«ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
статья по технологии по теме

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Изменение масштабов событий , происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв , стремительное наращивание информации говорят о том, что в 21 веке будут нужны новые знания.

Целью опытно-экспериментальной работы является исследование ТРКМЧП как средство развития мыслительной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trkmchp.doc311.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр  образования «Каразей»

Описание педагогического опыта

«ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

преподавателя  русского языка и литературы

Шаровой Т.Г.

        

С. Каразей, 2012  год

                                                                                                                     Всё наше    достоинство – в способности мыслить.

  Только мысль возносит нас, а не пространство и время,

  в которых мы ничто.

                                                             Постараемся же мыслить достойно – в этом основа  

                                                             нравственности.  

                                                                                                              Б. Паскаль.                

  Введение

Актуальность темы.

 

Ученые  отмечают, что в наше быстро меняющееся время,  с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.      

         Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже.

        Уровень развития познавательной и поисковой деятельности учащихся   недостаточен  для   осмысленного   усвоения   программ общеобразовательной школы, учащиеся не могут размышлять о новой информации и интегрировать ее с предыдущими знаниями и представлениями, они не умеют  участвовать в содержательных беседах, излагать свои идеи собственными словами и осваивать новый словарь.  А также  недостаточная включенность родителей в школьную жизнь ребенка, что влечет за собой определенные сложности в становлении личности ребенка.

      Ориентация традиционной системы обучения на среднего ученика, где формальные вопросы лишают учащихся возможности разговаривать, а значит, возможности развивать способность выражать собственные мысли - все это не способствует формированию мотива успешного учения, стремления к получению качественных знаний, развитию личности обучающегося.

      Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен  в технологии образовательного процесса. Изменение масштабов событий, происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв, стремительное наращивание информации говорят о том, что в ХХI веке будут нужны новые знания и понимание.

     Получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.  В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования.

    Ещё лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

Работая с детьми среднего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

     Объектом  исследования является учебно-воспитательный процесс преподавания русского языка и литературы

     Предметом исследования стало использование методов и приёмов ТРКМ при изучении предмета как средство развития мыслительной деятельности учащихся.

    Что принципиально нового несет технология  критического мышления?

    Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. В данной работе даны рекомендации по использованию некоторых методических приемов, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках.

     Целью опытно – экспериментальной работы является исследование эффективности применения Технологии развития критического мышления как средство  развития  мыслительной деятельности учащихся.

        Основными  задачами представленной работы являются:

     выявить особенности, цели, задачи, методы и приемы «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии;

    обосновать возможность применения технологии «Развития критического мышления» в процессе преподавания .

     После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинута  гипотеза: если использовать методы и приёмы  ТРКМ, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:

  1. умение ставить вопросы;
  1. умение выделить главное;
  1. умение делать сравнение;
  1. умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
  1. умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
  2. способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

1. Что такое критическое мышление

По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок:

Критика- изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков.                                                                                                                                                                                                                                                                           С.И.Ожегов

    Критическое мышление - это  самостоятельное мышление, начинающееся с постановки вопроса.Это умение обобщать, сравнивать, анализировать и сопоставлять.

      Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

     Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя,

          Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или   критику,  а  разумное  рассмотрение  разнообразия  подходов.  КМ – это способность  ставить  новые  вопросы  и  анализировать  информацию  с  тем, чтобы   применить   полученные   результаты,   как  к  стандартным,   так     и нестандартным   ситуациям.  Для  людей,  мыслящих  критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.

        Чтобы хорошо управляться с информацией, надо владеть практическими мыслительными   навыками,   формирование  которых  может  происходить в специальной  технологии  обучения  через  базовую  модель учебного занятия, специфические методические приёмы и модельные уроки.

        Важно помнить, что КМ не формируется в результате передачи рецептов. КМ     предусматривает    набор   ряда   учебных   условий.  

        Мы должны давать не готовые знания ребёнку, а  развивать способность самому находить истину.

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладевать ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего,  к ребёнку, к его индивидуальности.

