Урок-путешествие (технология развития критического мышления) по теме «Природные зоны Австралии» (для 7 класса)
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Калиновская Наталья Сергеевна

Урок построен с учетом требований технологии развития критического мышления. В ходе урока учащиеся знакомятся с природными зонами Австралии, выявляют особенности расположения и отличия одной природной зоны от другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Природные зоны Австралии53 КБ
Microsoft Office document icon Текст73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие (технология развития критического мышления)

7 класс

Тема: «Природные зоны Австралии»

Цель урока:

Образовательные: выяснить, какие природные зоны размещены в Австралии и где они расположены, выяснить, чем одна природная зона отличается от другой и своеобразен ли органический мир Австралии.

Развивающие: продолжить развивать у учащихся критическое мышление, формировать навыки работы с ИКТ, учить правильно составлять проекты.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, развивать интерес к учебе и к предмету.

Оборудование: карта «Природные зоны Австралии», физическая карта Австралии, климатическая карта мира, мультимедийное оборудование, сообщения учащихся, атласы, учебники, контурные карты.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания и стадия вызова. (6 мин.)

Сегодня мы с вами, ребята, продолжим наше путешествие по необыкновенному материку. Мы столкнемся лицом к лицу с уникальным материком с точки зрения органического мира во всем его величии и красоте.

Дома вам надо было проанализировать стихотворение об Австралии и ответить на поставленные вопросы.

                                    Она располагается под нами,

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

                                    Там наизнанку вывернутый год,

                                    Там расцветают в октябре сады,

                                    Там в декабре, а не в июле лето,

                                    Там протекают реки без воды,

                                    Они в пустыне пропадают где-то.

      Там в зарослях следы бескрылых птиц,

  Там кошкам в пищу достаются змеи,

                                    И там собаки лаять не умеют,

                                    Деревья сами лезут из коры.

  • Ответьте, пожалуйста, почему в Австралии все наоборот?
  • Почету в Австралии «расцветают в октябре сады»? И лето не в июле, а в декабре?
  • Поэтому самый жаркий месяц в Австралии – это…? А самый холодный месяц - …?
  • Объясните, почему в Австралии протекают реки без воды? Как называются пересыхающие реки Австралии?

Для того чтобы ответить на вопрос, относящийся ко второй части стихотворения, нам необходимо ответить на вопрос, который записан на доске. Это ключевой вопрос сегодняшнего урока: Своеобразен ли органический мир Австралии? Данный вопрос и является целью нашего урока.

  • Обратите внимание на карту, которая висит на доске. Как она называется? Что мы сможем узнать, работая с картой «Природные зоны мира»?
  • Что такое природная зона? Напомните те ключевые слова, которые характеризуют данное понятие.
  • Что такое природная зона? Дайте определение, опираясь на ключевые слова.

Таким образом, мы с вами подошли к теме урока. Назовите тему урока. (10 мин) Запишите ее в тетрадь. Что мы сегодня узнаем? Обменяйтесь в группах мнениями, сформулируйте вопросы, используя ключевые слова.

Итак, что мы с вами сегодня узнаем? Эти сформулированные вопросы являются задачами нашего сегодняшнего урока. Мы с вами сегодня узнаем, какие природные зоны размещены на материке и где они расположены, а также выясним, чем одна природная зона отличается от другой природной зоны. Эти вопросы помогут нам достичь цели урока и ответить на ключевой вопрос: своеобразен ли органический мир Австралии? Если да, то с чем это связано?

Сегодня вы, ребята, работаете в группах. Вами проведена работа по сбору, обработке и анализу информации. В каждой группе есть свои специалисты. Географы и климатологи помогут ответить на вопрос: Какие природные зоны размещены на материке и где они расположены. Почвоведы, биологи, зоогеографы помогут выяснить, чем одна природная зона отличается от другой? Работая сообща, мы сможем ответить на главный вопрос сегодняшнего урока.

Итак, наше путешествие начинается. Прежде, чем отправиться в путешествие, напомните, какие карты нам потребуются для работы.

  • Вспомните, в каких климатических поясах расположена Австралия?
  • Предположите, какие природные зоны должны быть на материке?
  • Откройте карту «Природные зоны Австралии» и проверьте ваше предположение верно или нет.
  • Все ли природные зоны назвали? Какую не назвали? В каких климатических поясах расположена данная природная зона?
  • Где расположена на материке зона влажных и переменно-влажных лесов? Почему? Сопоставьте две карты: физическая карта Австралии и климатическая карта Австралии.
  1. Стадия осмысления.

Мы с вами, ребята выяснили, что на материке можно выделить …(сколько) … природных зон? Назовите их.

Каждая группа высаживается в определенную природную зону.

1 – влажные и переменно-влажные леса

2 – саваны и редколесья

3 – тропические пустыни

4 – жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

Итак, на 1 и 2 вопросы мыс вами ответили. Мы выяснили, какие размещены природные зоны на материке и где они расположены.

Для того, чтобы ответить на 3 вопрос и узнать, чем одна природная зона отличается от другой, нам необходимо заполнить таблицу сравнения. Перечертите таблицу с доски в свои тетради.

Линия сравнения

Влажные и переменно-влажные леса

Саванны и редколесья

Тропические пустыни

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

1. ГП

2. климат

3. почвы

4. растительный мир

5. животный мир

  1. Запишите по горизонтали название природных зон.
  2. Выделите линии сравнения, по которым будем сравнивать одну природную зону с другой. Запишите их по вертикали.

Перед вами лежит текст. Читая его, делаете пометки (маркируете)  и заполняете ту графу, за которую вы отвечаете.

После этого каждая группа представляет свою природную зону. На данную работу отводится 4-5 мин.

Учащиеся заполняют свою графу, работая с текстом, картами, учебником.

Итак, время вышло. Каждая группа выступает, а все остальные записывают нужную информацию о природных зонах.

Отчет работы – 17 мин.

  1. Рефлексия. (7 мин.)
  1. Давайте еще раз вспомним, какие природные зоны есть на материке и где они расположены (слайд на компьютере).
  2. Чем одна природная зона отличается от другой?

Перед вами контурные карты «Природные зоны Австралии». Расставьте цифры, которые должны соответствовать природным зонам Австралии.

Для того, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока: Своеобразен ли органический  мир Австралии? и достичь цели урока, нам необходимо заселить представителями органического мира каждую природную зону.

Учащиеся выполняют данную работу, затем ее проверяют и проставляют оценки. На доске критерии: 23-28 баллов – оценка 5, 16-22 баллов – оценка 4, 8-15 баллов – оценка 3, менее 8 – оценка 2.

Итак, ответьте на ключевой вопрос сегодняшнего урока. Своеобразен ли органический мир Австралии? В чем выражается данное своеобразие? С сем это связано?

5.Итог урока, домашняя работа и выставление оценок.

Сегодня мы с вами, ребята, узнали, какие природные зоны размещены на материке Австралия, где они расположены. Выяснили, чем одна природная зона отличается от другой. И доказали, что органический мир Австралии своеобразен, так как на данном материке встречаются эндемичные представители органического мира.

Д/з: закончить таблицу.

Творческое задание: «Как я провел один день в….(природной зоне)».



Предварительный просмотр:

Природная зона: влажные и переменно-влажные леса Австралии.

Влажные и переменно-влажные леса расположены на востоке материка, узкой полосой протянулись вдоль тихоокеанского побережья Австралии. Соответственно, данная природная зона расположена в трех климатических поясах: субэкваториальном, тропическом и субтропическом.

Восточные склоны Большого Водораздельного хребта находятся весь год под влиянием влажных (морских) воздушных масс, поступающих с Тихого океана. Это связано с тем, что пассаты в основном дуют с востока на запад. Насыщение воздуха влагой усиливается под влиянием теплого Восточно-Австралийского океанического течения.  Встречающиеся на пути горы задерживают влагу, поэтому на склонах гор выпадают обильные осадки, которые в течение года распределены равномерно. За год выпадает около 2000 мм осадков. Летом на севере средняя температура января +24 С, на юге - +16 С. Зимой на севере влажных и переменно-влажных лесов средняя температура июля +24 С, на юге данной природной зоны -  +8 С. Зона влажных и переменно-влажных лесов находится в области теплого и влажного климата.

Почвы влажных и переменно-влажных лесов богаты окислами железа и алюминия, но бедны питательными веществами. Почвы приобретают красноватый оттенок, их называют красно-желтые ферраллитные, красноземы и желтоземы. Вечнозеленые леса служат источником большого количества растительного опада. Но органические вещества не успевают накапливаться и разлагаются до конца. Они поглощаются многочисленными растениями, вымываются осадками в нижние почвенные горизонты.

Органический мир своеобразен. Теплый климат и обилие дождей способствуют развитию древесной растительности. Деревья растут в несколько ярусов. Светолюбивые деревья тянутся к солнцу, образуя верхний ярус высотой до 100 м. Это эвкалипты – самые распространенные деревья в Австралии. По данным статистики из каждых четырех австралийских деревьев – три эвкалипта. Под этими великанами растут деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету: различные виды пальм, фикусы, древовидные папоротники. Лианы обвивают стволы деревьев.

Животный мир лесов более разнообразен. Австралия – родина сумчатых животных, их более 100 видов. В эвкалиптовых лесах обитает сумчатый медведь коала – любимец местных жителей. Большую часть жизни коала проводит на эвкалипте, питаясь их листьями. Правда из 600 видов эвкалиптов, которые растут в Австралии, коала живет только на 12. В зоопарках за пределами Австралии коала не содержится из-за трудности питания. Коала очень медлителен и пассивен. Кенгуру – самое распространенное животное в Австралии. В лесах водятся древесные кенгуру, небольших размеров. Некоторые виды живут только на деревьях и никогда не сходят на землю. В лесах обитают различные виды поссумов. Кускус – самое крупное ползающее сумчатое животное из семейства поссумов. Особенность животного мира Австралии – наличие птиц-зверей. Здесь обитают ехидна и утконос -  это примитивные млекопитающие, которые выводят детенышей их яиц, а кормят их молоком, как млекопитающие. Богат, разнообразен и своеобразен мир птиц. В лесах водится кукабарра, лирохвост, райские птицы, казуар. Особенно много попугаев: радужный лорикет, какаду, волнистые попугаи.

Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие виды растений и животных, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Видовой состав отличается бедностью, но своеобразием, эндемичностью (т. е. больше нигде не встречающиеся на земном шаре). Это объясняется тем, что Австралия первая отделилась от других материков, входящих в единый материк Гондвана. Поэтому органический мир долгое время развивался изолированно. Но в то же время в Австралии есть такие растения и животные, которые можно встретить на материке Африка и Южная Америка. Это свидетельствует о том, что существовала сухопутная связь между материками южного полушария.

Природные зоны: саванны и редколесья Австралии.

Зона саванн и редколесий соответствует, главным образом, субэкваториальному поясу. Для субэкваториальной саванны характерны недостаточная и резкая сезонность увлажнения, чередование продолжительного сухого (зимнего) и непродолжительного влажного (летнего) сезонов на фоне высоких температур воздуха в течение года. Летом преобладают экваториальные воздушные массы, благодаря которым устанавливается жаркая и влажная пода. Зимой в связи с перемещением зенитального положения Солнца к северу и пояс высокого давления. Теперь в субэкваториальном поясе господствуют сухие тропические воздушные массы, поэтому осадков выпадает мало.

Процесс почвообразования в саваннах происходит в условиях сезонного выпадения осадков. В период дождей наблюдается распад органических веществ и промывание почвы. В сухой (зимний) период из-за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов замедляется и растительный опад травянистого покрова разлагается не полностью. Поэтому в почве накапливается перегной. Для саванн и редколесий характерны красно-бурые почвы.

Общий вид саванн резко меняется по временам года. В засушливый период травы выгорают, и саванна приобретает желтоватую окраску. Зной иссушает все. Но едва выпадают первые дожди, природа оживает, с поразительной быстротой  вырастают сочные травы, деревья покрываются листвой. Растительный и животный мир саванн Австралии и Африки существенно отличаются. Если в африканской саванне редколесье образуют акация и баобаб, то в австралийской саванне – главным образом, эвкалипты и акации. То, что в Австралии встречаются такие же деревья, как и в Африке, объясняется тем, что когда-то эти материки были единым материком, и между ними существовала сухопутная связь. Но следует отметить, что в Австралии растут такие деревья, которые отсутствуют в Африке, так как Австралия первая отделилась от материка Гондваны и стала развиваться изолированно. Этим и объясняется уникальность и своеобразие органического мира Австралии. В саванне помимо эвкалиптов и акаций, можно встретить «бутылочное дерево», в утолщенном стволе которое в дождевой сезон накапливается влага, которое дерево расходует в сухой период. Растут в саваннах и казуарины, которых нет на других материках. Это эндемичное растение (т. е. больше нигде не встречающиеся на земном шаре). Листья у них заменены длинными побегами, напоминающие иглы хвойных деревьев. Такие веточки-иглы испаряют меньше воды.

Австралия – страна сумчатых животных, их здесь свыше 100 видов. Кенгуру – эндемичное животное. Известно несколько десятков видов кенгуру. Это большие травоядные животные с длинным хвостом, длинными задними ногами и очень короткими передними. Они передвигаются быстро, прыжками. За ним охотятся ради мягкого, пушистого меха. Гигантские кенгуру достигают 3 м, есть карликовые кенгуру, размером 30 см. Водятся здесь и вомбаты, напоминающие сурков. В австралийской саванне много попугаев (какаду, волнистые попугаи). В Австралии обитает собака динго. Это не коренной австралийский житель, ее завезли на материк, хоть и очень давно. Зоологи не могут решить и того, стоит ли динго отнести к отдельному классу, или это просто порода собак: ведь от обычных домашних динго не отличается ни по строению, ни внешне. Единственное отличие: чистокровные динго не умеют лаять, они только рычат или воют. Встретив в Австралии удачные условия, собаки ушли от человека, одичали. Среди благодушной сумчатой фауны Австралии динго – единственный хищник. На севере Австралии в водоемах водятся крокодилы.

Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие виды растений и животных, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Видовой состав отличается бедностью, но своеобразием, эндемичностью. Это объясняется тем, что органический мир долгое время развивался изолированно. Органический мир зоны саванн и редколесий уникален и своеобразен.

Природная зона: тропические пустыни Австралии.

Зона тропических пустынь занимает всю центральную и восточную часть страны и выходит к берегам Индийского океана. Данная природная зона расположена в тропическом поясе, поэтому здесь весь год господствует жаркая и сухая тропическая воздушная масса. Для климата пустынь характерно крайне невысокое количество осадков в течение всего года. Зона отличается редкой растительностью, а местами лишена ее, большими суточными и значительными годовыми амплитудами температур.

В почве пустынь очень мало перегноя, здесь образуются пустынные тропические почвы. Почвы бедны органическими веществами, но богаты минеральными солями.

Во внутренних пустынных районах распространены заросли сухих кустарников, состоящих главным образом, из низкорослых колючих акаций и  эвкалиптов. Такие заросли называются скрэбом. На подвижных песчаных грядах и каменистых россыпях растительности почти нет. В противоположность Африке в Австралии нет оазисов, но пустыни не выглядят так безжизненно, как, например, Сахара. У растений пустынь сильно развита корневая система, позволяющая собирать воду с большой глубины и с обширных пространств. Эвкалипты – мощные насосы, которые «выкачивают» влагу из почвы. Эти деревья хорошо приспособлены к засушливому климату. Листья у них расположены ребром к солнечному свету, крона не затеняет почву.

Среди животного мира особенно распространено сумчатое животное – кенгуру. Кенгуру – эндемичное животное, т. е. больше нигде не встречающееся на земном шаре. Известно несколько десятков видов кенгуру. Это большие травоядные животные с длинным хвостом, длинными задними ногами и очень короткими передними. Они передвигаются быстро, прыжками. За ним охотятся ради мягкого, пушистого меха. Гигантские кенгуру достигают 3 м, есть карликовые кенгуру, размером 30 см. В тропических пустынях обитает страус эму. Это крупные нелетающие птицы. Они могут быть ростом от 1,5 до 1,8 метра, а весят 45-54 кг. Они бегают со скоростью до 45 км/ч и успешно освоили речные пространства – эти птицы умеют плавать. В пустынях много пресмыкающихся: ящериц, змей. В австралийских пустынях водится «колючий дьявол» или «ужасных молох». Это ящерица, у которой широко расставленные лапы, узкая голова в иглах, грозно задранный кверху шипастый хвост. Однако столь грозный вид скорее потешен при размерах страшного дьявола – он не длиннее 12 сантиметров, и весит всего грамм 100, не больше. Опасен колючий дьявол разве что для муравьев – для них это настоящий монстр, страшнейший враг. На их беду ужасный колючий дьявол питается только муравьями, и может за ужином скушать их две с половиной тысячи – за один раз-то! Весь покрытый шипами, немного нелепый, как древние динозавры, колючий дьявол неповоротлив и малоподвижен. Медленно покачиваясь взад-вперед, растопырив лапы, передвигается он по пескам пустыни, но далеко не ходит – обычно жизнь его ограничена участком со стороною около 10 метров.

Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие виды растений и животных, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Видовой состав отличается бедностью, но своеобразием, эндемичностью (т. е. больше нигде не встречающиеся на земном шаре). Это объясняется тем, что Австралия первая отделилась от других материков, входящих в единый материк Гондвана. Поэтому органический мир долгое время развивался изолированно. Но в то же время в Австралии есть такие растения и животные, которые можно встретить на материке Африка и Южная Америка. Это свидетельствует о том, что существовала сухопутная связь между материками южного полушария. Органический мир зоны пустынь в Австралии уникален и своеобразен.

Природная зона: жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.

Зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников расположена на крайнем юго-западе и юго-востоке материка в субтропическом поясе. Для данной природной зоны характерны значительные сезонные различия в температуре воздуха и  чередование сухого и влажного сезонов. Лето в субтропическом поясе сухое и жаркое, а зима влажная и теплая. Летом (в январе) средняя температура воздуха + 24С, а зимой (в июле) + 8С. Осадки выпадают в зимнее время с приходом влажного воздуха умеренных широт. Осадков выпадает до 1000 мм в год.

В зоне жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников образуются коричневые почвы со значительным количеством гумуса.

Растительность разнообразна, богата, пышна. Леса многоярусны. Характерная особенность субтропических лесов – господство различных эвкалиптов, которых на материке насчитывается до 600 видов. Эвкалипты образуют верхний ярус. Это самые распространенные деревья в Австралии. По данным статистики из каждых четырех австралийских деревьев – три эвкалипта. Под этими великанами растут деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету: различные виды пальм, фикусы, древовидные папоротники. Лианы обвивают стволы деревьев. На юго-западе встречаются эвкалиптовые леса. Они светлые, так как листья у них расположены ребром к свету, крона не затемняет почву.

Животный мир очень своеобразен. В Австралии много сумчатых животных. У них детеныши рождаются очень маленькими, и мать их донашивает их в сумке, представляющей складку кожи на животе. Животный мир зоны жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, в основном, «лазающий» - сумчатый медведь коала, кускус, древесный кенгуру. Медведь коала – любимец местных жителей. Большую часть жизни коала проводит на эвкалипте, питаясь их листьями. Правда из 600 видов эвкалиптов, которые растут в Австралии, коала живет только на 12. В зоопарках за пределами Австралии коала не содержится из-за трудности питания. Коала очень медлителен и пассивен. Кенгуру – самое распространенное животное в Австралии. В лесах водятся древесные кенгуру, небольших размеров. Некоторые виды живут только на деревьях и никогда не сходят на землю. В лесах обитают различные виды поссумов. Кускус – самое крупное ползающее сумчатое животное из семейства поссумов. Особенность животного мира Австралии – наличие птиц-зверей. Здесь обитают ехидна и утконос -  это примитивные млекопитающие, которые выводят детенышей их яиц, а кормят их молоком, как млекопитающие. Богат, разнообразен и своеобразен мир птиц. В лесах водится кукабарра, лирохвост, райские птицы, казуар. Особенно много попугаев: радужный лорикет, какаду, волнистые попугаи.

Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие виды растений и животных, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Видовой состав отличается бедностью, но своеобразием, эндемичностью (т. е. больше нигде не встречающиеся на земном шаре). Это объясняется тем, что Австралия первая отделилась от других материков, входящих в единый материк Гондвана. Поэтому органический мир долгое время развивался изолированно. Но в то же время в Австралии есть такие растения и животные, которые можно встретить на материке Африка и Южная Америка. Это свидетельствует о том, что существовала сухопутная связь между материками южного полушария.

Стихотворение «Австралия»

Она располагается под нами,

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в декабре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры.

(Г. Усова)

Домашнее задание: внимательно прочитайте стихотворение и ответьте на следующие вопросы.

  1. Что означает предложение «Там наизнанку вывернутый год»?

     Почему в Австралии «расцветают в октябре сады»?

Почему лето в Австралии «в декабре, а не в июле»?

     2.  Объясните, почему в Австралии «протекают реки без воды»?

Назовите, как называются пересыхающие реки Австралии?

  1. Попытайтесь объяснить, почему «в зарослях следы бескрылых птиц», «кошкам в пищу достаются змеи», «собаки лаять не умеют», «деревья сами лезут из коры»?

Уникален ли органический мир Австралии? Если да, то попытайтесь найти ответ, с чем это связано.

Влажные и переменно-влажные леса Австралии. (Слайд 1)

Эти леса многоярусные вечнозелёные. Верхний ярус образуют эвкалипты.(Слайд 2)

Эвкалипт - самое распространенное дерево в Австралии. Некоторые виды эвкалипта достигают высоты 100 м. Листья содержат эфирное масло, которое применяется в медицине и парфюмерии. Древесина эвкалипта прочная, в ней не заводятся жуки-точильщики и другие насекомые. Эвкалипты  – уникальные деревья, они огнестойкие. После пожара обгоревший ствол возвращается к жизни, и дерево продолжает жить. (Слайд3)

Нижний ярус образуют различные виды пальм, фикусы, лианы, древовидные  папоротники, по виду напоминающие папоротники минувших эпох.  (Слайд 4,5)

Животный мир влажных и переменно-влажных лесов более разнообразен. Австралия – родина сумчатых животных, их более 100 видов. В лесах обитает сумчатый медведь коала – любимец местных жителей. (Слайд 6) (Слайд 7 – видео о коале)

Австралия – родина кенгуру. Есть гигантские и карликовые кенгуру. В лесах обитают древесные кенгуру небольших размеров. Некоторые виды живут на деревьях и никогда не сходят на землю. (Слайд 8)

В лесах много поссумов – лазающих и летающих. Кускус – самый крупный представитель лазающих поссумов.

 (Слайд 9 –  кускус видео)

(Слайд 10 – поссум видео)

Особенность Австралии – наличие птиц- зверей. К ним относятся ехидна и утконос. Это примитивные млекопитающие, которые выводят детенышей из яиц и кормят их молоком как млекопитающие. (Слайд 11)

(Слайд 12 – ехидна видео)

(Слайд 13 – утконос видео)

Богат и своеобразен мир птиц. В лесах водится птица кукабарра, которая издает звук, напоминающий человеческий хохот. Лирохвост – птица с красивым лировидным оперением. Райские птицы с ярким оперением. Казуар – это самая крупная птица на Земле после страуса и по внешнему виду похожа на эту птицу. Весит около 50 кг и рост достигает 1,5 м - 2 м (Слайд14)

В лесах много попугаев: радужный лорикет, какаду, волнистые попугаи.(Сл. 15). Мы познакомились с органическим миром влажных и переменно-влажных лесов. Растител. и животный мир своеобразен, так как в данной природной зоне встречаются эндемичные представители (т.е. больше нигде не встречающиеся на земном шаре).(Сл. 16)

Саванны и редколесья Австралии.

Для этой природной зоны характерно преобладание травянистого покрова с отдельно стоящими деревьями и кустарниками. (Слайд 1)

В саванне выделяется два сезона: влажный период и сухой период. (Слайд 2)

В саваннах растут эвкалипты, «бутылочные деревья», в утолщенном стволе которого во влажный период накапливается влага, необходимая дереву в сухое время года. В саваннах растут акации, различные травы, казуарины – листья которых заменены длинными побегами, напоминающими иглы хвойных деревьев (такие веточки-иглы испаряют меньше воды).(Слайд 3)

Самым характерным представителем данной природной зоны является кенгуру. Это большие травоядные животные с длинным хвостом, длинными задними ногами и очень короткими передними. Они передвигаются быстро, прыжками. (Слайд4)

(Слайд 5 – кенгуру видео)

Характерными представителями саванн являются:

 страус эму – крупная нелетающая птица, ростом до 2 м.и весом около 60 кг, она бегает со скоростью 45км/ч.

попугаи,

 собака динго это очень хитрый зверь. За ночь может растерзать до несколько десятков овец. Собаки очень выносливы, быстро бегают. Ее завезли на материк очень давно. Встретив в Австралии удачные условия, собаки ушли от человека, одичали. От обычных домашних собак динго не отличается ни по строению, ни внешне. Единственное отличие: чистокровные динго не умеют лаять, они только рычат или воют.

 вомбат – по внешнему виду напоминают сурков.(Слайд 6)

(Слайд 7 – вомбат видео)

Растительный и животный мир зоны саванн и редколесий Австралии уникален и своеобразен. В данной природной зоне тоже встречаются эндемичные представители органического мира.

Тропические пустыни Австралии .

Тропические пустыни отличаются редкой растительностью, но пустыня не выглядит так безжизненно, как в Африке. (Слайд 1)

Во внутренних пустынных районах распространены заросли сухих кустарников, состоящих главным образом, из низкорослых колючих акаций и  эвкалиптов. Такие заросли называются скрэбом. (Слайд 2)

Пресмыкающиеся – характерные представители зоны пустынь. Здесь много различных ящериц и змей. В австралийских пустынях водится «колючий дьявол» или «ужасных молох». Это ящерица, у которой широко расставленные лапы, узкая голова в иглах, грозно задранный кверху шипастый хвост. Однако столь грозный вид скорее потешен – он не длиннее 12 сантиметров, и весит всего грамм 100, не больше. Опасен колючий дьявол разве что для муравьев – для них это настоящий монстр, страшнейший враг. На их беду ужасный колючий дьявол питается только муравьями, и может за ужином скушать их две с половиной тысячи – за один раз-то! Весь покрытый шипами, немного нелепый, как древние динозавры, колючий дьявол неповоротлив и малоподвижен. Медленно покачиваясь взад-вперед, растопырив лапы, передвигается он по пескам пустыни, но далеко не ходит – обычно жизнь его ограничена участком со стороною около 10 метров. (Слайд 3)

В тропических пустынях обитают страус эму и кенгуру. (Слайд 4)

Растительный и животный мир австралийских пустынь также своеобразен. В данной природной зоне также как и в зоне влажных и переменно-влажных лесов, саванн и редколесий встречаются эндемичные представители.

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники Австралии

Данная природная зона очень похожа на зону влажных и переменно-влажных лесов. (Слайд 1)

Растительность разнообразна, богата, пышна. Леса многоярусны. Эвкалипты образуют верхний ярус. Под этими великанами растут деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету: различные виды пальм, фикусы, древовидные папоротники. (Слайд 2)

Характерная особенность субтропических лесов – господство различных эвкалиптов, которых на материке насчитывается до 600 видов. На юго-западе встречаются эвкалиптовые леса. Они светлые, так как листья у них расположены ребром к свету, крона не затемняет почву. (Слайд 3)

Животный мир уникален и своеобразен. В основном, «лазающий» - коала, кускус, древесный кенгуру. (Слайд 4)

 Обитают ехидна, утконос, в лесах много птиц. (Слайд 5)

Растительный и животный мир зоны жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников своеобразен и уникален.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»

Урок  литературы по технологии  «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  в 6 классе по теме И.А. Бунин «Горбун»...

Использование технологии развития критического мышления по теме «Волонтёрское движение» в 9 классе

О волонтерском движении. Различные виды заданий для развития критического мышления учащихся....

Урок обобщения и систематизации знаний в технологии развития критического мышления по теме: "Кожа"

Предлагаю Вашему вниманию разработку обобщающего урока по теме: Кожа" в 8 классе, в режиме технологии РКМ....

Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»

Конспект урока информатики и ИКТ в 8  классе с использованием  технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет»  Тип урока: знакомства с нов...

Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»

Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...

Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»

Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...

Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»

Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»...