Главные вкладки

    Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"
    учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

    Рамазанова Эльмира Тамерьяновна

    Урок литературы с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл staryy_geniy.docx26.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проблемно-эвристический урок русской литературы в 8-м классе по технологии «Критическое мышление через чтение и письмо».

    Автор: Рамазанова Эльмира Тамерьяновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сармановская СОШ» села Сарманово Сармановского района республики Татарстан

    Тема урока. Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

    Тип урока. Урок усвоения новых знаний

    Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

    Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

    Приемы работы. Кластер, синквейн, чтение с остановками.

    Форма урока. урок-исследование.

    Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная

    Ход урока:

    Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова “Старый гений” и связывать выявленные проблемы с жизнью.

    Задачи:

    - пробудить познавательный интерес у учащихся;

    - способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;

    - создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.

    I ФАЗА УРОКА –  ФАЗА ВЫЗОВА

    Задачи фазы:

    - актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

    - пробудить познавательный интерес учащихся

    -мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме.        

    Слайд 1

    На экране слово: “Гений”

    - Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

    - Кто такой гений? Можете ли объяснить значение слова?

    Слайд 2

    - Итак, мы выяснили значение слова. А теперь скажите, каким вы представляете гения? Как он, по вашему, выглядит? (составление кластера).

    - Придумайте словосочетания с этим словом.

    - У Николая Семёновича Лескова есть произведение, которое называется “Старый гений”. Как думаете, о чём должна идти речь в произведении с таким названием?

    - Автор Лесков. Что нам даёт это знание? Каков его художественный мир? Какие образы он создавал и почему? Его отношение к человеку? Что было ему ненавистно?

    - А почему гений именно старый?

    - А теперь попробуйте написать свой вариант сюжета. (3 мин.)

    Прослушивание сюжетов.

    Слайд 3

    - На экране ключевые слова из этого рассказа, попробуйте спрогнозировать его. (работа в тетрадях. 5 минут).

    Маленькая старушка-помещица, великосветский франт, денежные затруднения, игра в кошку и мышку, страшная перспектива, могущественное родство, неприятность, идти жаловаться, тёмная личность, гениальные мысли, честно и благородно, тревожно осматривается, поезд отходит, праздник стал светел и весел.

    II ФАЗА – ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ

    Задачи:

    - сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом

    — помочь учащимся активно воспринимать материал

    — помочь соотнести старые знания с новыми.        Слайд 4

    — Хотите узнать, какой образ гения создает Н.С.Лесков?

    Попробуйте увидеть гения таким, каким его увидел автор.

    ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

    ФРАГМЕНТ 1

    — Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).

    — Как вы понимаете значение слова “вопиющее”?

    — В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).

    Слайд 6

    -Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”?

    — Какие черты характера выделяет в ней автор?

    — Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.

    — Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

    — Попробуйте спрогнозировать, как будут развиваться события?

    ФРАГМЕНТ 2.

    — Почему хлопоты старушки были безуспешны?

    — Почему нельзя приструнить должника?

    — О чём это говорит?

    — Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“не вы первая, не вы и последняя”).

    — Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).

    — Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).

    — Что же будет дальше? Неужели старушка так и не добьётся справедливости? Аргументируйте свою версию.

    ФРАГМЕНТ 3.

    — Как вы поняли выражение “надо смазать”?

    — Что вышло из затеи старушки “смазать”?

    Слайд 7

    — Какой смысл вложен во фразу “В России невозможности нет”? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)

    — Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности”).

    — Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

    — Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?

    — Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие).

    — Спрогнозируйте, как дальше будут развиваться события?

    ФРАГМЕНТ 4.

    — Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

    — Почему он помог ей деньгами? (пожалел).

    — Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

    — Чего стал с любопытством дожидаться рассказчик? (На какое ещё штукарство изловчаются плутовать в Петербурге).

    — Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?

    — Как стилистически окрашены эти слова?

    — Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”?

    Слайд 8

    — Что будет дальше?

    ФРАГМЕНТ 5.

    — Кто такой “Сербский сражатель”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).

    — Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги).

    — Как он добился вручения бумажки должнику?

    — Считаете ли вы гением человека, “уладившего столь трудное дело”?

    — Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?

    — Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?

    — Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем?

    — Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).

    — Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.

    Возвращаемся к значению слова.

    — Какое из трёх значений из словаря Ожегова подходит?

    — Иронизирует ли автор, называя его гением?

    Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

    Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

    — Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?

    — Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).

    III ФАЗА – ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

    Задачи фазы:

    — помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

    — помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

    — Многие ли из ваших предположений подтвердились в ходе чтения?

    — Продолжение работы с кластером. Какие слова вам бы хотелось убрать или, может, добавить после прочтения рассказа?

    — Изменилось ли видение этого слова после прочтения?

    — Какой он, гений Лескова?

    — Давайте вернёмся к цепочке ключевых слов. Какие из них наиболее значимы, на ваш взгляд?

    — Какие нравственные проблемы поднимает Лесков?

    — Как сформулируете тему урока?(“Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова “Старый гений”).

    — Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор?

    — Сделали ли вы какие-либо выводы лично для себя?

    — Составьте синквейн, который определил бы понятие

    “гений” с художественной, лесковской точки зрения.

    Домашнее задание: на выбор: — подготовить рассуждение на тему: “Кто виноват в страданиях героини”? (воспользоваться составленной в тетрадях таблицей).

    — Выписать из текста крылатые выражения, поговорки, фразеологизмы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

    Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

    Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы

    В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...

    Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

    Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...

    Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.

    Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...