"Н.С. Лесков и Орловщина"
методическая разработка по литературе

Бологова Ксения Олеговна

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное орловским страницам в творчестве Н.С. Лескова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.s._leskov_i_orlovshchina_-_vneklassnoe_meropriyatie.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе

«Меня в литературе считают «орловцем»…»

(Н.С. Лесков и Орловщина)

Цель: приобщение учащихся к русской литературе путем знакомства с творчеством Н.С. Лескова, с «орловской темой» в его творчестве.

Задачи:

- знакомство учащихся с историей родного края, некоторыми сведениями биографического характера, с памятными местами Орловщины, связанными с жизнью и творчеством Лескова, с произведениями писателя, имеющими этнографическое значение;

- повышение интереса к чтению прозаического текста, к литературному наследию родного края;

- развитие навыков актерского чтения, элементов актерского мастерства, совместной работы в коллективе, творческого потенциала личности;

- воспитание любви к искусству, в частности к литературе, воспитание культуры слова и интереса к истории родного края; нравственное и эстетическое воспитание учащихся; сохранение литературных традиций; укрепление связи между учителями и учащимися, между школой и музеями.

Оборудование: мультимедийная презентация «Лесков и Орловщина».

Мероприятие рассчитано на учащихся 7-9 классов, обучающихся в лицее или общеобразовательной школе.

План мероприятия

        Выразительное чтение отрывка из «Левши».

Один  косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

"Что же такое? – думает. – Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было".

Учитель: Ребята, узнали ли вы героя? Назовите произведение и автора. Действительно, сегодня мы с вами поговорим о Лескове. Этот удивительный писатель не только прославил наш город тем, что жил и учился здесь, но еще и тем, что запечатлел его на страницах своих произведений. Именно городу Орлу в жизни и творчестве Лескова будет посвящена наша сегодняшняя встреча, на которую приглашены представители клуба знатоков «Хрустальная сова», которые помогут окунуться нам в атмосферу города времен Лескова (двое учащихся сидят за столом).  Итак, начнем.

Ведущий 1: Великий русский писатель Николай Семенович Лесков родился  4 февраля 1831 года по старому стилю в сельце Горохово  Орловского уезда и губернии, в имении Михаила Андреевича Страхова (ныне Свердловский район). Дед писателя Петр Сергеевич Алферьев служил у него управляющим. Страхов и стал крестным отцом Лескова. Семья вынужденно пользовалась его кровом. После московского пожара 1812 года Альферьевы были вынуждены уехать из столицы ни с чем и пытались устроиться у родственников в Орле, где и родилась в 1813 году мать писателя Мария. Потом Алферьеву удалось устроиться к Страхову на службу, местом дорожили, бедность ежедневно стучалась в двери (слайд 2).

Ведущий 2: Лесков еще не раз будет возвращаться в гороховский дом дяди – гостить у Алферьевых и учиться с двоюродными братьями. Какое-то время он будет жить в сельце Гавриловском с родителями, что между Орлом и Мценском, и на кромском хуторе Панине, но важную часть ранних лет жизни он проведет в Орле. Этот город окажет огромное, судьбоносное влияние на его личность и творчество.         Впервые Лесков увидел Орел в самом начале 30-х годов, когда его отец купил в губернском центре собственный дом… (слайд 3)

Ведущий 1: Дворянский заседатель Орловской Уголовной палаты коллежский асессор Семен Дмитриевич Лесков приобрел в городе Орле собственный дом. Он находился, как говорит документ, «в 3 части 15 квартала под № 43». На покупку были потрачены сбережения С.Д.Лескова, сделанные им во время службы в Ставропольском крае.

Ведущий 2: В середине 19 века губернский город Орел представлял собой крупный торговый и хозяйственный  центр Российской империи. В годы детства Лескова население города составляло 32, 5 тысячи человек. Тогда считалось, что это немало (слайд 4- 5).

Знаток 1: Неизвестно, кому из родителей или родственников писателя мы обязаны выбором столь замечательного места на берегу Орлика. Скорее всего, усадьба приглянулась главе семейства. Одноэтажный деревянный дом на каменном фундаменте устроил его во всех отношениях.

