Развитие креативности на уроках русской литературы
статья по литературе

Дылгерова Энгельсина Владимировна

Одним из главных требований современной школы  является развитие креативности или же творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kreativnosti_na_urokah_russkoy_literatury.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие креативности на уроках русской литературы.

Современный учебно-воспитательный процесс призван обеспечить становление активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника, поэтому школа предъявляет все больше требований к учителю. Он должен идти в ногу со временем, быть в курсе всех событий, владеть эффективными методами и формами обучения. И одним из главных требований современной школы  является развитие креативности или же творческих способностей учащихся.

Если мы обратимся к словарю педагогических терминов, то прочитаем, что креативность (от англ. creativity) – это способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные творческие решения.

Но для того, чтобы получить оригинальные работы, надо предлагать ученикам оригинальные темы, непривычные, неожиданные. («Люблю - ненавижу», «Мое самое – самое…», «Чтобы я сделал, если бы?») В таких сочинениях дети открываются с неожиданной стороны. И сам учитель открывается ученику тоже с новой стороны со своим желанием понять внутренний мир ребенка. В таком виде работы заложены огромные возможности: нравственное воспитание учащихся через литературное творчество.

По словам Л.С. Выготского, …творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое… Стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра. Необходимо расширить опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством деятельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения…

Воображение приобретает важную функцию в поведении и развитии человека, потому что он может вообразить себе то, чего не видел, может представить по чужому рассказу и описанию то, чего в его личном опыте не было, а может выходить далеко за его пределы. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта…

Творческие работы учащихся индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру. Необходимо детям помочь обрести психологическое равновесие, почувствовать и осознать стремление души, научить устанавливать гармонические взаимоотношения с миром и людьми. Это формирует лучшие качества личности, развивает творческое воображение.

Индивидуальный подход важен для того, чтобы он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности ребенка создает благоприятные условия  (возможности) для формирования таланта. Великий гуманист Я.А. Коменский видел совершенное творение природы в каждой личности, отстаивая ее право на развитие своих возможностей. Он высказывал полный оптимизма взгляд на возможности каждого ребенка при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса. Л.С.Выготский говорил, что только правильно организованное обучение с учетом зоны ближайшего развития ребенка дает существенные результаты. Воспитать личность – научить не соглашаться, рассуждать, доказывать, научить всех, сильных и слабых, позволяет ряд методик: ТИО (технология индивидуального обучения), КСО (коллективный способ обучения), интегральная технология, ЛОО (личностно-ориентированное обучение) и т.д. Систематическая работа по методике КСО влияет на развитие внимания, умения слушать партнера. План, составленный в паре, помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия. Здесь дети работают в коллективе из шести человек в парах сменного состава. ТИО (методика Ю.А.Макарова) дети индивидуально, шаг за шагом выполняя самостоятельно набор заданий, продвигается вперед своим темпом. Нелегко сделать процесс обучения активным, но когда выстроена система методов, способов, подходов, то достичь цели удается. В информационном обществе объективно снижается ценность знаний, которые современные подростки могут получить и вне уроков (видео-, аудиосредства, компьютеры). Зато возрастает ценность умения понимать, какие именно знания нужны, как их обрабатывать, использовать их при решении актуальных задач. То обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний, и будет развивающим. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться.

Знания не даются, они берутся! Ребенок – центр, начало и конец всего. Любой аспект его личности и характера много важнее содержания учебного предмета.

Разбуженное творческое начало непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.

Развитие креативности предполагает систематичность в работе. И лучше начинать это еще в 5 классе, когда дети открыты, доверчивы, и литературный материал очень благодатный.

Уроки литературы дают детям многое. Прежде всего, они вырабатывают художественный вкус, учат добру и справедливости, сопереживанию, позволяют проникнуть в художественный мир автора, помогают постичь красоту слова. Нужно выбирать такие формы деятельности, которые привлекают детей, привычны им. Это, конечно, игра. Она способствует приобретению знаний и развитию многих качеств личности. Важно только, исходя из цели урока, жанра, конкретного содержания изучаемого произведения, найти форму игры,  органично «вплести» ее в ткань урока, чтобы помогать развитию творческих способностей учащихся. Это, например, игра, основанная на соревновании, игра, выявляющая чуткость к слову, драматизация, инсценирование.

Слово – главный инструмент учителя. И учить быть внимательным к слову необходимо с самого начала работы. Изучение нового произведения, в котором много новых слов, можно начать игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем является тот, кто сумеет точно истолковать слова.

Обогащению словарного запаса в 5 классе способствует изучение темы «Пословицы и поговорки» . задача учителя в данном случае – научить воспринимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. И тут без игры не обойтись. Можно раздать карточки с пословицами и провести такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову». Ребята, пользуясь карточками, должны найти нужные слова, чтобы закончить пословицу, которую читает учитель, или назвать пропущенные им слова.

