Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при изучении темы знания, умения, навыки;Способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости, смекалки, творческих способностей и воспитанию любви к русскому языку, воспитанию духа здорового соперничества и взаимоподдержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 7 классе
с использованием технологии развития критического мышления
по теме: «Наречие»
Учитель русского языка и литературы Гарифуллина Роза Ибрагимовна
Дата проведения:17.04.2015 г
Цель:
Обобщить и систематизировать учебную информацию по теме «Наречие»
Задачи:
Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при изучении темы знания, умения, навыки;
Способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости, смекалки, творческих способностей и воспитанию любви к русскому языку, воспитанию духа здорового соперничества и взаимоподдержки.
Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации материала
Технология: критическое мышление
Приемы технологии развития критического мышления: кластер, ЗУХ
Формы работы: индивидуальная, парная
Ход урока
«О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
И.С.Тургенев
Вступительное слово учителя.
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «Темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!
1.Актуализация знаний
- Почему я начала наш урок со стихотворения?
- Какие ключевые слова в этом тексте вы бы выделили?
- К какой части речи они относятся?
Если назвали наречие, то попросить их назвать.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Давайте повторим, что знаем о наречии.
Запишите это в своей таблице «ЗУХ» (Лист сопровождения)
|
|
|
Выявить то, что прописали в 1 графе таблицы, нацелить на работу.
I. Вызов
На доске закрепить ключевое слово – «Наречие»
Дать 5 учащимся составляющие кластера (чтобы смогли обдумать).
Второй ученик на доску составляет кластер с ключевым словом «Разряды»
(Кластер в виде корзинок, в которые нужно разложить словосочетания в зависимости от разряда наречий).
Остальные в это время пишут творческий диктант.
По лексическому значению определить слово и записать его.
1. Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине).
2. Лист бумаги, сложенный в четыре раза (вчетверо).
3. Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое).
4. Дежурные, убиравшие класс два раза (дважды).
5.Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно).
Проверяем теорию 1 кластер ( учащиеся по одному выходят и называют содержание блока) Это значение, вопросы, морфологические признаки, роль в предложении, степени сравнения (другого цвета блок)
I кластер
- Почему у нас этот блок выделен? (Надо дополнить)
1 ученик идет дополнять.
Проверяем кластер «Разряды»
- Все ли наречия на своем месте?
Вставать рано времени
Хорошо выспаться образа действия
Говорить быстро образа действия
Сделать назло цели
Очень старательно меры и степени
Поднять на смех цели
Выпалить сгоряча причины
Пишет сейчас времени
Находился внизу места
Подождать немного меры и степени
Находился вверху места
Не разобрался сослепу причины
Проверяем дополнения к I кластеру (объяснить, как образуются степени сравнения, с помощью каких слов и морфем).
Устно показать образование форм от слова высоко
II. Стадия осмысления содержания.
С теорией справились, закрепим ее на практике
На доске работал(а) (кто?), он(а) справилась(лся), а вам это задание посильно?
Задание
В приложении написаны наречия, определите их разряд.
Приехал издалека, свернул влево, говорить по-русски, разговаривать тихо, нигде не встретились, выступил блестяще.
Взаимопроверка (поставить друг другу + или – )
Из упражнения 251 дополните запись тремя своими примерами.
Задание
Морфологический разбор наречия в словосочетании двигаться вперед
Двигаться вперед
I. Наречие, обозначает признак действия;
II. Двигаться (куда) вперед, неизменяемое, наречие места;
III. В предложением является обстоятельством
Физкультминутка
Игра «Корректор»
Самостоятельная работа учащихся
Задание: исправить ошибки.
1.Он не куда не пошел.
2.Сестре было никогда.
3.Щенка негде не было видно.
4.Ему ниоткуда ждать помощи.
5.Сторона по видимому была глухая.
Проверить выполнение работы.
Работа в паре: собрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия.
Тише едешь, дальше будешь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Работа с фразеологизмами.
Замените фразеологизм наречием.
Спит как убитый – крепко.
Знать как свои пять пальцев – хорошо.
Кот наплакал – мало.
Ни свет ни заря – рано.
Самостоятельная работа.
Прочитайте сказку о Стрекозе и Муравье, найдите в ней фразеологизмы и подберите к ним синонимы.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зернами.
Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Ответ учащихся.
Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что и говорит о богатстве и красоте нашего языка.
Недаром И.С.Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Обратиться к ЗУХ
- Что вы узнали на уроке? Зафиксируйте во второй колонке таблицы.
- Что нам еще предстоит узнать? (Правописание наречий)
III. Рефлексия
Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Работать -
(может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)
В это время две пары выполняют задание.
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
5.Живите _______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Домашнее задание.
Учитель Сенцова Людмила Анатольевна
Открытый урок литературы в 9 классе
Тема: Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова
Цель:
Помочь учащимся целостно представить образ Хлестакова путем знакомства и анализа сцены встречи с городничим, сцены вранья;
Способствовать развитию умений критического анализа информации, созданию ситуации успеха;
Содействовать развитию монологической речи и воспитанию личностных качеств учащихся.
Тип урока: усвоение знаний, умений, навыков.
Технология: критическое мышление.
Приемы критического мышления: ролевое чтение, сопоставительная таблица, синквейн.
Формы работы: индивидуальная, парная
Ход урока
На доске
Он добрая душа, по своему мечтатель и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом повесы…
В.В.Набоков
Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца
Ю.Манн
- Как вы думаете, о ком сказал Набоков?
- Чем будем на уроке заниматься?
I. Вызов.
Актуализация знаний.
- С героями произведения мы уже знакомы. Каким известием потрясены все герои?
(«К нам едет ревизор!»)
- Кого больше беспокоит приезд ревизора и почему?
(Городничего, потому что он отвечает за порядок в городе, за все службы. И если там не все хорошо, главный спрос с него как с начальника.)
- Какие советы дает городничий своим подчиненным и в чем смысл этих советов?
Ролевое чтение (явление 1, действие 1, стр.32-33)
(Землянике – надеть чистые колпаки, надписать на латыни всякую болезнь, кто когда заболел, какого числа; Ляпкину-Тяпкину – «принять» арапник из здания суда и убрать гусей; Хлопову – предупредить учителей, чтоб не корчили рожи и не ломали стулья; квартальным вымести улицу. Все распоряжения направлены не на устранение недостатков, а исключительно на то, чтобы прикрыть дурное состояние дел, создать впечатление внешнего порядка).
- Приходилось ли вам наблюдать когда-нибудь подобные картины в нашей жизни?
- Почему Гоголь не сразу дает встречу Хлестакова и городничего?
(Предоставляет читателю узнать, что Хлестаков – не ревизор).
Постановка цели:
- Что же мы должны узнать на уроке?
II. Стадия осмысления содержания
(Будем говорить о Хлестакове)
Чтобы вам было проще дать характеристику, вы в течение всего урока составляете себе опорный конспект.
- Что вы знаете о Хлестакове?
Кто же он, что он собой представляет?
(Чтение монолога Осипа, ответ на вопрос).
-Какая реплика дает возможность принять его за ревизора?
« в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще кой-чего…». Завистливое внимание к содержимому чужих тарелок принято за прозорливую наблюдательность.
- Каким образом Хлестаков оправдывает свое требование обеда? Почему его просительный тон сменяется наглостью?
(Хлестаков утверждает, что он «не такого рода», как другие, намекая на какую-то свою избранность. Просительный поначалу тон его сменяется грубым, потому что он уже поел и нет угрозы остаться без обеда).
- Какое впечатление создается у окружающих Хлестакова героев?
(Чиновники от этого выглядят еще смешнее и глупее, потому что боятся «пустейшего» человека и пресмыкаются перед ним).
Просмотр фрагмента фильма
-Посмотрим, как происходит первая встреча городничего и Хлестакова.
- Запишите, как ведут себя оба действующих лица? Чего ждут от этой встречи?
(Оба – и городничий, и Хлестаков – ждут от этой встречи решения своей судьбы, каждый герой видит перед собой противника, облеченного властью и поддерживаемого законом)
|
| |
|
- О чем говорят ремарки 7 и начала 8 явления?
- Когда устанавливается взаимопонимание между героями?
(Когда городничий дал Хлестакову денег «взаймы». Каждый получил, что хотел: Хлестаков – денег, городничий - надежду, что его деятельность останется без нареканий и все ему сойдет с рук).
- Чтобы «разгадать» характер и намерения «ревизора», городничий повез его осматривать город и предложил комнату в своем доме.
Индивидуальное опережающее задание
- Сочинение-миниатюра «Что увидел Хлестаков во время осмотра города и как его принимали?».
- Доволен ли Хлестаков осмотром города? Почему?
(Доволен, удовлетворено его тщеславие и любопытство)
Фрагмент фильма (сцена вранья)
- Посмотрим, как ведет себя Хлестаков в доме городничего. Посмотрите фрагмент фильма и выделите главные ступеньки служебной лестницы и ступеньки светской славы (занятия, развлечения, стол, дом)
|
|
Назвать, то выписали.
- Автором каких произведений, по его словам, он является? О чем говорит этот набор?
(Хлестаков слышал имена авторов и названия произведений, но даже не знает, о чем там речь: в одном ряду оказываются и оперы, и проза и драматургия, и литературный журнал. Не стесняется присваивать себе произведения гениев).
- Что же дает Хлестакову возможность беспрепятственно подниматься по лестнице славы?
(Страх слушателей, верят каждому его слову).
- От чего кружится голова у городничего?
(От страха, что чиновник высокого ранга заглянул в уездный городок с ревизией, от того, что этот чиновник в его доме и, следовательно, невольно приближает городничего к высшим кругам).
- Какую оценку дают чиновники Хлестакову?
( «Вот оно, что значит человек!»)
Ну а теперь давайте подытожим. Какие главные характеристики можно назвать? (можно воспользоваться конспектом)
III. Рефлексия.
Составьте, пожалуйста, синквейн. Ключевое слово указано
Домашнее задание: ролевое чтение сцен (чиновники у ревизора)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта
В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются огромные возможности работы в ...
Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»
Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет» Тип урока: знакомства с нов...
Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»
Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...
Урок истории России 7 класс (с использованием технологии развития критического мышления)
Предлагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ). ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинт...
Проект урока алгебры в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления
Проект урока алгебры на тему: "Деление одночлена на одночлен" в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления (УМК Мордкович)...
Разработка урока по теме "Вирусы" для 9-11 классов с использованием Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Актуальность темы на сегодняшний день бесспорна. Для лучшего понимания и усвоения материала, детям нужно предоставить возможность самостоятельного осмысления и формулировки полученных знаний. Раб...
Разработка урока английского языка "Sports in Britain" (8 класс) с использованием технологии развития критического мышления
Разработка урока английского языка "Sports in Britain" (8 класс) с использованием технологии развития критического мышления...