Знаток 2: «Место здесь дольно красиво, - писал Н.С. Лесков в «Несмертельном Головане». – Тогда, до пожаров, это был край настоящего города. Вправо за Орлик шли мелкие хибары слободы, которая примыкала  к коренной части, оканчивавшейся церковью Василия Великого». С высокого берега Орлика во всей неброской красе раскрывались за Пушкарной слободой ржаные поля, светлые луга и зеленые лески.

Ведущий 1: Осматривая свои будущие владения, С.Д. Лесков отметил для себя довольно большой яблоневый сад, огород и уютный двор с постройками. Ему хотелось предусмотреть все, чтобы жизнь его семейства была удобной во всех отношениях.

Ведущий 2: Дом Лесковых на Дворянской был небольшим, но приличным. В  нем имелись зала, кабинет отца, детская и еще тройка небольших комнат, где помещались родители и прислуга. Дом был обставлен неброской деревянной мебелью. Дорогой вещью считались часы. Они тоже присутствовали в доме Лесковых, в котором не было ничего лишнего (слайд 6).

Знаток 1: Кстати, в кабинете Семена Дмитриевича мы бы с вами увидели подборку книга античных, европейских и русских авторов, а в книгах – закладки: отец писателя любил читать и сам делал переводы с латинского. От отца писателю передалась любовь к чтению.

Ведущий 1: Первые орловские места обитания маленького Николаши – это дом и двор. Гораздо чаще, чем в неблизкий парк, мальчика водили гулять на бережок около дома, откуда для него и начиналось открытие мира. Он с высот левого берега Орлика впервые осознанно созерцал небо, воду, землю, людей, и то, что он потом напишет об этом, превратится в бесценные страницы лучшей русской прозы.

Ведущий 2: В орловском доме Лесков жил с полутора  до восьми лет. Но, бывало, он гостил у тетки в Горохове, ездил с бабушкой по монастырям, надолго уезжал из Орла для учения с двоюродными братьями в Горохово.  К сыновьям М.А. Страхова нанимали учителей, которых не могли оплачивать родители Лескова. Но дома дети не только учились, но и играли. А какие были игрушки во времена Лескова?

Знаток 2:          Это были разного размера деревянные, картонные и глиняные лошадки и тележки, деревянные солдаты, звери и птицы – на колесиках и без них, глиняные свистульки и посуда, сабельки и ружья. Из лоскутов или простого старого чулка, набитого опилками, шерстью, мягкой ветошью или волосами, шились мячики. Мячик с волосами внутри не удивлял современников. Считалось, что выкидывать волосы – плохая примета. Распространенной игрушкой был волчок (юла) (слайд 7).

Знаток 1:         Из лоскутов по дедовскому способу делали кукол. Их шили без глаз («чтобы не увидала»), без рук («чтобы не схватила»), без ног («чтобы не убежала»), то есть намеренно не одушевляли. «Настоящая» кукла была дорогой игрушкой. Она имела восковое или фарфоровое личико и такие же ручки и ножки. Этих кукол берегли (слайд 8).

Ведущий 1: Гуляя около дома, разглядывая речку и домишки на том берегу, отправляясь с родителями на своих лошадях в Борисоглебский собор, на Троицкое кладбище, Лесков запоминал город своего детства. Фотографическая память писателя оставила для нас старый Орел, увиденный его глазами.

Ведущий 2: Память Лескова позволила сделать важные уточнения в связи с уже утраченными архитектурным и садово-парковым ландшафтом города. Среди подобных точек – «старый Городецкий сад». Лесков оказался единственным человеком, описавшим его расположение в Орле – сад шел по скату  высокого левого берега Орлика в конце современной улицы Салтыкова-Щедрина в сторону дворянского гнезда (слайд 9).

Ведущий 1:  Неспешная орловская жизнь - вечерний самовар и ужин летом на веранде, запах цветов из сада, теплый ветер и проступающие на небе звезды на всю жизнь останутся в памяти Лескова, как и домашние разговоры его семейства о чиновниках-соседях, священниках, купцах, о поверьях, святых местах и старине.

