Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)
рабочая программа по литературе

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс  (индивидуальное обучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx333.4 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Татьяна\Desktop\ИО\ИО 4 класс\Для сайта\литература 001.jpgРАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литературное чтение»  для 4 класса

УМК «Школа России»

(индивидуальное обучение)

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвертого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Программа направлена на достижение следующих целей:

Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; Совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

Воспитание эстетического отношения к искусству слова;

Формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа направлена на решение следующих задач:

  •  развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  •  формировать умение воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
  •  развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  •  формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  •  обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  •  формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  •  обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  •  расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  •  обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  •  работать с различными типами текстов;
  •  создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

Начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;

Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.

Место учебного предмета в учебном плане.

 Согласно учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2018-2019 учебный год на учебный предмет «Литературное чтение» в 4 классе (индивидуальное обучение) выделен 1 час в неделю, что составляет, согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной  школы на 2018-2019 учебный год:  34 часа, 34 занятия.

Содержание программы (51 час)

«Летописи, былины, жития» (4 часа)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.

«Поэтическая тетрадь» (2 часа)

  1. Я.        Брюсов «Опять сон», «Детская»
  2. А.        Есенин «Бабушкины сказки»

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

«Чудесный мир классики» (7 часа)

П.П.Ершов «Конёк- Г орбунок»

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»

Л.Н. Толстой «Детство», “Как мужик камень с дороги убрал»

А.П. Чехов «Мальчики».

«Природа и мы» (6 часа)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

  1. И.        Куприн«Барбос и Жулька» М.М. Пришвин «Выскочка»

Е.И. Чарушин «Кабан»

  1. П.        Астафьев «Стрижонок Скрип»

«Поэтическая тетрадь» (4 часа)

«Поэтическая тетрадь» (3 часа)

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»

А.А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь»

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот.» А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями.»

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки.»

И.А. Бунин «Листопад».

Б.Л. Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу» Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

С.А. Есенин «Лебедушка»

«Литературные сказки» (5 часа)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

  1. М.        Гаршин «Сказка о жабе и розе» П.П. Бажов «Серебряное копытце»
  2. Т.        Аксаков «Аленький цветочек»

«Родина» (3 часа)

И.С. Никитин«Русь»

С.Д. Дрожжин«Родине»

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

«Делу время - потехе час» (4 часа)

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

В.Ю. Драгунский «Главные реки». "Что любит Мишка" В.В. Г олявкин «Никакой я горчицы не ел»

«Страна Фантазия» (2 часа)

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» К. Булычёв «Путешествие Алисы»

«Страна детства» (4 часа)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками» М.М. Зощенко «Елка».

«Зарубежная литература» (7 часов)

Д. Свифт«Путешествие Гулливера»

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»

 Учебно-тематический план

Наименование разделов

Кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов в рабочей программе

1

Введение

1 ч

-

Количество часов уменьшено за счет отбора и уплотнения учебного материала, увеличения доли самостоятельной работы, использования средств информатизации.

2

Летописи, былины, жития

11 ч

4 ч

3

Чудесный мир классики

22 ч

7 ч

4

Поэтическая тетрадь

12 ч

4 ч

5

Литературные сказки

16 ч

5 ч

6

Делу время - потехе сейчас

9 ч

4 ч

7

Страна детства

8 ч

4 ч

8

Поэтическая тетрадь

5 ч

2 ч

9

Природа и мы

12 ч

6 ч

10

Поэтическая тетрадь

8 ч

3 ч

11

Родина

8 ч

3 ч

12

Страна Фантазия

8 ч

2 ч

13

Зарубежная литература

17 ч

7 ч

Итого

136 ч

51 ч

Планируемые результаты Литературное чтение 4 класс

Личностные

Учащиеся научатся:

  •  понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  •  собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  •  составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  •  принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  •  находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  •  создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине. познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  •  формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  •  читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  •  осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  •  принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  •  выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  •  оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  •  определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  •  фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?», накопительной системы баллов);
  •  фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  •  свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  •  самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  •  владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  •  пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  •  находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  •  анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  •  находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  •  сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  •  сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  •  находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  •  сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  •  создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков        литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений,        в        процессе        чтения        по        ролям,        при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  •  предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  •  определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  •  определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  •  создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  •  высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  •  формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  •  пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  •  участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  •  создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  •  способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  •  демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  •  предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  •  определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  •  использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  •  отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  •  определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  •  определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  •  оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  •  искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  •  обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  •  находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  •  находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  •  самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только        в        случае серьёзных затруднений;
  •  использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  •  озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного        и        учебного        опыта,        на        основе прочитанных литературных произведений;
  •  интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  •  понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  •  читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  •  выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  •  пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  •  участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  •  формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  •  делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  •  находить в произведениях средства художественной выразительности;
  •  готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы; осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  •  воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  •  осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
  •  соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  •  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  •  работать с детской периодикой.

Творческая деятельность 

Учащиеся научатся:

  •  пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  •  составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  •  подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  •  писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  кинофильма, диафильма, создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  •  сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  •  создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

в 4 классе на 51 час (1 недельный час  по учебному плану)

на 2018-2019 учебный год

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Страницы учебника Домашнее задание

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

Летописи, былины,

жития (4 часа)

1

Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

Урок изучения нового материала

Стр. 6 - 8 читать, вопрос 1 - 3

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Понимать значение слова «летопись».

Оценивать свои знания и достижения.

Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы

2

Былина - жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

Самостоятельная

деятельность

Стр.17 - 19, найти объяснение незнакомых слов.

Читать отрывки из древнерусской былины.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения.

Выделять языковые средства выразительности.

3

«Житие Сергия Радонежского» -

Урок изучения нового материала

Найти материал о Сергии

Понимать ценность и значимость литературы для создания русской

Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение

памятник древнерусской литературы.

Радонежском. Стр.22 - 27, читать.

литературы.

Выделять языковые средства выразительности.

необходимой информации из прослушиваемых текстов. Анализ истинности информации.

Проект: «Создание календаря исторических событий»

Самостоятельная

деятельность.

Стр. 34, задание №9

4

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Тест №1

Проверка навыка чтения

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

Различать жанры произведений. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль

Чудесный мир классики (7 часа)

5

П.П.Ершов «Конёк--Г орбунок»

Урок изучения нового материала

Стр. 60 - 61, задание 9 или 13 (по выбору), дать характеристику братьям, подтверждая цитатами из текста. Записать в тетрадь.

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке.

Характеризовать героев произведения.

Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения.

Характеризовать поступки героев. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Рассказывать о жизни и творчестве П. Ершова.

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова. Сравнивать народную и литературную сказки.

6

А.С. Пушкин «Няне», «Туча»,

Самостоятельная

деятельность

Стр.66-68. Наизусть по выбору.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать стихотворные произведения наизусть (по

«Унылая пора!»

Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников

выбору), определять средства выразительности. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства

7

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок изучения

нового

материала.

Стр. 70 - 90, прочитать, выписать 5 эпитетов вместе со словами, к которым они относятся.

Характеризовать героев произведения

Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев

8

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»

Самостоятельная

деятельность

Стр.111, задание №7.

Рассказывать о М. Ю. Лермонтове. Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать по ролям.

Понимать основное содержание произведения.

Ставить вопросы к тексту, отвечать на них.

Анализировать поступки героев.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

9

Л.Н. Толстой «Детство», “Как мужик камень с дороги убрал» Тест №2

Урок изучения нового материала

Стр.115 -119. Найти и подготовить выразительное чтение других басен Л.Н. Толстого.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Называть произведения классической литературы.

Определять жанры литературных произведений.

Осознанно, выразительно читать текст

Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

10

А.П. Чехов «Мальчики».

Самостоятельная

деятельность

Стр.124-133. Пересказ текста по самостоятельно составленному плану.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.

Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

Отличать рассказ от сказки. Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

11

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Контрольная работа № 1

Урок обобщения и систематизации

Стр.135-136, вопросы и задания.

Сравнивать произведения разных жанров.

Характеризовать героев разных жанров.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть литературные произведения и их авторов. Пересказывать основное содержание изученных литературных произведений. читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения

Поэтическая тетрадь -1 (2 часа)

12

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»

Урок изучения нового материала

Стр.138-140. Наизусть по выбору.

Прогнозировать содержание раздела. Г отовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

А.А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь»

самостоятельная

деятельность

Стр.141-142. Выполнить иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора

Называть произведения русских поэтов.

Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию

13

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот.»

Самостоятельная

деятельность

Найти другие стихотворения автора, подготовить выразительное чтение.

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Передавать настроение и чувства в стихотворении.

Называть лирические произведения о весне.

Развивать умения воссоздавать художественные образы Называть произведения русских поэтов.

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями.»

Комбинированн ый урок

Стр.145.Наизусть Стр.146, задания № 2,3.

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения

Определять ритм стихотворения Прослеживать изменения картин природы в стихотворении. Называть произведения о Родине.

Поэтическая тетрадь - 1 (продолжение) (2 часа)

14

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки. »

Тест № 3

Самостоятельная

деятельность

Стр.147-149. Подготовить выразительное чтение стихов.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

И.А. Бунин «Листопад».

Урок обобщения и

систематизации

знаний.

Стр.150. Наизусть.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить

Описывать картины осени в стихотворении.

Определять слово как средство художественной выразительности.

радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение

Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ

15

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Стр.152-154, вопросы и задания.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

Называть изученные литературные произведения и их авторов.

Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Понимать значение слова «строфа»

Литературные сказки (5 часов)

16

В.Ф. Одоевский «Г ородок в табакерке»

Урок изучения нового материала

Стр.156 - 167, читать.

Стр.168, вопросы № 3, 4

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст сказки

17

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Самостоятельная

деятельность

Стр.169 - 178, читать.

Стр. 179, вопрос №8

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при

Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. Находить текс-описание в содержании художественного произведения

перечитывании.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

18

П.П. Бажов

«Серебряное

копытце»

Урок изучения нового материала

Стр.180-192.

Пересказ

понравившегося

отрывка.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы

Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения.

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях

19

С.Т. Аксаков

«Аленький

цветочек»

Самостоятельная

деятельность

Стр.193 - 212, разделить на части, подготовить пересказ любой части,

проиллюстрировать

ее.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы

Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы

20

Обобщение по разделу

«Литературные

сказки»

Урок обобщения и систематизации.

Стр.215, вопросы и задания.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и оценивать свои достижения

Создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине

Делу время - потехе час (4 часа)

21

Е.Л. Шварц

Урок изучения

Стр.3 - 16,читать.

Прогнозировать содержание раздела.

Определять особенности данного

«Сказка о

потерянном

времени»

нового материала

Пересказ сказки.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать главных героев в сказке.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоциональнонравственные переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия

литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

22

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

«Что любит Мишка»

Самостоятельная деятел ьность

Стр.17 - 23. Подготовить пересказ от имени Дениса.

Стр.24-28,читать.

Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Понимать юмористический смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Г отовить сообщение о писателе

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

23

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

Самостоятельная

деятельность

Написать мини - сочинение о прогульщике.

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге

Г отовить сообщение о писателе

24

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час».

Контрольно- обобщающий урок

Стр.35-36, вопросы и задания.

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения

Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию

Страна детства (4 часа)

25

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Самостоятельная

деятельность

Стр.38-46. Пересказ текста от имени главного героя.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Определять основную мысль рассказа

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

26

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тест № 4

Урок изучения нового материала

Стр. 47 - 58, читать, выписать из текста эпитеты и олицетворения.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоциональнонравственных переживаний Придумывать заглавия к каждой части произведения.

