Урок литературы в 8 классе "С.А.Есенин "Каждый труд благослови, удача!"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Куулар Индра Монгун-ооловна

Урок литературы в 8 классе по творчеству С.А.Есенина "Каждый труд благослови, удача!" 

Тип урока:   изучение нового материала    

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная,  фронтальная, беседа

Используемые методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, предметно- практический, исследовательский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по творчеству С.А.Есенина

 «Каждый труд благослови, удача!»

Цели урока: расширить представление учащихся о личной и творческой биографии С.А.Есенина, чтение и изучение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!»; развитие у учащихся знаний по творчеству С. Есенина, умений анализировать прочитанное, навыков выразительного чтения; также развитие логического мышления, словарного запаса учащихся; воспитание любви и интереса к творчеству поэта, уважительного отношения к труду, к людям труда.

УУД:

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,  учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, осуществление для решения учебных задач операции анализа, смысловое чтение, как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прочитанного текста; составлять хронологическую таблицу.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы урока, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Тип урока:   изучение нового материала    

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная,  фронтальная, беседа

Используемые методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, предметно- практический, исследовательский.

Оборудование: портрет С. Есенина, проектор, компьютер, учебник, слайдовая презентация, иллюстрации, видеозапись «Константиново. Музей Сергея Есенина», раздаточный материал ( инструкции для исследовательской работы)

Ход урока:

I.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас, улыбнитесь друг другу, присаживайтесь.

 Проблемная ситуация. «Два плуга»

- Наш урок я хочу начать с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

Учитель читает рассказ.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

  • Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
  • От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Интерактивная беседа:

  • Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
  • Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
  • Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
  • Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Примерные ответы детей:

  • Труд красит человека, а безделье его уродует.
  • Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
  • Только в труде человек может раскрыться.
  • Без труда человек заржавеет и заболеет.

Труд – основа нашей жизни,        

 Он любой украсит день.

 Нет стыднее укоризны,

 Что тебе трудиться лень.

По душе найди работу,

 Будь в ней Мастером, твори,

 Не стесняйся грязи, пота,

 Грубых слов не говори!

 Труд любой нам очень важен,

 Постарайся все пройти,

 И душою будь отважен,

 Постигая труд в пути.

-Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего урока. Значит, о чем мы сегодня на уроке будем говорить? (О труде)

Актуализация знаний

-А какие произведения о труде, каких писателей вы знаете? (М.Горького «В людях», И.А.Бунина  рассказ «Косцы», А.Платонова рассказ «Никита», «Юшка», «Неизвестный цветок», Г.К.Паустовского «Теплый хлеб», Н.А.Некрасова «Железная дорога» и др.)

II.Формулирование темы, постановка задач

-А у Есенина, ребята, тоже есть  произведение о труде - стихотворение «Каждый труд благослови, удача!»

И тема нашего урока: С.А.Есенин «Каждый труд благослови, удача!»

-Какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? Сформулируем цель урока. (Знакомиться с биографией и творчеством С.А.Есенина, стихотворением «Каждый труд благослови, удача!»)

III. Краткие выступления учащихся о биографии и творчестве С.Есенина и составление хронологической таблицы С.Есенина, групповая работа.

Во время выступлений учащихся составляем хронологическую таблицу Сергея Есенина  (составление определенных событий по годам)

Работа по группам: 1 группа - «Детство, юность, молодость»; 2 гр -«Знакомства, женитьба, дети»;   3 гр  - «Творчество»

1 группа-«Детство, юность, молодость»

21 сентября 1895г.

В селе Константиново родился Сергей Александрович Есенин.

1904г.

Родители Сергея Есенина отдают его в Константиновское училище

1912г.

Приезжает в Москву работать корректором в типографии.

1915г.

Едет в Петроград, в котором знакомится с такими личностями, как: Блок, Городецкий, Клюев.

Апрель 1916г.

Сергея Есенина призывают в армию. В армии он служит в санитарном поезде.

28 февраля 1925г.

Сергей Есенин ушёл из жизни.

2 группа-«Знакомства, женитьба, дети»

1913г.

Сергей знакомится с Анной Романовной Изрядновой.

