Филологический анализ интерпретация Бунин вечер
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Марта Сааяевна Хомушку

Филологический анализ интерпретация Бунин вечер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filolog.analiz_interpret._bunin_vecher.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Филологический анализ  художественного текста.

            Как  известно, анализ ( греч.  analysis- разложение,  расчленение) – это  процесс мысленного или  фактического  разложения  целого  на  составные  части, который  обычно  рассматривается в  одном  ряду  с   синтезом (  греч.  synthesis– соединение) ,  т.е. воссоединением  целого  из  частей ( Философский  словарь /  под ред. И.Т.Фролова. 7-е издание М., 2001.С. 26)

           Филологический  анализ   литературного  произведения, как  его  определяют  учёные- филологи,  предполагает  тесное  взаимодействие  литературоведческого   и   лингвистического   подходов  к   нему: «Художественный  текст  в этом  плане  рассматривается  и  как  эстетический  феномен,  обладающий  цельностью,  образностью и  фикциональностью ( от лат . fictio – выдумка,  вымысел )  и как  форма  обращения  к  миру,  т.е.  как  коммуникативная  единица,  в  которой  в  свою  очередь,  моделируется  определённая  коммуникативная  ситуация;  и как  частная  динамическая  система  языковых  средств» (  Николина Н.А. Филологический  анализ  текста. М.,  2003. С.4-5).

         Существует два  подхода к анализу  текстов – интертекстуальный  и  имманентный.

          В  имманентном  анализе  по  методике М.Л. Гаспарова выделяется несколько уровней:  верхний ( идейно-образный) – идеи и эмоции,  образы  и  мотивы;  средний   (композиция стиль)  - поэтическая  семантика ( тропы),  поэтический  синтаксис  (  (фигуры),  художественное  время  и пространство;  нижний  ( фоника) – метрика,  ритмика,  строфика, звукопись ( аллитерация  и  ассонанс).  Ведущим  в  данной  методике  признаётся  верхний  уровень – идеи  и  образы,  воспринимаемые  читателем.

          Интертекстуальный    подход  к  анализу  поэтического  произведения

позволяет   разомкнуть   границы  стихотворения,  связать  его   с  многообразием  других  литературных  текстов,  с  мифологией,  символикой, культурологией,   историей,  философией.

        С  учётом  избранных  методик  анализ  текста  осуществляется  по  пути  концентрического  расширения  «круга  понимания»,  перехода  от  внешних, формальных,  элементов  стихотворного  произведения  к  его  содержательно -  смысловой  и  символической стороне.

           Алгоритм       филологического  анализа   текста:

  1. определение стилевой  принадлежности;
  2. анализ семантического  пространства;
  3.  выявление ключевых слов;
  4.  анализ  художественного  времени  и  способов  его  текстового  воплощения;
  5.  анализ  художественного  пространства  и  языковых способов его  воплощения;
  6.  анализ  эмотивного  пространства;
  7.  выявление  и  характеристика  представленных  в  тексте  композиционно – речевых  форм  авторской  речи (  описание,  повествование, рассуждение);
  8. выявление  и  характеристика  текстообразующих  элементов:  логико – семантических  связей,  грамматических;
  9. характеристика  приёмов  актуализации  смысла  ( выявление  текстовых  доминант);
  10.  своеобразие  лексических  единиц;
  11.  особенности  синтаксических  структур;
  12. особенности  порядка  слов;
  13.  использование  образных  средств  и  стилистических  приёмов;  обобщение  результатов  лингвистического  анализа.

             Представленный  материал  отражает  опыт  авторской  интерпретации  художественных  текстов  разных  жанров  и стилей.

   Давайте рассмотрим анализ стихотворения И.А.Бунина «Вечер».

       Стихотворение  Ивана Алексеевича  Бунина « Вечер».

                               ( Интерпретация)

  О  счастье мы  всегда  лишь  вспоминаем.

  А  счастье  всюду.  Может  быть, оно

  В  этот  сад  осенний  за  сараем

  И  чистый  воздух,  льющийся  в  окно.

                       В  бездонном  небе  лёгким  белым  краем

                       Встаёт,  сияет  облако.  Давно

                       Слежу  за  ним…  Мы  мало  видим,  знаем,

                      А  счастье  только  знающим  дано.

 Окно  открыто.  Пискнула  и  села

 На  подоконник  птичка.  И  от  книг

 Усталый  взгляд  я  отвожу  на  миг.