Ведущий 2: Восемь лет было Лескову, когда он последний раз спустился с порожков своего орловского дома, потому что его отец досрочно вышел в отставку, и семья тут же осталась без средств к существованию. 5 июля 1839 года отец Лескова стал владельцем «недвижимого имения» в деревне Паниной, а немного позже мать писателя приобрела имение с сельце Гавриловском Орловского уезда на свое имя. Дом в Орле стал сдаваться в аренду. В 1841 году он был продан на аукционе, чтобы покрыть долги. Денег на жизнь не хватало, и Гавриловское было продано. У Лесковых оставался один Панин хутор (слайд 10).

Ведущий 1:  В 1841 году Лесков поступил в гимназию, жилье ему снимали. Начались гуляния по городу. Оказалась, в нем столько всего надо было посмотреть! Так,  в 1843-1846 годах Лесков открыл для себя Орел заново, в ареал его прогулок теперь включился почти весь город. А 31 августа 1846 года Николай Лесков официально перестал быть гимназистом (он отучился в гимназии пять лет, но окончил только три класса). Не окончив полного курса гимназии, он не мог пользоваться правами и преимуществами, предоставленные таковым ученикам. Но что дала Лескову гимназия? (слайд 11)

Знаток 1: Совсем немало. Там он не только приобрел знания, ставшие базисом для его самообразования, он получил важные уроки толерантности,  у него появились первые политические взгляды, он узнал цену товарищества, из гимназической среды вышли некоторые его персонажи.

Ведущий 2: Пятнадцатилетний Лесков не был принят на государственную службу по возрасту. Но 3 мая 1847 года он поступил на службу в орловскую Палату Уголовного суда, до этого времени он, вероятно, жил на Панином хуторе и помогал отцу в полевых работах, читал.

Ведущий 1: Писец Николай Лесков, канцелярский служитель второго разряда,  будет служить в Палате Уголовного суда с жалованьем 3 рубля в месяц. Пара приличных сапог в то время стоила 8-9 рублей. Второй разряд означал, что дворянство Лескова так и не было подтверждено. Официально надворный советник Семен Дмитриевич Лесков, отец писателя, был признан в дворянском достоинстве по заслугам 11 марта 1848 года, указ датируется 28 декабря, когда Семена Дмитриевича уже не было в живых. С получением указа Николай Лесков был причислен к 1 разряду канцелярских служителей,  и жалованье его возросло в 2 раза.

Ведущий 2:  После смерти отца Николай Семёнович  Лесков получил очередное повышение по службе, став помощником  столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению перемещен в штат Киевской казённой палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева. Он уехал из Орла, но этот город навсегда остался в его памяти.

Ведущий 1: Все знакомы с замечательным произведением Лескова «Левша». Вероятно, вы помните, что речь там идет о тульских мастерах. Но не забывает автор и об  орловских местах.  Куда Левша с товарищами отправляется перед тем, как приступить к работе? Правильно, во Мценск, город, расположенный в Орловской губернии. Лескова очень заинтересовала легенда о том, как тульские мастера подковали английскую механическую блоху, поэтому он и положил ее в основу своего сказа.  А давайте подумаем, чем вас заинтересовало произведение писателя?

Ведущий 2: А для этого проведем небольшую викторину.

Викторина.

Ведущий 3: Нам потребуется 3 команды по 4 человека (команды набираются случайным образом из числа зрителей). Пригласим также и членов жюри (жюри – 3 заранее подготовленных учащихся, ведущий их представляет).

Ведущий 3: Итак, первый конкурс – «Угадай, чьи слова». Каждая команда, верно ответившая на адресованный им вопрос, получает 1 балл. Если ответа нет, вопрос переходит следующей команде, которая в случае правильного ответа получает уже 2 балла. Жюри фиксирует заработанные баллы.

Вопросы:

  1. «Пожалуйста, не порть мне политики». Кому из героев принадлежат эти слова?
  2. «…и у нас дома свое не хуже есть…» Кем и когда сказаны эти слова?
  3.  «Пока государь на бале веселился, они ему такое новое удивление подстроили…» Что и кем было «подстроено»?
  4.  « Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут». Кому принадлежат эти слова?
  5. «…направились не к Москве…не в Киев, а к Мценску…». С какой целью отправились тульские мастера во Мценск?
  6. "Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко". Чьи это слова?