 

        Для развития КМ необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К  Меридитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

         Речь  идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы,  а   о   вдумчивом,   продуктивном   чтении,   в    процессе      которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

        Признаки критического мышления:

Критическое мышление – есть мышление самостоятельное.

Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем которые нужно решить.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критическое мышление – есть мышление социальное (всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими).

Образовательная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (учебные и научно-популярные тексты, лекции учителя, видеофильмы, электронные образовательные ресурсы и др.), позволяет развивать критическое мышление школьников.

Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности.  Таким образом, технология критического мышления – один из способов превратить учение  в личностно ориентированное

        Таким образом, возникают следующие противоречия:

     Между традиционным обучением и созданием условий для развития личностного роста ученика.

    Между усовершенствованными  учебно-методическими  комплектами и не способностью  формировать у учеников самостоятельность мышления.

    Содержательность учебных пособий и неготовность их к подачи информации, востребованной учащимися.

         

            Структура урока ТРКМ

Технология  «Развитие  критического  мышления  через   чтение   и   письмо» относится к   типу   рамочных.

Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов:  

 стадии    вызова,    смысловой     стадии   и   стадии          рефлексии.
Такая     структура   урока,   по   мнению   психологов,    соответствует этапам человеческого   восприятия:  сначала  надо   настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем  познакомиться   с   новой   информацией, потом подумать,   для   чего  тебе  понадобятся  полученные  знания,  и   как   ты  их сможешь применить.
Это современная "надпредметная" технология. Она решает задачи:

   образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,

   культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

   информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

               социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

     3. Характеристика стадий (этапов) данной технологии.

                                                                                                                   Приложение№ 1

Базовая модель технологии КМ предлагает 3 стадии:

     Вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме,  делать прогнозы по содержанию предстоящей информации);

     Смысловой этап (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте, со своими собственными идеями);

     Рефлексия (интерпретация обретённых идей и информации собственными словами).

Стадия вызова.

Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.

Деятельность учителя. Задачи данной фазы.

Деятельность учащихся.

Возможные приёмы и методы.

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить  ответ.

Составление списка «известной информации», рассказ:

-предположение по ключевым словам;

-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.


Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

2. Стадия осмысления.

Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

Сохранение интереса  к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

-маркировка с использованием значков

         

(по мере чтения ставятся на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

3. Стадия рефлексии.

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных ответов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);

-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Из опыта работы.

Урок – исследование в 5 классе.

Тема урока: «Понятие о синонимах».

Технологическая карта урока

1. Стадия вызова

2. Стадия осмысления.

3. Стадия рефлексии.

Парная мозговая атака.

Заполнение таблицы.

Дальнейшее целеполагание.

  1. Стадия вызова. Парная мозговая атака.

Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают  по теме. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией. Предлагаю примерный сценарий обсуждения в парах:

-Синонимы – это…

-Синонимы должны быть…

-Синонимы различаются…

2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы.

Учащимся предлагается составить в тетради таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Цель её – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.

В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).

В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.

Затем учащиеся читают  текст «Понятие о синонимах» (я заранее распечатываю в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

У этой формы работы есть ещё один резерв – это третья часть  таблицы. В ней учащиеся записывают выводы(Приложение №1)

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и что нам осталось узнать

Синонимы – это слова с близким значением.


Синонимы должны быть одной части речи, например, неприятель - враг.


Различаются оттенками значения или стилистической окраской, или тем и другим одновременно.

Что такое контекстные синонимы?


Какие различия они имеют с нейтральными синонимами?




Выделим основные правила работы с приёмом ЗХУ:

  1. Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу. Запишите эти сведения в первой графе таблицы;
  2. Поставьте вопросы к изучаемой теме до её изучения;
  3. Познакомьтесь с текстом.
  4. Ответьте на вопросы, которые сами поставили,  запишите свои ответы в третью графу таблицы;

  1. Стадия рефлексии.
  2. . Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи, цели.