21 декабря 1914г.

Сергей Есенин становится отцом - у него рождается сын Юрий.

Весна 1917г.

Знакомится с Зинаидой Райх.

1921г.

Есенин знакомится со своей будущей женой Айседорой Дункан.

1922г.

Есенин женится на Айседоре Дункан.

1925г

Расставшись со своей бывшей женой Айседорой Дункан, Сергей Есенин женился на Софье Андреевне Толстой

3 группа -«Творчество»

Начало 1916г.

Издает свой первый сборник стихотворений «Радуница».

1918г.

В Петрограде Сергей Александрович издает второй сборник стихов «Голубень». Чуть позже издает книгу «Преображение», а еще позже поэму «Инония».

в январе 1925

Закончил работать над этой поэмой и опубликовал поэму «Анна Снегина»

14 декабря 1925 года

закончил работать над поэмой “Чёрный человек”, над которой трудился 2 года.

27 февраля 1925г.

Есенин успевает написать свое последнее произведение «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

 

Послушаем ваши ответы.

- А сейчас мы посмотрим видеозапись «Константиново. Музей Сергея Есенина» на фоне стихотворения Есенина «Хулиган, я хулиган» в исполнении  С.Безрукова (03.20)

С.А.Есенин прожил очень мало, 30 лет, но «жизнь, как говорится в старом изречении,  ценится не за длину. То, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песня, это лирический роман в стихах о себе. «Что касается в остальных автобиографических сведений – они в моих стихах»,- признавался Есенин. Познакомимся с его стихотворением «Каждый труд благослови, удача!»»

IV.Чтение и изучение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!»

В последние годы Есенин все чаще обращался к мысли о труде, видя в нем не только могучее средство преобразования страны, но и нравственную основу жизни.

1.Выразительное чтение стихотворения

- Какие настроения и чувства вызывает у вас это стихотворение? (Стихотворение создаёт радостное, весёлое настроение. Возникают чувства восхищения трудом, красотой природы).    

-Как вы думаете, почему Есенин назвал стихотворение «Каждый труд благослови, удача!»? (Потому что он прославляет труд)

2. Словарная работа.

Невод – рыболовная сеть.

Плуг – самое тяжёлое пахотное орудие.

Кляча – плохая изнуренная лошадь.

Омут – глубокое место в воде.

Коростель – небольшая, быстро бегающая птица, живущая в траве.

Соглядатай – тот, кто тайно наблюдает за кем-то.

Чибис и кулик – небольшие болотные птицы.

Праздный -  ничем не занятый, без дела, без полезных занятий.

V. Работа с теоретическим понятием

Из скольких строф состоит стихотворение? Что такое строфа?

Строфа- это сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных рифмой.   Стихотворение состоит из 6 строф.

Что такое эпитеты? Эпитет – это образное, художественное определение. Примеры эпитетов: Грустная картина, голая равнина, чахлые леса.

VI. Исследовательская работа по группам  

Преподаватель чётко знакомит группы с задачами, порядком работы (инструкции) и итогом (выступление – защита найденных решений)

-  Каждая группа проведёт самостоятельное исследование по тексту согласно инструкции (в ней даны вопросы, задания). Совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности – выступление представителей групп с сообщением по данным вопросам.

- самостоятельная работа (работа с текстом, выразительное чтение отрывков, обсуждение в группе ответов, согласованность в работе, распределение работы между членами группы, самостоятельное оценивание)

1 группа: читает 1,2 строфу, отвечает на вопросы

2 группа: 3,4 строфу

3 группа: 5,6 строфу

Решение проблемы. Исследовательский продукт.

Слушаем выступления.

Выступления 1,2,3 групп

1 группа выступает, оценивать будет 2 группа

Вопросы и задания

Ответы

  1. Кому для поэта более всего нужна удача в труде?

Удача нужна в любом труде, но для поэта более всего она нужна пахарю, земледельцу, кормильцу.

  1. Что желает поэт людям труда – рыбаку, пахарю?

Поэт желает людям труда успехов, хорошего урожая, благополучия

  1. Как относится поэт к крестьянскому труду?

