Презентации к биографиям поэтов и писателей
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Косарева Ирина Анатольевна

Литература 19 века.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Этот урок поможет вам: определить значение романа «Евгений Онегин» в русской литературе и в творчестве самого А.С.Пушкина; выявить лироэпическую природу романа. Узнать о лирических отступлениях и их тематике; выяснить творческую историю романа и соотнести ее с тем или иным периодом творчества поэта; понять жанровое и композиционное своеобразие романа.

Слайд 3

История создания романа Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г. В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"

Слайд 4

План полного издания романа «Евгений Онегин» Часть первая. Предисловие. 1 песнь.Хандра. Кишинев. Одесса. 1823 г. 2 песнь. Поэт.Одесса 1824 г. 3 песнь. Барышня. Одесса. Михайловское 1824г. Часть вторая 4 песнь.Деревня.Михайловское 1825 г. 5 песнь. Именины.Михайловское 1825 г. 6 песнь.Поединок.Михайловское 1826г. Часть третья 7 песнь. Москва. Михайловское 1827г.-1828 г. 8 песнь. Странствие .Павловское. Москва. Болдино 1829г. 9 песнь. Большой свет. Болдино.1830 г.

Слайд 5

История создания романа Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина" , которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.

Слайд 6

Жанр произведения – лироэпический, т.е. параллельно с традиционным повествованием (история отношений Онегина и Татьяны) присутствует личностное, эмоциональное восприятие всего происходящего (благодаря образу Автора). Однако нельзя отождествлять Автора с самим Пушкиным, хотя в личности повествователя, в его системе ценностей, и образе жизни многое напоминает о его великом создателе (он тоже поэт, ценящий свободу и независимость личности).

Слайд 7

Образ Автора – это художественное обобщение, он живет в воображаемом пространстве и подобен другим героям романа. Кроме того, Автор – повествователь и герой, ведущий тонкую игру с читателем, непринужденно создающий эту «воздушную громаду». Автор подчиняется только собственным ощущениям и декларирует это: И я, в закон себе вменяя Страстей единый произвол…

Слайд 8

Принцип противоречий В ходе длительной работы над романом замысел его менялся, и характер главного героя в конце главы оказался далеким от его облика в первых строфах романа. Отношение автора к нему тоже изменилось, но Пушкин не стал ничего устранять, а превратил подобные нестыковки в принцип противоречий: Я кончил первую главу: Пересмотрел все это строго, Противоречий очень много. Но их исправить не хочу…

Слайд 9

В дальнейшем этот прием проявился в различных авторских характеристиках героев, неожиданной смене интонаций, предложений о том или ином уделе, ожидающем героя.

Слайд 10

Прием антитезы, контраста (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга), зеркальности (два письма, две встречи и два объяснения), внутренней символической связи сцен (сон и именины), разрушение читательских ожиданий (обещание повести героев под венец оборачивается трагической развязкой) – все это помогло Пушкину преодолеть эстетические каноны и любые формы литературной условности, выйти за пределы застывших форм, привычных образцов и создать «поэзию действительности», новую жизненную реальность. Композиционно роман не имеет традиционного начала и традиционного финала.

Слайд 12

Простота и бесхитростная непринужденность романа – кажущиеся, на самом деле в основе произведения лежит сложная поэтическая выстроенность композиции. Основные приемы, рождающие эту свободу романа в стихах, связаны с поэтической независимостью создателя и его героя.

Слайд 13

Можно выделить главные приемы: Принцип «противоречий» Творческий процесс создания романа на глазах читателя Прихоть, каприз Автора как творческий импульс Свобода как главная составляющая творчества Переключение интонаций, множественность точек зрения Система ассоциаций Цитаты и реминисценции, расширяющие мир романа Разрушение читательских ожиданий, ироническое пренебрежение эстетическими догмами, законами.

Слайд 14

Роман написан в форме дневника Автора, в котором серьезное мешается с легкомысленным: преклоняется перед возлюбленной и флиртует на балу. Тематика лирических отступлений (любовь и дружба, цель и смысл жизни, искусство и творческое вдохновение, красота природы и женское очарование, деревенский быт и вопросы экономики и управления, индивидуализм личности и соборность русской жизни и др.), сопутствующая история главных героев.

