Конспект урока «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ануфриева Дарья Андрияновна

Цели урока:  идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУД

Задачи:

¨  Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.

¨  Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.

¨  Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat_5_klass.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка к уроку

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС ООО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке литературы в 5 классе.

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Дидактическая цель: создание условий для систематизации ЗУН

Основные дидактические методы:  деятельностный,проблемный, исследовательский, практический.

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, групповая

Место данного урока в системе уроков по теме:

Второй  урок по теме «Сказки В.А.Жуковского».

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ, проектные мастерские

Используемое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска

Результативность урока: создание собственных продуктов проектной деятельности через системную работу с ИКТ (представлено в приложениях к уроку)

Разработка урока

Класс: 5

Предмет: литература

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. В.А.Жуковский. Сказки

Тема урока:   «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»

Тип урока: проектные мастерские

Цели урока:  идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУД

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
  • Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
  • Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.

Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник,  раздаточный материал, презентация.

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Время, отведенное на реализацию:

  • 1 урок – организационный
  • самостоятельная работа учащихся дома
  • 2 урок – реализация проекта

Организация работы:

 учащиеся работают над реализацией  6 проектов в проектных мастерских (в каждой мастерской по 4-5 человек, учащиеся самостоятельно выбирают мастера):

  1. «Биографы»
  2. «Мастера сказок»
  3. «Аналитики»
  4. «Энциклопедисты»
  5. «Сказочники»
  6. «Художники»

+ независимый эксперт (учащийся, который в работе мастерских участия не принимал.Заполнение экспертной карты)

Оформление классной доски: портрет В.А.Жуковского, 6 конвертов с названием мастерских (для проведения рефлексии)

Сценарий урока

по реализации проекта

  1. Оргмомент.

Приветствие учащихся. Постановка целей и задач. Просмотр ролика о важности работы в команде.(Приложение 1)

Вопросы классу:

- Какие выводы мы можем сделать из содержания ролика?(Важно действовать в команде, а не одному)

  1. Слово учителя.

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

         Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. Мы многое узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы готовились к проекту.

         Давайте вспомним некоторые факты из биографии В.А.Жуковского.

(работаем на интерактивной доске – формат документа  Smartnotebook) . Верно ли утверждение? Необходимо добавить галочки к тем утверждениям, с которыми согласны. (Приложение 2)

Напоминаю, что мы с вами работаем в 6 мастерских. (Приложение 3, слайд 1).

        Давайте вспомним, что такое проект и какие структурные части в него входят. (Приложение3, слайд 2) Чему мы можем научиться, работая над проектом?

В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. (Приложение 3, слайд 3).  Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке. (Приложение 3, слайд 4). В 1831 году Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.

III. Защита проектов.

Представление творческого «продукта» по итогам работы в проектных мастерских.

Учащиеся рассказывают о том, как работали над проектом: тема, какие цели и задачи поставили, какую выдвигали гипотезу, какие методы использовали, раскрывают структуру работы над проектом, представляют результат работы – продукт.

  1. Мастерская «Биографы».

Цель: изучить биографию В.А.Жуковского и выделить факты биографии, с которыми не были знакомы. Выдвинули гипотезу, что в биографии Жуковского много интересных фактов, о которых будет интересно узнать одноклассникам. Гипотеза подтвердилась. Результатом работы над проектом стало создание виртуальной экскурсии «8 интересных фактов из биографии В.А.Жуковского» (Приложение 4)

  1. Мастерская  «Аналитики».

Члены мастерской работали над проблемным вопросом: что в сказке В.А.Жуковского  напоминает русские народные сказки и что отличает. (Приложение 6). Результатом работы стал выпуск брошюры «Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»: черты литературной и народной сказок» (Приложение 6)

  1. Мастерская «Энциклопедисты».

Анализировали язык сказки. Поставили перед собой цель – найти в сказке устаревшие слова, дать их толкование на основе нескольких словарей. Результатом работы стало создание интерактивного словаря «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского». (Приложение 7)

  1. Выступление независимого эксперта, подведение итогов по защите проектов. Рефлексия учителя и учащихся.

V. Самооценка и оценка работы других групп.

Учащимся предлагается письменно поразмышлять над 2 вопросами:

- Какой твой вклад в реализацию проекта.

- Чей проект тебе понравился?

Положить картинку со старичком-боровичком в конверт, той мастерской, работа которой вам понравилась больше всего (конверты на доске).

VI.Домашнее задание: познакомиться с балладой В.А.Жуковского «Кубок».