Урок литературы в 8 классе "С.А.Есенин "Каждый труд благослови, удача!"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок литературы в 8 классе по творчеству С.А.Есенина "Каждый труд благослови, удача!"
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная, беседа
Используемые методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, предметно- практический, исследовательский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury.docx | 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе по творчеству С.А.Есенина
«Каждый труд благослови, удача!»
Цели урока: расширить представление учащихся о личной и творческой биографии С.А.Есенина, чтение и изучение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!»; развитие у учащихся знаний по творчеству С. Есенина, умений анализировать прочитанное, навыков выразительного чтения; также развитие логического мышления, словарного запаса учащихся; воспитание любви и интереса к творчеству поэта, уважительного отношения к труду, к людям труда.
УУД:
Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, осуществление для решения учебных задач операции анализа, смысловое чтение, как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прочитанного текста; составлять хронологическую таблицу.
Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы урока, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная, беседа
Используемые методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, предметно- практический, исследовательский.
Оборудование: портрет С. Есенина, проектор, компьютер, учебник, слайдовая презентация, иллюстрации, видеозапись «Константиново. Музей Сергея Есенина», раздаточный материал ( инструкции для исследовательской работы)
Ход урока:
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас, улыбнитесь друг другу, присаживайтесь.
Проблемная ситуация. «Два плуга»
- Наш урок я хочу начать с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Интерактивная беседа:
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
- Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
- Только в труде человек может раскрыться.
- Без труда человек заржавеет и заболеет.
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
-Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего урока. Значит, о чем мы сегодня на уроке будем говорить? (О труде)
Актуализация знаний
-А какие произведения о труде, каких писателей вы знаете? (М.Горького «В людях», И.А.Бунина рассказ «Косцы», А.Платонова рассказ «Никита», «Юшка», «Неизвестный цветок», Г.К.Паустовского «Теплый хлеб», Н.А.Некрасова «Железная дорога» и др.)
II.Формулирование темы, постановка задач
-А у Есенина, ребята, тоже есть произведение о труде - стихотворение «Каждый труд благослови, удача!»
И тема нашего урока: С.А.Есенин «Каждый труд благослови, удача!»
-Какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? Сформулируем цель урока. (Знакомиться с биографией и творчеством С.А.Есенина, стихотворением «Каждый труд благослови, удача!»)
III. Краткие выступления учащихся о биографии и творчестве С.Есенина и составление хронологической таблицы С.Есенина, групповая работа.
Во время выступлений учащихся составляем хронологическую таблицу Сергея Есенина (составление определенных событий по годам)
Работа по группам: 1 группа - «Детство, юность, молодость»; 2 гр -«Знакомства, женитьба, дети»; 3 гр - «Творчество»
1 группа-«Детство, юность, молодость»
21 сентября 1895г. | В селе Константиново родился Сергей Александрович Есенин. |
1904г. | Родители Сергея Есенина отдают его в Константиновское училище |
1912г. | Приезжает в Москву работать корректором в типографии. |
1915г. | Едет в Петроград, в котором знакомится с такими личностями, как: Блок, Городецкий, Клюев. |
Апрель 1916г. | Сергея Есенина призывают в армию. В армии он служит в санитарном поезде. |
28 февраля 1925г. | Сергей Есенин ушёл из жизни. |
2 группа-«Знакомства, женитьба, дети»
1913г. | Сергей знакомится с Анной Романовной Изрядновой. |
21 декабря 1914г. | Сергей Есенин становится отцом - у него рождается сын Юрий. |
Весна 1917г. | Знакомится с Зинаидой Райх. |
1921г. | Есенин знакомится со своей будущей женой Айседорой Дункан. |
1922г. | Есенин женится на Айседоре Дункан. |
1925г | Расставшись со своей бывшей женой Айседорой Дункан, Сергей Есенин женился на Софье Андреевне Толстой |
3 группа -«Творчество»
Начало 1916г. | Издает свой первый сборник стихотворений «Радуница». |
1918г. | В Петрограде Сергей Александрович издает второй сборник стихов «Голубень». Чуть позже издает книгу «Преображение», а еще позже поэму «Инония». |
в январе 1925 | Закончил работать над этой поэмой и опубликовал поэму «Анна Снегина» |
14 декабря 1925 года | закончил работать над поэмой “Чёрный человек”, над которой трудился 2 года. |
27 февраля 1925г. | Есенин успевает написать свое последнее произведение «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
|
Послушаем ваши ответы.
- А сейчас мы посмотрим видеозапись «Константиново. Музей Сергея Есенина» на фоне стихотворения Есенина «Хулиган, я хулиган» в исполнении С.Безрукова (03.20)
С.А.Есенин прожил очень мало, 30 лет, но «жизнь, как говорится в старом изречении, ценится не за длину. То, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песня, это лирический роман в стихах о себе. «Что касается в остальных автобиографических сведений – они в моих стихах»,- признавался Есенин. Познакомимся с его стихотворением «Каждый труд благослови, удача!»»
IV.Чтение и изучение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!»
В последние годы Есенин все чаще обращался к мысли о труде, видя в нем не только могучее средство преобразования страны, но и нравственную основу жизни.
1.Выразительное чтение стихотворения
- Какие настроения и чувства вызывает у вас это стихотворение? (Стихотворение создаёт радостное, весёлое настроение. Возникают чувства восхищения трудом, красотой природы).
-Как вы думаете, почему Есенин назвал стихотворение «Каждый труд благослови, удача!»? (Потому что он прославляет труд)
2. Словарная работа.
Невод – рыболовная сеть.