Слайд 15

В центре романа – любовная интрига, вечная проблема чувства и долга Жанр «Онегинская» строфа Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику . Жанр – роман в стихах Она состоит из 14 строк четырёхстопного ямба. Общая схема предстаёт ясной и простой: состоит из 3 четверостиший и двустишия: 1 (абаб), 2 (ввгг), 3 (деед), 4 (жж), т.е. перекрёстная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биография М.Ю Лермонтова.

Слайд 2

В этом доме поселились Лермонтовы. Здесь у них со 2-го на 3-е октября родился сын. Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814г .

Слайд 3

По материнской линии М. Лермонтов происходил из известного в России и богатого дворянского рода Столыпиных. Портрет Марии Михайловны Лермонтовой

Слайд 4

По мужской линии род Лермонтовых (отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов, капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губ.) ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля, в 1613 г. Лермонт перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и в 1621 г. за хорошую службу царю получил грамоту на владение землей в Галическом у. Костромской губ. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором колене принявшие Православие.

Слайд 5

Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д. А. Столыпина, внук которого - Председатель кабинета министров П. А. Столыпин -приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

Слайд 6

На портрете мы видим шести - восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным, сосредоточенным взглядом.

Слайд 7

Тарханы- ныне село Лермонтово Детские годы будущего поэта с марта 1815 г. прошли в с. Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии в имении бабушки. Тарханы. Усадьба. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова

Слайд 8

В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната - классная.

Слайд 9

Памятник Лермонтову в Тарханах

Слайд 10

Варвара Лопухина Варвара Александровна Лопухина, Варенька, младшая сестра друга Алексея, - одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. Поэт встретился с ней в 1831г. в близкой ему семье Лопухиных.

Слайд 11

Кавказ 18 февраля 1837 г. М. Ю. Лермонтов был арестован: он написал стих-е на смерть Пушкина «Смерть поэта». « Стихи Лермонтова переписывались, заучивались наизусть», - писал И. Панаев. Вскоре Лермонтов был переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, и 19 марта он выехал на Кавказ через Москву.

Слайд 12

Из воспоминаний современников … В сущности он был, если хотите, добрый малый: покутить, повеселиться — во всем этом он не отставал от товарищей; но у него не было ни малейшего добродушия, и ему непременно нужна была жертва, — без этого он не мог быть покоен, — и, выбрав ее, он уже беспощадно преследовал ее. Он непременно должен был закончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его“.

Слайд 13

Из записок В. Белинского «Я взошел к нему и сконфузился, по обыкновению. Думаю себе: ну зачем меня принесла к нему нелегкая?.. Но разговор наш как-то неожиданно завязался... Я смотрел на него — и не верил ни глазам, ни ушам своим. Лицо его приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собою... В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть. Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!.. А ведь чудак! Он, я думаю, раскаивается, что допустил себя хоть на минуту быть самим собою, — я уверен в этом …»

Слайд 14

Памятник на месте дуэли Лермонтова Дуэль состоялась между Лермонтовым и Мартыновым 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Ввиду стремительно наступавших из-за гор грозовых туч секунданты поторопились избрать местом поединка небольшую поляну у дороги.

Слайд 15

Первый в России памятник М. Ю. Лермонтову расположен в Пятигорске. Открыт 16 августа 1889 года за счёт народных пожертвований. Бронзовая статуя отлита в Санкт-Петербурге, а гранит для постамента завезён из Крыма.

Слайд 16

Фамильная часовня Арсеньевых, где похоронен М.Ю.Лермонтов

Слайд 17

Домашнее задание 1 вариант Сообщение «Лермонтов в воспоминаниях современников» Разбор стих-я «Смерть поэта» (наизусть) 1 вариант Тема Родины в лирике Лермонтова Наизусть стих-я


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) — русский поэт, переводчик, один из основоположников русского романтизма.

Слайд 2

Родился 29 января (9 февраля) 1783 в селе Мишинском, что на стыке трех губерний — Орловской, Тульской и Калужской. По своему рождению Жуковский был незаконнорожденным: его отец, богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, когда-то взял в дом пленную турчанку Сальху, которая и стала матерью будущего поэта. Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крестным отцом ребенка и затем его усыновил.

Слайд 3

Первое образование в биографии Жуковского Василия Андреевича было получено в семье Буниных. Затем он обучался в пансионе, народном училище, у сестры В. Юшковой. Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом («Кассандра», «Людмила»).

