Технологическая карта урока музыки «Тебя, моя Орловщина, я воспеваю…»
методическая разработка по музыке (5 класс)

 

            Методическая разработка представлена в виде  технологической карты урока музыки  в 5 классе по теме: «Тебя, моя Орловщина, я воспеваю». 

            Цель урока: Познакомить обучающихся с творчеством орловских деятелей искусства: композиторов В.Калинникова, Е. Дербенко, поэта-художника Д.Блынского.

            Урок разработан с учётом новых образовательных стандартов,  нацелен на формирование у обучающихся УУД. Построение урока соответствует его содержанию и поставленным целям и задачам. Терминология урока соответствует принципам научности и доступности с учётом возрастных особенностей. В процессе урока используются здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности),  игровые, компьютерные технологии (показ фотографий, картин) с применением ТСО.

            Используются  разные  формы работы:  индивидуальная  (подготовка чтеца для декламации стихотворения),  групповая, фронтальная (восприятие музыки, музыкальные размышления и обобщения, пение). Объём наглядного материала достаточен для решения обучающих задач и эмоциональной поддержки учащихся.

            В ходе урока используются современные методы и приёмы музыкального образования. Такие методы, как беседа, активное слушание, сопоставление музыки с литературой и изобразительным искусством, рассуждение о музыке, музыкальное обобщение, метод соучастия – помогают в полной мере прочувствовать музыкальные произведения. На уроке используются разнообразные приёмы: вокализация инструментального произведения, пластическое интонирование, пение по «цепочке», исполнение по образцу и т.д.

            Творческая деятельность обучающихся на уроке реализуется в выполнении различных заданий, таких как: пение в разной динамике, работа «дирижёра», озвучить картину, перевод образа из одного художественного образа в другой.

            На уроке используются рефлексия и оценивание в виде заполнения листа самоконтроля:  выполнения заданий на соответствие фамилий автора и названия произведения. 

            Домашнее задание дано в оптимальном объёме с предоставлением выбора.

            Таким образом, в процессе урока обучающиеся не только знакомятся с выдающимися земляками, но и становятся активными слушателями, но и умеют узнавать и исполнять их произведения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки        

 по теме:  

«Тебя, моя Орловщина, я воспеваю…»

                                                       

Технологическая карта урока музыки  в 5 классе

«Тебя, моя Орловщина, я воспеваю»

Предмет: Музыка

Класс: 5

УМК (автор учебника): Критская Е.Д., Сергеева Г.П.

Тема:  Тебя, моя Орловщина, я воспеваю»

Цель: Познакомить обучающихся с творчеством орловских деятелей искусства

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимает термин «симфония», «мелодия», «хор», «оркестр», «дирижёр», «финал» «лирическое»

Осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; исполнять и оценивать образцы сочинения композиторов своей малой родины. Сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности.

Познавательные УУД (базовые логические, базовые предметные – связаны с темой урока)

Устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка. Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;

Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество)

Выполнять учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставить и достигать цель; формулировать и удерживать учебную задачу; следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

Коммуникативные УУД (общение)

Общение:

Уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам.

Совместная деятельность:

Понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебной задачи.

Проявлять активность во взаимодействии петь хором.

Патриотическое воспитание:

Знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую культуру.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

Готовность к активному участию в обсуждении музыкально-культурной жизни родного края и страны.

Эстетическое воспитание:

Восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности.

Ценности научного  познания и практической деятельности:

Овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других.

Трудовое воспитание:

Активное участие в решении практической деятельности.

Экологическое воспитание:

Освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей

Словарь урока: симфония, дирижёр, оркестр, мелодия, финал,

Ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация, тетрадь, лист самоконтроля

Ход урока

Этап урока  

(+ время)

Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной

Содержание учебной деятельности (деятельность ученика)

1 этап.

Орг. момент

Мотивация (создание проблемной ситуации)

 (3 мин.)

Учитель предлагает учащимся войти в класс на урок под  музыку В. Калинникова «Симфония №1» (мелодия Орловского радио-финал симфонии)

-Здравствуйте, ребята. Я предлагаю сегодня наш урок начать с необычного музыкального приветствия. Напойте  мелодию, под которую мы вошли на урок.

