Конспект урока по роману Лермонтова " Герой нашего времени"
презентация к уроку по литературе (9 класс)
Конспект урока и презентация по роману Лермонтова " Герой нашего времени" : «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.2 КБ |
![]() | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания романа Об истории создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова почти ничего не известно. В сохранившихся письмах Лермонтова нет никаких упоминаний ни о замысле "Героя нашего времени", ни о работе над ним. Известно, что роман "Герой нашего времени" был задуман и начат после того, как Лермонтов решил прекратить работу над "Княгиней Лиговской".
По словам исследователей, работу над "Героем нашего времени" Лермонтов начал в 1838 г. Судя по всему, роман был завершен в 1839 г. или в самом начале 1840 г. В феврале 1840 г. Лермонтов получает цензурное разрешение на первое отдельное издание романа. В мае 1840 г. роман отдельной книгой выходит в свет. В феврале 1841 г. Лермонтов пишет предисловие к роману, которое до этого не существовало. Предисловие пишется как ответ на некоторые нападки критиков. Предисловие было включено в роман в 1841 г., когда в свет вышло его второе отдельное издание.
Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.
Сюжетный порядок Фабульный порядок 1. «Бэла» 4 2. «Максим Максимыч » 5 3. «Тамань» 1 4. «Предисловие к журналу Печорина» 6 5. «Княжна Мери» 2 6. «Фаталист» 3
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.
Учитель : Юрко Дарья Михайловна
Цели урока:
- познакомить учащихся с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», особенностями его жанра, композиции, сюжета;
- развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;
- воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму;
- формировать культуру восприятия художественного текста.
Оборудование: конспект урока, презентация на электронной доске, толковый словарь , тект романа М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» у каждого ученика.
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Формирование новых понятий и способов действия.
«Герой нашего времени – это портрет не одного человека, а портрет. Составленный из пороков современного общества»
В.Г. Белинский
- История создания романа.
Слово Учителя
Об истории создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова почти ничего не известно. В сохранившихся письмах Лермонтова нет никаких упоминаний ни о замысле "Героя нашего времени", ни о работе над ним. Известно, что роман "Герой нашего времени" был задуман и начат после того, как Лермонтов решил прекратить работу над "Княгиней Лиговской". По словам исследователей, работу над "Героем нашего времени" Лермонтов начал в 1838 г. Судя по всему, роман был завершен в 1839 г. или в самом начале 1840 г. В феврале 1840 г. Лермонтов получает цензурное разрешение на первое отдельное издание романа. В мае 1840 г. роман отдельной книгой выходит в свет.
В феврале 1841 г. Лермонтов пишет предисловие к роману, которое до этого не существовало. Предисловие пишется как ответ на некоторые нападки критиков. Предисловие было включено в роман в 1841 г., когда в свет вышло его второе отдельное издание.
Значение этого произведения преувеличить сложно «Герой нашего времени» - психологический роман: его идейный и сюжетный центр служит -личность человека - его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри. Рассмотрение личности незаурядной.
- Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?
Ответы учеников
- Это личность необычная, выделяющаяся среди других…
Слово учителя.
Да, действительно. Мы должны выяснить, в чём же незаурядность личности Печорина. Чем он выделяется среди других?Также мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.
Запись в тетради
Слайд
Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.
(Толковый словарь)
Давайте вспомним в чём особенность композиции произведения?
Ответы учащихся
(Роман состоит из 5 повестей. Центральный герой, Печорин, связывает все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.)
Слово учителя
Давайте восстановим фабулу произведения.
Слайд.
Сюжетный порядок Фабульный порядок
1. «Бэла» 4
2. «Максим Максимыч» 5
3. «Тамань» 1
4. «Предисловие к журналу Печорина» 6
5. «Княжна Мери» 2
6. «Фаталист» 3
- Как вы думаете почему именно так автор расположил главы ?
Ответы учеников
(Сначала о Печорине рассказывают другие люди :Максим Максимыч, офицер .Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)
Работа по теме урока (анализ произведения)
Слово учителя
- В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?
Ответы учеников
( Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости,он может точно воспроизвести внешний ход событий, но не способен объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Он замечает только «странности героя»)
Слово учителя
- А что можно узнать о жизни Печорина в крепости из повести « Бэлла»?
- О каких чертах характера говорят его поступки?
Ответы учеников
( Печорин имеет блестящий аналитический ум, оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)
Слово учителя
-А при каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?
- Давайчте зачитаем портрет Печорина
(Зачитать )
Во внешности его есть что-либо необычное?
Ответы учеников
(Волосы белокурые , а глаза черные-это необычно:«глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)
Слово учителя
-Как меняется Печорин после отъезда из крепости?
Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)
Слово учителя
- Как вы думаете, ребята, с какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?
Ответы учеников
(Показать историю души человеческой)
Слово учителя
-Кто выступает рассказчиком в повести «Тамань», кто является главным героем?
-Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?
Ответы учеников
(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но потом становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью)
Слово учителя
- О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»
Ответы учеников
(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)
- Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?
( Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Его качества приносят несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).
Слово учителя
-В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.
-Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.
Ответы учеников
(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях, в женщинах…)
Слово учителя
-Хорошо. А почему складываются отношения Печорина и Веры? о чем нам говорит сцена погони за Верой?
Ответы учеников
(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)
-Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?
(Зачитайте отрывки)
V. Работа с иллюстрациями.
слайд
1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»
«Смерть Бэлы»
Задание:
1. Описать иллюстрацию
2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации
(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)
VI. Итог урока. Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"
Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-134467-1382206165.jpg)
Урок литературы "Загадка образа Печорина" (по роману М.Ю. Лермонтова "Геройнашего времени")
Урок посвящен анализу образа главного героя романа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-595629-1428860173.jpg)
Презентация к циклу уроков по роману "Герой нашего времени"
Презентация к циклу уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (уроки 1-2)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-893813-1486985389.jpg)
Система уроков по роману "Герой нашего времени"
Система уроков по роману "Герой нашего времени"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/12/picture-1198527-1576133338.jpg)
Конспект урока по роману М.Ю.Лермонтова
Уроки по роману М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/17/picture-1426858-1666007938.jpg)
Система уроков по роману "Герой нашего времени"
Уроки, посвященные последовательному рассмотрению частей романа, организованы так, чтобы учащиеся могли вслед за автором рассмотреть особенности характера главного героя, постараться понять ...