Слайд 4

После начала войны 1812 года в биографии Василия Жуковского была принята сторона оппозиции. Военные события отражены в произведениях Жуковского «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». В 1815 году начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Время 1810-1820 годов считается расцветом творчества в биографии Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена. Это баллады Жуковского «Эолова арфа», «Вадим», многие стихи, переводы.

Слайд 5

Василию Андреевичу Жуковскому по праву принадлежит первое место в допушкинский период развития русской литературы. Среди современников-поэтов он выделился силой и красотой своего художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества и литературной авторитетностью. На заре XIX века Жуковский покорил читающую Россию «пленительной сладостью» стихов, которую так ценил А. С. Пушкин, открыл ей неведомый ранее мир чувств, настроений и признаний.

Слайд 6

Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием являются переводы Жуковского «Рустем и Зораб», «Одиссея», «Наль и Дамаянти».

Слайд 7

Задумчивая и нежная лирическая речь полилась, словно музыкальная мелодия, завораживая своими ритмами, звуками, светлой и тонкой грустью, исходящей из самых глубин человеческой души. Он был поэтом «для немногих», для тех, кто способен был оценить парение его мыслей и насладиться красотой поэтических строк. Он говорил о тайных узах, скрепляющих землю с небом, людей друг с другом, о своих страданиях, о превратностях судьбы. В его балладах обитали фантастические существа, черти и ведьмы, призраки, которые угрожали людям и вмешивались в их жизнь, -осе это выглядело необычно по сравнению с предшествующей поэзией.

Слайд 8

Романтизм (фр. romantisme ) — явление европейской культуры в XVIII—XX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Слайд 9

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к пред романтическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Слайд 10

Многие переводы и переложения Жуковского стали классическими. В них поэт прежде всего улавливал тон и дух образца, переживая драматические ситуации. Так и в балладе “Лесной царь” мы слышим проникновенный голос рассказчика: “ Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?” — “ Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой”, — “ О нет, то белеет туман над водой”. И романтическим злодеем, духом, искушающим невинную душу, воспринимается лесной царь — король духов: “ Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои...”

Слайд 11

С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Поэт держит в напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: Кто победит в этом единоборстве — дух или человек? Эмоциональное и художественное Воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, что мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и страх перед лесным эльфом: “ Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать”. Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит... И неожиданная оригинальная концовка совершенно обескураживает: где те добро и справедливость, которым суждено торжествовать? Их нет в нашем мире.

Слайд 12

Природа и человек в лирике В.А. Жуковского. Предметом своего творчества Василий Андреевич Жуковский избирает мир человеческой души. Он обогащает русскую поэзию особым качеством психологизмом. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их он отразил в творчестве. Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне Природы размышляет о жизни, о судьбе человека. Так, в первом своем стихотворении «Сельское кладбище» поэт изображает романтический пейзаж: луна, черные сосны и вязы, дикая сова, могилы. “ И здесь спокойно спят под сенью гробовою - И скромный памятник, в приюте сосн густых, С непышной надписью и резьбою простою, Прохожего зовет вздохнуть над прахом их. ” Этот вывод рождает у героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить слезы. В первом произведении Жуковского много сентиментального, но впоследствии он работает в романтическом направлении.

Слайд 13

Меланхоличный мечтатель Жуковский нередко обращался в своих произведениях к природе, чаще грустной, чем радостной, но всегда чудесной. Поэт боготворил живой окружающий мир и считал, что нет таких слов, чтобы выразить все его величие и красоту. В стихотворении «Невыразимое» Он писал: “ Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? ” Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.

