Нечистая сила
творческая работа учащихся по литературе (8 класс)

Гладкова Анна Вячеславовна

"Нечистая сила" - литературный проект,  в котором ученик рассказывает о  славянских божествах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nechistaya_sila.docx713.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Администрация  г.Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 46»

 Литературный проект

«Нечистая сила»

             Приготовила ученица

6 а класса Плюснина А.

Руководитель: Гладкова А.В

 

                                                                                             

Улан-Удэ

 2015 год

Оглавление

  1. Введение
  2. Основная часть

 2.1 Мифология на Руси

 2.2 Деление богов на «высших» и «низших»

2.3  «Низшие боги»

2.3.1  «Домашние» боги

2.3.2  боги природы

2.3.3 Подземные боги

  1. Выводы
  2. Приложение
  3. Список использованной литературы

Введение

Практически во всех   сказках,  легендах или поверьях  мы встречаем персонажей, которые или помогают или наоборот стараются навредить  человеку,  это домовые, водяные,  лешие, кикиморы иными словами - нечистую силу.  Откуда взялись эти персонажи?  Чего от них ожидать : хорошего или плохого?   Это вопросы, на которые я попыталась ответить в процессе работы над проектом.

2.Основная часть

Так как это герои легенд, сказок, то я обратилась  к Славянской мифологии.  

Сведения по мифологии Древней Руси  очень скудны. Когда наш великий энциклопедист М. В. Ломоносов попытался привести эти сведения в единую систему, то вынужден был с огорчением отметить: «Мы бы имели много басней, как греки, если бы науки в идолопоклонстве у славян были».            

   Действительно, до принятия христианства тысячу лет назад на Руси практически отсутствовала письменность, а интерес других народов к русским мифам был минимален.  Центрами письменной культуры на Руси были почти исключительно монастыри, да и летописцы были из монахов. Православная церковь старалась искоренять языческие суеверия.  Имена   дохристианских богов были забыты. Но    суеверия сохранились.  

2.2.Нередко славянских богов разделяют на высших и низших. К первым относятся, например, Перун, Сварог, Дажьбог, Чур, Ярило

  "низшими " божествами были те, которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличие от главных божеств, которых редко кто видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.  

 Низшие боги тоже делились на  «домашних» богов,   богов природы

 и подземных богов.

Рассмотрим некоторых из них

2.3.1  «Домашние» боги

2.3.2  Боги природы

2.3.3 Подземные боги

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей.  Домовой – это домашний дух. Он оберегает жилые и хозяйственные постройки, следит за порядком в доме, помогает хозяевам (заботится, например, о животных, правда, только о тех, которых любит) и даже предупреждает их о грядущих бедах. И поэтому, естественно, люди платят ему любовью. Вера в домового благополучно просуществовала до наших дней – многие и сегодня убеждены в том, что домовой дух реально существует, а некоторые даже свидетельствуют о встрече с ним. Домовой обычно невидим, но он может показываться людям. Говорят, раньше он показывался не только мужчиной, похожим на хозяина дома, но и мужичком, неуклюжим как медведь, с толстыми руками и ногами. Он весь зарос шерстью, а голова человечья.  . В XX веке чаще стали рассказывать о том, что домовой предпочитает показываться в виде большого пушистого кота. Если же он покажется в виде кого-нибудь из членов семьи, то это не к добру, а, скорее всего, к болезни или даже смерти этого человека.

Говорит домовой редко, сообщая о будущем звуками (стуком), а если и пользуется речью, то она похожа на шелест листьев или завывание ветра.

Спящих домовой щиплет или, наваливаясь, душит, хотя до смертных случаев еще никогда не доходило. Если в такой ситуации у вас хватит мужества спросить домового, к добру или к худу его поведение, и выслушать ответ, то вы наверняка сможете узнать что-нибудь полезное о своем будущем.  

Чтобы заслужить благосклонность своего домового и жить с ним в мире и дружбе, не забывайте ежегодно приносить ему жертву – в ночь на 28 января ставить в духовку на самом красивом блюдечке либо самые любимые угощения самого домового (крепко посоленный кусок черного хлеба и пару ложек гречневой каши), либо то, что вы сами любите больше всего. Утром угощение нужно убрать, чтобы не разводить в доме тараканов, которых домовой очень не любит.

