География сельского хозяйства. Урок с применением технологии развития критического мышления.
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Андреева Юлия Владимировна

Конспект урока географии в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письма

 

Тема урока:География сельского хозяйства

Класс: 10

Используемые технологии:технология развития критического мышления посредством чтения и письма – приём составление кластеров, стратегия зигзаг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: География сельского хозяйства

Класс: 10

Используемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма – приём составление кластеров, стратегия зигзаг.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать представления о  структуре сельского хозяйства мира.
  2. Сформировать представления об основных сельскохозяйственных культурах, районах их возделывания.
  3. Сформировать представления о распространении отдельных отраслей животноводства.

Развивающие:

  1. Совершенствование навыков совместного критического анализа.
  2. Совершенствование умений анализировать текст совместно с другими людьми.
  3. Совершенствование навыков ведения исследовательской работы в группе.
  4. Совершенствование умений доступно передавать информацию другому человеку.

Воспитывающие:

  1. Продолжить работу над формированием географической картины мира.
  2. Совершенствование  умений работать в группе.
  3. Совершенствование навыков самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учётом интересов группы.

Оборудование: Настенная физическая карта мира, политическая карта мира, сельское хозяйство мира; атласы; тетради учащихся; раздаточный материал – тексты («Животноводство», «Хлеб – всему голова» Хлебные растения», «Три растения, которые покорили мир», «Кашу маслом не испортишь». Масличные растения».

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями сельского хозяйства мира. Сельское хозяйство относится  к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. Она является первой по времени возникновения. Сельское хозяйство в той или иной степени  представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики.  Несмотря на скромное значение в современной экономике, всё же оно играет важную роль, обеспечивая население продовольствием, а промышленность сырьём.

 Тема нашего урока «География сельского хозяйства», запишем её в тетрадях.

II. Актуализация знаний

Вспомним структуру сельского хозяйства, которую вы изучали в 9 классе на примере России.

На доске учитель при помощи учеников составляет кластер:

III. Изучение нового материала

Современная агрогеография представлена большим разнообразием типов сельского хозяйства, формирующихся в результате воздействия природно-климатических, социальных и экономических факторов. Сельское хозяйство возникло около 10 000 лет назад, когда человек перешёл от собирательства к выращиванию растений и разведению животных.

В древности крестьянин питался тем, что выращивал сам, а горожанин – тем, что поставляли к его столу из ближайших сёл и деревень.

Сегодня на нашем столе продукты со всего света, и вряд ли кто-нибудь задумывался о том, какой долгий и сложный путь они проделали, чтобы оказаться на нём.

Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться с основными сельскохозяйственными культурами, районами их возделывания и распространением отдельных отраслей животноводства.

Обучающиеся делятся на малые группы по 4-6 человек в каждой создаются рабочие группы, где распределяются роли внутри группы:

  1. Ведущий (организатор, командир, лидер), который отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно.
  2. Дежурный (стенографист, секретарь) – его задача записывать и следить за временем.
  3. Генератор идей (писатель, выдумщик) – отвечает за творческий процесс, за создание текста.
  4. Выступающий – отвечает за презентацию конечного результата.
  5. Экперты

Перед каждой группой ставится задача: в результате работы на этом занятии им нужно создать некий текст, написанный в определённом стиле и обобщающий различные аспекты изучаемой темы, тезисы, таблицу, схему.

Каждая рабочая группа получает только часть общего текста (Приложение). Время на ознакомление с текстом и определения стиля последующего изложения ограничено – 7-10 мин.

После того, как каждая группа определит основные ключевые идеи (опорными словами, планом) будущего текста, т. е. то, что в их будущем тексте должно отразиться, ученики пересаживаются в новые группы – экспертные. Это делается путём простого расчёта на первый-четвёртый. Затем – первые номера рассаживаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую и т. д. Каждая экспертная группа работает с отдельным текстом (Приложение), являющимся частью изучаемой темы.

После того как эксперты поработают над текстом, они возвращаются в свои рабочие группы – и теперь уже вместе – создают общий текст.