Распевание мелодии из симфонии

(учитель напевает мелодию на «легато-стакато», «громко-тихо»)

- Ребята, наш урок начался с исполнения новой мелодии. А вы слышали эту музыку когда-нибудь?

(не слышали)

Учащиеся входят в класс под музыку

В. Калинникова «Симфония №1» (финал), становятся возле рабочих мест.

Учащиеся исполняют мелодию по образцу учителя.

Вступают в диалог с учителем

Отвечают на вопросы учителя.

2 этап.

Целеполагание

и планирование

( 3 мин.)

Организует проверку уровня знаний обучающихся о музыкальном произведении.

- Сегодня наш урок начался с очень популярной когда-то музыки, которую слышали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, каждый житель Орловской области. Это позывные Орловского радио. Именно с этой мелодии начинался и заканчивался день в радиоэфире. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем уроке музыки?

(о музыке родного края)

Выявляет в процессе беседы тему урока и объявляет ее.

Организует деятельность учащихся по формированию целей урока.

- Сегодня мы будем говорить об Орловской земле и увидим, насколько богат наш край  талантливыми  людьми: писателями, художниками и музыкантами. Вспомним знакомые имена и узнаем новые. Тема нашего урока: «Тебя, Орловщина моя, я воспеваю»

Запишите  в тетради тему урока.

(на экране тема урока   слайд№2)

Учащиеся пробуют определить тему урока, предлагают свои варианты.

Учащиеся записывают в тетрадях число и тему урока.

3 этап. Актуализация прежних знаний

(2 мин.)

- Каких орловских писателей, поэтов, композиторов, художников  вы знаете?

Совершенно верно, это Иван Сергеевич Тургенев, Николай Семёнович Лесков, Афанасий Афанасьевич Фет-это известные писатели орловцы. Это Ирина Кирилловна Хрисаниди  - современный композитор и педагог, с творчеством которой мы уже знакомились на уроках.

Вступают в диалог с учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

4 этап.  «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

(20 мин.)

Сегодня мы с вами познакомимся с композитором, имя которого у нас в Мценске увековечено (слайды №3,4,5,6). Его именем назван сквер и школа искусств. В Орле есть тоже музыкальная школа, которая носит его имя, Это Василий Сергеевич Калинников      (слайды №7-8).

Учитель предлагает хором повторить   и записать имя композитора в тетрадь

Организует деятельность обучающихся по изучению новой темы.

- Василий Сергеевич Калинников – композитор, который жил и творил на рубеже 19 века. Его музыка сразу покорила многих людей своей искренностью и мелодичностью. Родился Василий Сергеевич в селе Воины Орловской губернии. Любовь к музыке маленькому Василию привил отец, который очень часто со всеми детьми пели под гитару романсы, но особенно любили народные песни. У Василия был прекрасный певческий голос (он пел в церковном хоре), а также на слух хорошо подбирал ноты, играл на гармонике, на которой он научился играть сам. Позже, благодаря другу семьи - сельскому врачу он научился играть на скрипке и фисгармонии. Позже Василий Сергеевич учился в  Орле в духовном училище, затем в семинарии, в филармоническом училище и Московской консерватории. Сегодня мы познакомимся с его симфонией №1, благодаря которой Василий Калинников прославился не только в родном отечестве, но и за его пределами. Мелодию финала этой симфонии мы слышали в самом начале урока. А что такое финал?

(это окончание музыки)     (Слайд№ 9)

Сейчас мы послушаем первую часть «Симфонии №1».  Давайте мы представим, что мы оказались в концертном зале: будем слушать симфонию нашего земляка «Симфонию №1»

Учитель обращает внимание на осанку детей во время слушания музыки

Слушание «Симфония №1» (Слайд№ 10)

Рассматривают фотографии на слайде «Сквер Калинникова»,

«Музыкальная школа»,

делятся впечатлениями

Учащиеся хором проговаривают и записывают в тетрадях имя композитора.

Учащиеся рассматривают фотографию в презентации.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся садятся прямо, слушают внимательно музыку.

5 этап. Включение нового знания в систему знаний 

(10 мин.)

Организует работу по первичному закреплению новых знаний.

- Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали Симфонию Калинникова?