Анализировать музыкальное сопровождение произведения

Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

27

М.М. Зощенко «Елка».

Самостоятельная

деятельность

Стр.59 - 64. Подготовить творческий пересказ

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Участвовать в диалоге при обсуж-

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать

от лица мамы или папы.

дении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение

образные языковые средства

28

Обобщение по разделу «Страна детства».

Контрольная работа № 2

Контрольно- обобщающий урок

Стр.65-66, вопросы и задания.

Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений

Поэтическая тетрадь (2 часа)

29

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Урок изучения нового материала

Стр.68-70. Наизусть по выбору.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Самостоятельная

деятельность

Стр.71. Подготовить

выразительное

чтение.

Определять различные средства выразительности.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию

30

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Самостоятельная

деятельность

Найти и прочитать другие стихи М. И. Цветаевой.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Контрольно- обобщающий урок

Стр.74, вопросы и задания.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Природа и мы (6 часов)

31

Д.Н. Мамин-

Сибиряк

«Приёмыш»

Урок изучения нового материала

Стр.76-83. Придумать, что случилось с Приемышем дальше.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

32

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Самостоятельная

деятельность

Стр.85-91. Читать, охарактеризовать Жульку и Барбоса цитатами из текста.

Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять главных героев произведения.

Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении

Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения

33

М.М. Пришвин «Выскочка»

Урок изучения нового материала

Стр.92 - 95 , читать.Написать свою историю наблюдений за животными.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

34

Е.И. Чарушин «Кабан»

Самостоятельная

деятельность

Стр. 96 - 99, пересказ от имени автора.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков

35

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Тест № 5

Комбинированный

урок

Стр. 100 - 111, задания № 2, 3

Составлять план произведения. Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова- определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом

Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему

36

Проект «Природа и мы»

Урок-проект.

Самостоятельная

деятельность

Подготовить

презентацию

проекта.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря

Находить информацию в разных источниках

Обобщение по разделу «Природа и мы».

Контрольно- обобщающий урок

Стр .111-112, вопросы и задания. Рабочая тетрадь.

Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Рассказывать о творчестве Пришвина, используя материал в энциклопедическом словаре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть изученные литературные произведения и их авторов.

Анализировать содержание изученных литературных произведений о природе

Поэтическая тетрадь (3 часа)

37

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Урок изучения нового материала

Стр. 114 - 115, выразительное чтение или наизусть по желанию.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения

Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства.

Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Самостоятельная

деятельность

Стр.116 - 117, найти другие стихи автора и подготовить выразительное чтение.

Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение)

38

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Урок изучения новой темы

Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Самостоятельная

деятельность

Стр.119, наизусть.

Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения

39

С.А. Есенин «Лебедушка»

Самостоятельная

деятельность

Стр.120 - 125,

выразительное

чтение.

Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Выразительно читать с использованием интонаций,

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при

соответствующих смыслу текста

обсуждении прочитанного произведения.

Путешествие в мир поэзии

Обобщение к разделу «Поэтическая тетрадь»

Урок-

исследование

Стр.126, вопросы и задания. Рабочая тетрадь.

Читать наизусть (по выбору) стихотворение.

Выражать личное отношение к прочитанному.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства

Называть произведения русских поэтов.

Наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения

Родина (3 часа)

40

И.С. Никитин «Русь»

Урок изучения нового материала

Стр.128 - 132, составить план стихотворения, записать его в тетрадь.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения

Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

С.Д. Дрожжин «Родине»

Самостоятельная

деятельность

Стр.133 - 134, выучить наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение

41

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Урок изучения нового материала

Стр.138,

выразительное

чтение.

Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Понимать нравственный смысл произведения.

Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста

Определять основную мысль рассказа

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

Самостоятельная

деятельность

Самостоятельное чтение, ответы на вопросы.

Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

42

Проект: «Они защищали Родину»

Урок-проект.

Самостоятельная

деятельность

Стр.140-141, презентация проекта.

Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине

Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения

Обобщение по разделу «Родина». Контрольная работа № 3

Контрольно- обобщающий урок

Стр.142, вопросы и задания. Рабочая тетрадь.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию

Страна Фантазия (2 часа)

43

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Урок изучения нового материала

Стр.144 - 149, найти объяснение непонятных слов, составить рассказ «Наш друг Электроник».

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание

Определять особенности фантастического жанра

текста по заголовку

44

Кир Булычёв

«Путешествие

Алисы»

Урок изучения нового материала

Подготовить рассказ о самом любимом фантастическом произведении, нарисовать иллюстрацию на космическую тему.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

Контрольно- обобщающий урок

Придумать небольшую историю о путешествии на другую планету.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории

Зарубежная литература (7 часов)

45

Д. Свифт «Путешествие Г улливера»

Урок изучения нового материала

Стр.160 - 166,

нарисовать

иллюстрацию.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику

46

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Самостоятельная

деятельность

Стр.167 - 193, разделить на части, записать план в тетрадь.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя)

Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения

47

М. Твен

«Приключения Тома Сойера»

Урок изучения нового материала

Стр.194 - 200, пересказ от имени Тома Сойера.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

содержание

48

С. Лагерлеф «Святая ночь»

Урок изучения нового материала

Стр.201 - 208, выразительное чтение.

Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

49

С. Лагерлеф «В Назарете»

Самостоятельная

деятельность.

Стр.209 - 216, найти дополнительный материал об Иисусе и Иуде.

Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

50

Итоговая

диагностическая

работа

Контрольно- обобщающий урок

Задания в рабочей тетради

Проверка предметных универсальных учебных умений

.Определять тему и главную мысль произведения; Озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; Ставить вопросы к прочитанному

51

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Обобщающий

урок

Стр.217, вопросы и задания.

Самостоятельно оценивать свои достижения

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения

Литература и оборудование:

№ п/п

Наименование

1

Авторская программа:

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению и программы общеобразовательных учреждений авторов Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,  и др. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России») 2011     

2

Учебник:

 ФГОС (Школа России) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях,- М.: Просвещение, 2014 и др. в 2-х частях + CD Издательство «Просвещение» 2014г.

       

3

УМК и дополнительная литература:

1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях,- М.: Просвещение, 2014

2.С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. –М.: ВАКО, 2014.

3.Игнатьева Т.В. Контрольные тексты для проверки техники чтения. 1-4 классы.- Тула: ООО «Издательство Родничок», М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

4

Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦОР и ЭОР):

1.Приложение на электронном носителе (СD) к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г Горецкого Литературное чтение  4 класс

       2.Тренажёры по технике чтения

       3.http://nachalka.info

       4.http://nachalka.seminfo.ru

       5.kopilkaurokov.ru

       6.www.school-cjllection,edu.ru

       7.http://vesnuchki.ucoz. ru/

       8.http:// nachalka.com/biblioteka

       9.http:// annik-bgpu.km.ru

      10.http://viki.rdf.ru

      11.info@infourok.org

      12.proekt@videourok.net>

5

Учебное и лабораторное оборудование:

-Магнитная классная доска

-Персональный компьютер с принтером.

-Мультимедийный проектор.

-Интерактивная доска

-документ-камера

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания школьного методического объединения учителей  начальных классов  №1 от 28.08.2018г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР _________________________ И,В.Баранова

29.08.2018г

СОГЛАСОВАНО:

 Протокол педагогического совета  №1 от  30.08.2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 1 клас

Рабочая программа курса «Литературное чтение»  разработана на основе авторской программы, Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Москва «Просвещение», 2007. Авторская программа соо...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа по литературному чтению  для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,     требований к результатам освоения основной образовательной ...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)

Рабочая программа составлена на основе    программы  по биологии  В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)

Рабочая программа по биологии составлена на основе   программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс  (индивидуальное обучение)...

рабочая программа по истории для ученика 8 класса (индивидуальное, надомное обучение)

рабочая программа  по истории  для ученика 8 класса с ОВЗ  находящегося на индивидуальном, надомном обучении...