Конспект урока по роману Лермонтова " Герой нашего времени"
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Конспект урока и презентация  по роману Лермонтова " Герой нашего времени" : «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_.pptx85.2 КБ
Файл lermontov.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.

Слайд 2

История создания романа Об истории создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова почти ничего не известно. В сохранившихся письмах Лермонтова нет никаких упоминаний ни о замысле "Героя нашего времени", ни о работе над ним. Известно, что роман "Герой нашего времени" был задуман и начат после того, как Лермонтов решил прекратить работу над "Княгиней Лиговской".

Слайд 3

По словам исследователей, работу над "Героем нашего времени" Лермонтов начал в 1838 г. Судя по всему, роман был завершен в 1839 г. или в самом начале 1840 г. В феврале 1840 г. Лермонтов получает цензурное разрешение на первое отдельное издание романа. В мае 1840 г. роман отдельной книгой выходит в свет. В феврале 1841 г. Лермонтов пишет предисловие к роману, которое до этого не существовало. Предисловие пишется как ответ на некоторые нападки критиков. Предисловие было включено в роман в 1841 г., когда в свет вышло его второе отдельное издание.

Слайд 4

Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

Слайд 5

Сюжетный порядок Фабульный порядок 1. «Бэла» 4 2. «Максим Максимыч » 5 3. «Тамань» 1 4. «Предисловие к журналу Печорина» 6 5. «Княжна Мери» 2 6. «Фаталист» 3



Предварительный просмотр:

Тема урока: 

«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.

Учитель : Юрко Дарья Михайловна

Цели урока:

- познакомить учащихся с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», особенностями его жанра, композиции, сюжета;

- развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

- воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму;

- формировать культуру восприятия художественного текста.

Оборудование: конспект урока, презентация на электронной доске, толковый словарь , тект романа М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» у каждого ученика.

Ход урока:

I. Организационный этап.

II. Формирование новых понятий и способов действия.

«Герой нашего времени – это портрет не одного человека, а портрет. Составленный из пороков современного общества»

В.Г. Белинский

  1. История создания романа.

Слово Учителя

Об истории создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова почти ничего не известно. В сохранившихся письмах Лермонтова нет никаких упоминаний ни о замысле "Героя нашего времени", ни о работе над ним. Известно, что роман "Герой нашего времени" был задуман и начат после того, как Лермонтов решил прекратить работу над "Княгиней Лиговской". По словам исследователей, работу над "Героем нашего времени" Лермонтов начал в 1838 г. Судя по всему, роман был завершен в 1839 г. или в самом начале 1840 г.  В феврале 1840 г. Лермонтов получает цензурное разрешение на первое отдельное издание романа. В мае 1840 г. роман отдельной книгой выходит в свет. 
В феврале 1841 г. Лермонтов пишет предисловие к роману, которое до этого не существовало. Предисловие пишется как ответ на некоторые нападки критиков. Предисловие было включено в роман в 1841 г., когда в свет вышло его второе отдельное издание. 

Значение этого произведения преувеличить сложно «Герой нашего времени» - психологический роман: его идейный и сюжетный центр служит -личность человека - его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри. Рассмотрение личности незаурядной.

- Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

Ответы учеников

- Это личность необычная, выделяющаяся среди других…

Слово учителя.

Да, действительно. Мы должны выяснить, в чём  же незаурядность личности Печорина. Чем он выделяется среди других?Также  мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Запись в тетради

Слайд

 Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

  (Толковый словарь)

 Давайте вспомним  в  чём особенность композиции произведения?

Ответы учащихся

(Роман состоит из 5 повестей. Центральный герой, Печорин, связывает все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.)

Слово учителя

 Давайте восстановим фабулу произведения.

Слайд.

Сюжетный порядок                                                       Фабульный порядок

1. «Бэла»                                                                                 4

2. «Максим Максимыч»                                                       5

3. «Тамань»                                                                             1

4. «Предисловие к журналу Печорина»                           6

5. «Княжна Мери»                                                                  2

6. «Фаталист»                                                                          3

-  Как вы думаете почему именно так автор расположил главы ?

Ответы учеников

(Сначала о Печорине рассказывают другие люди :Максим Максимыч, офицер .Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

Работа по теме урока (анализ произведения)

Слово учителя

- В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

Ответы учеников

( Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости,он может  точно воспроизвести внешний ход событий, но не способен  объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Он замечает только «странности героя»)

Слово учителя

- А что можно узнать о жизни Печорина в крепости из повести « Бэлла»?

- О каких чертах характера говорят его поступки?

Ответы учеников

( Печорин имеет блестящий аналитический ум, оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Слово учителя

 -А при каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

- Давайчте зачитаем портрет Печорина

(Зачитать )

Во внешности его есть что-либо необычное?

Ответы учеников

(Волосы белокурые , а глаза черные-это необычно:«глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Слово учителя

-Как меняется Печорин после отъезда из крепости?

Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

Слово учителя

- Как вы думаете, ребята, с  какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

Ответы учеников

(Показать историю души человеческой)

Слово учителя

-Кто выступает рассказчиком в повести «Тамань», кто является главным героем?

-Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

Ответы учеников

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но потом становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью)

Слово учителя

- О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

Ответы учеников

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

- Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

( Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Его качества приносят несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

Слово учителя

-В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

-Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

Ответы учеников

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях, в женщинах…)

Слово учителя

-Хорошо. А почему складываются отношения Печорина и Веры? о чем нам говорит сцена погони за Верой?

Ответы учеников

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

-Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

V. Работа с иллюстрациями.

слайд

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

VI. Итог урока. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"

Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...

Презентация к циклу уроков по роману "Герой нашего времени"

Презентация к циклу уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (уроки 1-2)...

Система уроков по роману "Герой нашего времени"

Система уроков по роману "Герой нашего времени"...

Конспект урока по роману М.Ю.Лермонтова

Уроки по роману М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»...

Система уроков по роману "Герой нашего времени".

Система уроков по изучению романа....

Система уроков по роману "Герой нашего времени"

Уроки, посвященные после­довательному рассмотрению частей ро­мана, организованы так, чтобы учащиеся могли вслед за автором рассмотреть особенности характера главного героя, постараться понять ...