После составления текста учащиеся представляют его всему классу.

На заключительном этапе обсуждаю с учениками наиболее спорные и неоднозначные моменты изучаемого материала.

IV. Подведение итогов урока, самооценка.

Каждый участник заполняет и сдаёт учителю лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.

Лист самооценки

Ф. И._______________________________________

Я предлагал идеи по составлению текста

     1    2    3    4    5

Я задавал уточняющие вопросы

     1    2    3    4    5

Я внимательно выслушивал всех членов группы

     1    2    3    4    5

ПРИЛОЖЕНИЕ

Текст 1. «ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА». ХЛЕБНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Хлеб, булочки, печенье, сухари, сушки, макароны... Наверное, нескольких страниц не хватит, чтобы перечислить всё то многообразие мучных изделий, которые являются для большинства людей привычной ежедневной пищей. Само слово «хлеб» часто употребляется как синоним слова «пища». Например, в Евангелии сказано: «Не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4. 4); «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6. 11).

Хлебные злаки люди начали использовать в пищу очень давно. Сначала их зёрна варили; печь хлеб научились гораздо позже. В древности в каждом земледельческом регионе были свои хлебные растения: на Ближнем Востоке, в Эфиопии и Средней Азии - пшеница; в Юго - Восточной Азии - рис; в Америке - кукуруза; в Китае - просо и гречиха. Наибольшее распространение получили рис, пшеница и кукуруза.

Почти 3/5 населения планеты питаются в основном рисом. Его возделывают там, где тепло и много воды: в тропиках и субтропиках, а в редких случаях и на юге умеренного пояса, например на Кубани (Россия). Это самый урожайный «хлеб»: в среднем собирают более 20 ц с гектара, а в Италии, Японии, Египте - до 50 ц. Много риса выращивают в Китае, Японии, Индии, Индонезии, Шри - Ланке, на Филиппинах. Но население этих стран потребляет весь произведённый рис, поэтому здесь часто даже закупают его за рубежом. Главными поставщиками риса на мировой рынок являются государства, расположенные на полуострове Индокитай, а также Тайвань и Корея.

Рисовая мука не годится для выпечки хлеба, так как в ней нет необходимой для выпечки клейковины. Рис отваривают и употребляют в пищу в чистом виде или в смеси с мясом, рыбой, овощами, фруктами. В азиатских странах строго следят за тем, чтобы варёные зёрна не слипались и были похожи на сухие, потому что по местным обычаям рис едят только руками или с помощью специальных палочек.

Второй мировой хлеб - пшеница растение умеренного пояса, неплохо растущее и в низких широтах. Её урожайность меньше, чем у риса, и составляет в среднем 10 -15 ц с гектара, но в Бельгии, Дании, Нидерландах и Новой Зеландии собирают и по 25 - 60 ц с гектара. В зависимости от климата выращивают разные сорта пшеницы. Были выведены специальные сорта сибирских скороспелок, которые в условиях холодного северного лета дают урожай через 80 дней.

Чем выше в зерне пшеницы содержание белка и клейковины, тем пышнее пшеничный хлеб; не развариваются в воде макароны, вареники, пельмени. Богатые белком сорта пшеницы (их называют сильными) многие страны закупают в Канаде и США. Среднюю по содержанию белка пшеницу экспортируют США, Аргентина и Франция. Бедные белком сорта пшеницы (слабые) поставляют на мировой рынок Австралия, Пакистан, Индия.

Кукуруза - это древний хлеб американских индейцев. В конце XV в. она была завезена в Испанию, где её разводили в садах как диковинное растение. Уже в XVI в. её стали выращивать и употреблять в пишу в португальских колониях Тропической Африки. Теперь кукуруза распространена в тропиках, субтропиках и на юге умеренного пояса. Свыше половины её посевных площадей находится в Америке, главным образом в США. В больших количествах её выращивают в средиземноморских странах, на Украине, в Китае, в Юго - Восточной Азии и Африке (преимущественно в ЮАР).