Ведущий 3:  Главный герой «Левши» - настоящий патриот. А какие качества русского национального характера воплотил герой сказа  Н. С. Лескова «Левша»? Порассуждайте на эту тему и напишите небольшое сочинение. Это второй конкурс. От каждой команды для этого потребуется один человек (участники приступают к работе). Пока ребята работают над сочинением, команде скучать не придется. Ваша задача – подготовить в течение пяти  минут чтение по ролям с элементами  инсценировки  фрагмента одного из рассказов Лескова и представить ее зрителям (тексты раздаются участникам).

«Несмертельный Голован»

Рано утром я сходил на Орлик, выкупался, посмотрел на старые места, вспомнил Голованов домик и, возвращаясь, нахожу дядю в беседе с тремя неизвестными мне "милостивыми государями". Все они были купеческой конструкции.

Дядя показал мне на них рукою и говорит:

- Вот это иллюстрация ко вчерашнему сюжету. Эти господа рассказывают мне свое дело: войди в наше совещание.  Из них  вот этот, господин Протасов, желает купить дом и место вот этого, Тарасова; но у Тарасова нет никаких бумаг. Он только помнит, что его отец купил домик у Власова, а вот этот, третий, сын господина Власова. И у него тоже нет и не было никаких бумаг. Он пришел удостоверить, что это так именно было и что он ни в какие права не вступается.

- Не вступаемся - отцы продали.

- Да; но кто его "отцам" продал - тех уже нет.

- Как же вы, - говорю, - это так странно поступали?

- Поступали, как мощно было. Была китрать, в нее и писали. После  всех Головану китрать дали, а Голован в поганой яме сварился, и китрати сгорели.

- Это Голован, выходит, был у вас что-то вроде нотариуса? - спросил дядя (который не был орловским старожилом).

Старик улыбнулся и тихо молвил:

- Из-за чего же мотариус! - Голован был справедливый человек.

- Как же ему все так и верили?

- А как такому человеку не верить: он свою плоть за людей с живых костей резал.

- Вот и легенда! - тихо молвил дядя, но старик вслушался и отвечал:

- Нет, сударь, Голован не лыгенда, а правда, и память его будь с похвалою.

«Тупейный художник»

Граф велел выгнать городских цирюльников по шеям, а они и рады, что на волю вырвались, а сам приезжает к старшему брату и говорит:

— Брат, я к тебе с большой моей просьбой: отпусти мне перед вечером твоего Аркашку, чтобы он меня как следует в хорошее положение привел. Я давно не брился, а здешние цирульники не умеют.

Граф отвечает брату:

— Что до твоей просьбы, то ты просишь у меня невозможности, потому что я клятву дал, что Аркашка, пока я жив, никого, кроме меня, убирать не будет. Как ты думаешь — разве я могу мое же слово перед моим рабом переменить?

Тот говорит:

— А почему нет: ты постановил, ты и отменишь.

А граф-хозяин отвечает, что для него этакое суждение даже странно.

— После того, — говорит, — если я сам так поступать начну, то что же я от людей могу требовать? Аркашке сказано, что я так положил, и все это знают, и за то ему содержанье всех лучше, а если он когда дерзнет и до кого-нибудь, кроме меня, с своим искусством тронется, — я его запорю и в солдаты отдам.

— И это, — говорит, — последнее твое слово, брат?

— Да, последнее.

— И в этом только все дело?

— Да, в этом.

— Ну, в таком разе и прекрасно, а то я думал, что тебе свой брат дешевле крепостного холопа. Так ты слова своего и не меняй, а пришли Аркашку ко мне моего пуделя остричь. А там уже мое дело, что он сделает.

«Грабеж»

 Шел разговор о воровстве в орловском банке, дела которого разбирались в 1887 году по осени.

Говорили: и тот был  хороший  человек,  и  другой  казался  хорош,  но, однако, все проворовались.

А случившийся в компании старый орловский купец говорит:

- Ах, господа, как надойдет воровской час, то и честные люди грабят.

- Ну, это вы шутите.

 - Нимало. А зачем же  сказано:  "Со  избранными  избран  будеши,  а  со

строптивыми развратишися"? Я знаю случай, когда  честный  человек  на  улице другого человека ограбил.

- Быть этого не может.

- Честное слово даю - ограбил, и если хотите, могу это рассказать.

 - Сделайте ваше одолжение.

