Модельный урок по технологии развития критического мышления "Словообразование имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок создан по модельной технологии развития критического мышления. Включает разнообразные приёмы работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slovoobrazovanie.docx470.16 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия№3» г. Юбилейный МО

Кафедра гуманитарных предметов

Областной семинар

«Современные образовательные технологии –

осознанный выбор учителя»

Технология развития критического мышления

Модельный урок  

по русскому языку

по теме «Словообразование» 6 класс

(новая тема)

Богданова Наталия Николаевна

2011 год

Урок  в 6 классе по теме «Словообразование имён существительных» (новая тема)

Используемые стратегии: дерево ассоциаций, инсерт (маркированное чтение), совместный поиск, кластер, верите ли вы (верные и неверные утверждения), РАФТ.

Цели: 1) повторение словообразовательных и грамматических морфем;

2) формирование представлений об  основных способах образования существительных в русском языке (приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном и бессуффиксном);

3) формирование умений работать в группах;

4) развитие связной речи;

5) развитие логического мышления посредством выполнения лингвистических задач.

  1. Стадия вызова осуществляется при помощи приёма дерево ассоциаций.

Какие ассоциации возникают со словом «словообразование»? Данный вопрос активизирует деятельность учащихся, заставляет включиться в работу. (На доске с каждым новым ответом появляется новая ветка дерева.) Попутно идёт повторение понятий приставка, суффикс, окончание, основа. Также вспоминаем роль приставки, суффикса, окончания и разделяем морфемы на формообразующие и словообразующие.

                                                     

  1. Стадия осмысления предполагает восприятие и переработку информации (работа в группах по 4 человека ). Начинается она с работы с текстом приёмом инсерт (маркированное чтение). После работы с текстом ученики отвечают на вопрос «Что нового узнали из текста?»                                            

Попутно с ответами ученика составляем кластер-дерево (ветви – это способы образования слов).

                                           

Применение полученных знаний на практике отрабатывается приёмом совместный поиск: необходимо определить способ образования существительных. Проверка может происходить следующим образом: каждая группа называет слова, образованные приставочным способом, затем суффиксальным, приставочно-суффиксальным и бессуффиксным. Если ошиблись, разбираем все вместе. Если правильно, прикрепляем листик или яблочко к нужной ветке дерева. (Задания смотрите в Приложении 1)

                                               

  1. На этапе рефлексии ученики должны показать умение пользоваться присвоенными знаниями. Приём «верите ли вы» (верные и неверные утверждения) напоминает игровое логическое  упражнение (задание смотрите в Приложении 2). Группы выполняют задания сообща. Каждое высказывание встречается в 2-х группах. Проверка будет интересной, если выполнять приёмом телефон: первая группа высказала свою позицию, а вторая (у которой встречается такое же высказывание) соглашается или нет (в случае отрицательного ответа защищает свою позицию). Затем переходит ко второму высказыванию, которое встречается у третьей группы и т.д.  На данном этапе работы дети не только закрепляют способы образования, но и показывают умение пользоваться присвоенными знаниями на практике.

Урок завершается применением приёма РАФТ. Дети создают письменное высказывание в форме письма другу, в котором каждый сообщает, что узнал нового по теме, и задаёт вопрос, на который не получил ответа или который оказался не совсем понятным на данном уроке.

(На стадии рефлексии можно воспользоваться приёмом «нарушение логической цепочки». Группы получают задания найти логические ошибки в рассуждении, исправить. А завершить урок можно приёмом синквейн)

Приложение 1

1 группа

Каким способом образованы слова подруга, щебет, перелесок, туманность, берёзка?

Составьте предложение, используя данные слова.

2 группа

Каким способом образованы слова медвежонок, восход, подорожник, тишина, беспорядок?

Составьте предложение, используя данные слова.

3 группа

Каким способом образованы слова росток, подсолнух, зелень, полянка, призвук?

Составьте предложение, используя данные слова.

4 группа

Каким способом образованы слова синь, орешник, ветвистость, опёнок, сверхгигант?