(музыка величественная, напевная, сначала - торжественная, затем музыка звучит более легко)

Действительно, музыка очень светлая, радостная,  в начале – величавая, распевная.  - Какие инструменты вы услышали?

Сначала она звучит в исполнении струнных инструментов, а потом подключаются духовые музыкальные инструменты симфонического оркестра.

А что такое симфония?

На экран выводится определение Симфония                                                   Слайд №11

7-Ребята, как называется коллектив музыкантов, исполняющий музыкальное произведение?     (оркестр) (Слайд№12)

-А кто руководит слаженной игрой музыкантов?                         (Слайд№13)

Руководитель оркестра – это дирижёр, от него зависит,  насколько слажено и хорошо будет  играть оркестр. Я предлагаю вам сейчас представить себя в роли дирижёра, встать возле своих парт и почувствовав музыку - «продирижировать» её.

Учитель тоже дирижирует вместе с учащимися

Пластическое интонирование

- Молодцы, можно занять свои рабочие места. Я обратила внимание, что ваши движения были плавными, вы постарались передать характерные особенности музыки в движениях. А если бы вы были художниками, то какие картины вы написали, слушая эту симфонию?

Я согласна с вами, думаю, что когда Василий Калинников писал эту симфонию, он использовал мелодичность и простоту, он представлял  пейзажи нашей, родной орловской природы.  

Природа нашего  края воспевается в произведениях  Дмитрия Ивановича Блынского                             (слайд №14)

Учитель предлагает хором прочитать имя, отчество и фамилию поэта-художника

Дмитрий Иванович Блынский – орловский поэт-художник, который родился в деревне Васютино Покровского района. Уже в школе он печатался в районной газете, учился в художественном училище, служил в армии. Работал журналистом, переводчиком, создал не только поэтические произведения, но и писал великолепные пейзажи, портреты. Когда он находился вдали от родного дома, он очень скучал. Так появилось стихотворение «Пойдём в мой край», которое самостоятельно подготовил ученик из вашего класса.

( звучит стихотворение  Д. Блынского        « Пойдём в мой край»)

Во время звучания стихотворения учитель демонстрирует картины автора стихотворения               (Слайды №15-16)

- Действительно, насколько музыкальные, красочные и великолепные пейзажи получились у Дмитрия Блынского. Наша русская  природа очень яркая и живописная.

- А вот если бы вы были композиторами, то какие музыкальные инструменты использовали для описания нашей, русской природы?

(русские народные инструменты)

Сегодня вы познакомитесь  ещё с одним, но уже современным с современным композитором, педагогом, почётным гражданином г.Орла, который родился в Московской области, но после окончания консерватории приехал к нам на Орловщину и никуда не захотел уезжать отсюда. Имя этого композитора Евгений Петрович Дербенко               (слайд №17).                  

Учитель предлагает хором проговорить и записать новое имя в тетрадь

Евгений  Петрович  композитор и исполнитель, который написал множество произведений для гармони, автор более трёх тысяч произведений в различных жанрах. Сейчас мы послушаем его произведение, которое называется «Лирическое настроение». А что значит лирическое, вы  постараетесь ответить после прослушивания произведения

Учитель предлагает записать название произведения в тетрадь

                                                   (Слайд №18)

Слушание «Лирическое настроение»

- Какое настроение у вас возникло во время звучания этого музыкального произведения?

(мечтательное, спокойное, местами взволнованное)

- Что значит лирическое настроение?

(светлая грусть, загадочное)

- Какие музыкальные инструменты нам нарисовали музыкальную картину?

(гармонь, балалайки, свирель, русский народный оркестр)

Я предлагаю вам закрыть тетради, встать со своих мест и исполнить знакомую песню советского композитора Дмитрия Кабалевского «Наш край»

(пение по рядам, первый и последний куплет вместе)

Пение «Наш край» Д. Кабалевского

Текст песни на слайде              (слайд №19)

Вступают в диалог с учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся читают хором определение.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся встают возле парт, под музыку дирижируют.

Учащиеся садятся на свои места

Отвечают на вопросы учителя

(картины природы)

Учащиеся рассматривают фотографии поэта-художника, хором озвучивают имя.

Учащиеся рассматривают фотографии.