Купец и рассказал нам следующую историю, имевшую место лет за пятьдесят перед  этим  в  том  же  самом  городе  Орле,  незадолго  перед  знаменитыми орловскими истребительными пожарами. Дело происходило при покойном орловском губернаторе князе Петре Ивановиче Трубецком.

Вот как это было рассказано.

Пока готовятся инсценировки, мероприятие продолжается.

Ведущий 1: Итак, детство писателя прошло в Орле, и именно Орел оказал влияние на формирование личности Лескова. Здесь  он приобрел навыки литературного творчества, здесь лежат истоки его литературных произведений, здесь он получил необходимое писателю разнообразие жизненных впечатлений.

Ведущий 2: А что мы знаем об Орле того времени?

Знаток 1: В административном отношении город делился на три части. В 1-ю часть входила территория современного Заводского района, начиная со стрелки Оки и Орлика и до современной Комсомольской площади (ранее – Кромская). Это была самая старая часть города, где размещалась Орловская крепость.

Знаток 2: Вторая часть, именуемая Заокской, занимала территорию Железнодорожного района, а третья находилась в современном Советском, разумеется, в границах Орла того времени (слайд 12).

Знаток 1: Важнейшим предприятием города была хлебная пристань, а Ока – центральной водной артерией, по которой осуществлялся сплав южнорусского хлеба в центральные губернии, включая Нижний Новгород. В 1839 году орловский торговый флот насчитывал 233 судна, которые перевозили зерно, крупу, рыбу, мех, стекло, паклю, глину и прочее (слайд 13).

Знаток 2: А сухим путем товары отправлялись в Тулу, Сухиничи, Калугу, Астрахань, Таганрог. Тогда в Орле работало 110 трепальных и 4 канатных, 3 саловаренных, 3 свечных, 7 кирпичных, 2 кожевенных завода. Продукция многих из них сбывалась в Москве и Санкт-Петербурге.

Знаток 1: Центральной орловской улицей считалась Болховская (ныне - Ленина). Здесь размещались наиболее престижные торговые точки и проживали представители наиболее обеспеченных слоев городского общества: купцы, дворянство, духовенство (слайд 14).

Знаток 2: Архитектура города развивалась медленно. Главное внимание привлекали церкви, украшение и перестройка которых происходила  в основном за счет средств купцов (слайд 15).

Знаток 1: Важные изменения в городе происходили в связи с истребительными пожарами. Один из крупных как раз произошел в 1841 году, незадолго до того, как Лесков прибыл в Орел в связи с устройством в гимназию.

Знаток 2: Непредсказуемыми, но неизбежными вещами являлись голодные годы – следствие неурожаев и периодические эпидемии, в том числе и холерные.

Знаток 1: Город освещался фонарями, в которые вставлялись сальные свечи. Была публичная библиотека, существовал и театр.

Ведущий 1: Орел 19 века остался на двух литографиях и фотографиях нескольких церквей, построенных тогда же, но сфотографированных в 1914 году. Однако произведения Лескова более, чем другие виды искусства, сохранили для потомков облик его родного города.

Ведущий 2: А в каких же произведениях писатель обращается к изображению Орла.

Ведущий 3: Сейчас мы это и узнаем. Команды готовы представить результаты своей работы. Итак, конкурс третий – выразительное чтение по ролям с элементами инсценировки. (Каждая команда представляет свою сценку, предварительно объявив название произведения. Каждый член жюри оценивает команду по шкале от 3 до 5, соответственно максимальное количество баллов, которое может получить команда за этот конкурс – 15).

Ведущий 3: По результатам двух конкурсов лидирует команда - … Пришло время завершить конкурс сочинений. Жюри проверит их, и итоги викторины будут подведены в конце нашего мероприятия.

Жюри под руководством учителя проверяют работы в соответствии со следующими критериями:

1

Соответствие теме

Да – 1 балл

Нет – 0

21

Полнота раскрытия темы

Тема раскрыта полностью – 1 балл

Тема раскрыта  не полностью - 0

32

Примеры из текста, подтверждающие высказанную точку зрения

Есть – 1 балл

Нет – 0

43

Речевое оформление, композиция

Нет речевых, фактических, логических ошибок или 1 ошибка – 1 балл

Более 1 ошибки - 0

54

Грамотность

1-2 орфографических, или пунктуационных, или грамматических ошибки – 1 балл

3 ошибки и более - 0

__________________________________________________________________

Ведущий 1: Не случайно  для нашей викторины были выбраны рассказы «Несмертельный Голован», «Тупейный художник» и «Грабеж». Это самые орловские произведения Лескова.