Значительная часть урожая кукурузы скармливается скоту. Это очень выгодная кормовая культура, поскольку в пищу домашним животным идёт не только зерно, но и зелёная масса (листья, стебли). Сейчас выведено много новых сортов кукурузы, один из которых стал любимым лакомством детей и взрослых во многих странах, особенно в США. Это лопающаяся, или мелкосеменная, кукуруза. У неё мелкие, твёрдые, стекловидные внутри зёрна. При нагревании они разрываются, и их содержимое выворачивается наружу в виде мягкой рыхлой массы большого объёма, которую называют воздушной кукурузой.

Средняя урожайность кукурузы составляет более 15 ц с гектара; самые высокие урожаи 9более 30 ц с гектара) в Израиле и Канаде.

Кроме трёх основных хлебных злаков во всём мире во всех количествах сеют ячмень, овёс, рожь, просо, гречиху. Ячмень – растение очень неприхотливое: он вызревает за 2-2,5 месяца прохладного лета. Поэтому его культивируют в северных районах и высоко в горах, там, где для других зерновых слишком холодно. Засевают поля ячменём и в сухих субтропиках, где он успевает вызреть до наступления летней засухи. Зерно идёт на производство крупы и муки, на корм скоту, но главное применение ячмень нашёл в пивоварении. Это самая распространённая культура в странах, производящих пиво, - Великобритания, Германия, США.

Овёс – прежде всего прекрасная кормовая культура, но и человек употребляет его в пищу в виде крупы и муки. Основные производители овса – США, Канада, Франция, Германия,  и страны СНГ.

Рожь – нетребовательна к температурам, поэтому она потеснила более капризную пшеницу на севере умеренного пояса, в частности в России (где в прошлом чёрный ржаной хлеб являлся основной пищей крестьян), а также в Польше и в Герсмании.

Просо распространено ив Индии, Китае, Аргентине; в небольших количествах его сеют на юге России, в Казахстане и на западе Экваториальной Африки. Из него производят крупу и муку.

Хотя большинство хлебных культур принадлежит к злакам, встречаются представители и других семейств. Так, например, гречиха относится к семейству гречишных. Урожайность её невелика и составляет в среднем 4-5 ц с гектара. Это растение культивируется в областях с мягким, умеренным климатом. Более половины всей гречихи выращивается в странах бывшего СССР; в больших количествах её также сеют во Франции, США, Канаде. В пищу употребляется гречневая крупа и мука. Они содержат витамины и микроэлементы и являются ценными диетическими продуктами.

Текст 2. «Животноводство»

Животноводство даёт не только продукты питания, но и сырьё для различных ремёсел, промышленности (шерсть, кожа, конский волос, пух, перо и т. д.)

Для того, чтобы обеспечить животных кормом, сеют специальные кормовые культуры, используют отходы полеводства (солому, ботву, мякину) и пищевой промышленности, выкашивают луга, ухаживают за пастбищами.

Во многих странах с высоким уровнем экономического развития животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства. К таким странам относятся Германия, Великобритания, Чехия, Голландия, Швейцария, Швеция, Канада, многие штаты США, Австралия.

КОРОВА - «КОРМИЛИЦА И ПОИЛИЦА». Коров наши предки приручили ещё в неолите (УШ-Ш тысячелетии до н. э.). Их выращивали для получения мяса и молока и как тягловую рабочую силу. Сейчас выведены многочисленные породы этих животных: молочные, мясные, молочно - мясные. Существуют особые породы, приспособленные к определённым климатическим условиям, например к долгой лютой зиме или жаркому засушливому лету.

Для молочных коров нужны пастбища - чем сочнее на них трава, тем вкуснее и жирнее молоко. На зиму надо запасти корм, поэтому без сенокоса, кормовых трав и зерна не обойтись. Наиболее благоприятна для развития животноводства лесная зона: там продолжительное тёплое лето и луга с сочной травой. Крупнейшие экспортёры молочных продуктов - Новая Зеландия, страны Северной Европы. В Голландии, Дании и Швейцарии производятся самые высококачественные в мире сыры.

В сухих и тёплых районах Аргентины, Уругвая, Парагвая и Монголии выращивают в основном коров мясных пород. Огромное поголовье коров (приблизительно 1/5 мирового) имеется в Индии, но здесь их используют только как тягловую рабочую силу и для получения молока, поскольку, согласно религии индуистов, коровы считаются священными животными и убивать их запрещено.

ОВЦЫ И КОЗЫ. САМЫЕ НЕПРИХОТЛИВЫЕ. Овцы были одомашнены около 7 тыс. лет назад, но лишь через тысячу лет их стали разводить для получения шерсти. Наиболее развито овцеводство в сухих степях, полупустынях, горах Азии, Австралии, Латинской Америки и Южной Африки. Крупнейшие экспортёры овечьей шерсти - Австралия и Новая Зеландия.

Коза давала человеку молоко и мясо с незапамятных времён. Это самое неприхотливое животное; его выращивают там, где пастбища слишком бедны даже для овец: в пустынных областях Среднего Востока, горах Балканского полуострова. В России коз разводят в Приуралье, Нижнем Поволжье, на Алтае и в Забайкалье.

СВИНЬИ. БЫСТРО РАСТУЩЕЕ МЯСО. Первые сведения об одомашненных свиньях относятся к Китаю и датируются 3000 г. до н. э. Примерно в то же время дикий кабан был одомашнен в Европе.

Свиньи - плодовитые, быстро растущие животные. Кроме хорошего аппетита их отличает неразборчивость в пище: они могут есть не только зерно, корнеплоды и другие продукты сельского хозяйства, но и некоторые переработанные промышленные и бытовые отходы. Кроме того, для них не надо специально отводить земли под пастбища. Поэтому разводить свиней очень выгодно, особенно в механизированных комплексах, больше похожих на промышленные, чем на сельскохозяйственные предприятия. Их, как правило, размещают вблизи крупных городов - основных потребителей продукции — в индустриально развитых районах Европы, Америки, Австралии. В странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, в Средней Азии, Пакистане, Бангладеш, Индонезии свиней не выращивают. Дело в том, что большинство населения этих стран исповедует ислам, а эта религия запрещает употреблять в пищу мясо этих животных. Самое же большое поголовье свиней - в Китае.

ПТИЦЕВОДСТВО. РОСКОШЬ, ДОСТУПНАЯ ВСЕМ. Домашняя птица была приручена очень давно. Однако лишь в XX в. мясо её стало не предметом гастрономической роскоши, а доступным и недорогим продуктом питания. В это время появились фермы - фабрики, где птицу стали выращивать с помощью интенсивных методов, больше напоминающих конвейерное производство.

Домашних кур разводят в мире почти повсюду, в самых разных климатических условиях. И если в средние века куры попадали только на стол знати, то сейчас это один из наиболее дешёвых видов мяса.

Гуси и индейки до сих пор считаются лучшим украшением праздничного стола во многих странах. Гусь - это традиционное рождественское блюдо в европейских странах. Не меньшей популярностью пользуется мясо индейки, завезённое в Европу из Америки е XVI в.

Текст 3. «ТРИ РАСТЕНИЯ. КОТОРЫЕ ПОКОРИЛИ МИР»

Люди издавна добавляли в пищу стимулирующие вещества, которые придают бодрость, снимают усталость, повышают работоспособность. Они содержатся во многих растениях. Но только три из них стали мировым достоянием, неотъемлемой частью образа жизни различных народов. Это чай, кофе и какао.

ЧАЙ. «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и освежает тело и проясняет восприимчивость», - говорится в одной из китайских летописей.

Родина этого вечнозелёного кустарника - юго - восточная окраина Тибета. Первой страной, которую «завоевал» чай, был Китай. Там его начали разводить уже в III в., но только в IX в. он распространился столь широко, что сделался настоящим «народным» напитком. Вслед за китайцами чай стали пить японцы и монголы.-Последние изобрели и свой способ приготовления чая, спрессовывая чайную пыль и другие отходы. Чайные «кирпичи» в Монголии служили даже денежной единицей.