К крестьянскому труду поэт относится с уважением, с любовью

  1. Какие эпитеты использует поэт в 1,2 строфе стиха?

Омут розовых туманов

2 группа выступает, оценивает 3 группа

Вопросы и задания

Ответы

Потому так и светлы всегда                                                            Те, что в жизни сердцем опростели                                              Под веселой ношею труда.

  1. Как нужно понимать эти слова?

Есенин говорит, что труженики земли прониклись сердцем в свой повседневный труд, они искренние, веселые, светлые — достойнейшие люди.

  1. Как относится поэт к людям труда?

Простые честные труженики всегда светлы, то есть чисты душой, искренни, откровенны.

  1. Что мы чувствуем, когда поэт воспринимает увиденное вокруг себя?

Мы чувствуем радость и восхищение, с которыми поэт воспринимает увиденное вокруг себя: «Хорошо лежать в траве зеленой», «дорогим мне пашням и лесам», «омут розовых туманов», «берег золотить», «призрачная гладь».

  1. Какие эпитеты использует поэт в 3,4 строфе стиха?

призрачная гладь, взгляд ревнивый и влюблённый

3 группа выступает, оценивает 1 группа

Вопросы и задания

Ответы

  1. Каков, по-вашему, смысл следующих строк стихотворения:

Только я забыл, что я крестьянин,

И теперь рассказываю сам,

Соглядатай праздный, я ль не странен

Дорогим мне пашням и лесам.

От созерцания прекрасной природы и радостного труда поэт переносится мыслями к своей невеселой жизни, к своим мучительным раздумьям. Он оторвался от родной среды, стал не тружеником, а «соглядатаем праздным».

Он  стал «соглядатаем праздным», который не участвует в этом празднике жизни и труда, не снимает урожай и не сеет, как когда-то бывало.

  1. Каково назначение неопределенных местоимений кому-то, кого-то, кто-то?

Поэт потерялся в жизни: «Словно жаль кому-то и кого-то,  Словно кто-то к родине отвык». И, словно внемля его настроению, сама природа откликается, как всегда понимая его: «в душу плачут чибис и кулик». Отрыв от простой, естественной трудовой жизни, постоянные думы о покинутом, но не забытом «крае родимом» составляют одну из причин жизненной драмы Есенина.

  1. Что доставляет труд человеку?

Труд доставляет человеку удовольствие, облагораживает его. Крестьянский труд в поэтическом сознании Есенина сливается с природой.

  1. Какие эпитеты использует поэт в 5, 6 строфе стиха?

соглядатай праздный

Группы выполняют взаимооценку по определенным критериям

Вывод по анализу стихотворения

Стихотворение поэта С. Есенина отличается особой мягкостью и музыкальностью. Высокая идея труда соединяется в первой строфе с приметами крестьянской жизни. Эта строфа звучит как благопожелание: удача нужна в любом труде. Но для поэта более всего она нужна пахарю, земледельцу, кормильцу. Начиная со второй строфы, переносит нас от реалий крестьянского быта в мир поэтического взгляда на родную землю. В стихотворении Есенина соединились два жизненных начал – реальные земные заботы: поиски насущного хлеба и красота родной природы, без которой не мыслится сама жизнь. Ибо природа – это духовный хлеб. Природа и человек сливаются в одно органическое единство. Чувство Родины у Есенина – глубокое, истинное. Он писал:

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою…»

VII. Рефлексия

- Вам было задано на дом, написать эссе на тему: «Что труд дает человеку?»  Послушаем ваши эссе.

Издавна люди придавали огромное значение труду. Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.

- Мы подходим к концу урока, сейчас узнаем, понравился ли вам урок. Если урок понравился, то встаньте и похлопайте в ладоши, если вам было трудно, то поднимите руки вверх, если не понравился урок, то сядьте на свои места.

VIII. Домашнее задание: 

- Выучить наизусть стихотворение  С.Есенина «Каждый труд благослови, удача!».  - Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"

УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ,    НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»...

Урок литературы в 5 классе. А.И. Куприн «Тапёр». Талант и труд в рассказе

Конспект урока литературы в 5 классе.  А.И. Куприн "Тапер". Талант и труд в рассказе....