Знаток 1:  В первых числах июня 1848 года в Орле вновь вспыхнула эпидемия холеры. Эти события Лесков отразил в «Несмертельном Головане». Рассказав о Головане, Лесков хотел, чтобы часть его героя оставалась жить в благодарной памяти народа. И потому орловский праведник Николай Сергеевич Александров, станционный смотритель, стал одним из вероятных прототипов главного героя, который в эпидемию холеры по доброй воле помогал крестьянам, пытался их лечить, а потом еще и уберег от пожара (слайд 16).

Ведущий 2: В «Тупейном художнике» об Орле можно найти очень много информации, кроме того, представленные в произведении события не являются вымышленными. Лесков обращается к изображению  крепостного театра  графа Каменского, открытого в Орле в 1815 году, и рассказывает о трагической судьбе актеров (слайд 17).

Ведущий 1: Писатель уже во второй главе начинает упоминать Орёл: «Моего младшего брата нянчила высокая, сухая, но очень стройная старушка, которую звали Любовь Анисимовна. Она была из прежних актрис бывшего орловского театра графа Каменского, и все, что я далее расскажу, происходило тоже в Орле, во дни моего отрочества». Также упоминается, что она водила Н.С. Лескова с братом на «кладбище к Троице», по сей день находящемся в Орле на том же самом месте (слайд 18).

Ведущий 2: Улица Советская, наше время. Многоэтажные дома по обе стороны неширокой проезжей части  (слайд 19). Полтора века назад здесь, на Нижней улице города Орла, все было другое, только дорога имела прежнюю ширину. Тогда это была хорошо, как говорили, «убитая дорога», неуклонно раскисавшая в грязь. Вдоль дороги стояли ряды бревенчатых домов, которые перемежались высокими деревянными заборами.   Здесь, на Нижней, в престижном квартале – вблизи пристани и Покровской церкви – жили купцы. На этой улице Лесков поселил героев «Грабежа» - одного из самых орловских своих рассказов (слайд 20). 

Знаток 2: «Грабеж» полон до краев подлинных фамилий и историй из жизни города. Но важнее другое: перед   нами – уникальный случай почти документального описания быта русского города 19 века. Лесков писал о «Грабеже»: «…Место действия – Орел и отчасти Елец. В фабуле перемешана быль с небылицею, а в общем – веселое чтение и верная бытовая картина воровского города за шестьдесят лет назад, при Трубецком и Куриленко» (слайд 21).

Знаток 1: «Верная бытовая картинка Орла» относит нас ко времени юности Лескова – герою рассказа Мише столько же лет, сколько было писателю во время службы в Орле. Все герои являются типичными для своего времени, что делало их до боли узнаваемыми в любом городе тех лет.

Знаток 2: Но в рассказе оказались и совершенно конкретные городские лица, например, губернатор Трубецкой и полицмейстер Куриленко. Описывая их, Лесков оставил нам на память живых людей, местные происшествия и те мелочи, из которых и состоит «живая жизнь» (слайд 22). 

Знаток 1: Подозрительное отношение жителей к стражам порядка, описанное в «Грабеже», имело основание. Одно из дел такого рода имело широкий общественный резонанс. Оно касалось большой группы сотрудников Орловской городской полиции, в числе которых значился и ее глава. Более 18 дворян, не считая лиц недворянского сословия, обвинялись в причастности к исчезновению вещей киевского гражданина, которые были приняты в залог до полной выплаты кредитору долга. Пропали не только вещи, но и исчезло само дело.

Знаток 2: То, что в орловской полиции пропадают вещи, граждане знали по собственному опыту. Жаловаться в полицию на полицию представлялось им каким-то абсурдом. Однако на этот раз пострадавший гражданин был неместный, и он написал на орловскую полицию столь ужасную жалобу, что пришлось начать судебное расследование. В  результате целая группа дворян оказалась под судом и лишилась прав занимать выборные должности.