Плуг – самое тяжёлое пахотное орудие.
Кляча – плохая изнуренная лошадь.
Омут – глубокое место в воде.
Коростель – небольшая, быстро бегающая птица, живущая в траве.
Соглядатай – тот, кто тайно наблюдает за кем-то.
Чибис и кулик – небольшие болотные птицы.
Праздный - ничем не занятый, без дела, без полезных занятий.
V. Работа с теоретическим понятием
Из скольких строф состоит стихотворение? Что такое строфа?
Строфа- это сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных рифмой. Стихотворение состоит из 6 строф.
Что такое эпитеты? Эпитет – это образное, художественное определение. Примеры эпитетов: Грустная картина, голая равнина, чахлые леса.
VI. Исследовательская работа по группам
Преподаватель чётко знакомит группы с задачами, порядком работы (инструкции) и итогом (выступление – защита найденных решений)
- Каждая группа проведёт самостоятельное исследование по тексту согласно инструкции (в ней даны вопросы, задания). Совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности – выступление представителей групп с сообщением по данным вопросам.
- самостоятельная работа (работа с текстом, выразительное чтение отрывков, обсуждение в группе ответов, согласованность в работе, распределение работы между членами группы, самостоятельное оценивание)
1 группа: читает 1,2 строфу, отвечает на вопросы
2 группа: 3,4 строфу
3 группа: 5,6 строфу
Решение проблемы. Исследовательский продукт.
Слушаем выступления.
Выступления 1,2,3 групп
1 группа выступает, оценивать будет 2 группа
Вопросы и задания | Ответы |
| Удача нужна в любом труде, но для поэта более всего она нужна пахарю, земледельцу, кормильцу. |
| Поэт желает людям труда успехов, хорошего урожая, благополучия |
| К крестьянскому труду поэт относится с уважением, с любовью |
| Омут розовых туманов |
2 группа выступает, оценивает 3 группа
Вопросы и задания | Ответы |
Потому так и светлы всегда Те, что в жизни сердцем опростели Под веселой ношею труда.
| Есенин говорит, что труженики земли прониклись сердцем в свой повседневный труд, они искренние, веселые, светлые — достойнейшие люди. |
| Простые честные труженики всегда светлы, то есть чисты душой, искренни, откровенны. |
| Мы чувствуем радость и восхищение, с которыми поэт воспринимает увиденное вокруг себя: «Хорошо лежать в траве зеленой», «дорогим мне пашням и лесам», «омут розовых туманов», «берег золотить», «призрачная гладь». |
| призрачная гладь, взгляд ревнивый и влюблённый |
3 группа выступает, оценивает 1 группа
Вопросы и задания | Ответы |
Только я забыл, что я крестьянин, И теперь рассказываю сам, Соглядатай праздный, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. | От созерцания прекрасной природы и радостного труда поэт переносится мыслями к своей невеселой жизни, к своим мучительным раздумьям. Он оторвался от родной среды, стал не тружеником, а «соглядатаем праздным». Он стал «соглядатаем праздным», который не участвует в этом празднике жизни и труда, не снимает урожай и не сеет, как когда-то бывало. |
| Поэт потерялся в жизни: «Словно жаль кому-то и кого-то, Словно кто-то к родине отвык». И, словно внемля его настроению, сама природа откликается, как всегда понимая его: «в душу плачут чибис и кулик». Отрыв от простой, естественной трудовой жизни, постоянные думы о покинутом, но не забытом «крае родимом» составляют одну из причин жизненной драмы Есенина. |
| Труд доставляет человеку удовольствие, облагораживает его. Крестьянский труд в поэтическом сознании Есенина сливается с природой. |
| соглядатай праздный |
Группы выполняют взаимооценку по определенным критериям
Вывод по анализу стихотворения
Стихотворение поэта С. Есенина отличается особой мягкостью и музыкальностью. Высокая идея труда соединяется в первой строфе с приметами крестьянской жизни. Эта строфа звучит как благопожелание: удача нужна в любом труде. Но для поэта более всего она нужна пахарю, земледельцу, кормильцу. Начиная со второй строфы, переносит нас от реалий крестьянского быта в мир поэтического взгляда на родную землю. В стихотворении Есенина соединились два жизненных начал – реальные земные заботы: поиски насущного хлеба и красота родной природы, без которой не мыслится сама жизнь. Ибо природа – это духовный хлеб. Природа и человек сливаются в одно органическое единство. Чувство Родины у Есенина – глубокое, истинное. Он писал:
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою…»
VII. Рефлексия
- Вам было задано на дом, написать эссе на тему: «Что труд дает человеку?» Послушаем ваши эссе.
Издавна люди придавали огромное значение труду. Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.
- Мы подходим к концу урока, сейчас узнаем, понравился ли вам урок. Если урок понравился, то встаньте и похлопайте в ладоши, если вам было трудно, то поднимите руки вверх, если не понравился урок, то сядьте на свои места.
VIII. Домашнее задание:
- Выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Каждый труд благослови, удача!». - Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каждый труд благослови, удача" С.Есенин
урок по литературе...
"Каждый труд благослови, удача" С.Есенин
урок по литературе...
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
Урок литературы по теме "Тема человеческого труда в рассказе А.П. Платонова "Никита"
Урок соответствует требованиям ФГОС...
Конспект урока литературы в 9 классе Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения»
Урок-путешествие в Михайловское....
урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"
УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»...
Урок литературы в 5 классе. А.И. Куприн «Тапёр». Талант и труд в рассказе
Конспект урока литературы в 5 классе. А.И. Куприн "Тапер". Талант и труд в рассказе....