   

        Приложение №2

                     Приемы ТРКМ                                                  

      При использовании ТРКМ в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы

 ассоциативный ряд;

 опорный конспект;

 ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

 мозговая атака;

 групповая дискуссия;

 чтение с остановками и Вопросы Блума;

 кластеры;

 синквейн;

  эссе;

 ключевые термины;

 перепутанные логические цепочки;

  лингвистические карты;

 исследование текста;

 работа с тестами;

 нетрадиционные формы домашнего задания.

      Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

      Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и

знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по

обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 

Из опыта работы

. Ставлю перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных

согласных по глухости-звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к-)

 Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

мороз

снег

снежки

холод

-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Прием «Составление кластера»

 Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.

Из опыта работы:

  Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи.

     Прием «Пометки на полях»

 

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,

известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже

известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник

информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик

ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с

прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с

имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения

задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки

маркировочных знаков;

В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.

Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Из опыта работы

 Даю на листочках   текст. Инструкция перед глазами.

 Имя  существительное -  это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?    или   что? V

   Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  рода. V       Имена   существительные  изменяются  по  числам  и  падежам. ? В  русском  языке  шесть  падежей:  именительный,  родительный,  дательный,  винительный,  творительный,  предложный. +

       Изменение   окончаний  имён  существительных  по  вопросам  называется  изменением  по падежам, или склонение. Есть  имена  существительные, которые  не  склоняются: пальто,  метро, радио,  кино,  шоссе. Существительные  бывают   1,  2  и  3-го  склонения. Во множественном  числе существительные  не  различаются  по  склонениям +

     Существительные  в  именительном  падеже  являются  в  предложении   подлежащим. V Имена  существительные  в  винительном  падеже бывает  в  предложении  второстепенным  членом. +

      Приём«Верные – неверные утверждения»

     Использую на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.  Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

  На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

6 класс   Тема «Местоимение».

  1. Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной. 
  2. В предложении  местоимения бывают только подлежащим. 
  3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим 
  4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица. 
  5. Местоимения изменяются по падежам и числам. 
  6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

        

5 класс

 «Верные – неверные утверждения»

    Постановка проблемы:

   - Разберите предложения   по членам предложения и сравните их.

На лугу распустились цветы.. На лугу распустились одуванчики, лютики и незабудки.- Что интересного заметили? ( Три подлежащих)

- одуванчики, лютики и незабудки - однородные члены предложения

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными. Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными.

1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что?

3. Однородные члены предложения относятся к  одному и тому же слову.

4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения.

5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

6. Однородными могут быть главные члены предложения.

На стадии рефлексии учитель вновь возвращается к утверждениям, и тогда обучающиеся уже точно, в соответствии с правилом, выбирают «верные утверждения»

      Пример приёма «Учебный мозговой штурм»

5 класс

Даны слова:

цирк                                  синицы                        акация

циркуль                            скворцы                       секция

цифра                                птенцы                        станция

Постановка проблемы:

-Произнесите слова вслух  и скажите,  какой звук мы слышим после звука [ц]? ([ы])  

-Какими буквами он обозначен? (И, Ы)

-Как вы думаете в каких случаях после Ц мы пишем И, а в каких Ы?

Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют свои предположения.

5 класс

Пример приёма «Знаю – хочу узнать – узнал»

Учитель:

-Сегодня тема нашего урока «Написание букв о, ё после шипящих в корне  слова».

- Что по этой теме вам уже знакомо? Заполните первую колонку таблицы.

(Работа в парах)

Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж],  [ш],  [ч], [щ]

2. Корень слова

Постановка проблемы:

- Обрати внимание на обозначение  звука [о] после шипящих в корнях слов:

,орный,] - чёрный

[шорты] - шорты

[шолк] - шёлк

[крыжовн, ик] – крыжовник

[жолтый,] – жёлтый

- Можно ли сказать, что звук [о] после шипящих записывается всегда одной и той же буквой? (Нет, в одних случаях после шипящих мы пишем о, а в других ё)

- Заполните вторую колонку таблицы, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

 Примерный результат работы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Шипящие звуки [ж],  [ш],  [ч], [щ]

2. Корень слова

Когда после шипящих пишется о, а когда ё

Учитель:

- Понаблюдай и определи закономерность выбора букв о, ё

чёрный – чернеть                            шов

жёлтый – желтеть                           обжора

шёл – вышел                                    крыжовник

жёлуди – желудей                           шофёр

Дети высказывают свои предположения, затем знакомятся с правилом в учебнике.

