Обобщающий урок по теме "Сказки".( Технология развития критического мышления.)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Гугина  Ирина  Александровна

Технологии развития критического мышления - проект сотрудничества ученых , созданный в 90 годы 20 годов.Ориентация на критическое мышление предполагает ,что ничто не принимается на веру, каждый ученик вырабатывает свое мнение в контексте  учебной программы.Поэтому я выбрала данную технологию для работы, т.к. она позволяет обеспечивать развитие критического мышления благодаря активному включению учащихся в познавательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме « Сказки».

5 класс

( Технология развития критического мышления.)

                                                                       Предмет :литература

                                                                      Класс: 5

                                 Тип урока :обобщающий.

Цель : освоение содержания по  теме « Сказки» и формирования умений учащихся в рамках ФГОС.

Личностные умения :определять потребности в освоении учебной темы, проявлять позитивное отношение к чувствам других учеников и готовность к сотрудничеству, осознать успешность своей деятельности.

Познавательные умения: извлекать информацию в соответствии с целью,устанавливать причинно — следственные связи ,строить рассуждения, выводы, доказательства, анализировать, сравнивать, классифицировать,обобщать информацию,создавать творческий продукт.

Коммуникативные умения: адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре и группе, внимательно слушать и слышать партнера,

отстаивать свое мнение, владеть монологической и диалогической формой  речи,корректно взаимодействовать с учениками.

Регулятивные умения: принимать и сохранять учебное задание,оценивать собственные возможности для выполнения задания,адекватно оценивать действия по выполнению задания,оценивать результат действия.

Предметные: расширить представления о мире сказок,сказочных жанрах,совершенствовать восприятие и понимание сказки

Материалы к уроку:

текст сказки.

 

Этап ТРКМ

Этап урока

Задания для учащихся

 Деятельность учителя

Умения

Организационный момент.

Дает задания,организует проверку.

Вызов.

Актуализация знаний.

Посмотрите на доску,определите верные и неверные высказывания. Если ответ верный,рядом с цифрой поставьте «+»,а если неверно « -».

1.Сказки делятся на 2 большие группы:волшебные и о животных.

2.В сказках отражается многовековая жизнь народа,его представления о добре и зле.

3.Баба Яга всегда противник главного героя.

Л. определять свою позицию

П.восстанавливать  

информацию из других форм предъявления

К. адекватно передавать информацию

Р. принимать и сохранять задание

4.В бытовых сказках нашел отражения меткий народный юмор.

5.Несмотря на то,что в сказках оживотных действуют животные,проблемы они решают по -человечески.

(1.- 2.+ 3.- 4. + 5. + )

Сегодня на уроке попробуем быть не только слушателями сказки , но и создателями . Послушаем сказку:

Волк шел по лесу и увидел сову,сидящую на высокой сосне .Волк подошел и крепко обнял сосну хвостом,словно собираясь перепилить. Сова высунулась из гнезда,сказала ему:

- Ах,кум, не пили сосну,мои детки свалятся вниз и умрут.

Волк отвечал:

-Коль не желаешь,чтоб я спилил сосну,спустись ко мне сама.

Сову это не очень -то устроило,но что же поделаешь? Она стала перелетать с ветки на ветку и,спустившись уже довольно низко,спросила волка:

- А тебе,волк, чего надобно?

А он в ответ:

- Спустись еще немножко,дело есть.

Сова возразила:

- Да ты говори , я и отсюда слышу.

Волк настаивает:

- Спустись — поняла? Я тебе ничего дурного не сделаю.

Сова оплошала и спустилась к волку, а тот как щелкнет зубами — да и схватил бедняжку...

   А теперь мы с вами определим ту проблему, с которой столкнулась наша героиня. Вспомним стратегию ИДЕАЛ.

Интересно,в чем проблема?(формулировка проблемы начинается с вопросительного слова « Как...»? )

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно,как это осуществить на практике?

Формулируем проблему (работа в парах). Формулировка проблемы после уточнения появляется на доске.

 ( Как сове сохранить жизнь себе и совятам?)

Давайте предложим как можно больше вариантов решений. Правила данного этапа.

Принимаются и записываются все решения. На этом этапе запрещается

любая критика. 2-3 идеи от каждого.

Есть ли какое-либо хорошее решение?

Выбор лучших вариантов,оцениваем всем классом.

Оценка:

решение подходит +

решение подходит,но лишено оригинальности +

решение не подходит для всех  -

А теперь выберем один вариант.

Ученики обосновывают выбранный вариант письменно ( в парах)

Обсуждаем аргументы.

Как будет выглядеть на практике ?

Учащиеся дописывают сказку в парах

А теперь слушаем продолжение сказки:

Сова говорит из пасти волка :

- Слушай,кум, погоди меня есть, я еще завещание не составила.

А волк отзывается:

- Нет уж! Теперь ты попалась,голубушка!

Молвит сова:

- Да ты  хоть с детками дай проститься.

Волк говорит:

-Не дам,кума, ты небось убежишь.

Сова покорилась:

-Ладно уж,только ты сам им тогда скажи,что меня съел, а то ведь ждать будут. Три раза повтори,чтоб услыхали:

« Съел сову».

Волк так тихонечко сказал,чтоб рот не больно- то открывать :

-Съел сову.

Сова попрекает:

Да что ж ты,кум, так тихо,они же не слышат!

Волк повторил немного громче.

А она недовольна:

- Погромче давай!

Волк тут разинул пасть, чтоб громче крикнуть, а она как вырвется, да сразу и взлетела на самую верхушку сосны. Взглянула на волка и говорит:

- Другую дуру ищи.

-Чье завершение сказки вам больше всего понравилось?

-К какому виду сказки можно отнести данную сказку? Почему?

- Понравилась ли вам героиня сказки?Чем?

- Как вы думаете,какой народ мог написать эту сказку?

Что понравилось на уроке?

Что повторили?

Помогла ли вам в работе стратегия «ИДЕАЛ»?

Что удалось? Что нет? Почему?

Сравнить, что общего и чем отличается прослушанная на уроке испанская сказка от русской народной?

2 этап.

Читает сказку.

Учебно- познавательная деятельность

Осмысление.

Организует повторение.

Л. выражать свое отношение к происходящему

П. устанавливать

причинно- следственные связи

Строить рассуждения,выводы,доказательства

Р. адекватно оценивать действия

Освоение содержания темы.

Помощь учителя тем ребятам,которые затрудняются выполнять задание.

по выполнению задания

М.соверщенствовать

восприятие и понимание сказеи

« Чтение с пометками».

3 этап.

Организует обсуждение.

Интеллектуально -

преобразователь -

ная  деятельность

Организует обсуждение сказок,.

Выявление лучших сказок.

Л. проявлять творчество при

выполнении задания

Проявлять желание к самооценки

П. создавать творческий продукт

К. владеть монологической

Рефлексия.

и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка

Р.

   4 этап.

Организует обсуждение

Самоанализ и самооценка.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучения, используемые на уроках, построенных по технологии развития критического мышления.

В статье представлены некоторые приемы, которые применяются на уроках, постороенных по Технологии развития критического мышления. Описанные приемы можно применять и при проведении традиционных уроков ...

География сельского хозяйства. Урок с применением технологии развития критического мышления.

Конспект урока географии в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письма Тема урока:География сельского хозяйства Класс: 10Используемые технолог...

Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования

Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...

Урок литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»

Урок  литературы по технологии  «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...