Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Гарифуллина Роза Ибрагимовна

Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при изучении темы знания, умения, навыки;Способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости, смекалки, творческих способностей и воспитанию любви к русскому языку, воспитанию духа здорового соперничества и взаимоподдержки. 


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 7 классе

с использованием технологии развития критического мышления

по теме: «Наречие»

Учитель русского языка и литературы Гарифуллина Роза Ибрагимовна


Дата проведения:17.04.2015 г

Цель:

Обобщить и систематизировать учебную информацию по теме «Наречие»

Задачи:

Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при изучении темы знания, умения, навыки;

Способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости, смекалки, творческих способностей и воспитанию любви к русскому языку, воспитанию духа здорового соперничества и взаимоподдержки.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации материала

Технология: критическое мышление

Приемы технологии развития критического мышления: кластер, ЗУХ

Формы работы: индивидуальная, парная


Ход урока


«О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

И.С.Тургенев

Вступительное слово учителя.

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси – 

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло», 

И увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты: «Темно», 

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты, 

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,

Пред тобою сразу вся Россия!


1.Актуализация знаний

- Почему я начала наш урок со стихотворения?

- Какие ключевые слова в этом тексте вы бы выделили?

- К какой части речи они относятся?

Если назвали наречие, то попросить их назвать.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Давайте повторим, что знаем о наречии.


Запишите это в своей таблице «ЗУХ» (Лист сопровождения)


Знаю


Узнал на уроке


Хочу узнать






Выявить то, что прописали в 1 графе таблицы, нацелить на работу.

I. Вызов 

На доске закрепить ключевое слово – «Наречие»

Дать 5 учащимся составляющие кластера (чтобы смогли обдумать).

Второй ученик на доску составляет кластер с ключевым словом «Разряды»

(Кластер в виде корзинок, в которые нужно разложить словосочетания в зависимости от разряда наречий).


Остальные в это время пишут творческий диктант.

По лексическому значению определить слово и записать его.

1. Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине).

2. Лист бумаги, сложенный в четыре раза (вчетверо).

3. Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое).

4. Дежурные, убиравшие класс два раза (дважды).

5.Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно).

Проверяем теорию 1 кластер ( учащиеся по одному выходят и называют содержание блока) Это значение, вопросы, морфологические признаки, роль в предложении, степени сравнения (другого цвета блок)

I кластер


C:\Users\%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C\Desktop\Урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме_ «Наречие»_files\1_html_m79718b88.gif

- Почему у нас этот блок выделен? (Надо дополнить)

1 ученик идет дополнять.


Проверяем кластер «Разряды»




- Все ли наречия на своем месте?


Вставать рано времени

Хорошо выспаться образа действия

Говорить быстро образа действия

Сделать назло цели

Очень старательно меры и степени

Поднять на смех цели

Выпалить сгоряча причины

Пишет сейчас времени

Находился внизу места

Подождать немного меры и степени

Находился вверху места

Не разобрался сослепу причины


Проверяем дополнения к I кластеру (объяснить, как образуются степени сравнения, с помощью каких слов и морфем).

Устно показать образование форм от слова высоко

C:\Users\%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C\Desktop\Урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме_ «Наречие»_files\1_html_648b10d3.gif


II. Стадия осмысления содержания.

С теорией справились, закрепим ее на практике

На доске работал(а) (кто?), он(а) справилась(лся), а вам это задание посильно?


Задание

В приложении написаны наречия, определите их разряд.

Приехал издалека, свернул влево, говорить по-русски, разговаривать тихо, нигде не встретились, выступил блестяще. 

Взаимопроверка (поставить друг другу + или – )

Из упражнения 251 дополните запись тремя своими примерами.

Задание

Морфологический разбор наречия в словосочетании двигаться вперед


Двигаться вперед

I. Наречие, обозначает признак действия;

II. Двигаться (куда) вперед, неизменяемое, наречие места;

III. В предложением является обстоятельством


Физкультминутка


Игра «Корректор» 

Самостоятельная работа учащихся 

Задание: исправить ошибки.

1.Он не куда не пошел.

2.Сестре было никогда.

3.Щенка негде не было видно.

4.Ему ниоткуда ждать помощи.

5.Сторона по видимому была глухая.

Проверить выполнение работы.


Работа в паре: собрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия.

Тише едешь, дальше будешь.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Готовь сани летом, а телегу зимой.


Работа с фразеологизмами.

Замените фразеологизм наречием.

Спит как убитый – крепко.

Знать как свои пять пальцев – хорошо.

Кот наплакал – мало.

Ни свет ни заря – рано.

Самостоятельная работа.

Прочитайте сказку о Стрекозе и Муравье, найдите в ней фразеологизмы и подберите к ним синонимы.

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зернами.

Соседка Стрекоза к зиме не готовилась. 

Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

- Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!


Ответ учащихся.

Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что и говорит о богатстве и красоте нашего языка.

Недаром И.С.Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Обратиться к ЗУХ

- Что вы узнали на уроке? Зафиксируйте во второй колонке таблицы.

- Что нам еще предстоит узнать? (Правописание наречий)


III. Рефлексия 

Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.

Работать - 

(может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)

В это время две пары выполняют задание.


Составьте пожелание гостям с использованием наречий.

1.___________________ не болеть.

2.___________________ выглядеть.

3.___________________ улыбаться.

4.____________________ быть преданными своему делу.

5.Живите _______________.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.


Домашнее задание.


Учитель Сенцова Людмила Анатольевна

Открытый урок литературы в 9 классе 

Тема: Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова 

Цель:

Помочь учащимся целостно представить образ Хлестакова путем знакомства и анализа сцены встречи с городничим, сцены вранья;

Способствовать развитию умений критического анализа информации, созданию ситуации успеха;

Содействовать развитию монологической речи и воспитанию личностных качеств учащихся.

Тип урока: усвоение знаний, умений, навыков.

Технология: критическое мышление.

Приемы критического мышления: ролевое чтение, сопоставительная таблица, синквейн.

Формы работы: индивидуальная, парная

Ход урока


На доске

Он добрая душа, по своему мечтатель и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом повесы…

В.В.Набоков

Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца

Ю.Манн

- Как вы думаете, о ком сказал Набоков? 

- Чем будем на уроке заниматься?

I. Вызов.

Актуализация знаний.

- С героями произведения мы уже знакомы. Каким известием потрясены все герои?

(«К нам едет ревизор!»)

- Кого больше беспокоит приезд ревизора и почему?

(Городничего, потому что он отвечает за порядок в городе, за все службы. И если там не все хорошо, главный спрос с него как с начальника.)

- Какие советы дает городничий своим подчиненным и в чем смысл этих советов?

Ролевое чтение (явление 1, действие 1, стр.32-33)


(Землянике – надеть чистые колпаки, надписать на латыни всякую болезнь, кто когда заболел, какого числа; Ляпкину-Тяпкину – «принять» арапник из здания суда и убрать гусей; Хлопову – предупредить учителей, чтоб не корчили рожи и не ломали стулья; квартальным вымести улицу. Все распоряжения направлены не на устранение недостатков, а исключительно на то, чтобы прикрыть дурное состояние дел, создать впечатление внешнего порядка).

- Приходилось ли вам наблюдать когда-нибудь подобные картины в нашей жизни?

- Почему Гоголь не сразу дает встречу Хлестакова и городничего?

(Предоставляет читателю узнать, что Хлестаков – не ревизор).


Постановка цели:


- Что же мы должны узнать на уроке?

II. Стадия осмысления содержания

(Будем говорить о Хлестакове)

Чтобы вам было проще дать характеристику, вы в течение всего урока составляете себе опорный конспект.

- Что вы знаете о Хлестакове?

Кто же он, что он собой представляет?

(Чтение монолога Осипа, ответ на вопрос).

-Какая реплика дает возможность принять его за ревизора?

« в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще кой-чего…». Завистливое внимание к содержимому чужих тарелок принято за прозорливую наблюдательность.

- Каким образом Хлестаков оправдывает свое требование обеда? Почему его просительный тон сменяется наглостью?

(Хлестаков утверждает, что он «не такого рода», как другие, намекая на какую-то свою избранность. Просительный поначалу тон его сменяется грубым, потому что он уже поел и нет угрозы остаться без обеда).

- Какое впечатление создается у окружающих Хлестакова героев?

(Чиновники от этого выглядят еще смешнее и глупее, потому что боятся «пустейшего» человека и пресмыкаются перед ним).

Просмотр фрагмента фильма

-Посмотрим, как происходит первая встреча городничего и Хлестакова.

- Запишите, как ведут себя оба действующих лица? Чего ждут от этой встречи?

(Оба – и городничий, и Хлестаков – ждут от этой встречи решения своей судьбы, каждый герой видит перед собой противника, облеченного властью и поддерживаемого законом)
C:\Users\%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C\Desktop\Урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме_ «Наречие»_files\1_html_6228344a.gifC:\Users\%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C\Desktop\Урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме_ «Наречие»_files\1_html_47e39f0b.gifC:\Users\%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C\Desktop\Урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме_ «Наречие»_files\1_html_m2f17273.gif



Хлестаков


Городничий


Поведение героя, состояние, речь 





- О чем говорят ремарки 7 и начала 8 явления?

- Когда устанавливается взаимопонимание между героями?

(Когда городничий дал Хлестакову денег «взаймы». Каждый получил, что хотел: Хлестаков – денег, городничий - надежду, что его деятельность останется без нареканий и все ему сойдет с рук).

- Чтобы «разгадать» характер и намерения «ревизора», городничий повез его осматривать город и предложил комнату в своем доме.

Индивидуальное опережающее задание 

- Сочинение-миниатюра «Что увидел Хлестаков во время осмотра города и как его принимали?».

- Доволен ли Хлестаков осмотром города? Почему?

(Доволен, удовлетворено его тщеславие и любопытство)

Фрагмент фильма (сцена вранья)

- Посмотрим, как ведет себя Хлестаков в доме городничего. Посмотрите фрагмент фильма и выделите главные ступеньки служебной лестницы и ступеньки светской славы (занятия, развлечения, стол, дом)


Ступеньки служебной лестницы


Ступеньки светской славы





Назвать, то выписали.

- Автором каких произведений, по его словам, он является? О чем говорит этот набор? 

(Хлестаков слышал имена авторов и названия произведений, но даже не знает, о чем там речь: в одном ряду оказываются и оперы, и проза и драматургия, и литературный журнал. Не стесняется присваивать себе произведения гениев).

- Что же дает Хлестакову возможность беспрепятственно подниматься по лестнице славы? 

(Страх слушателей, верят каждому его слову).

- От чего кружится голова у городничего?

(От страха, что чиновник высокого ранга заглянул в уездный городок с ревизией, от того, что этот чиновник в его доме и, следовательно, невольно приближает городничего к высшим кругам).

- Какую оценку дают чиновники Хлестакову?

( «Вот оно, что значит человек!»)

Ну а теперь давайте подытожим. Какие главные характеристики можно назвать? (можно воспользоваться конспектом)

III. Рефлексия.

Составьте, пожалуйста, синквейн. Ключевое слово указано


Домашнее задание: ролевое чтение сцен (чиновники у ревизора)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»

Конспект урока информатики и ИКТ в 8  классе с использованием  технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет»  Тип урока: знакомства с нов...

Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»

Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...

Урок истории России 7 класс (с использованием технологии развития критического мышления)

Предлагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ).  ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинт...

Проект урока алгебры в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления

Проект урока алгебры на тему: "Деление одночлена на одночлен" в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления (УМК Мордкович)...

Разработка урока по теме "Вирусы" для 9-11 классов с использованием Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Актуальность темы на сегодняшний день бесспорна. Для лучшего понимания и усвоения материала, детям нужно предоставить возможность самостоятельного осмысления и формулировки полученных знаний. Раб...

Разработка урока английского языка "Sports in Britain" (8 класс) с использованием технологии развития критического мышления

Разработка урока английского языка "Sports in Britain" (8 класс) с использованием технологии развития критического мышления...