                      День  вечереет,  небо  опустело.

                      Гул  молотилки  слышен  на  гумне…

                     Я  вижу,  слышу, счастлив.  Всё  во  мне.

                                                      14.08.1909.

         Как  всякий  великий  поэт,  Иван  Алексеевич Бунин  не  просто    бездумный  выразитель  своих  чувств  и  переживаний,  а  поэт – философ.  Как   всякая   истинная  поэзия,  его  лирика  философична.  Под   философской  лирикой  мы  понимаем  стихи,  в  которых  говорится  о  вечных  проблемах  человеческого  бытия,  где  лирическое «я»  автора  ведёт  своеобразный  стихотворный  разговор  с миром – с человеком,  природой,  землёй, Космосом.

       Этот  поэтический  диалог  традиционен  для  русской  поэзии,  его  присутствие  всегда  ощутимо  в  произведениях  отечественных  классиков. Стихотворение Бунина «Вечер» ,  созданное в 1909 году,  написано  в  форме  сонета,  состоящего  из  14  строк:  двух  катрен ( четверостиший)  и   двух  терцин   (  трёхстиший).  Классический  сонет  не  допускает  повторения  слов,  однако  Бунин  нарушает  это  правило,  повторяя  существительные ( «счастье» -  в  первой   и  второй  строфах; «окно» - в первой  катрене  и  первой  терцине),  тем  самым  привлекая  внимание  читателя  к  ключевым  словообразам  стихотворения,  выражающим  идею  автора:  счастье  доступно  каждому  («окно  открыто»).  Таким  образом, отступление   от  нормы  эстетически   оправдано  и  подчиняется  внутренней  художественной  логике.

          В  стихотворении утверждается  ценность повседневного  существования,  каждой  прожитой  минуты.   Поэт  умеет  удивляться, находить  счастье  в  созерцании  картин  природы,  в  общении  с ней.  Мысль  автора  движется от  неба  к  земле,  от  общего  к  частному,  от  красоты  и  гармонии  окружающего  мира  к  согласию  во  внутреннем  пространстве    лирического  героя. Обобщённое  «мы» в начале  произведения ( мы  вспоминаем, мы  видим,  знаем)  сменяется  личным  местоимением 1-го  лица  единственного  числа:  я  вижу,   я  отвожу,  слышу;  всё  во  мне.

         В  стихотворении  соединились  пространство  и время,  что  подчёркнуто  наречиями «всегда», «давно», «везде», «всюду».  Два  мира – земной  и  небесный -  отражены  в  произведении,  каждому  из них  соответствует  определённая  лексика (  небо – облако,  земля – сад, сарай).  Вестником  иного  мира,  «связующим  звеном между  небом  и  землёй  становится  птичка,  опустившаяся на  подоконник.

         В  словесную  ткань  стиха  органично  вплетены  антонимичные  понятия  вечности  бытия и  кратковременности  земного  существования (  всегда,  на  миг).

       Стихотворение  начинается  с предположения ( «может  быть…»), а  заканчивается  утверждением:  «я  счастлив».  Перед  нами – стройная  система  доказательств,  изложенная  поэтическим  языком,  своеобразная  стихотворная  версия  логического  рассуждения.

         Бунин   дважды  использует  стилистическую   фигуру   умолчания (слежу  за  ним…, слышен  на  гумне…). Не  раскрывая  всей  «логической  цепочки»  своих  размышлений,  он  сообщает  читателю  только  самое  важное: «я  счастлив».  Читателю  остаётся лишь  догадываться о  том,  какие  движения  души,  какие  воспоминания привели  автора  к  такому  выводу.  Бунин  призывает  нас  увидеть  и  услышать,  как  видит  и  слышит  он  сам.  Для  этого  автор  использует  изобразительные  эпитеты ( «бездонное», «лёгкое», «белый»,  «осенний») и  олицетворения ( «встаёт  облако»). Чтобы  читатель  мог  услышать,  Бунин  «озвучивает»  своё  стихотворение  голосом  птички,  гулом  молотилки,  придавая  картине  достоверность  и  естественность.  Анафорические  фразы ( 1-я  и  2-я  катрены)  сообщают  стихотворению  эмоциональность  и  выразительность.

         Произведение  отличается  разнообразием  авторских  интонаций:  слышатся  нотки  сожаления ( мы  мало  видим,  знаем)  и  радости  от  совершенного  открытия ( «Всё  во  мне»).