Слайд 14

Заключение. Романтический мир В.А. Жуковского У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века- Василий Андреевич Жуковский. Он стал своеобразным "литературным Колумбом Руси", открывшим "Америку романтизма", как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в его лице "русское эхо" для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, продиктованные свободным вдохновением произведения, но и жил вдохновенно, поэтически. Потому все его творчество пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы. Неуверенность в возможности обыкновенного земного счастья и одновременно жажда обрести гармонию с миром станут постоянными спутниками Жуковского и во многом определят характер его поэтического творчества. Первое напечатанное стихотворение молодого поэта заканчивается так: “ Жизнь, друг мой, бездна Слез и страданий… ” ( "Майское утро" (1797 год)). Жуковский верит в вечность любви и счастья, условием которой является верность "до гроба“ и "за гробом". Воображение поэта интересует все таинственное, скрытое от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное, перед выбором между добром и злом. Романтический мир лирики Жуковского заполнен стихами о народной жизни, фольклор становится для Жуковского источником высокой поэзии: “ Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали… ( "Светлана" (1808 год)). ”

Слайд 15

Значительное место в лирике Жуковского заняло изображение природы. Он выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам . Спасибо за внимание ! Презентацию подготовил Ученик 9 класса Винтер Д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах. Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение! «Мертвые души» = «Одиссея», «Иллиада» + Лирические отступления (Ср. «Евгений Онегин»)

Слайд 3

Гоголь построил свою поэму по тому же принципу: ад (1 том), чистилище (2 том) и рай (3 том) Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.

Слайд 4

Заблудившись, в сумрачном лесу греховного мира, герой должен увидеть посмертную участь людей – мучения грешных (ад), искупление покаявшихся (чистилище) и блаженство праведных (рай). А потом вернуться с обретенной истиной на землю, чтобы спасти человечество.

Слайд 6

1 глава 2-6 главы 7-10 главы 11 глава ПЕРВОЕ ЗВЕНО ВТОРОЕ ЗВЕНО ТРЕТЬЕ ЗВЕНО 2-6 главы 7-10 главы 11 глава

Слайд 7

Преддверие – ничтожные души 1 круг (Лимб) – некрещеные младенцы, добродетельные язычники) Грех невоздержанности : 2 круг – сладострастники; 3 круг – чревоугодники 4 круг – скупцы и расточители; 5 круг – гневливые. 6 круг – еретики. 7 круг - грех – насилие. Грех – обман : 8 круг – сводники, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздора и пр. 9 круг – предатели.

Слайд 8

Главы для анализа – 1-6 главы Образы помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Слайд 9

Поместье, дом. Портрет. Занятия. Характер. Речь, манеры. Покупка «мертвых душ»

Слайд 10

Пример: Образ Манилова . 1. Дом Манилова Дом стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», рядом пруд, «покрытый зеленью», в доме вечно чего-нибудь недоставало, в иной комнате мебели вовсе не было…. 2. Внешность Манилова «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», «хотя на взгляд он человек видный, черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…», «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»

Слайд 11

3. Занятия Манилова Дома он по преимуществу молчал или думал, «но о чем он думал… разве Богу известно». Его мечты известны: от дома провести подземный ход или выстроить каменный мост, на котором купцы будут продавать товары для крестьян», в его кабинете горки золы и лежит какая-то книжка, заложенная на 14 странице, которую он читал уже 2 года, хозяйством не занимался, доверяя во всем приказчику, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги пьяницы. 4. Манеры, речь «В первую минуту разговора с ним можешь сказать: «Какой приятный человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше…» 5. Покупка «мертвых душ» Намерение Чичикова выбивает Манилова из равновесия. Сомнения сформулировались в вопросе: «Не будет ли… эта негоция… несоответствующей гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». И получив отрицательный ответ собеседника, совершенно успокоился и подарил Чичикову души умерших крестьян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаменитые художники и писатели Великобритании и Америки"

Презентация дает краткое описание творчесства известных английских и американских хужожников и писателей...

учебная презентация по теме "Любимые писатели и поэты"

Данная учебная презентация может использоваться на этапе совершенствования лексико-грамматических навыков говорения  по данной теме  (9 класс, учебник Афанасьевой)...

Презентация к уроку, посвященному писателю А. Шогенцукову.

Великому писателю, поэту А.Шогенцукову 113 лет....

Презентация"С.А. Самошкин-писательсь-земляксь""

1. С.А.Самошкинонь идькс пингоц.2. Сай пингонь писательть тонафнемац.3. Сонь тяштьфоц....

Презентация "Математические задачи от писателей"

Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы....

Презентация по теме "Пермские писатели и поэты 20 века"

В презентации предстален материал по творчеству известных авторов Пермского края 20 века....

Презентация по теме "Пермские писатели и поэты 21 века"

В презентации представлен материал, позволяющий познакомиться с творчеством поэтов и писателей 21 века....