В Европу первый чай завезли португальцы из своих азиатских колоний в начале XVI в. В 1700 г. в Англии чай пили уже повсеместно. К нему стали добавлять сахар, который к тому времени в достаточных количествах производили в тропических колониях.

В течение XVIII в. чай распространился по всей Европе. Потребности в нём с каждым годом возрастали, поэтому в колониях его выращивали всё больше и больше.

В России чай появился с 1638 г. Русский посол Василий Старков вручил монгольскому князю Алтын - хану подарок - 100 собольих шкурок. Ответным подарком были 200 пакетов с чаем; каждый пакет весил один фунт с четвертью (примерно 0, 5 кг). Посол, убеждённый в ненужности такого подарка, пытался от него отказаться, но не смог устоять против уговоров хана и был вынуждении везти чай в Москву. Однако московской знати этот необычный напиток пришёлся по вкусу. Он довольно быстро распространился по всей стране и стал выгодным товаром в торговле с Китаем.

Среди производителей и экспортёров этого эликсира здоровья первенство принадлежит азиатским странам — Китаю, Индии, Шри — Ланке; экспортирует чай также Япония, Индонезия, Пакистан. Главные потребители - страны Европы, Россия, в меньшей степени США, Австралия.

КОФЕ. Родина аравийского кофе, известного сортами «арабика» и «мокко», -засушливые плоскогорья Абиссинии (Эфиопии) и Йемена. Йеменский порт Мокка (ныне Моха), через который прежде вывозили кофе, дал название популярному сорту «мокко».

На рубеже I - II тысячелетий н. э. арабы уже употребляли напиток из семян этого низкорослого дерева. Кочевники не отправлялись в путь без необходимых принадлежностей для приготовления кофе. Густой, душистый, крепкий напиток, который они варили, впоследствии получил название турецкого кофе.

В XVI в. кофе попал на берега пролива Босфор. Одна за другой в Османской империи начали открываться кофейни. Кофе даже вошёл в дипломатический этикет мусульманских стран: чтобы показать доброжелательное отношение к гостю, ему подавали чашечку кофе. Со временем кофе проник и в Европу. Стало очевидно, что разводить это растение весьма прибыльно, и голландцы завезли кофейное дерево на остров Ява. Оттуда его затем доставили на Цейлон. Однако на Цейлоне плантации кофе были поражены ржавчинным грибом, и растения не прижились, поэтому там и стали выращивать чай вместо кофе.

В Америку кофе попал в XVIII в. В 1717г. голландцы привезли его в свою колонию — Нидерландскую Гвиану (ныне это Суринам). В 1727 г. были заложены первые плантации кофе в Бразилии, а потом и в других странах Латинской Америки.

Ещё один вид кофе - конголезский, или «робуста», - родом из центральной Африки.

Главными производителями и экспортёрами кофе являются Бразилия (более половины мирового сбора кофе), Колумбия, Эфиопия, Индонезия, страны Океании.

КАКАО. Небольшие вечнозелёные деревья какао очень теплолюбивы. Они «мёрзнут» даже при 28°С (при этой температуре прекращается их рост), а при 15°С растения даже могут погибнуть. Поэтому плантации какао расположены в низких широтах между 20° северной широты и 20° южной широты.

Родина какао тропические районы Америки. Индейцы варили из него напиток, добавляя кукурузную муку и ароматические травы. Европейцы впервые познакомились с ним при завоевании Мексики.

Экспортируют какао такие африканские страны, как Гана (около 1/3 мирового сбора), Кот д* Ивуар, Нигерия, Камерун, латиноамериканские страны, в частности Бразилия.

РАСТЕНИЯ - САХАРОНОСЫ.

Сахар содержится в сладком соке многих растений, но только сахарный тростник и сахарная свёкла имеют мировое значение для производства пищевого сахара.