На стадии рефлексии учитель предлагает заполнить третью колонку таблицы.

Примеры приёма «Синквейн»

             Солдат

           Смелый, выносливый.  

            Защищает, охраняет, служит.

           Он бережёт родную Землю.

             Воин.

5

        Примеры приёма «Круги Вена»

Тема. Состав слова

Задание: сравнить приставку и суффикс.

Примерный результат работы:

Часть

Приставка         слова;             Суффикс

стоит             образует            стоит

перед               новые              после

корнем              слова              корня

6 класс

        

        Примеры приёма «Сбор ассоциаций»

                                                           Дети

              взаимопомощь                               войны             Пришвин

                   дружба             

        Настя

             клюква        

         Митраша

Блудово болото        

            Ель и сосна        тайна

Приём используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом .

Примеры:

Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней и т.д.)

Праздник (подарки, смех, веселье, игры, танцы, шары, выходной и т.д.)

     

Работа с текстом

                                                                                                            Приложение №3

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.

Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:

- выбор текстов;

- составление плана анализа текста;

- предварительная работа с произведением;

- создание творческих групп;

- дифференцированное распределение отрывков;

- исследование художественного текста;

- подготовка группы к «защите» исследования;

- представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

- лингвистический анализ отрывка;

- обсуждение анализов, проведённых группами;

- подведение итогов урока;

- оценивание работы учащихся;

- объяснение домашнего задания.

     

          Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ. На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста (нескольких текстов) «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком необходимо познакомить учащихся с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.

     Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы? Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. Небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.

     Для развития речи учащихся я использую также сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. После выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома.

      Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа необходимо подбирать небольшие по объёму тексты с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст. Этот вид работы не требует много времени, а ученики привыкают работать с текстом, что очень помогает при написании изложения: учащиеся уже при первом прочтении пробуют определить тему, выявить изобразительные средства, языковые особенности текста, эмоционально окрашенные слова, вид связи, тип речи. Анализ текста, как и любой анализ, способствует развитию критического мышления. Учащиеся, работая с образцами высокохудожественной литературы, не только знакомятся с миром большой, но нехрестоматийной литературы, но и сами учатся создавать художественные тексты. Это очень важно при написании сочинения - самого трудного вида работы по развитию речи, ведь именно на это - письменное или устное изложение своих мыслей, и направлена вся работа по развитию речи учащихся. Владение языком - главное, чему стоит учиться в жизни, и в школах любой страны родной язык - самый важный предмет.

     Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

       Типы домашнего задания:

- творческая работа;

- лингвистическое исследование текста;

- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

- рисование обложек к литературным произведениям;

- художественное чтение;

- инсценировка художественного произведения;

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- подготовка словарных диктантов;

- составление конспекта, опорных таблиц.

        Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

 

 

Для оценивания результативности использования ТРКМ в 6 классе были разработаны критерии:

Определение активного словарного запаса учащихся

Исследование интеллектуальных способностей

Творческая активность учащихся

Навыки работы с текстом

                    Определение активного словарного запаса учащихся

Результаты пополнения словарного запаса  учащихся 6 класса в сравнении с 5 классом   на основе  использования приемов критического мышления.

        Приложение №4

Вывод:

Работа с учащимися по технологии критического мышления позволяет качественно пополнить их лексический запас, а, следовательно, развить  коммуникативные навыки в целом.

Исследование интеллектуальных способностей

                                                                                                         Приложение №5

В ходе работы подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики

Проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся. Для этого использовалась методика Замбицявичене Э.Ф. (Приложение)

Изучалось:
o умение исключать лишнее;
o словесно – логическое мышление;
o умение обобщать;
o умение анализировать.

Общий уровень развития мышления определялся в баллах:
высокий- 75-100 баллов;
возрастная норма-65-74 баллов;
приближен к норме- 50-64 баллов;
низкий- 30-49 баллов.

Результаты исследования учащихся сведены в таблицу:

Уровень развития

Конец года(5кл.)

3 четверть (6кл.)

Высокий

Норма

Близкий к норме

Низкий

Результаты исследования, хотя еще и незначительные, показывают, что использование технологии развития критического мышления:

- развивает мыслительную деятельность учащихся;
- формирует умение аргументированно высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Методы и приёмы технологии способствуют:
- лучшему запоминанию изученного материала;
- активизируют деятельность учащихся на уроке;
- формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.


Анализ результатов стартовой диагностики учащихся 6 класса:

Обучение русскому языку и литературе в  классе ежегодно начинается со стартовой диагностики умений и навыков, полученных учащимися. Для более глубоких и прочных знаний учащимся необходимо иметь базовые навыки чтения и понимания текста. Уровень этих базовых знаний определяется с помощью диагностики. За основу приняты измерения следующих показателей:

  1. Понимание текста.
  2. Анализ
  3. Создание собственных текстов.


   
Понимание текста, анализ

.а)Умение ставить вопрос

Допустимый уровень – умение ставить разные типы вопросов.                31%
Средний уровень – умение ставить простые вопросы и обобщающие.     42%
Низкий уровень – умение ставить только простые вопросы.                     26%

Приемы:ЗХУ; «толстые и тонкие вопросы»

2. Умение работать с информацией

Допустимый уровень – умение систематизировать информацию до знакомства с основным источником, умение работать с новой информацией самостоятельно.      30%
Средний уровень – те же умения, но с помощью группы учащихся.         45%
Низкий уровень – не сформированы данные умения.                                   25%

Приемы: «Составление кластера», «Маркировка текста» ,составление простого и цитатного плана

Создание собственных текстов

Сочинения- миниатюры, синквейны, сказки, поэтические произведения п

Динамика роста творческой активности учащихся за два года

Ф.И.О.

КЛАСС

конкурс

уровень

Галыгина Д.

5

2011

 «Одаренные дети»

муниципальный

призер

Ермоленко С

5

2011

«Живое слово» районного форума «Одаренные дети»

муниципальный

победитель

БорисовД.

Ермоленко С.

5

2011

НПК «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

школьный

победитель

Порфирьев А.

6

2011г

Конкурс сочинений .Экологическая сказка о Байкале»

региональный

.(отмечена как наиболее интересная работа)

Лях Н.

6

2011

Конкурс сочинений

«Байконур-Земля-Вселенная»

всероссийский

участие

8 учащихся

5

2010

 «Медвежонок»

всероссийский

участие

5учащихся


6

2011

«Медвежонок»

всероссийский

участие

6 учащихся

6

 «Почитай-ка» конкурс на грамотность чтения

международный

участие

Шагаева Н.

10

Конкурс «Если бы я был президентом..»

региональный

участие

4учащихся

6-9

Конкурс чтецов о Байкале

школьный

Победители,

призеры

Вывод

К сожалению, в школе нет параллельных классов, чтобы провести сравнительный анализ творческой активности обучающихся, но рост положительной динамики можно проследить по данной таблице.

Выводы

 

С целью изучения эффективности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо был проведён мониторинг  определения уровня активного словарного запаса ,уровня интеллектуальных способностей, творческой активности и навыков работы с текстом .

Результаты учебных достижений учащихся

по русскому языку и литературе

 -использование методов и приемовТРКМ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, а именно:

  1. умению  ставить вопросы;
  1. умениею  выделить главное;
  1. умению  делать сравнение;
  1. умению  устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
  1. умению  видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
  2. способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

К результатам применения ТРКМ хочу причислить мнения учеников 6 класса:

… «мне нравится работать в группах и в парах, люблю писать синквейны..»,          

«мне нравится , когда мы работаем в группах, потому что новое лучше усваивается..» ,

 «Я люблю ходить на уроки русского языка. Очень интересно работать с разными методами. У меня получается делать кластеры, составлять ряды ассоциаций. Можно больше работать в парах.»

