Модульное планирование уроков литературы в старшей школе
статья по литературе (11 класс)

Фаркова Елена Николаевна

Планирование модульного обучения в старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Фаркова Елена Николаевна

                                                                   учитель русского языка и литературы

ГОУ КОШИ Забайкальского края

Модульное планирование уроков литературы в старшей школе.

     Уроки литературы в старших классах – это уроки, несущие огромный воспитательный потенциал  для развивающейся личности подростка. Результатом  изучения ФГОС по литературе должно стать умение анализировать свой читательский опыт. Модульное планирование содержания  по предмету позволит развить читательскую компетенцию старшеклассников..

     Создавая модули программы, можно пойти по пути распределения содержания на  тематические  или историко-литературные блоки..

      На первых уроках литературы в 10 классе необходимо создать положительную мотивацию для изучения текстов русских классиков. Этот блок можно назвать мотивационным. Уместно в него включить стартовую проверочную работу по предмету.

     Опираясь на примерную образовательную программу среднего общего образования, которая даёт возможность учителям-филологам  использовать на своих уроках тексты из списка А,Б или С,  можно составить таким образом рабочую программу, что на уроке по анализу текстов XIX века может сравниваться произведение  современного автора или художественный фильм известного кинорежиссёра. Модульное планирование курса литературы на ступени среднего общего образования позволяет высвободить время для подобной работы не за рамками урока, а на самом  рабочем занятии, совершенствуя навыки работы с текстом и развивая исследовательские навыки учащихся. Например, уроки по творчеству А.Н. Островского  после изучения биографии драматурга предпочтительно начать с анализа памятника 16 века «Домостроя», так как мировоззрение автора опиралось на домостроевские принципы отношений в семье. Пьеса «Гроза» (1859 г.) станет следующей ступенькой в формировании компетентного читателя. А когда учащиеся будут смотреть фильм С. Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998 г.), то  будут проводить параллели с современностью и задумаются над  вечностью поднимаемых проблем, как в пьесе, так и в фильме. Итоговым уроком в модуле станет создание собственного текста на основе прочитанного.

         Поэтические тексты на уроках в старших классах будут интересны не только с точки зрения анализа, но и эстетического восприятия, когда учащиеся подбирают к лирическому произведению музыкальное сопровождение изучаемой эпохи и слайды с иллюстрациями картин художников. Например, при изучении поэзии Серебряного века чтение наизусть сопровождается музыкальными композициями А. Скрябина, С. Рахманинова и других известных музыкантов изучаемого преиода..

       Модуль по литературе предполагает различные формы уроков: практикумы, лекции, поэтические вечера, лаборатории.  

     Положительные моменты блочно-модульного планирования можно отметить  в достижении достаточной мотивации учащихся  через систему контрольно-диагностических работ, которые выявляют уровень освоения материала и формирование дальнейшего маршрута по освоению предметных УУД. Рейтинговая оценка, конечно, осложняет работу педагога в плане перевода баллов в отметку, зато является хорошим стимулом для подростков в желании повысить свой уровень.

        Все  внутренние «мотиваторы» блочно-модульного планирования позволяют выйти в конечном итоге не только на прочтение текстов, но и на качественный анализ  с  учётом  развития проблемы, поднимаемой автором,  в других текстах.

    Список литературы:

1. Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология  в школе», 1994 №5

2. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж.«Биология в школе», 1995 №6

3. Берсенева Л.А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996 №1

4. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Филологический анализ текста на уроках литературы в старшей школе"

Сложен и многоцветен мир слов... Но ещё более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они  встречаются в художественном тексте. Это объясняется не только тем, что они  окраш...

Блочно-модульная организация уроков истории в старших классах

Сущность данной работы заключается в эффективной организации процессов обучения, обобщения, систематизации и применения знаний на основе рационального использования форм, методов, приемов урока и допо...

Модульное планирование уроков литературы по творчеству М.А. Булгакова в 11 классе.

Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четв...

Доклад по теме: « Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»

Данный материал поможет раскрыть вопрос по теме :  "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»...

«Планирование урока истории в старшей школе с учетом современных методов обучения»

Материал урока по истории представлен в соотвествии с "ФГОС СПО3+"...

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках литературы в старшей школе"

Литература как учебный предмет имеет широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными обучающимися.  Данная статья  - обобщение опыта работы по созданию условий для развивающего обу...