Знаток 1: В рассказе фигурируют часы, непредумышленно снятые с дьякона «грабителями». Эти часы с пастушкой, пастушком и овечкой герой рассказа отдал полицмейстеру. Тот изъял их как вещественное доказательство имевшего место грабежа, но владельцу не вернул.

Знаток 2: В те времена часы являли собой ценный объект домогательства. Это был дорогой, серьезный и престижный предмет, водившийся далеко не у всякого. Часами гордились, их берегли; художники передавали их как важную подробность на купеческом портрете. Потратившись на часы, не сразу могли себе купить серебряную, а золотую цепочку и подавно, которой крепился прибор к одежде (слайд 23).

Знаток 1: В  документах Канцелярии Орловского губернатора есть упоминание странного дела о часах. Оно позволило предположить, что случай, повлиявший на сюжет «Грабежа», на самом деле имел место.

Знаток 2: В рассказ Лесков вводит и имена орловских священнослужителей, купцов, врачей.  Знакомыми всему Орлу лицами  являлись и купцы Секерины.

Знаток 1: Подлинное название орловского места, связанное с этой  фамилией, - Секеринский завод. Здесь, в доме купца Секерина, в те времена размещалось одно из самых известных в своем роде заведений – пивоваренный завод, стоявший на правом берегу Оки на современной набережной Дубровинского.

Знаток 2: Рассказ «Грабеж», как отмечают исследователи, позволяет современному читателю перенестись почти на два столетия назад, увидеть живую жизнь старого города, услышать его обитателей и получить от картинок, созданных языком мастера слова, огромное удовольствие.

Ведущий 3:  Спасибо нашим знатокам за столь подробную информацию. А теперь пришло время подвести итоги нашей викторины  (объявляются победители). Команда – победитель награждается памятными знаками «Юный лесковец».

Ведущий 1: Действительно, Лесков оставил память об Орле на страницах своих произведений. Но и о самом писателе мы не забываем. Представьте, что мы у памятника Н. С. Лескову. Установленный в 1981 году в Орле, когда отмечалось сто пятьдесят лет со дня его рождения, памятник не перестает восхищать орловцев и гостей города. Авторы — московские скульпторы Ю. Г. Орехов и Ю. Ю. Орехов, архитекторы В. А. Петербуржцев и А. В. Степанов — создали целый ансамбль (слайд 24).

Ведущий 2: В центре — четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, установлена на постаменте из полированного серого гранита. Писатель всматривается вдаль и как бы мысленно произносит: «Я смело, может быть, даже дерзко думаю, что знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу». А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений, которые навсегда останутся в нашей памяти, как и город времен детства писателя.

Список литературы.

