Л.Н. Толстой "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Заворотынская Лидия Сергеевна

Л.Н. Толстой "После бала" урок литературы в 8 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy_posle_bala.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 35

Тема: Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика.  Главные герои. Идея разделенности двух Россий.

 Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Цель: определить социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Задачи:  Рассмотреть систему образов и персонажей в рассказе; совершенствовать навык выразительного чтения текста; находить нужную информацию в тексте; развивать навыки самостоятельной работы; развивать навыки монологической речи и выразительного чтения.; владеть навыками анализа текста.  

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС.

Предметные: Уметь анализировать прозаический текст.

Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

УУД: Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Коммуникативные: Соблюдать правила речевого поведения.

I.  Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II. Актуализация знаний.

1.

- цель?

- задачи?

- годы жизни  Н.С. Лескова (1831 – 1895), и изученные произведения (Левша).

2. Фронтальный опрос по изученной терминологии.  

III. Проверка домашнего задания.

IV. Работа по теме урока.

  1. Записать термины в тетрадь:

Рассказ – эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия.

Деталь  - выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю  место действия, внешний облик персонажа.

  1. Слово о писателе.

Толстой родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. С этой усадьбой связана вся его жизнь, здесь написаны «Война и мир», «Анна Каренина», здесь выросли его дети, здесь он создал школу для крестьянских детей и воспитывал их по своей методике, отсюда он незадолго до своей смерти уехал, чтобы начать новую жизнь.

Толстой удивительно точно описывал людей. Этому он учился всю жизнь. В юности вел дневники, после его смерти они были опубликованы. Толстой в дневниках фиксировал и свои недостатки: поздно встал, беспорядок, нерешительность, лень, ложь, нечёткое написание.

Толстой шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, изучал своё поведение. Целью его было самосовершенствование.

Особое внимание писатель уделял истории. В ранней юности она казалась ему набором дат и событий. Со временем всё изменилось. Писатель в своем творчестве отражал исторические события и воспроизводил фрагменты современности.

2 рассказ «После бала» написан в 1903 году. Пишет автор о сороковых годах 19 века, о времени правления Николая 1.

3 Толстой возвращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость. Более всего волновало Толстого, что образованные люди убеждены, что эта жестокость необходима для хорошей и правильной жизни.

4 существовало несколько вариантов названия рассказа: «Дочь и отец», «А вы говорите…». Но Толстой остановился на названии «После бала», т.к. именно после бала за одну ночь, точнее утро переменилось всё в жизни рассказчика.

5  прочитать начало рассказа Стр. 30. 2 абзаца.

- в чём необычность начала рассказа? (начинается внезапно)

6 прочитать всю Стр. 30.

- кто главный герой (Иван Васильевич)

- что мы о нём узнаем?  

V. Подведение итогов.

- поставленная цель?

- какие задачи были решены на уроке?

VI. Домашнее задание: Стр. 30 – 40 пересказ. Выучить  термины. Заполнить таблицу:

На балу

После бала

Чувства

Влюблён, весёлый, бойкий, восторг, благодарность, умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, блажен, добр.

Стыд, тоска, ужас, неловко, неприятно, любовь сошла на нет.

Цвета

Белый, розовый, серебряные

Чёрное, красное, белое

Звуки

Мазурка, вальс, полька, кадриль

Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, всхлипывал

Детали

Белая лайковая перчатка, замшевая перчатка полковника, пёрышко, домодельные сапого

Оттопыренная губа, замшевая перчатка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного бала

Сценарий выпускного вечера в школе...

К "Осеннему балу"

В данном материале - стихотворение об осени, стихотворение об осеннем букете и четверостишие о поделке из природного материала "Жар-птица"...

Сценарий выпускного бала "ВЫПУСКНИК - 2011"

Сценарий выпускного вечера для девятиклассников в форме вручения премии "Оскар"...

Л.Н.Толстой "После бала"

Урок литературы. Мастер-класс. Цель урока: Выявить, при помощи  каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несет ответственность за все происходящее вокруг. Задач...

Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"

Презентация представляет собой набор иллюстраций и информационных сносок, касающихся биографии писателя и истории создания произведения "После бала"....

Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"

Презентациявключает в себя весь необходимый материал для проведения урока по теме "Л.Н.Толстой "После бала". Контраст как основной художественный прием в произведении"....