции творчества поэта? Каково её  направление?
  5. Темы и ведущие мотивы  лирики М.Ю.Лермонтова. Какие черты русской жизни 30 –40-х годов отразились в его лирических стихотворениях?
  6. Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.
  7. Дайте определение типу «маленький человек». Кто из героев «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя является олицетворением этого типа?

   III

  1. Что является для А.С.Пушкина  гражданским, нравственным и философским идеалом (на примере 2 –3 стихотворений)?
  2. Какова оценка личности и деятельности Петра I в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» ( на примерах из текста поэмы)?
  3. Лейтмотив лирики Лермонтова. В чём выразилось влияние романтизма на творчество поэта (на примере 2 –3 стихотворений)?
  4. Обусловлен ли характер лирики Лермонтова особенностями времени  (на примере 2 –3 стихотворений)?
  5. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в «Петербургских повестях» Гоголя (на примере одной повести)?

*   Вопросы предназначены для собеседования: по 1-2 вопроса из каждого раздела – по выбору.

Литература  10 класс

Зачёт №1

                                                                                                                                                               

                    Контрольная работа  к зачёту № 1                           

                  Литература первой половины ХIХ века

                                           

                                                            Вариант  1

Задание

                                         Часть 1  

 Эталон

А 1

Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина.  

1) вторая половина ХVIII  века

2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века

4) конец ХIХ – начало ХХ века

А 2

Какой  этап творческого пути А.С.Пушкина  соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?

  1. лицейский
  2. южная ссылка
  3. ссылка в Михайловское
  4. Болдино

А 3

В каком варианте ответа указаны стихотворения,  принадлежащие А.С. Пушкину?

А) «Анчар»             В) « Вновь я посетил…»      

Б) «Мадонна»         Г) «Выхожу один я на дорогу…»      

 1) А, Б            2) Б, В           3) А, Б, В          4) А, В, Г  

                   

А 4

В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта?

1) «Арион»                 3) «Элегия»

2) «Вольность»          4) «Погасло дневное светило»

А 5

Укажите название  поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I

1) «Пророк»

2) «Медный всадник»

3) «Свободы сеятель пустынный»

4)  «Бахчисарайский фонтан»

А 6

Какой творческий метод позволил  Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности?

  1) классицизм                

  2) сентиментализм        

  3) романтизм

  4) реализм

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания   В1 - В6; С1. 

1   Безумных лет угасшее веселье

2   Мне тяжело, как смутное похмелье.

3   Но, как вино  – печаль минувших дней

4   В моей  душе чем старе, тем сильней.

5   Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

6   Грядущего волнуемое море.

7   Но не хочу, о други,  умирать;

8   Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

9   И ведаю, мне будут наслажденья

                         10   Меж горестей, забот и треволненья:

                               11   Порой опять гармонией упьюсь,

                               12   Над вымыслом слезами обольюсь,

                         13   И может быть – на мой закат печальный

                               14   Блеснёт любовь улыбкою прощальной. 

                                                     А.С.Пушкин

В 1

Какой художественный приём, основанный на сопоставлении,  использован в 1 – 4 строках стихотворения?

В 2

Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др.,  несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?

В 3

Какие строки раскрывают  содержание, которое вкладывает   поэт в  понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.

В 4

Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).

В 5

Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло  жизнь Пушкина,  было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?

В 6

Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.

С 1

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)?

2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Часть 2

А 7

Укажите место рождения и годы жизни  Н.В.Гоголя.

1) Москва . 1809 – 1841  

2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852

3) Киев.  1815 – 1860

4) Петербург. 1820 – 1862                  

А 8

Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель -

1) романтик

2) реалист

3) классицист                  

4) модернист

А 9

Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого  считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский.

1) «новая школа»

2) «школа сатиры»

3) «натуральная школа»

4) «реалистическая школа»

А 10

Герой какой  повести Н.В.Гоголя пополнил галерею    «маленьких людей» в русской литературе?

1)  «Шинель»  

2) « Миргород»

3)  «Тарас Бульба»

4)  «Ночь перед Рождеством»

 А 11

Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь:  «маленький человек»

1) достоин уважения

2) достоин  презрения  

3) сам виноват в своей «малости»

4) является продуктом бесчеловечного государства

А 12

В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения   – Петербург?

       А) «Портрет»    

 Б) «Страшная месть»  

 В) «Нос»          

 Г) «Записки сумасшедшего»

1) А, Б, В     2) А, В, Г     3) Б, В, Г     4) А, Б ,Г

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2.

О, не верьте этому Невскому проспекту!  Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

   Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если  отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

Н.В.Гоголь     

 

В 7

Как называется повесть, из которой взят  отрывок?

В 8

Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.    

           

В 9

Сколько произведений входит в названный цикл?

  В 10

Какое лексическое средство использовано в  предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?

  В 11

Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?

 

  В 12

Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?  

С 2

Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.