  1. Антонова, М.В. Городская легенда в рассказе Н.С. Лескова «Грабеж»: к вопросу об орловском тексте / М.В. Антонова// Лесковский сборник-2011 : орловский текст: творч. наследие Н. С. Лескова (к 180-летию со дня рождения писателя): сб. ст. – Орел: Полиграфическая фирма "Картуш", 2011. - С. 39-44.
  2. Ашихмина, Е. Н.     Орловские знакомые и прототипы героев Н.С. Лескова: архивный след [Текст] / Е. Н. Ашихмина // Лесковский сборник-2011 : орловский текст: творч. наследие Н. С. Лескова (к 180-летию со дня рождения писателя): сб. ст. – Орел: Полиграфическая фирма "Картуш", 2011. - С. 3-12.
  3. Ашихмина, Е.Н. В этом странном городе… [Текст]: в 3-х книгах. Кн. I. Орёл, в котором рос Лесков / Е.Н. Ашихмина; науч. ред. И.Л. Ашихмин. – Орёл: Издатель Александр Воробьев, 2012. – 80 с.
  4. Ашихмина, Е.Н. В этом странном городе… [Текст]: в 3-х книгах. Кн. II. Ранние годы. Гимназия / Е.Н. Ашихмина; науч. ред. И.Л. Ашихмин. – Орёл: Издатель Александр Воробьев, 2012. – 130 с.
  5. Ашихмина, Е.Н. В этом странном городе… [Текст]: в 3-х книгах. Кн. III. На службе. Родом из Орла: герои и сюжеты / Е.Н. Ашихмина; науч. ред.        И.Л. Ашихмин. – Орёл: Издатель Александр Воробьев, 2012. – 80 с.
  6. Ашихмина,Е.Н.     Н. С. Лесков в Орле [Текст] : моногр. / Е. Н. Ашихмина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Орловский гос. ун-т", НИИ филологии. - Орел : Орловский государственный университет, 2010. - 215 с.
  7. Горелов,  А.А. Н. С. Лесков и народная культура [Текст] /  А.А. Горелов. - Л.: Наука, 1988 – 296 с.
  8.    Гудкова, Н.А.     " Левша" Н. С. Лескова : из века XIX в век XXI [Текст] / Н. А. Гудкова // Славянский сборник : материалы VII междунар. славянских чтений "Русская цивилизация: диалог в культурном пространстве", 30 апреля 2009 г. / гл. ред. Н. А. Паршиков, науч. и ред. и сост. Н. А. Переверзева. - Орел, 2009. - Вып. 7. - С. 291-297.
  9.  Курляндская, Г.Б.    Раздумья: И. Тургенев, А. Фет, Н. Лесков, И. Бунин, Л. Андреев [Текст] : в помощь учителю / Г.Б. Курляндская. - Орел : Орлик, 2005. - 269 с.
  10. Лесков, Н.С. Повести и рассказы / Н.С. Лесков; сост. Л.А. Аннинский, предисл. Д.С. Лихачев. – М.: Дет.лит., 1989. – 304 с.
  11. Лесков, Н.С. Рассказы / Н.С. Лесков; сост. Е.Н. Янковская. – М.: Сов. Россия, 1981. – 480 с.
  12.    Лесковиана.  Творчество Н.С. Лескова : прошлое, настоящее, будущее [Текст] : международ. сб. науч. трудов / Науч. интернет-портал "Все филологические конференции" ; науч. ред Д. В. Неустроев. - М. : НИП "ВФК".   Т.1. - 2008. - 292 с.
  13.    Литературное наследство. Неизданный Лесков [Текст] : в 2-х кн. Кн.2 / отв. ред.: К. П. Богалевская, О. Е. Майорова, Л. М. Розенблюм. - М. : ИМЛИ РАН: Наследие, 2000. – 569 с.
  14.  Новикова, А.А.     "Место действия - Орел..." [Текст] / А. А. Новикова; сост. Хоменкова Л.П. // Город Орел. - 2006. - 15 февр. 
  15. Новикова, А.А.     "Место действия - Орел..." [Текст] / А. А. Новикова ; сост. Хоменкова Л.П. // Город Орел. - 2006. - 15 февр.
  16. Новикова, А.   Николай Семенович Лесков: своеобразие художественного мировосприятия [Текст] : в помощь учителю / Алла Новикова. - Орел : Орлик, 2005. - 128 с.
  17. Чернов, Н. Орловские литературные места /Н. Чернов; ред. С.И. Позойский. – Тула: Приокское книжное издательство, 1970. – 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер «Певец родной Орловщины», посвящённый И. С Тургеневу.

Орел - один из крупнейших центров национальной культуры русского народа. Его литературные традиции берут свои истоки в народном творчестве, которыми всегда славился орловский край.Здесь родились...

Презентация к уроку музыки "Композиторы Орловщины"

Презентация "Композиторы Орловщины" может стать частью урока в 5 классе "Мир композитора. С веком наравне" как национально-региональный компонент. Презентация знакомит учащихся с творчеством Е.Дербенк...

Орловщина в дни оккупации.

Материал содержит информацию об оккупациии Д. Себякино Урицкого района....

Орловщина в дни оккупации.

Материал содержит информацию об оккупациии Д. Себякино Урицкого района....

Конспект открытого мероприятия по литературе "Орловщина литературная: вчера, сегодня, завтра"

Конспект открытого занятия по литературе на тему"Орловщина литературная:  вчера, сегодня, завтра". Занятие проходило в форм литературно-музыкальной гостиной. Основная цель данного мероприятия - ...

А.А. Мисуркин - гордость Орловщины

Космонавты – невероятно смелые, отважные и физически подготовленные люди, всегда готовые на самопожертвование. Каждый из них – герой. Известные на весь мир представители профессии стали пе...

Технологическая карта урока музыки «Тебя, моя Орловщина, я воспеваю…»

Методическая разработка представлена в виде  технологической карты урока музыки  в 5 классе по теме: «Тебя, моя...