 «Когда мы сдвигаем парты и садимся вокруг стола, я не боюсь делать ошибки: мне помогают ребята.»

«…люблю писать синквейны, у меня здорово получается, а еще люблю читать их вслух»

 «мне трудно работать с таблицей ЗХУ, потому что сложно записать свою мысль»

 «не получается подобрать слова для синквейна»

Эти высказывания ребят для меня очень ценны. Они заставляют задумываться над своей деятельностью, находить плюсы и минусы ,исправлять ошибки ,а лучше не допускать их.

Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать своё мнение.  Наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией, высказать своё мнение и выслушать мнение других.

О результативности применения данной технологии свидетельствует анализ результатов  интеллектуальных и творческих конкурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает учителю управлять формированием не только интеллектуальных умений и навыков, но и творческих способностей.

Ценность технологии развития критического мышления, её применения на уроках русского языка и литературы очевидны. Использование технологии формирует навыки направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма, развивает критическое мышление. Поскольку тексту в данной технологии отводится приоритетная роль , чтение и письмо понимаются как взаимосвязанные процессы, способствующие организации рефлексивной деятельности в обучении на основе глубокой проработки информации и сопряжения её с личным опытом.

К технологии развития критического мышления уместно обращаться на уроках литературы при анализе художественных произведений, на уроках русского языка – с целью систематизации и углубления изученного материала по русскому языку, для подготовки к написанию сочинений и отзывов.

   Проанализировав   опыт моей работы с по данной теме( совсем не большой -1год), я пришла к выводу, что есть плюсы и минусы в использовании технологии КМ.

   Плюсы в технологии КМ:

- Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

- Делать выводы.

- Технология даёт учащимся возможность размышлять.

- Способствует активности учащихся в учебном процессе.

 -Активизирует мышление.

 -Учатся работать в группах и парах.

-Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование. .

 -Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.

 -Формируются коммуникативные навыки.

-Выбирают главное, отсеивая второстепенное по степени новизны и значимости.

-Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.

-На уроке учитель и ученик становятся партнёрами

 

минусы, которые испытывает учитель, работая в данной технологии.

- Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно .

- Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.

- С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.

- Непринятие некоторых приёмов детьми

- В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.

 Сложность в подборе материала (из разных источников).

- Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски.

- Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен). 

        Я в дальнейшем буду использовать приёмы и стратегии, буду проводить уроки, используя все этапы этой технологии.

Методы КМ с одной стороны позволяют работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.

ТРКМ

Яркая, творческая.

Формирует, совершенствует, развивает.

Познание начинается с удивления. (Аристотель).

Технология

                                                  Заключение

       Основные педагогические результаты применения технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

     появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения, так как, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах, а с другой – вся учебная деятельность на уроке строится на субъект – субъектных взаимоотношениях «учитель – ученик», «ученик – группа», «ученик – ученик»;

      повышается ответственность за качество собственного образования;

      формируются навыки работы с информационными источниками разных типов, с большими объемами информации;

      раскрывается творческий потенциал школьников;

      развитие мышления, творческих способностей;

      развитие в учащихся уверенности и понимания своих мнений и идей;

      активное участие в учебном процессе;

      свободное вхождение в информационный мир;

      умение с  уважением выслушивать различные мнения

                                                                                                        Приложение №1.

Технология РКМЧП (поэтапное описание)

 

 

 

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы данной фазы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,

на которые хотел бы получить ответ. Информация,

полученная на первой стадии, выслушивается,

записывается, обсуждается, работа ведется

индивидуально - парами - группами.

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя

из заголовка, выделенных слов и т.д.;

- публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи.

1. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал») Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая):

кластеры, грамматические алгоритмы, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные

логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной

работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, лекция, материал параграфа),

работа ведется индивидуально – парами – группами.