Ученик декламирует стихотворение, учащиеся внимательно слушают и рассматривают картины.

Отвечают на вопросы учителя

(гармонь, балалайка и т.д.).

Учащиеся проговаривают хором имя композитора, записывают в тетрадь.

Учащиеся записывают в тетрадь название произведения.

Учащиеся слушают произведение.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся убирают тетради, встают и хором исполняют песню «Наш край»

6 этап.

Рефлексия и оценивание

(6 мин.)

Вот такая она, наша Орловская земля, которая всегда была щедра на таланты и интересных людей. У вас на партах есть листы самоконтроля, которые вы должны будете заполнить и оценить себя.

                                                    (Слайд №20)

Учащиеся заполняют  рабочие листы, сравнивают с правильными ответами, ставят себе оценку за урок.

7 этап.

Домашнее

Задание

(1 мин.)

Инвариативная часть:                (Слайд №21)

  1. Нарисовать афишу на концерт орловского композитора.

Вариативная часть:

  1. Составить кроссворд, используя основные понятия урока.
  2. Подготовить сообщение на тему «Композиторы Орловщины»

Записывают домашнее задание.

Приложение №1

Лист самоконтроля по теме: «Тебя, моя Орловщина, я воспеваю!»

Задание

Заполни таблицу, правильно определив автора  и  произведение.

Авторы:

Василий Калинников, Дмитрий Блынский, Евгений Дербенко

Произведения:

«Лирическое настроение»,  «Пойдём в мой край», «Симфония №1»,

Название произведения

Автор произведения

Укажи род деятельности (композитор, поэт)

Ответы на задание

(проверь себя и поставь оценку)

Название произведения

Автор произведения

Укажи род деятельности (композитор, поэт)

«Симфония №1»

Василий Калинников

композитор

«Лирическое настроение»

Евгений Дербенко

композитор

«Пойдём в мой край»

Дмитрий Блынский

поэт

              Ссылки на используемую литературу:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Калинников,_Василий_Сергеевич

  1. https://iskusstvo-zvuka.livejournal.com/281981.html

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Блынский,_Дмитрий_Иванович

  1. https://studylib.ru/doc/2316648/pojdyom-v-moj-kraj--d.i.-blynskij

  1. https://proza.ru/2021/09/08/1268

  1. https://yandex.ru/search/?text=евгений+дербенко+композитор+википедия&lr=10770&clid=2270453


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ТЕБЯ, ОРЛОВЩИНА МОЯ, Я ВОСПЕВАЮ!

Слайд 3

ПАРК ИМЕНИ КАЛИННИКОВА

Слайд 4

ПАРК ИМЕНИ КАЛИННИКОВА

Слайд 5

ПАРК ИМЕНИ КАЛИННИКОВА

Слайд 6

ШКОЛА ИСКУССТВ, Г . МЦЕНСК

Слайд 7

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА, Г .ОРЁЛ

Слайд 9

ФИНАЛ - заключительная часть музыкального сочинения

Слайд 10

СИМФОНИЯ №1 (1 ЧАСТЬ) ВАСИЛИЯ КАЛИННИКОВА

Слайд 11

Симфония -музыкальное произведение для оркестра, состоящее из 4-х частей

Слайд 12

ОРКЕСТР- КОЛЛЕКТИВ МУЗЫКАНТОВ, СОВМЕСТНО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Слайд 13

ДИРИЖЁР - РУКОВОДИТЕЛЬ ОРКЕСТРА

Слайд 17

ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ ДЕРБЕНКО родился 17 марта 1949

Слайд 18

«ЛИРИЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Слайд 19

НАШ КРАЙ

Слайд 20

Название произведения Автор произведения Укажи род деятельности (композитор, поэт) «Симфония №1» Василий Калинников композитор «Лирическое настроение» Евгений Дербенко композитор «Пойдём в мой край» Дмитрий Блынский поэт

Слайд 21

Домашнее задание Нарисовать афишу концерта орловского композитора Сделать кроссворд, используя термины урока 3. Подготовить сообщение на тему «Композиторы Орловщины »

Слайд 22

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...

Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»

Технологическая карта урока литературы «Природа Орловщины в стихотворении И. Бунина «Гаснет вечер. Даль синеет…»...