Сахарный тростник - это гигантский, высотой до 6 м, травяной злак, который растёт в течение нескольких лет. Его родина - Новая Гвинея и прилегающие к ней острова, откуда за несколько тысячелетий до н. э. через острова Малайского архипелага эта культура проникла в Индию и Китай. В VI в. н. э. сахарный тростник начали выращивать в Средиземноморье, а в XVI в. его завезли на острова Вест - Индии, в Мексику и Южную Америку. Сейчас плантации сахарного тростника можно встретить во многих тропических районах Земли; он очень требователен к теплу и влаге, поэтому не растёт в высоких широтах.

Из стеблей сахарного тростника выжимают сок, из которого затем и получают сахар. Остатки стеблей (бегасса) используются как топливо, а также в качестве сырья для изготовления бумаги и картона.

Сахарный тростник весьма урожайная культура: он даёт обычно от 20 до 50 ц с гектара в год, а при хорошем уходе и правильной переработке получают в 10 раз больше. Плантации сахарного тростника расположены в Южной и Юго - Восточной Азии, на островах Малайского архипелага, в странах Карибского бассейна и на юге Северной Америки. Главный производитель сахара - Индия, но ей собственного сахара не хватает, поэтому она закупает его в Индонезии.

Сахарная свёкла выведена селекционерами относительно недавно, после того как в 1747 г. европейские учёные установили, что кормовая свёкла содержит сахар.

Выращивают сахарную свёклу в умеренном поясе: на Украине, в России, США, в странах Центральной и Западной Европы. Из свёклы, собранной с 1 га, можно получить в среднем 20 - 50 ц сахара, а при хороших условиях - и до 90 ц. Поскольку свёкла представляет собой более трудоёмкую сельскохозяйственную культуру, чем сахарный тростник, она уступает ему «пальму первенства» в мировом производстве сахара.

Текст 4 . «КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ». МАСЛИЧНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Начав добавлять масло в пищу, наши предки улучшили не только её вкус, но и питательную ценность: ведь жиры - необходимый компонент полноценного питания. Научившись отжимать масло из плодов и семян растений, люди стали специально разводить так называемые масличные культуры. Растительное масло употреблялось не только в пищу: им «питали» также светильники; из него изготавливали краски, мыло и много других полезных для человека вещей.

Источником масла часто оказывались семена тех же растений, которые служили сырьём для получения волокон, так как его главным «поставщиком» сейчас является основная мировая прядильная культура - хлопок.

Земляной орех (арахис) стоит на втором месте в ряду масличных культур. Это влаго- и теплолюбивое растение не переносит заморозков, поэтому его культивируют преимущественно в тропических странах Азии и Африки. Земляной орех идёт не только на изготовление масла: его нежные и питательные семена - излюбленное лакомство во многих странах мира.

Кокосовая пальма - типичное растение тропиков. Она плодоносит круглый год. «Молоко» кокосовых орехов — прекрасный освежающий напиток. Из околоплодника (стенка плода, окружающая семена) получают волокна для циновок, матрацев, подушек, тканей. Но основной продукт, пользующийся спросом на мировом рынке, - высушенная мякоть кокосового ореха (копра). Она содержит масло, пригодное в пищу, из которого делают также маргарин и мыло.

Основными производителями копра и кокосового масла являются прибрежные и островные государства экваториального пояса: Филиппины, Индонезия, Шри - Ланка, страны Океании и Африки.

Самые высокие урожаи даёт масличная пальма. Родина этого высокого, достигающего 30 м дерева - тропические леса на западе Африки. На плантациях масличной пальмы с 1 га получают от 7 до 30 ц масла в год, а при интенсивном способе её выращивания - и до 35ц.

В субтропиках Средиземноморья одно из важнейших культурных растений -маслина (олива). Плодоносить она начинает в 5 - 10 лет и служит людям веками. Например, в Израиле встречаются плодоносящие маслины, возраст которых более 2 тыс. лет. С 1 га собирают 40 - 100 ц оливок, из которых можно произвести около 10ц ценного масла. Плоды маслины также употребляются в пищу сырыми или консервированными. Основные плантации этой культуры расположены в Испании, Италии и Греции.

