Конспект урока с применением технологии развития критического мышления
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Конспект урока с применением

технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urokov.docx128.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко» муниципального образования

городской округ Симферополь

Республики Крым

ул. Лермонтова,14а  г. Симферополь   295034

тел. /факс (0652) 25-52-02

Учитель математики Дынту Елена Ивановна.

Конспект урока с применением

технологии развития критического мышления

В данной работе, хочу предложить урок геометрии в 8 классе по теме «Прямоугольник и ромб», разработанный с применением элементов технологии развития критического мышления.

Тип урока: изучение нового материала

Цель:создание условий для изучения, осмысления и понимания нового учебного материала  путём вовлечения в смысловое чтение  и открытие новых знаний.

Планируемые результаты:        

Предметные:знать определения, свойства и признаки прямоугольника и ромба, уметьопределять вид параллелограмма; изображать на чертеже прямоугольник и ромб,  доказывать свойства и признаки, применять свойства данных фигур при решении задач основного уровня.

Познавательные:уметь осуществлять смысловое чтение,анализировать, обобщать и доказывать  изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки объектов, строить рассуждение, излагать полученную информацию в устной и письменной форме.

Регулятивные:уметь самостоятельно определять цели обучения,осуществлять самоконтроль и оценивать достигнутый результат.

Коммуникативные уметь  организовать учебное взаимодействие в группе и обменяться знаниями  между членами группы

Технологическая карта урока

Задания

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

IСтадия «ВЫЗОВ» (10 мин.)

Актуализация знаний и целеполагание

Задание1:Посмотрите внимательно на доску и ответьте на вопросы:

        

Задание2: Составьте вопросы к теме урока  и запишите их в

таблицу (Прием «Толстые  и тонкие вопросы»)

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Задает вопросы:

-Что общего у данных фигур?

-Свойства, каких из данных  фигур вам уже известны?

-Какие фигуры нам  предстоит сегодня изучить на уроке?

Предлагает зачитать вопросы некоторым учащимся, часть из них выписывает на доску

-Посмотрите на вопросы и сформулируйте цели урока

Отвечают на вопросы фронтально.

Все фигуры являются  четырехугольниками

Параллелограмм, трапеция

Прямоугольник, ромб  и квадрат.

Запись темы урока в тетрадь.

Записывают вопросы

в тетрадь самостоятельно

2-3 ученика зачитывают свои вопросы классу.

Учащиеся ставят цель урока.

II.   Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА»  25 мин.

Задание 3:

Учебник, пункты 46-47

Задания для каждой группы:

№1: Дать определение прямоугольника и доказать свойство его диагоналей (п.46, абзацы 1-3)

№2: Дать определение прямоугольника и доказать признак прямоугольника (п.46, абзацы 1, 4, 5)

№3 Дать определение ромба и доказать свойство его  диагоналей (п. 47, абзац 1-5)

Контрольная беседа

Задание 4.  Решение задач по готовым чертежам с использованием свойств  прямоугольника  и ромба.(7, стр. 21, таблица 8.4,  №2, №3,№4, №5, №7)

        

-  Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

Организация работы в группах: (Прием «Зигзаг»)

Разбивает класс на 3 группы (раздаются разноцветные номерки) , для каждой группы свое задание и свой текст для изучения ( абзацы пункта 46)

Во время работы групп учитель консультирует учащихся, отвечает на вопросы, которые возникают у них.

то мы уже знали  о прямоугольнике  и ромбе?

- Что узнали новое?

-На какие вопросы из таблицы можем ответить?

- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения?

Раздает каждой паре задачу на готовом чертеже, разного уровня сложности (всего 5 задач)

Комментирует ответы учащихся

На 1 этапе самостоятельно читают текст свой текст, по ходу чтения делают отметки карандашом. (Приём «ИНСЕРТ»)

На 2 этапе учащиеся объединяются в группы по 3- 4 человека по соответствующим номерам и изучают свои тексты вместе, составляют опорный конспект) и выбирают учащегося, который будет делать презентацию работы своей группы.

На 3 этапе учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека по цвету номеров, т.о. в одной группе оказываются учащиеся из разных номеров групп, они обмениваются знаниями, происходит взаимообучение и дополнение конспекта в тетради.

Эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.

Отвечают на вопросы учителя и вопросы из составленной таблицы «тонкие и толстые вопросы»

(Фронтальная работа)

Решают в парах  задачи по готовым чертежам.

Представляют решение задач.

III Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин.

Подведение итогов урока

Задание 5.Продолжить фразу

1.Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам у….

2.        Диагонали равны у …

3.        Углы, прилегающие к одной стороне, равны у ….

4.        Диагонали перпендикулярны у …

5.        Диагонали делят углы пополам у ….

6.        Все углы равны у …

Зачитывает фразы, для продолжения котрых надо использовать только слова из темы урока.

Ответы

1…..прямоугольника и ромба

2….прямоугольника

3…прямоугольника.

4…..ромба

5…..ромба

6….прямоугольника

Оценивает деятельность учащихся

Два ученика работают за доской, остальные индивидуально в тетрадях

Выполняют самопроверку по эталону на доске  и оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание:1)  Составьте кластер, в котором ключевым словом выступит «Четырехугольник»  (Прием «Кластер»)

2)  пункт 46, 47, Стр. 113 вопросы 14-16, № 404 ( высокий уровень)

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Приемы  развития критического мышления

Название

Характеристика

Применение

«Корзина» идей, понятий, имен

На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

«вызов», «рефлексия»

Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы

В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.  

«вызов»,

«рефлексия», домашнее задание

Учебный мозговой штурм

1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений.

«вызов», «осмысление»

«Дерево предсказаний»

«Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем.

«вызов», «рефлексия», домашнее задание

Пометки на полях (инсерт)

Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

«  » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

«осмысление», «рефлексия»

Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»)

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы:

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

«осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание

Эффективная лекция с использованием «бортового журнала»

Во время лекции ученики работают с таблицей:  «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования  приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и «  » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара  обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом.

«осмысление»

«Пазл»

Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. В учебной практике изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу.

На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Метод “пазл” способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.

«вызов»

«осмысление»

«рефлексия»

Игра «Как вы думаете» («обучение сообща»)

Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

«осмысление», «рефлексия»

Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Тонкие» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тоолстые» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

«рефлексия»

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

РАФТ

Р(оль)

А(удитория)

Ф(орма)

Т(ема)

Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.

«рефлексия»

Написание синквейна (пятистрочный белый стих)

1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты  (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

«рефлексия»

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение

        «Осмысление»

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

«Осмысление»

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

«Рефлексия»

 Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, которые описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).  Затем просьба к  учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

«Вызов»

Урок алгебры в 8 классе

Тема: Функция ее и график.

Цель урока: рассмотреть функцию , ее свойства и график.

Ученики должны иметь представление о функции, о аргументе и значении функции, нуле функции и графике функции.

Ученики должны уметь находить область определения и область значения функции, находить значение функции заданной графиком, таблицей или формулой, строить графики функции.

Тип урока: урок-практикум.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

        1) подобрать два последовательных целых числа между которыми заключено число: , , , , .

        2) сравнить числа: и 2, и 3, и

        3) имеет ли смысл выражение:а) б)

III. Мотивация познавательной деятельности

        Пусть длина стороны квадрата равна а см, а его площадь равна S см2. Каждому значению длины а стороны квадрата соответствует единственное значение его площади S. Величины S и а связаны соотношением S = a2, где а ≥0. Из равенства S = a2 найдем а =, то есть зависимость длины стороны квадрата от его площади.

        Формулами S = a2, где а ≥ 0 и а =задаются функциональные зависимости между одними и теме же переменными, однако в первом случае независимой переменной является длина а стороны квадрата, а во втором - площадь S.

        Если в каждом случае обозначить независимую переменную буквой х а зависимую переменную буквой у, то получим формулы у = х2, где х ≥ 0 и у =.

IV. Цели урока и совместное планирование учебной деятельности.

        Итак мы только что определили у = х2, где х ≥ 0 и у =, где х ≥ 0.

        План действий

        1) составить таблицу значений функции и заполнить ее

        2) построить график функции

        3) сформулировать свойства

V. Изучение нового материала:

        Составим таблицу значений функции у = и построим ее график.

х

0

0,5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

у

0

0,7

1

1,4

1,7

2

2,2

2,4

2,6

2,8

3

        Приведем основные свойства функции у =.

        1. Область определения функции — значения х ≥ 0.

        2. Область значения функции — значения  у ≥ 0.

        3. Большему значению аргумента соответствует большее значение функции.

4. Значения функции  у ≥ 0 при х ≥ 0, и график расположены в первой координатной четверти.

        Составим таблицу значений функции у = х2 и построим ее график.

х

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

у

0

0,25

1

2,25

4

6,25

9

12,25

16

20,25

25

Напомним основные свойства функции  у = х2

        1. Область определения функции — значения х ≥ 0.

        2. Область значения функции — значения  у ≥ 0.

        3. Большему значению аргумента соответствует большее значение функции.

        Сравним свойства и графики этих функций.

        Заметим, что графики функции у =и у = х2 , где х ≥ 0 симметричны относительно прямой у = х (биссектрисы первого и третьего координатных углов).

        

Пример 1.

        Для линейной функции y=2x-1 найдем обратную, построим графики этих функций и убедимся что они симметричны относительно прямой y = x.

        Теперь из этого же соотношения у = 2х - 1 выразим х

2х = у + 1 и х =, х =.

Теперь можно по любому значению у найти соответствующее ему значения х, то есть х является функцией у. Так как принято независимую переменную обозначать буквой х, а зависимую — у, то в выражении  х =поменяем х на у, а у на х. Получаем функцию  у =. Эта функция является обратной для данной функции  у = 2х - 1

Видно, что эти графики симметричны относительно прямой  y = x. На основании рисунка приведем еще некоторые свойства взаимообратных функций

1) обе функции возрастают

2) если график данной функции пересекает ось абсцисс в точке х = а и ось ординат — в точке у = b то график обратной функции, наоборот пересекает ось абсцисс в точке х = b и ось ординат в точке у = а 

VI. Закрепление нового материала.

№352(а), №355, №358(а, б), №360

VII. Первичный контроль знаний.

        1) Перечислите основные свойства функции у =и нарисуйте ее график

        2) Перечислите основные свойства функции у = х2 , где х ≥ 0 и нарисуйте ее график

        3) Приведите основные свойства взаимообратных функций. Что можно сказать о графиках таких функций?

VIII. Творческие задания.

        1) Для данной функции найдите обратную. Постройте графики этих функций.

Задания

Ответы

а) у = 3х-1

y =

б) у=2-3х

y =

в) у=

y = 2x-2

г) у=

y = -3x + 6

2) При каких значениях а и b функция у=ах +b совпадает с обратной функцией

Ответ а = 1, b = 0 и а = -1, b любое число

IХ. Развивающее дифференцированное домашнее задание

№352(б), №356, №358 (в, г), №361(для сильных ребят)

  1. Х. Подведение итогов урока

Рефлексия, самооценка, самоанализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельный урок по технологии развития критического мышления "Словообразование имён существительных"

Урок создан по модельной технологии развития критического мышления. Включает разнообразные приёмы работы....

Методическая разработка урока по технологии "Развитие критического мышления"

Можно использовать на любом текстовом материале повествовательного характера. Читайте, вникайте, внедряйте!...

Структура урока в технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье представлены материалы организации уроков русского языка с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления. Представлен конспект урока русского языка в 5 кла...

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...

Урок в технологии развития критического мышления

Критическое мышление - это, прежде всего, творческое мышление. Критическое мышление проявляется только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.  Ученики должны уметь достаточно свободно ду...

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы  О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока:  «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...