- Читают или слушают текст, используя предложенные

педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Чтение с остановками.

3. Ведение различных записей типа двойных дневников,

бортовых журналов…

4. Поиск ответов на поставленные в первой части

урока вопросы.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,

установление причинно- следственных связей между

блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация

изученной информации, работа ведется индивидуально

– в парах – группах

- Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение новых

целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою

точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, грамматических алгоритмов, внесение изменений,

дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ (пятистишия-синквейны, диаманты, эссе…)

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на

основе осмысления изученной информации.

                                                                                   Приложение №2.

Знаю – Хочу узнать – Узнал.

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и что нам осталось узнать

 




Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы

     «Тонкие» вопросы

-Объясните, почему…?

-Почему вы считаете…?

-В чём различие…?

-Предположите, что будет, если…?

-На что похоже?

-Кто? Что?

-Когда? Может…?

-Будет…? Мог ли…?

-Было ли? Согласны ли вы?

-Верно ли?

Памятка «Правила написания синквейнов».

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно        существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора  к теме.
  5. Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.
  6. Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только

Памятка «Возможные вопросы для работы в парах».

  1. Послушай, какое у меня начало. Как можно было бы написать лучше?

2.  Не кажется ли тебе, что в моём тексте что-то нужно конкретизировать?

3.  Ты когда-нибудь теряешь нить повествования, когда читаешь мой текст?

Рефлексивные вопросы.

1.Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов:

Что показалось вам сегодня трудным?

Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

2 Над чем работали?

 Как думали?

  Что нового узнали?

  Что получилось? Что не получилось?

  Над чем нужно работать?

          Сегодня на уроке я узнал …

          В группе работать мне было…, потому что …

           Помогал мне …

          Мешал мне ...

         Больше всего мне понравилось…

         Труднее всего было …

Алгоритм анализа стихотворения:

1. Расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
2. Раскройте тему произведения
3. Укажите, какова идея произведения.
4. Излагая каждую строфу по отдельности, приводя цитаты, покажите мысли, душевное состояние, настроение лирического героя
5. Объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли. (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д.)
6. Расскажите о своих собственных чувствах и впечатлениях от стихотворения.
7. Поделитесь мыслями о том, как, по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения.
8. Собственные мысли, чувства и впечатления представьте от вашей группы в виде инсценирования, зарисовки, составления эссе, рассуждения.

Таблица  «Верные и неверные утверждения»

Утверждения

До чтения, слушания

После изучения

1.


2.

3.

4.

5.

Работа над темой урока. Возможные варианты

  Начиная новую тему ( а также продолжая или завершая ее), учитель фиксирует ее формулировку на доске, а учащиеся выделяют главное, ключевое понятие и объясняют, почему именно это понятие является таковым.

  Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения темы. В таком случае учащиеся сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, выделяют ключевые понятия, определяют порядок и направленность учебной работы над темой.

  На основе формулировки темы учащимся предлагается самостоятельно вычленить ведущую проблему урока, объяснить заложенное в названии противоречие и самим выбрать способы её решения.

  Формулирование учащимися темы в конце урока с последующим прогнозированием собственной и коллективной деятельности

Анализ монологического ответа учащегося

  Дан ли ответ на поставленный вопрос? (Полный или неполный, правильный или неправильный)

  Выдержана ли структура ответа? (Вступление, основная часть, заключение)

  Наличие аргументов (факты, цитаты, источники, аналогии и т.д.)

  Логика ответа

  Грамотность речи

  Что ты посоветуешь однокласснику?

 «Кладовая солнца»

3четв. 15 уч..

составляют синквейн

2четв.12уч.

составляют синквейн

1четв.5уч.

составлят синквейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в  10 классе показывается использование данной технологии....

Структура урока в технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье представлены материалы организации уроков русского языка с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления. Представлен конспект урока русского языка в 5 кла...

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 Целью опытно – экспериментальной работы является исследование эффективности применения Технологии развития критического мышления как средство  развития  мыслительной...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...