В умеренном поясе - свои богатые маслом растения. В первую очередь это масличные крестоцветные, например горчица. Кроме пищевого масла из неё получают столовую горчицу - любимую многими народами приправу к мясным блюдам.

Лён даёт не только ценное волокно, но и масло. Это культура умеренных широт, хотя её выращивают и в тропиках. Льняное масло используется в производстве красок и линолеума. Самыми большими посевными площадями льна располагают Аргентина, Уругвай и Россия. Сеют лён также в Индии, США и некоторых странах Центральной и Западной Европы.

Подсолнечник - типичное растение степей. Подсолнечное масло употребляется в пищу, а также используется для приготовления олифы и маргарина. Кроме того, это ценное кормовое растение, а его семена для многих - любимое лакомство.

Родина подсолнечника - американские прерии. В Европу его завезли как экзотический цветок. Селекционеры сначала пытались вывести декоративные сорта этого растения с красивыми цветами. Во второй половине XVIII в. подсолнечник попал на Украину и юг России, где в первой половине XIX столетия из его семян научились отжимать масло. Подсолнечник выращивают в основном в России и на Украине; в гораздо меньших количествах - на Балканском полуострове и в странах Западной Европы, а также в Южной Америке (Аргентина).

«ЗЕЛЁНАЯ ОДЕЖДА. ПРЯДИЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ».

Раскопки археологов показывают, что люди более 10 тыс. лет назад уже использовали растительные волокна, из которых вили верёвки, плели сети, ткали грубые ткани, шили мешки, одежду. Важнейшее значение для человечества издревле имел хлопок.

В Индии около III тысячелетия до н. э. из его волокон пряли нити (пряжу) и изготавливали ткани. Древнегреческий учёный Геродот писал в V в. до н. э.: «В Индии... имеются деревья, плоды которых дают шерсть, превосходящую красотой овечью. Индусы выделывают себе из этой шерсти платья». До сих пор хлопок остаётся основной прядильной культурой нашей планеты.

Хлопчатник - теплолюбивое тропическое растение, но его выращивают и в субтропиках, и на юге умеренного пояса. В среднем с 1 га получают 120 кг чистого волокна, но на орошаемых землях Израиля, Пакистана и Египта до 420 кг, а в странах с низкой земледельческой культурой — менее 35 кг. Основные производители и поставщики хлопка - США, Индия, Египет, Бразилия, государства Средней Азии.

Растительный мир тропиков богат видами растений с прочными волокнами. Например, джут. У него длинное мягкое волокно, очень эластичное и прочное, из которого изготавливаются верёвки, канаты, мешки, брезент, ковры, ткани для обивки мебели. Способные поглощать влагу джутовые мешки незаменимы для упаковки различных продуктов. Джут выращивается главным образом в Индии и Бангладеш. Хотя в Индии много собственного джута, его всё - таки не хватает для упаковки большого количества идущих на экспорт товаров — сахара, чая, кофе, пряностей. Поэтому джут приходится закупать в Бангладеш; эта страна стала его главным поставщиком на мировой рынок.

В умеренном поясе и субтропиках для получения волокон разводят леи, который был известен в Вавилоне уже в V тысячелетии до н. э., а в Египте - IV тысячелетии до н. э. Правда, сначала из семян только изготавливали масло; производств волокна освоили лишь в конце III тысячелетия до н. э. Египтяне научились делать великолепные льняные ткани, которые считались предметом роскоши. Ими восхищались римляне и греки. С давних пор лён разводили и на Руси. Уже в X в. отсюда за границу вывозились льняные ткани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением технологии "Развитие критического мышления"

Актуальность внедрения  компетентностного подхода в школе бесспорна. На смену ЗУНам приходят надпредметные образовательные результаты, поэтому каждому учителю необходимо проникнуться этой идеей. ...

Применение технологии развития критического мышления на уроках географии (статья из журнала)

Все способности человека развиваются в про-цессе деятельности. Это утверждение — ведущийпринцип психологии....

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"

Урок литературы с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"...

Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

Конспект урока с применением технологии развития критического мышления

Конспект урока с применениемтехнологии развития критического мышления...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...