Если домовому животное по нраву, он его холит и лелеет. Конечно, это в первую очередь относилось к лошадям, но в наше время, когда лошадь заменила машина, чувства домового явно перешли на других четвероногих – кошек и собак.

 

Кикимора (шишимора)   Кикиморы появлялись в домах, построенных на “плохом” месте.   Появляясь в доме, кикимора творит всевозможные неприятности: бросает и бьет горшки, мешает спать, стрижет шерсть у овец, досаждает людям шумом. Основным признаком кикиморы является ее связь с прядением, шитьем. По ночам она играет с прялкой, веретеном, может допрясть за хозяйку, но чаще рвет и путает шерсть.

 Если человек тревожится и долго не может заснуть или его сон сопровождают кошмары, считалось, что его навестила кикимора. Эти существа низшего плана посланы на землю из преисподней: путая оставленную в доме пряжу, эти духи пугают малолетних детей. По мнению одних учёных – это пособники уже знакомого нам Вия, других – что это души некрещёных или нежеланных, проклятых матерями детей. Бытовало мнение, что подселить в избу кикимору могли работники, обиженные тем, что им не заплатили. Резвые кикиморы – большие охотницы до всякого рода мелких гадостей: выдернуть шерсть из домашней скотины, по ночам грохотать ведрами и чугунками, мешая людям спать, сеять раздоры между домочадцами. 

   Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой.   Он оберегает домашних животных от болезней и пропажи, но любимцами его являются коты. Согласно поверью, живёт он на хвойной ветке, которую знающие хозяева специально подвешивают во дворе. Ну и, конечно же, они всячески старались угодить дворовому, делая и ему подношения.

 Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен.   О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды.  

2.3.2  Боги природы

 Леший следит за своим лесным хозяйством. Он оберегает лес от вредителей.

Если хорошие люди забредут в его владения, он им помогает выйти из леса. Если люди - не очень хорошие, он им морочит голову и заставляет ходить кругами.  Леший поёт песни без слов, аукает, плачет с завываниями, хохочет, свистит, бьёт в ладоши.
 На зиму он уходит из леса – проваливается сквозь землю. Леший – не всегда плохой и не всегда хороший. Он может наказать человека, может зло посмеяться над ним, а может и помочь Наши предки старались договориться с лешим по-хорошему. Они знали, что леший умеет предсказать будущее, но умеет и корову украсть. Не было резона с ним ссориться. Для уговоров с лешим придумывались разные почтительно-ласковые обращения: «лес праведный, лес честной, лесной дедушка».
Была одна сказка, согласно которой боги сделали людей из глины и лиственницы. Те, которых сделали из лиственницы, разбежались по лесам, их стали называть «лешими», они крепкие и в воде не тонут. А те, которых сделали из глины, стали людьми. Люди в воде тонут и живут недолго, в отличие от леших.
Леший, согласно славянской мифологии, мог показаться и человеком, и растением, и животным, и духом.  Он оборачивается так, как ему удобно. В лесу – он выше самых высоких деревьев, в поле – ниже травы. Он - великан, перешагивающий реки, он же – ростом с гриб-боровик, если захочет. Если он – дерево, то ветви покажутся вам волосами, а если он пень, то гроздья опят – бородой. Женщины рассказывали, что глаза у лешего – зелёные. А мужчины пугали, что леший хлещет прутьями тех, кого невзлюбил.
Болтали, что кровь у лешего – синяя, что он не отбрасывает тени, и что один глаз у него больше другого.  Леший носит одежду наизнанку, правый башмак надевает на леву ногу, а левый – на правую.  Он бегает по лесам с дубиной в руках и ему некогда толком подпоясаться. 
Ещё рассказывали, что леший очень любит одеваться в белое и носить шляпу. А когда садиться, обязательно закидывает ногу на ногу.  