  1. В каких произведениях русской литературы ХIХ века    (или других произведениях  Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?

  1. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?

                                                                                                                                                 

     

Литература  10 класс                                                                                                                                                                            Зачёт № 1         

                       

Контрольная работа к зачёту №1

Литература первой половины ХIХ века

                                                            Вариант 2

           

Задание

   Часть 1

Эталон

А 1

Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе

1) вторая половина ХVIII века

2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века

4) конец ХIХ  – начало ХХ века  

А 2

 Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова?

1) романтизм

2) реализм

3) сентиментализм

4)  модернизм

А 3

В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества?

1) «Дума»

2) «Тучи»

3) «Пророк»

4) «И скучно и грустно…»

А 4

Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1) А. Керн                                                       3) Е.Сушкова

2) Е.Денисьева                                               4) А.Панаева

А 5

Определите  лейтмотив лирики Лермонтова

1) поэт и поэзия

2) пейзажная лирика

3) тема любви

4) мотив разочарования, одиночества

А 6

Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби.

1) дума                                                          

2) ода                                                            

3) элегия

4) идиллия

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про  любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

                                                 М.Ю. Лермонтов

                                 

В 1

Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?

В 2

Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе  и выражает жизненные искания лирического героя.

В 3

Назовите  стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)?

В 4

Какое синтаксическое средство  выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя?

В 5

Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».

С 1*

Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?
  2. Какие нравственные убеждения поэтов ХIХ века сохранили ценность до нашего времени?

Часть 2

А 7

Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина?  Выберите правильный вариант ответа.

А) К.Н.Батюшков                  

Б) В.А.Жуковский                

В) К.Ф.Рылеев

Г) П.Шелли  

  1. А, Б                 2) А, В                3) Б, В                 4) В, Г        

А 8

А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите  название произведения (1829г.), в котором   Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность?

1) «Пророк»

2) «Полтава»

3) «Вновь я посетил»

4) «Свободы сеятель пустынный»

А 9

Определите жанр поэмы   «Медный всадник»» А.С.Пушкина.

1) романтическая поэма                

2) философская поэма                    

3) социально-бытовая поэма        

4) историческая повесть  в стихах

А 10

Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»?

1) Петербург – парадный город

2) Петербург –  центр науки и культуры

3) Петербург – город «униженных и оскорблённых»

4) Петербург – фон разворачивающихся событий

А 11

Какую оценку даёт автор Петру  в  поэме «Медный всадник»?

1) великая личность

2) деспот, тиран

3) любимец простого народа

4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер

   одновременно

                   

А 12

Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?

  1. свадьбой  героя
  2. отъездом Евгения
  3. смертью героя
  4. гибелью памятника в результате наводнения

Прочитаёте  приведённый ниже фрагмент поэтического текста  и выполните задания  В6  – В12; С2.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.                  А.С.Пушкин

В 6

Какая часть поэмы А. С.Пушкина  «Медный всадник»  содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.

В 7

  К какому литературному роду относится жанр поэмы?

В 8

Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»?

В 9

Выпишите из предложенного текста 2-3  примера  олицетворения.

В 10

Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2,  5-6 данного отрывка?  

                                                                                   

В 11

Как называется образное определение,  используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)?  

В 12

Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?

С 2

Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина?
  2. Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других  произведениях А.С.Пушкина.

                                                                                                                           

  Литература  10 класс

Класс  10 ___                                                                                                                                       Зачёт № 1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Ф.И.О.  _______________________

              _______________________        

Контрольная работа  к зачёту № 1

                                 Литература I половины ХIХ века

                                                                                                                               

                                                                                                                              Вариант  ___

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

1

2

3

4

В 1

В 2

В 3

В 4

В 5

В 6

В 7

В 8

В 9

В 10

В 11

В 12

           

                                               

                                                            Дата сдачи работы  «____»________________201__ г.

                                                                           

                                                      Баллов           А  ___    В ___   С ___              Итого ___

                                                                   Оценка*                                 ____   / ______________   /    

                                                          Проверил   _________________   

* «3»   –     11- 17 баллов

   «4»   –     18- 27     

   «5»   –     28- 30

   C1, C2   (выполняются на оборотной стороне бланка ответов)   –    от 0  –  до 3-х  баллов за каждое задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые работы по литературе 10 класс

Тестовые работы по литературе помогут организовать письменную фронтальную проверку по итогам изучения творчества  русских писателей  первой и второй половины XIX века...

тестовая работа по литературе 10 класс

тестовая работа по литературе 10 класс...

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического разбора 5 класс.

Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического р...

Тестовая работа по литературе 9 класс

М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времнени"....

Итоговая тестовая работа по литературе. 6 класс

Итоговая тестовая работа по литературе. 6 класс(учебник под ред. Коровиной). Есть ссылка на гугл-форму https://forms.gle/d6sPvaZxY9eZgNUg6...

Тестовая работа по литературе 7 класс

Тестовая работа по литературе  7 класс...