Итоговая контрольная работа по русской литературе (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Объёмная разноуровневая контрольная работа по русской литературе за курс 5 класса включает в себя тестовые задания как с выбором вырианта ответа, так и открытые задания с необходимостью самому ответить на поставленный вопрос. Есть задания на сопоставления, сравнения.

Рассчитана работа на 45 минут: для получения желаемой отметки ученик сам выбирает те задания, которые он будет выполнять. Отметки  и градация заданий для получения их определяется учителем исходя из возможностей класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по русской  литературе за курс 5 класса

  1. Какие виды искусства связаны со словом? Музыка, танец, кино, литература, театр
  2. Укажите 5 понятий, связанных с литературой: фильм, баллада, рифма, опера, туризм, былина, лингвистика, иероглиф, фольклор, книга.
  3. Соотнесите понятие и определение:

а) слово

1) особая, специфически организованная речь, выражающая чувства в стихотворной, ритмической форме.

б) стихотворение

2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли, служит средством общения между людьми.

в) поэзия

3) устное народное творчество, народная мудрость

г) сказка

4) небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме

д) фольклор

5) один из популярных жанров фольклора; вид повествования с фантастическим вымыслом

  1. Автором фольклорных произведений является:
  1. поэт
  2. летописец
  3. певец-сказитель
  4. народ
  1. Назовите литературные приемы, которые лежат в основе загадки:
  1. гипербола
  2. эпитет
  3. сравнение
  4. метафора
  1. С чем в загадках сопоставляются черты человека?
  1. глаза
  1. гора
  1. нос
  1. лес
  1. руки
  1. звезды
  1. волосы
  1. коромысло
  1. брови
  1. грабли

7. Выберите пословицы, близкие по смыслу:

  1. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  1. Слово — не стрела, а хуже стрелы разит.
  1. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
  1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  1. Хоть в лесной избушке, а с любимым быть.
  1. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
  1. С кем поведешься, от того и наберешься.
  1. С милым рай и в шалаше.
  1. В чем различие пословиц и поговорок?
  1. в меткости и образности высказывания
  2. в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок — сравнение
  3. пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения
  1. На какие виды делятся сказки?
  1. приключенческие
  2. биографические
  3. волшебные
  4. исторические
  5. социально-бытовые
  6. о животных

  1.  Найдите схему перекрестной рифмы:
  1. аабб
  2. абаб
  3. абба
  1.  Какие из указанных сказок — волшебные?
  1. «Лисичка-сестричка и волк»
  2. «Иван-царевич и серый волк»
  3. «Морозко»
  4. «Василиса Премудрая»
  5. «Царевна-лягушка»
  1.  Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.
  1. волшебные
  1. цель — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства
  1. бытовые
  1. задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами
  1. о животных
  1. цель — рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке
  1.  Соотнесите фрагменты поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и соответствующие им литературные приемы:
  1. …Долина тихая дремала,

В ночной одетая туман.

Луна во мгла перебегала

Из тучи в тучу…

  1. гипербола
  2. метафора
  3. сравнение
  1. …И дева по стене высокой,

Как в море лебедь одинокой,

Идет, зарей освещена…

  1. …В его душе желанье дремлет…
  1. …Где ни просвищет грозный меч,

Где конь сердитый ни промчится,

Везде главы сметают с плеч

И с воплем строй на строй валится…

  1. …Как вихорь свистнул острый меч…
  1. …Играют яхонты, как жар…

  1.  В поэме «Руслан и Людмила» говорится о русском городе:
  1. Киеве
  2. Новгороде
  3. Москве
  4. Владимире
  1.  Определите жанр произведения — И. Тургенев «Муму».
  1. повесть
  2. роман
  3. очерк
  4. рассказ
  1.  Прочитайте описание каморки Герасима. С какой целью Тургенев вводит его в рассказ?

Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

  1. углубить представление читателя о герое (показать богатырскую мощь героя, его физическую силу; автор даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа)
  2. выразить авторское отношение к герою
  3. воссоздать интерьер помещичьей усадьбе
  1.  В чем смысл сравнений, которые использует Тургенев при создании образа Герасима?
  1. подчеркнуть близость Герасима к природе
  1. Он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…
  1. углубить представление о его состоянии
  1. Скучал и недоумевал, как недоумевает здоровый бык, которого только что взяли с нивы…
  1. описать внешность Герасима
  1. Целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…
  1.  Почему Герасим подчинился барыне, приказавшей уничтожить Муму?
  1. не было другого выхода
  2. еще не был способен на протест
  3. все подчинялись, он делал, как все
  1.  Олицетворение — это
  1. художественный образ
  2. литературный символ
  3. изображение неодушевленного предмета как одушевленного
  1.  М. Ю. Лермонтов «Бородино». Что наиболее значимо, с вашей точки зрения, в стихотворении?
  1. изображение хода битвы
  2. описание чувств и мыслей простых солдат
  3. мысли поэта о роли простого народа в сражении
  4. размышление о цене победы в сражении
  1.  Когда было написано стихотворение?
  1. в ходе сражения
  2. сразу после битвы
  3. через 5 лет после сражения
  4. через 25 лет
  1.  Кто является главным героем в стихотворении?
  1. рассказчик
  2. полковник
  3. автор
  4. народ
  1.  Почему Лермонтов чаще использует местоимение «мы», а не «я» в стихотворении?
  2.  Что такое лирика?
  1. жанр литературного произведения
  2. состояние человека
  3. род литературы
  1.  Лирическое произведение, как правило, изображает:
  1. исторические события
  2. факты биографии, изменения в жизни героев
  3. переживания, чувства, состояния автора и героев
  1.  В чем разница между стихотворной и прозаической речью?

  1.  Есть ли различие между понятиями «лирика» и «поэзия»?

  1.  Соотнесите определения с соответствующими видами тропов (слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи):
  1. средство художественной выразительности, основанное на преувеличении
  1. метафора
  1. переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту
  1. сравнение
  1. распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления с другим
  1. гипербола
  1.  Подберите 5 эпитетов для описания времени суток:
  1. Утро:
  2. День:
  3. Вечер:
  4. Ночь:
  1.  В чем разница между сказом и сказкой? Назовите писателя, чьи произведения названы «сказ».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс

итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс (два варианта)...

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс.

Включает задания по морфемике, морфологии, словообразованию и т.д. Задания составлены по фоорме части А ЕГЭ по русскому языку. Может быть диагностической в конце курса 10 класса....

Итоговая контрольная работа за курс литературы 10 класса

Тестовая работа - 1 часть Итоговой контрольной работы за курс литературы 10 класса. ...

Итоговая контрольная работа по русской литературе.

Итоговый тест по русской литературе за курс 6 класса....

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс (для классов с углублённым изучением русского языка)

Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 5 класса с углублённым изучением предмета (по программе В.В.Бабайцевой)...

Итоговая контрольная работа за курс литературы 10 класса

Итоговая контрольная работа за курс литературы 10 класса...