Структура урока в технологии развития критического мышления на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

В данной статье представлены материалы организации уроков русского языка с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления. Представлен конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_publikaciyu.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока в технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Знание только тогда знание,

 когда оно обретено усилиями своей мысли,

 а не памятью».

                                                                                                       Л.Н.Толстой.

В наше быстро меняющееся время,  с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.      

         

. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.  В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования.

Работая с детьми среднего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

        Для развития КМ необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К  Меридитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

        

        Признаки критического мышления:

Критическое мышление – есть мышление самостоятельное.

Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем которые нужно решить.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

         

            Структура урока ТРКМ

Технология  «Развитие  критического  мышления  через   чтение   и   письмо» относится к   типу   рамочных.

Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов:  

 стадии    вызова,    смысловой     стадии   и   стадии          рефлексии.
Такая     структура   урока,   по   мнению   психологов,    соответствует этапам человеческого   восприятия:  сначала  надо   настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем  познакомиться   с   новой   информацией, потом подумать,   для   чего  тебе  понадобятся  полученные  знания,  и   как   ты  их сможешь применить.
Это современная "надпредметная" технология.

Базовая модель технологии КМ предлагает 3 стадии:

     Вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме,  делать прогнозы по содержанию предстоящей информации);

     Смысловой этап (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте, со своими собственными идеями);

     Рефлексия (интерпретация обретённых идей и информации собственными словами).

1.Стадия вызова.

Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

2. Стадия осмысления.

Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

3. Стадия рефлексии.

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Из опыта работы.

Урок – исследование в 5 классе.

Тема урока: «Понятие о синонимах».

Технологическая карта урока

1. Стадия вызова

2. Стадия осмысления.

3. Стадия рефлексии.

Парная мозговая атака.

Заполнение таблицы.

Дальнейшее целеполагание.

  1. Стадия вызова. Парная мозговая атака.

Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают  по теме. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией. Предлагаю примерный сценарий обсуждения в парах:

-Синонимы – это…

-Синонимы должны быть…

-Синонимы различаются…

2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы.

Учащимся предлагается составить в тетради таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Цель её – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.

В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).

В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.

Затем учащиеся читают  текст «Понятие о синонимах» (я заранее распечатываю в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

У этой формы работы есть ещё один резерв – это третья часть  таблицы. В ней учащиеся записывают выводы(Приложение №1)

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и что нам осталось узнать

Синонимы – это слова с близким значением.


Синонимы должны быть одной части речи, например, неприятель - враг.


Различаются оттенками значения или стилистической окраской, или тем и другим одновременно.

Что такое контекстные синонимы?


Какие различия они имеют с нейтральными синонимами?




Выделим основные правила работы с приёмом ЗХУ:

  1. Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу. Запишите эти сведения в первой графе таблицы;
  2. Поставьте вопросы к изучаемой теме до её изучения;
  3. Познакомьтесь с текстом.
  4. Ответьте на вопросы, которые сами поставили,  запишите свои ответы в третью графу таблицы;

3.Стадия рефлексии.

Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи, цели.

Урок по теме  «Буквы ы, и после приставок»

Тема:        Буквы ы, и после приставок. (первый из двух)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в кластер, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Образовательные: находить слова с орфограммой­буквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.

Воспитательные: развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Психологический настрой.


II. Вызов


































3.Осмысление
































                                         4.Рефлексия









Домашнее задание

Запись на доске

Искать, отыграть, поискать, играть, доиграть, разыскать.

1. Прием  «Корзина идей»

-прочитайте внимательно слова, на основе сравнения сгруппируйте их по определенным признакам. (индивидуально15 секунд, в паре 15 секунд)

-ваши идеи и аргументы….

Играть                            отыграть                                      доиграть

Искать                             разыскать                                   поискать

-выделим графически морфемы в словах

-Написания каких слов вызывает у вас сомнение  или настораживает?

-Почему?

-Попробуйте сформулировать тему урока

Буква Ы и И  в корне после приставок

Прием «Знаю-  хочу узнать-  узнал»

-Опираясь на тему урока , сформулируйте цель, к которой вы будете стремиться.

Цель: познакомиться с правилом написания букв ы  и  в корне после приставок

(тему мы узнали, поставили ля себя цель, а как мы ее реализуем, узнаем в конце урока)

        

-Давайте вернемся к интересующим нас словам

Играть                            отыграть                                      доиграть

Искать                             разыскать                                   поискать


-Произнесите слова вслух. Как изменяются их корни? После каких приставок происходят эти изменения?