Эти игры помогают показать, что многие пословицы имеют ритм, рифму, и перейти к заданиям: предлагается определить темы пословиц, а к отдельной (по выбору ученика) придумать случай, рассказать о нем так, чтоб употребление пословицы было уместно. Так создаются условия для развития образной речи, освоение понятия о сюжете, для развития детского творчества.

Одна из задач литературы – помочь учащимся уяснить функции различных изобразительных средств, овладеть ими на практике. Этому служит игра в эпитеты, которая проводится в 2 этапа. Первый этап- работа с текстом произведения, которое изучается на уроке. Предлагается вспомнить  авторские эпитеты. Второй этап – работа с произведением того же автора, но не включенным в программу.  Требуется вместо пропущенных эпитетов подобрать подходящие эпитеты, обосновать свой выбор, а затем сравнить с авторскими.

Что дает такой прием? Во-первых, появляется возможность сравнивать синонимические ряды эпитетов, лучше видеть картины, нарисованные автором. Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, ребята постигают возможности слов, овладевают ими. И наконец, устная и письменная речь становится свободнее, точнее, эмоциональнее, появляется стремление к образности.

Творческое отношение к литературному произведению невозможно без  умения понимать роль детали в художественном тексте. Но дети часто не видят ее, и здесь нужно им помочь, подтолкнуть к этому. Например, для уяснения смысла имеют значение не только «действующие» герои. Учащиеся должны по репликам героев о других персонажах догадаться, о ком идет речь. Воображение детей включаются и работают тогда, когда они готовят рассказы о второстепенных персонажах.

Игра помогает дать первоначальное представление о строении художественного произведения. Это игра с иллюстрациями. Используя набор открыток по сказкам Ш. Перро, бр. Гримм, прошу ребят рассказать, что изображено на иллюстрации, вспомнить сказку и ее автора, подобрать «рассыпанные» открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. Много ли дает такая работа для творчества? В основном, дает наглядное представление о композиции, развивает речь. Но все же это первая ступенька к творчеству.

Для развития воображения на уроках существуют различные приемы. Успех их обеспечен в том случае, если есть творческое сотрудничество учителя и ученика. Здесь важен и тон учителя, и настроение учеников.

Важно помочь ученику раскрыться, помня об особенностях возраста.

Плодотворными приемами работы можно назвать интервьюирование учеников, например, после урока и викторины, выявляющие качество чтения, читательское восприятие. При проведении литературной викторины ученикам можно предложить вопросы: «Кто? Где? Когда? Зачем?» по нескольким эпизодам произведения.

Приемы творческой интерпретации могут быть различны. Например, художественные: нарисовать обложку к прочитанной книге, нарисовать персонажей произведения.

Наиболее привлекательны для школьников театральные интерпретации: ролевые игры, инсценирование эпизодов.

Конкурсы на лучший монолог, диалог, сочинение, игру, чтение активизируют творчество учителя и учащихся.

Востребован детьми  и такой способ творческой интерпретации, как сочинение – письмо литературным героям (например, И.И. Обломову, Печорину, Онегину и т.д.)

Активизируют школьников нестандартные виды уроков литературы: уроки – концерты, уроки-конференции, уроки-игры, уроки-диспуты, уроки-диалоги, уроки-суды и др.

Например, в 10 классе – суд над героем рассказа Чехова «Ионыч», в 9 классе – суд над помещиками из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Оказывается, детям очень интересно выступить в роли какого-либо персонажа, быть адвокатом или судьей. Уроки-сценарии неизменно вызывают интерес учащихся старших классов, так как дают возможность окунуться в другую эпоху, сыграть ту или иную роль, побыть хоть какое – то время актером. Кроме того, подобные уроки предполагают более глубокое знание материала, биографии писателя, его мировоззрения, творчества.

Не секрет, что нынешние ученики мало читают, особенно в сельской местности. Когда после изучения определенной темы предстоит написать сочинение, то работы получаются шаблонными, однотипными. Чтобы избежать этого, нужно заинтересовать ребят творчеством писателя, пробудить в них желание читать. И лишь после этого ожидать от них интересных сочинений.

1.Жидкова Р.А. Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии, Научно-пратический журнал «Завуч», 2001 г., № 7, с.120-121

2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З.:Литературное творчество учащихся в школе: Книга для учителя: Из опыта работы.- М., «Просвещение», 1986 г.

3 Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие/ Андреева Г.А., Вяликова Г,С., Тютькова И.А.- М.:В. Секачев, 2005 год,-181 с.

4. Пранцова Г.В. Развитие творческих способностей в 4-5 классах. Литература в школе,- №1-1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности обучающихся на уроках физики

В статье анализируются различные взгляды на развитие  креативности личности.  Выделены личностные характеристики творческих детей и  условия, способствующие развитию креативности школьн...

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"

Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать  основания для развития личности в целом,  ее самораскрытия, само...

Развитие креативности на уроках игры на синтезаторе

Статья посвящена различным аспектам работы над развитием креативности в рамках занятий сочинением музыки, аранжировкой, звукозаписью в классе игры на синтезаторе....

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга –  формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного конт...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Предмет (направленность): русский язык и не толькоВозраст детей: любойМесто проведения: класс Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга ...