Анализ рассказа А.П.Чехова " любви"
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

В разработке  представлен вариант анализа  рассказа А.П.Чехова "О любви".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chehov_o_lyubvi.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан

учителем русского  языка и литературы

Крутиковой С.И.

Анализ А.П.Чехова рассказа «О любви».

Цели: определить тему и проблему рассказа,  выявить философский смысл рассказа; развивать логическое мышление; развивать умение работать с текстом; воспитывать  любовь к родно литературе.

Технология: РКМЧП.

Ход урока.

 Эпиграфы.

Как зарождается любовь (…) поскольку в любви важны вопросы личного счастья – все это неизвестно и обо всем этом можно трактовать как угодно.

Чехов. О любви.

А что такое счастье? Кто это знает? По крайней мере, я лично, вспоминая свою жизнь, ярко сознаю свое счастье именно в те минуты, когда казалось тогда, я был наиболее несчастлив…

Из письма А.П. Чехова

 по воспоминаниям Л.А. Авиловой

I  .Стадия вызова.

Столько просьб у любимой всегда!

 У разлюбленной просьб не бывает.

 Как я рада, что нынче вода

 Под бесцветным ледком замирает.

И я стану - Христос помоги! -

 На покров этот, светлый и ломкий,

 А ты письма мои береги,

 Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней

 Ты был виден им, мудрый и смелый.

 В биографии славной твоей

 Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,

 Слишком плотны любовные сети.

 Пусть когда-нибудь имя мое

 Прочитают в учебнике дети,

И, печальную весть узнав,

 Пусть они улыбнутся лукаво...

 Мне любви и покоя не дав,

 Подари меня горькою славой. ( Анна Ахматова)

1.О чём стих-е? Какая интонация в стих-и? Какие ключевые слова можете выделить? Какое настроение выражено в этом стихотворении Ахматовой? Какими предстают образы лирической героини и ее возлюбленного? (Возможно, ученики укажут на чувство светлой печали и отчаяния. Героиня прощается с любовью, но она одновременно счастлива, испытав это чувство. Очевидно, что героиня старается посмотреть на себя со стороны, представляя, что могут подумать подрастающие поколения, но в то же время она надеется на снисхождение и понимание будущих читателей).

2. Обращаемся к рассказу. О чём рассказ?  Алёхин рассказывает свою историю любви.

3. Какие ассоциации  возникаю при слове «любовь»? Страсть, чувство, радость, лёгкость…

О какой любви пишет автор? (слайд) Что вы знаете о любви? (добавляем к слайду)

4. В чём разница «любовь» и «о любви»?  «Любовь» - это что-то особенное, сильное, волнующее. «О любви» значит как о чём-то обыденном, между делом, в ряду всего прочего. «Стали говорить о любви.»

II Стадия осмысления.

1. От чьего лица ведётся повествование?   Повествование ведётся от лица автора и Алёхина.

2.Расскажите о характере и судьбе  Алёхина и Анны Алексеевны Луганович.

Алёхин

* «буду работать пока не уплачу долга»

* «я сам тоже пахал, сеял и косил и при этом скучал и брезгливо морщился»

* «я сразу почувствовал в ней существо близкое, знакомое»

* «встречал в передней, брал от неё покупки  и нёс их»

* рассуждения на тему «к чему приведёт любовь»

Анна Алексеевна Луганович

* «А.А. всё покачивала головой и говорила мужу: «Дмитрий, как же это так?»

* «всё уходила взглянуть, спит ли её девочка»

* «мы беседовали подолгу и подолгу молчали, думая каждый о своём»

* «они беспокоились» обо мне

* « по её глазам видел, что она ждала меня»

* « у неё уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворённой, испорченной жизни, когда её не хотелось видеть ни мужа, ни детей»

3. Есть ли что-то общее между героями?   У них общее одиночество.

4. Как  Алёхин относится к себе? Прокомментируйте : «Все видели во мне благородное существо .»  К себе он относится иронично. К Лугановичам он приходит лишь за тем, чтоб видеть Анну Алексеевну.

5. Почему герои не говорили друг другу о своих чувствах?   Алёхину мешают условности. « мне казалось невероятным, что эта моя тихая , грустная любовь вдруг грубо оборвёт счастливое течение  жизни её семьи..», «…если бы… была красивая, интересная жизнь», «если б я был…»

6. Что понял герой, расставаясь с Анной Алексеевной?

« как обманчиво было всё то, что мешало любить» За любовь надо бороться, уметь защищать её.

III Стадия рефлексии.

 1.Как вы понимаете авторское отношение к поставленным перед читателями вопросам?

Нужно обратить внимание учеников на то, что Антон Павлович в своем творчестве не дает ответов, не диктует правила поведения, он воспитывает в читателе способность рассуждать, мыслить, сочувствовать людям.

2. Закончите фразу по-чеховски Любовь –это….

Д.З. 1. Прочитать рассказ И.А. Бунина “Кавказ”.

2. Сопоставить сюжеты и героев рассказов Чехова и Бунина. Выявить сходство и различие позиций авторов к вопросам любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА « О ЛЮБВИ»

Урок литературы в 8 классе...

Анализ рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".

1Тема:     Эпиграф   Цели:        Мастер    Художник Чехов-мастер……(юморист...

Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."

Данная презентация содержит материал для изучения рассказа Чехова "Толстый и Тонкий"....

Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ "АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ"

УРОК РАЗРАБОТАН  В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.НА УРОКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ 3 СТАДИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:ВЫЗОВ,ОСМЫСЛЕНИЕ,РЕФЛЕКСИЯ.НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРИМЕНЯЮТС...

Презентация к уроку "Анализ рассказа А.П.Чехова "О любви"

Презентация к рассказу А.П.Чехова "О любви"....