Составьте предложение, используя данные слова.

5 группа

Каким способом образованы слова окраина, незнание, ответвление, зелень, чаща?

Составьте предложение, используя данные слова.

6 группа

Каким способом образованы слова привкус, черника, подснежник, пробуждение, тишь?

Составьте предложение, используя данные слова.


Приложение 2

Группа 1

  1. Верите ли вы, что существительные синь и гуща образованы от прилагательных бессуффиксным способом?
  2. Верно ли, что существительные подорожник, перелесок образованы приставочно-суффиксальным способом?
  3. Верно ли, что бессуффиксным способом могут быть образованы существительные только от глаголов?

Группа 2

  1. Верно ли, что чаща и рябь образованы от глаголов бессуффиксным способом?
  2. Верно ли, что существительные восход, завал образованы приставочным способом?
  3. Верно ли, что бессуффиксным способом могут быть образованы существительные только от глаголов?

Группа 3

  1. Верно ли, что существительные зелень, тьма образованы от прилагательных бессуффиксным способом?
  2. Верите ли вы, что существительные синь и гуща образованы от прилагательных бессуффиксным способом?
  3. Верно ли, что, если к слову одновременно присоединить приставку и суффикс, этот способ образования слов называется суффиксальным.

Группа 4

  1. Верно ли, что существительные просека, нарост образованы от глаголов бессуффиксным способом?
  2. Верно ли, что чаща и рябь образованы от глаголов бессуффиксным способом?
  3. Верно ли, что, если к слову одновременно присоединить приставку и суффикс, этот способ образования слов называется суффиксальным.

Группа 5

  1. Верно ли, что существительные подорожник, перелесок образованы приставочно-суффиксальным способом?
  2. Верно ли, что существительные зелень, тьма образованы от прилагательных бессуффиксным способом?
  3. Верно ли, что если прибавить к слову суффикс, то оно будет образовано бессуффиксным способом?

Группа 6

  1. Верно ли, что существительные восход, завал образованы приставочным способом?
  2. Верно ли, что существительные просека, нарост образованы от глаголов бессуффиксным способом?
  3. Верно ли, что если прибавить к слову суффикс, то оно будет образовано бессуффиксным способом?


Этапы урока

Цели этапа

Приёмы

Цели приёмов

Вызов

- активизация деятельности каждого ученика

- развитие логического мышления

- актуализация знаний

- дерево ассоциаций

- активизация деятельности каждого ученика

- развитие логического мышления

- установление ассоциативных связей

Осмысление

- организация активного восприятия нового материала

- получение новой информации

- установление связей  с уже изученным материалом

- инсерт

- кластер

- совместный поиск

- повторение уже известного материала

- составление кластера

- осмысление нового материала

- соотнесение материала с уже известной информацией

Рефлексия

- обобщение и систематизация приобретённых знаний

- присвоение новых знаний

- обобщение на уровне личных впечатлений

- верите ли вы (верные и неверные утверждения)

- РАФТ (1) написать письмо другу, что узнали по новой теме; 2) сформулировать один вопрос, на который они так и не получили ответа или который оказался не понятен)

( можно заменить верите ли )

- применение знаний на практике

-  развитие логического мышления

- обобщение на уровне личных впечатлений

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии "Развитие критического мышления"

Можно использовать на любом текстовом материале повествовательного характера. Читайте, вникайте, внедряйте!...

Структура урока в технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье представлены материалы организации уроков русского языка с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления. Представлен конспект урока русского языка в 5 кла...

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...

Урок в технологии развития критического мышления

Критическое мышление - это, прежде всего, творческое мышление. Критическое мышление проявляется только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.  Ученики должны уметь достаточно свободно ду...

Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

В данной методической разработке описан опыт моей работы по применению на уроках биологии технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Урок-путешествие (технология развития критического мышления) по теме «Природные зоны Австралии» (для 7 класса)

Урок построен с учетом требований технологии развития критического мышления. В ходе урока учащиеся знакомятся с природными зонами Австралии, выявляют особенности расположения и отличия одной природной...

Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.

В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...