        В  поэтическом  тексте  отражены  мотивы  памяти  ( вспоминаем),  увядания   природы (  осень),  усталости  ( усталый  взгляд),  угасания    (закат).  Усталость  лирического  героя  перекликается  с  усталостью  дня  и  увяданием  природы. Необычен  оксюморон «  день  вечереет».  Безличный  глагол  «вечереет»  употреблён  в  форме  2- го  лица  единственного  числа.

        Предметный  мир  в  стихотворении  «Вечер»  не  отличается  разнообразием:  сад, сарай,  окно,  подоконник.  Из  домашних  предметов  упомянуты  только  книги.  Ничто  другое  не  имеет  для  поэта  значения.

         Бунин   переосмысливает  значение  привычных  слов,  наполняя  им  новым  содержанием.  Существительные  в контексте  стихотворения  приобретают  особый  смысл,  становятся  метафорическими  символами. Так,  лексема  «окно»  в  художественном  пространстве  произведения -  это   «глаза  дома»,  средство  контакта с внешним  миром.  Тогда  подоконник  воспринимается  как  ступенька,  ведущая  в  распахнутый  мир.  Книги  осмысливаются  как  символ  знания,  непреходящих  ценностей.

             Языковая  организация  текста  отличается  простотой,  лаконичностью,  отдельные  фразы  звучат  как  афоризм  « А  счастье  только  знающим  дано».   В конце  стихотворения  изобразительный  элемент  уступает  место  событийному,  поэтому  глаголы  встречаются  гораздо  чаще,  чем  прилагательные.

          Лирическая ситуация  стихотворения  традиционна  для  поэзии  Бунина:  обозначено  время  года ( осень),  время  дня ( вечер),  герой  наедине  с  миром  и  готов   к  открытиям.  В  общении  с  природой  осознаёт  художник  красоту  и  непостижимость  бытия.  Стихотворение  Бунина  покоряет  искренностью  и  непринуждённостью,  открывает  нам  нетленные  сокровища  духа  и  разума.

                                                  Литература :

  1. И.В.Арисова. Литература. 11 класс: филологический  анализ  художественного  текста:  элективный  курс. Волгоград: Учитель, 2007 – 98 с.
  2. В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова  и др.. Слово- образ-смысл:  филологический  анализ  литературного  произведения. 10-11 классы:  учебное  пособие /  под ред В.Ф.Чертова. М.: Дрофа, 2006.- 444 с. –  (Элективные  курсы).
  3. В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова  и др.. Слово- образ-смысл:  филологический  анализ  литературного  произведения. 10-11 классы:   методическое  пособие /  под ред В.Ф.Чертова. М.: Дрофа, 2007 .- 190 с. –  (Элективные  курсы).
  4. Лотман Ю.М. Анализ  поэтического текста.- Л., 1972.
  5.  Кухаренко В.А. Интерпретация  текста. – М., 1988.
  6. Философский  словарь /  под ред. И.Т.Фролова. 7-е издание М., 2001.С. 26.
  7. Николина Н.А. Филологический  анализ  текста. М.,  2003. С.4-5.

     Муниципальное  автономное образовательное  учреждение                                       «    Средняя общеобразовательная  школа  с. Аксы – Барлык

          Барун-Хемчикского  кожууна  Республики  Тыва»

Филологический анализ  художественного текста

  на примере стихотворения  И.А. Бунина «Вечер».

                   (  интерпретация)

                                             Учитель  русского  языка  и литературы

                                          Хомушку  Марта  Сааяевна

                                 Аксы – Барлык- 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филологический анализ текста.

Филологический анализ текста последней главы романа М. Шолохова "Тихий Дон"...

Доклад "Филологический анализ текста на уроках литературы в старшей школе"

Сложен и многоцветен мир слов... Но ещё более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они  встречаются в художественном тексте. Это объясняется не только тем, что они  окраш...

Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет».

Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет»....

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Данное стихотворение является текстом, так как  обладает  всеми признаками контекстуальности....

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"

Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...

презентация научно-практической работы "Сопоставительный анализ стихотворений И.Бунина "Вечер" и А.Фета "Вечер"

Вечер-это таинственное время суток. Как человек чувствует себя в эти мгновения, какие есть параллелизмы в описании картин вечера, в атмосфере стихотворений двух разных художников слова, мы попытались ...

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».Урок литературы в 5 классе...