(после приставок на согласный гласная буква и в корне заменяется на ы)


-Теперь обратимся  к статье учебника  стр.277 первый абзац и сравним наши выводы с выводами данной статьи

-Подтверждаются ли наши суждения правилом?

Составление кластера в ходе работы над темой

Упражнение 93

Усложняю задачу  

(раздаточный материал)

Слова

Приставки



раз-

под-

без-

сверх-


меж-

Играть

-

-




Интересный



-

-


Инициативный



-

-


- Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.

(От слов в таблице надо образовать однокоренные слова с помощью обозначенных приставок.  Есть условие : прежде чем выполнить задание , познакомьтесь  с остальной частью статьи.          Проверка

-Ребята, обратите внимание на слово инициативный    Какую лексическую нагрузку оно несет?   Составьте предложение с этим словом

Закончим работу над кластером  (  Сверх-     Меж-, изымать)

Изымать от древнерусского глагола  имать        - брать

-А теперь давайте обобщим нашу работу.  Расскажите правило правописания ы  и в корне после приставок

– Найдите «третье лишнее»:


а) 1) раз…скать, 2) по…скать, 3) от…скать;


б) 1) раз…грать, 2) об…грать, 3) про…грать.


А теперь давайте вернемся  к началу урока, используя опорные слова

-Какова тема урока?– Назовите ключевые слова темы. (Приставка,


согласный, буквы ы, и, приставка сверх­.)


-Что мы хотели сегодня узнать?

-Что узнали?


3 уровня сложности

1ур. Упр95

2 ур.упр.97

3 ур. Лингвистическая миниатюра с использованием изученных орфограмм


        Закончите предложение

1. Сегодня на уроке я научился …

2. Лучше всех на уроке работал(а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу похвалить себя за …

5. Своей работой на уроке я …

6. Урок сегодня был …




Познавательные УУД


2. Перерабатывать и преобразовывать

информацию из одного вида в другой


(текст- кластер).


3. Анализировать, сравнивать,


устанавливать сходства и различия,


группировать.



        





Регулятивные УУД


1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.


2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Регулятивные УУД


1. Искать пути решения проблемы.


2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.




Познавательные УУД


1. Выделять главное.


2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.


3. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.







Познавательные УУД


1. Перерабатывать и преобразовывать


информацию из одного вида в другой


(текст в модель- кластер).












Коммуникативные УУД


1. Строить связное монологическое высказывание.


2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.




        Регулятивные УУД


1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.


2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.





Результаты учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе

 -использование методов и приемовТРКМ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, а именно:

умению  ставить вопросы; умениею  выделить главное; умению  делать сравнение;

умению  устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;

умению  видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

К анализу  применения ТРКМ хочу причислить мнения учеников 5 класса:

… «мне нравится работать в группах и в парах, люблю писать синквейны..»,          

«мне нравится , когда мы работаем в группах, потому что новое лучше усваивается..» ,

 «Я люблю ходить на уроки русского языка. Очень интересно работать с разными методами. У меня получается делать кластеры, составлять ряды ассоциаций. Можно больше работать в парах.»

 «Когда мы сдвигаем парты и садимся вокруг стола, я не боюсь делать ошибки: мне помогают ребята.»

«…люблю писать синквейны, у меня здорово получается, а еще люблю читать их вслух»

 «мне трудно работать с таблицей ЗХУ, потому что сложно записать свою мысль»

 «не получается подобрать слова для синквейна»

Эти высказывания ребят для меня очень ценны. Они заставляют задумываться над своей деятельностью, находить плюсы и минусы ,исправлять ошибки ,а лучше не допускать их.

Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать своё мнение.  Наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией, высказать своё мнение и выслушать мнение других.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает учителю управлять формированием не только интеллектуальных умений и навыков, но и творческих способностей.

Ценность технологии развития критического мышления, её применения на уроках русского языка и литературы очевидны. Использование технологии формирует навыки направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма, развивает критическое мышление. Поскольку тексту в данной технологии отводится приоритетная роль , чтение и письмо понимаются как взаимосвязанные процессы, способствующие организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения её с личным опытом.

Методы КМ с одной стороны позволяют работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.

ТРКМ

Яркая, творческая.

Формирует, совершенствует, развивает.

Познание начинается с удивления. (Аристотель).

Технология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в  10 классе показывается использование данной технологии....

«ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Изменение масштабов событий , происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв , стремитель...

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье автор описывыет основные методы и приемы технологии развития критического мышления и рассказывает о том, как можно их применять на уроках русского языка....

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...