Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет».
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Константинова Галина Сергеевна

Филологический анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_stikhotvoreniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Белый цвет».

      Если на рубеже веков для бунинской поэзии была наиболее характерна пейзажная лирика в ясных традициях А.Фета и А.К.Толстого, то в пору первой русской революции и последующих лет Бунин все больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику. Философская лирика теснит пейзажную, проникает в нее и преображает. Непременной принадлежность бунинских пейзажей становятся кладбища, погосты, могилы, напоминающие об исчезновении древнего рода и неизбежности собственной смерти. Поэт стремится заглянуть в пределы человеческой очевидности, переступить черту, которая сторожит «незрячий взор смерти». Ее карающая десница не щадит никого, ее загадка мучит воображение поэта.

     Выход из пессимизма, по Бунину, - в слиянии с природой, в возвращении к ней и обновлении жизни. Ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота «в мириадах незримых существ» продолжает в стихах Бунина 1910-х годов космическую, тютчевскую традицию. Земная жизнь, бытие природы и человека воспринимаются поэтом как часть великой мистерии, грандиозного действа, развертывающегося в просторах вселенной.

     Стихотворение «Белый цвет» написано в 1915 году. Страна уже пережила революцию 1905 года, идёт война с Германией. В сердцах людей царит страх. «Белый цвет» относится к философской лирике, оно раскрывает тяжесть пути к истине, о чем совершенно категорично заявлено в первой строке (пустынник).

      Стихотворение оформлено в форме обращения пустынника к «нам». Бунин вводит местоимение 1 лица для того, чтобы читатель непосредственно участвовал в диалоге. Есть в тексте и обращение «друзья». Я считаю, Бунин хотел этим сказать, что он не обвиняет читателя, не осуждает, а хочет помочь найти выход из хаоса.  тяжести пути к истине

     Особая атмосфера философских стихотворений Бунина – атмосфера тишины: «Какая тишина и радость в белом цвете!» Шум, суета отвлекают от главного – от духовной жизни. Поэтому в стихотворении возникает образ пустынника, который обращается к нам. Можно подобрать однокоренное слово «пустыня» - пустыня ассоциируется с покоем, с отсутствием суеты, движения, с тишиной.

     В толковом словаре Ефремова читаем: «Пустынник - тот, кто из религиозных соображений отказался от общения с людьми, с миром; отшельник». Пустынник один наедине с Богом. Бог явлен как Любовь – тепло, свежесть, свет. Атмосфера тишины – возможность слышать Бога. Среди всеобщей темноты единственный носитель света – божественное. И стихотворение начинается с благодарности, поклонения Богу: «Благословен господь!» Символично число 3, божественная число «Святая троица).

     У Бунина очень часто в произведениях встречается слово «белый».  И если вглядеться, то всё стихотворение «прошито» белым цветом: «мел» (белого цвета), «господь» (ассоциация с этим словом – чистота, а символ чистоты – белый цвет), «дети» (невинность – чистота- белый цвет).

     Слово «господь» повторяется в тексте два раза. Оно разделяет стихотворение на две части: 1 часть рассказывает о жизни лирического героя до познания Бога. Это его молодость «бунтующая плоть», он не может определиться, найти точку опоры для себя. Не случайно здесь и упоминание древнего города-порта Малый Тунаис. Из древней истории мы знаем, что это был великий город, где процветала торговля, ремесло, но и где царствовали пороки, где не было Спасителя. Именно поэтому город был разрушен и сожжён варварами. По моему мнению, И.А.Бунин призывает читателя обернуться к Богу, впустить в свою жизнь, а иначе нас ждёт участь Тунаиса.

     Почему Иван Алексеевич вводит в стихотворение крыс? Это животное вызывает чувство брезгливости, страха, потому что оно несёт болезни, грязь, предательство (как крысы с тонущего корабля). Я думаю, что это сравнение с душой человека без веры.

     Во 2 части стихотворения показан лирический герой, который встал на путь исправления. Герой  просил помощи у Бога, и он откликнулся «Да спас меня господь от вражеских побед». Вражеские победы, на мой взгляд, - пороки человечества, может быть, слуги дьявола, которые искушали героя.

     «Сирая хатка» - душа человека. «Белил её, друзья, снаружи и внутри» - искупление грехов. Но для героя это «утеха сладкая», то есть приятная. Бунин показывает, как тяжело оставаться чистым, светлым душой, когда «тёмен, тёмен мир».

     Не случайно Бунин вводит образ детей «чувствуют лишь дети». Дети – новое поколение, надежда, также дети- чистота, невинность, они не успели ещё впитать в себя пороки общества, поэтому они чувствуют «тишину» и «радость в белом цвете». Ребёнок ещё не увидел другие краски в мире, потому что в душе у него белый цвет.

   Стихотворение написано 6-стопным ямбом, в 5 стопе осложнён пиррихием, а во 2 – спондеем. Присутствуют изобразительные средства лексики: эпитеты «бунтующая плоть», « утеха сладкая» и метафоры «радость в белом цвете»,     Эмоциональное напряжение автора подчеркивается восклицательным предложением в самом начале текста «Благословен господь!», вопросительным в середине «И знаете ли чем, какой утехой сладкой?»  Синтаксис стихотворения представлен двумя сложными предложениями . И это объяснимо, так как перед нами стихотворение, содержащее сложные философские размышления о вопросах бытия, об истине, скоротечности человеческой жизни. Это подтверждается и повторением союза когда. Эта мысль усиливается и на уровне фоники. Повторяющийся звук р в 1 части стихотворения (изнурял, бору, скорбел, порой, крысам, из нор, вражеских) подчеркивает сложность, драматизм переживаний лирического героя. Превалирование глаголов прошедшего времени на протяжении всего стихотворения кроме последней строчки (там глагол в настоящем времени «чувствуют») говорит и о том, что пустынник уже завершает свой жизненный путь, и  проясняет идею вечного круговорота жизни.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения И.А.Бунина "Листопад"

Анализ даёт характеристику эмоционального настроя стихотворения, изобразительно-выразительных средств...

презентация "Анализ стихотворения И.Бунина "Листопад"

Презентация содержит основные элементы анализа стихотворения "Листопад"...

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И И.А.БУНИНА

В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании  урока словесности.Есть уроки русского языка и уроки литературы отдельно друг от друга. А вот у гимназистов прошлого века такое ра...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Анализ стихотворения И. А. Бунина "Родина"

В презентации подобраны картинки, иллюстрирующие строфы стихотворения, предложены задания к анализу....

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Данное стихотворение является текстом, так как  обладает  всеми признаками контекстуальности....

Филологический анализ стихотворения Е.Евтушенко "Зиминская баллада"

Содержание статьи составляет комплексный филологический анализстихотворения Е.Евтушенко «Зиминская баллада». Ключевые слова: идейно-тематическое содержание, нравственная ...

Филологический анализ интерпретация Бунин вечер

Филологический анализ интерпретация Бунин вечер...