Контрольная работа №2 по литературе в 8 классе
тест по литературе (8 класс)

Осипова Людмила Петровна

Контрольная работа № 2 в 8 классе

по литературным произведениям

М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_8_klass_no2.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 2 в 8 классе

по литературным произведениям

М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1. Где происходят события поэмы Лермонтова "Мцыри"? ___________________________________________________________________________________

2. Как переводит слово "мцыри"? ______________________________________________________

3. Сколько дней отсутствовал Мцыри в монастыре? Сколько дней Мцыри был на свободе (на воле)? _____________________________________________________________________________
4. Чего хотел Мцыри и о чем он мечтал? ___________________________________________________________________________________

5. В каком эпизоде поэмы особенно ярко раскрываются черты характера Мцыри — его мужество и неудержимое стремление к воле? _______________________________________________________


6. Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова "Мцыри"? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Какой эпиграф предпослан комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Береги честь смолоду».

в) "И жить торопится, и чувствовать спешит".

г) «Стрелялись мы».

8. О каком персонаже идет речь: «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими»?

а) Ляпкин - Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

9. Кому в комедии принадлежит высказывание: "Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать"?

а) Ляпкину-Тяпкину

б) Городничему

в) Добчинскому

г) Землянике

10.Укажите  причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора?

а) по недоразумению

б) рассказы Хлестакова

в) известие о приезде ревизора

г) страх

д) он сам представился таковым

е) больше никого не было

11.  А вор-новотор этим временем дошел до самого князя, снял перед ним шапочку соболиную и стал ему тайные слова на ухо говорить. Долго они шептались, а про что — не слыхать. Только и почуяли головотяпы, как вор-новотор говорил: «Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно».

Наконец и для них настал черед встать перед ясные очи его княжеской светлости.

— Что вы за люди? и зачем ко мне пожаловали? — обратился к ним князь.

— Мы головотяпы! нет нас народа храбрее, — начали было головотяпы, но вдруг смутились.

— Слыхал, господа головотяпы! — усмехнулся князь («и таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!» — замечает лето­писец), — весьма слыхал! И о том 3наю, как вы рака с колокольным звоном встречали — довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы пожаловали?

— А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убийств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами!

— А у кого, спрошу вас, вы допрежь сего из князей, братьев мо­их, с поклоном были?

— А были мы у одного князя глупого, да у другого князя глупого ж — и те володеть нами не похотели!

— Ладно. Володеть вами я желаю, — сказал князь, — а чтоб идти к вам жить — не пойду! Потому вы живете звериным обычаем: с беспробного золота пенки снимаете, снох портите! А вот посылаю к вам, заместо себя, самого этого новотора-вора: пущай он вами дома пра­вит, а я отсель и им и вами помыкать буду!

Понурили головотяпы головы и сказали:

— Так!

— И будете вы платить мне дани многие, — продолжал князь, — у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть отдай мне, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну — и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!

— Так! — отвечали головотяпы.

— И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех — казнить.

— Так! — отвечали головотяпы.

— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами.

— Так! — отвечали головотяпы.

Затем приказал князь обнести послов водкою да одарить по пирогу, да по платку алому, и, обложив данями многими, отпустил от себя с честию.

Шли головотяпы домой и воздыхали. «Воздыхали не ослабляючи, вопияли сильно!» — свидетельствует летописец. «Вот она, княжеская правда какова!» — говорили они. И еще говорили: «Такали мы, такали, да и протакали!» Один же из них, взяв гусли, запел:

Не шуми, мати зелена дубровушка!

Не мешай добру молодцу думу думати,

Как заутра мне, добру молодцу, на допрос идти

Перед грозного судью, самого царя…

Но драма уже свершилась бесповоротно. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, на­звали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела сия древняя отрасль», — прибавляет летописец.

Но вору-новотору эта покорность была не по нраву. Ему нужны были бунты, ибо усмирением их он надеялся и милость князя себе снискать, и собрать хабару с бунтующих. И начал он донимать глуповцев всякими неправдами, и, действительно, не в долгом времени возжег бунты. Взбунтовались сперва заугольники, а потом сычужники. Вор-новатор ходил на них с пушечным снарядом, палил неослаб­ляючи и, перепалив всех, заключил мир, то есть у заугольников ел палтусину, у сычужников — сычуги. И получил от князя похвалу великую. Вскоре, однако, он до того проворовался, что слухи об его несытом воровстве дошли даже до князя. Распалился князь крепко и послал неверному рабу петлю. Но новатор, как сущий вор, и тут извернулся: предварил казнь тем, что, не выждав петли, зарезался огурцом.

1. Как называется наиболее острая форма обличения действительности, уничтожающее осмеяние пороков? ___________________________________________________________

2. Укажите термин, которым обозначается художественное преувеличение в тексте литературного произведения: «рака с колокольным звоном встречали», «зарезался огурцом». ___________________________________________________________________

3. Как называется разговор действующих лиц в литературном произведении?_______________________________________________________________

4. Как называется вид словесного творчества, создаваемого коллективным автором, лежащий в основе данного произведения Салтыкова-Щедрина? ____________________________________________________________________________

5. Назовите известное вам произведение русской литературы, в котором встречается та же народная песня, что и в данном фрагменте. _______________________________________

6. Каким предстает народ в приведенном фрагменте?_______________________________ 

Ответы к заданиям:

1. События поэмы "Мцыри" происходят в Грузии. Главный герой живет в монастыре в Грузии.

2. Мцыри в переводе с грузинского языка означает "неслужащий монах", нечто вроде "послушника" (по словам Лермонтова).

3. Мцыри отсутствовал в монастыре 3 дня. Он пробыл на свободе 3 дня, а затем снова попал в монастырь.

4. Мцыри хотел и мечтал снова увидеть свою родину, которую он не видел с 6 лет.

5.  В эпизоде боя с барсом


6. Поэма "Мцыри" Лермонтова утверждает такие нравственные ценности, как любовь к родине, верность своей родине, силу дух и характера, благородство, смелость, доброту. 

7. Какой эпиграф предпослан комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

8. О каком персонаже идет речь: «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими»?

в) Хлестаков

9. Кому в комедии принадлежит высказывание: "Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать"?

б) Городничему

10.Укажите  причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора?

в) известие о приезде ревизора

г) страх

11.

1) сатира

2) гипербола

3) диалог

4) устное народное творчество (фольклор)

5) Капитанская дочка

6) глупым и покорным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа за курс литературы 10 класса

Тестовая работа - 1 часть Итоговой контрольной работы за курс литературы 10 класса. ...

Контрольная работа (зачет) по литературе 10 класс.

Контрольная работа (зачет) по литературе 10 класс...

Итоговая контрольная работа по русской литературе (5 класс)

Объёмная разноуровневая контрольная работа по русской литературе за курс 5 класса включает в себя тестовые задания как с выбором вырианта ответа, так и открытые задания с необходимостью самому ответит...

Контрольная работ а по литературе 10 класс (1 полугодие)

Три варианта составлены в формате ЕГЭ по литературе....

Годовая контрольная работа по родной литературе 5 класс

В материале содержится 4 варианта заданий для учащихся 5 классов по курсу родной (русской) литературы....

Входная контрольная работа за курс «Литература. 5 класс". (По учебнику В.Я.Коровиной).

Данная контрольная работа поможет оценить уровень литературоведческих компетенций учащихся, а также знание авторов, героев и сюжетов основных литературных произведений. Включает в себя 16 вопросов....

Входная контрольная работа за курс "Литература. 6 класс" По учебнику В.Я.Коровиной.

Данный материал предназначен для контроля знаний, полученных в курсе "Литература. 6 класс"....