 Главная забота лешего – охранять лесных животных и птиц. Лешие предупреждали живность о пожарах, морочили головы охотникам. Но была у леших слабость, они любили играть в карты. Один леший мог проиграть другому своих подопечных в карты. Этим древние люди объясняли массовые миграции животных и птиц.
многие и сейчас считают , что лесное эхо – это голос лешего. Он повторяет ваши слова, но иногда нечётко и неправильно. 
Леший никогда не обижал человека просто так, по прихоти. Но мог наказать за нехорошее поведение в лесу. Но если уж тебе повезло угодить лешему, то он и ягод-грибов поможет набрать, и охоту сделает удачной.
Собираясь в лес, человек просил позволения у лешего. Обещал не свистеть и не браниться в лесу. Ещё нельзя было ложиться ночевать на лесной тропе, чтобы не задавил прохожий леший,  . И самое главное: человек обещал лешему не брать добычи, больше чем ему нужно, и не ходить в лес каждый день.
Иногда леший похищал людей. Поводом для похищения становилось проклятие родственников: «иди ты к лешему». Так что люди в древности знали силу слова и проклятий по пустякам не произносили.

Водяной

По рассказам выглядел водяной не очень симпатично: голый одутловатый старик с рыбьим хвостом. Усы имел зелёные, сам весь опутан тиной, а с левой ягодицы капает вода. В довершение ко всему умел обращаться бревном, большой рыбой, ребёнком, а то и утопленником.
Дел у водяного много. На дне рек и озёр он пасёт свои стада: лещей, сомов и карпов. Кроме того он является начальником над русалками, ундинами, утопленниками и другим водяным народом. Водяной иногда добрый, иногда злой – в зависимости от расположения духа. Всегда готов затащить живого человека в водяной царство себе на развлечение.
Из воды водяной выходил редко, жить больше всего любил в омутах, чем глубже омут - тем ему уютнее. Особенной популярностью среди водяных пользовались омуты под колесом водяных мельниц. За такой омут два водяных могли подраться между собой. Мельникам чаще других приходилось общаться с водяными, за это их считали колдунами .
  Водяной не то чтобы не любил людей, он требовал себе уважения. За неуважительное к себе и к своему царству отношение мог мельницу сломать, рыбу разогнать, а то и утопить купающегося человека или целую лодку.  
Зимой водяной спал, просыпался на 1-е апреля. После сна был в дурном расположении духа: ломал лёд и мучил рыбу.   Водяной то стар, то молод, но всегда любит проказничать. Особенно любит подраться с лешим. Когда ночами водяные дерутся с лешими, во все стороны слышен грохот и треск падающих деревьев, плеск воды и улюлюканье.

Русалки
Женами водяному становились  красивые утопленницы или русалки.  Русалки
 – это женские   существа, умершие неестественной смертью.   И только на короткое время от Троицына дня до жатвы они появлялись на земле, выходя из воды, спускаясь по деревьям . Русалки  пугают, преследуют людей, топят, портят скотину, воруют детей. Культ русалок связан и с растительностью. На Полесье существовало поверье, что русалки появляются в период цветения злаков, могут влиять на урожай.

Полевик

   Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, конечно, немедленно входили в соприкосновение с другими "малыми" божествами - Полевиками, по народным представлениям, призванным охранять хлебные поля. Относительно доброго, но проказливого нрава; любимое время - полдень. Когда хлеб поспеет и селяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню. Вообще с хлебным полем связано много верований и примет.    Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Луговик.

   Дух лугов, народным представлением рисуемый как маленький зеленый человечек в одежде из травы, который помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитем Полевика. Луговик бывает очень сердитым, когда покос прозевают - гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос - косы рвет. 

2.3.3 Подземные боги
 
Кощей  - дряхлый и внешне немощный, он, тем не менее, бессмертен: все мы знаем, сколько надо преодолеть препятствий и изловить животных, чтобы достать его жизнь! «Кащей на что ни посмотрит, всё глохнет» - так нелестно отображает пословица народное мнение о злыдне. Но, как и все прочие народности, славяне боялись смерти, боялись навлечь на себя гнев Кащея и стремились как-то оградить себя от его пагубного влияния. Так, с 29 февраля на 1 марта нужно было прилюдно раздавить в руке яйцо, снесённое курицей на Рождество. Это действо означало не только конец зимы, но нейтрализацию зловредных действий Кощея. 

Баба-Яга (Яга-Ягинишна,) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.   Во  всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице.  

  Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых.  
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей .     Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

 

Черт – носитель абсолютного зла.   Вообще чертями называли всю нечистую силу.   Но все же за ним сохранились и  свои черты.  Черт принимает облик животного, особенно козлика, овечки, ягненка. Встречая на своем пути человека, он заставляет его нести себя, а потом с хохотом исчезает. Черт может принимать и человеческий образ, но чем-то выдает себя: хромотой, косоглазием, рожками, конскими копытами.

  Черти не выносят петушиного крика и исчезают, услышав его.  

   Вий - царь подземного мира. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд который скрыт под огромными веками или ресницами  белорус. вейка - «ресница».. Главное оружие Вия – немигающий, испепеляющий взгляд. По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови Вия поднимали вилами его помощники отчего человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал. Сохранившаяся до 19 в. украинская легенда о Вие известна по повести Н. В. Гоголя.  Вий…   Это божество самого дна, преисподней.      

 

 

 

 Вывод

 Читать сказки любят и дети и взрослые. Через сказки до нас дошла мудрость и знание древних людей.  

низшие боги, которые встречаются в сказках , поверьях, легендах пришли из славянской мифологии.

Упоминаются в основном «низшие боги», т.к.  они всегда находились рядом с людьми,  и легенды и поверья о них передавались из поколения в поколение.  

Большинство «низших » богов были похожи на человека и внешностью и характером.

Среди них нет деления на добрых и злых. Если человек ведет себя хорошо: трудится,  содержит дом и домашних животных в чистоте, если не берет себе лишнего, то боги  помогают  нему. Если же человек ленивый, жадный, то боги  будут ему вредить.      

 

 

                              Список использованных ресурсов

  1.Русские народные Сказки

2. godsbay.ru/paint/demons.html

3. horrory.ru/sluzhiteli.../chert-poberi-ili-nechistaya-sila-slavyan.html
4. www.e-reading.link/.../Eriashvili,_Madlevskaya,_Pavlovskiii_-  5.Russkay..myfhology.info/monsters/bes.html

6. iliness.jimdo.com/другая-нечисть/        

7. www.coramdeo.ru/Znachenie_slavjnskoi_mifologii.html 

8. chelreglib.ru/media/files/readcenter/virtexhib/drevnie-slavyane.pdf 

9. kanobu.ru/pub/177946/


Приложение

http://img-fotki.yandex.ru/get/9496/58278785.12/0_f3524_12f1f5e4_L.jpg

БанникКак выглядит водяной

 

 

 

 

 

 

 

 

    Леший- хозяин и дух леса

 


 

 

 http://img-fotki.yandex.ru/get/6706/58278785.12/0_f3525_3ee96601_L.jpg

 

 


 

  
 

 http://img-fotki.yandex.ru/get/9091/58278785.12/0_f3529_7a4afe0b_L.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/9494/58278785.12/0_f3523_93e15a0e_L.jpg 

 Водяной с русалкой

   Водяной

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/9311/58278785.12/0_f353b_d5b8168c_L.jpg

   Кащей

 

  

 

http://mordikov.fatal.ru/images/vij.jpg

    Вий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Праздник нечистой силы"

Этот сценарий предназначен для детей младшего школьного возраста (1-3 класс). Действующими лицами являются сказочные герои: Баба Яга, Кикимора, Леший, Кощей бессмертный. Сценарий состоит из конкурсов ...

"Человек сильнее всякой нечистой силы"

Урок внеклассного чтения по литературе "Человек сильнее всякой нечистой силы" по произведениям поэтов 19 века....

Сценарий новогодней феерии "Как нечистая сила Новый Год отмечала"

Сценарий сценки для новогодней школьной ёлки. В архив добавлены музыкальные фрагменты....

Внеклассное мероприятие "Игрища нечистой силы"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-6 классов. Мероприятие можно провести, как в загородном лагере, так и в школе....

Проект по теме"Нечистая сила.Оборотень". Хорунженко Артем

Проект представляет материал об оборотнях как мифических существах....

Литературный проект "Нечистая сила.Леший". Камбулова Екатерина, Виноградова Анна

В данном краткосрочном проекте представлен материал и мифическом персонаже Лешем....

Конспект урока в рамках реализации ФГОС на тему: «Нечистая сила в романе М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита».

Конспект урока в рамках реализации ФГОС  : М.А. Булгаков «Нечистая сила в романе « Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.»(анализ эпизода)....