Фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
статья по литературе (10 класс)

Н. Некрасов приступил к созданию "Кому на Руси жить хорошо" сразу же в первые годы после крестьянской реформы 1861 года - где-то в 1863-1864 годах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornye_motivy_v_poeme_komu_na_rusi_zhit_horosho.docx12.15 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

По своим жанровым параметрам наиболее близок к фольклорным произведениям «Пролог». Сказочный мир «Пролога» населён говорящими птицами (которые становятся сказочными помощниками мужиков), в нём мужики получают традиционную сказочную скатерть-самобранку, бабка Дурандиха превращается здесь в ведьму, а все беды списываются на лешего. Число странников – семь – в сказке всегда имеет магическое значение. Сказочная «проницаемость» и былинный масштаб пространства задаются в поэме также «Прологом».

В поэме использованы загадки, пословицы, поговорки и причитание (плач Матрёны Тимофеевны является почти точной фиксацией подлинного фольклорного причитания).  

Н. Некрасов использует фольклорные постоянные эпитеты, воссоздающие мифологический, величественный, былинный образ Руси: удаль – молодецка, земля – сыра, леса – дремучие, дороженька столбовая, Русь – святая. Интонационный строй поэмы – её фольклорная песенно-сказовая мелодика и ритмика, лексический состав (ориентированный прежде всего на особенности живой народной речи) скрепляют воедино весь тот пёстрый и разнородный жизненный материал, который вовлекается в эпопею.

Во внешнем облике персонажей отмечаются не индивидуальные, а обобщенные до символичности черты русского мужика-пахаря и былинного богатыря. Судьбы их трагичны: богатырская сила Савелия разошлась на «выделку шкуры» - барская порка заменяла оброк; стихийное бунтарство молодого Савелия противоречиво соединяется с монашеским смирением Савелия-старца. Яким, буквально вросший в землю, за все труды имеет одну лишь привилегию – «до смерти работать, до полусмерти пить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Презантация по теме: Типы фольклорных единиц, используемых Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...

Поэма "Кому на Руси жить хорошо".

Данная презентация используется на первом уроке при изучении поэмы "Кому на Руси жить хорошо"....

От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...

Урок "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"

Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо", создает необходимый эмоциональный настрой для изучения произведения, пробуждает чувство сопричастности со своим народом....

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов....

Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме

Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...