Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Золотуева Ирина Анатольевна

Технологическая карта урока

 

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок № 1

Тема урока

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Цель деятельности учителя

Обучающийся  научится выявлять смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, освоит навыки анализа сказки, выразительного чтения, лексической работы,  сформирует  нравственно-эстетические представления  о кротости, о целомудрии. Обучающийся получит возможность научится строить монологическое письменное высказывание по заданной теме.

Тип урока

«Открытие нового знания»

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающиеся понимают  тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,  отвечают  на вопросы по прочитанному тексту;  характеризуют героев и сопоставляют их; умеют создавать устные и письменные монологические высказывания.

Метапредметные:

- Регулятивные: обучающиеся умеют ставить учебные и познавательные цели и задачи, соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют  контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

- Коммуникативные:обучающиесяумеют  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

- Познавательные: обучающиеся умеют определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждение и делать выводы, работать со справочной литературой.

Личностные:обучающиесяимеют представление

  • о совершенстве как нравственной ценности гуманизма;
  • о внутренней  несостоятельности  и обреченности  зла;
  • о несоответствии  облика и сути как приметы  зла;
  • о беззащитности  и доверчивости  доброты перед жестоким и коварным злом;
  • о  противопоставлении  мягкости и надменности, любви и эгоизма, своенравия и кротости;
  • о  нравственной красоте, взаимном уважении  и целомудрии  – моральном  идеале  народа;
  • истинной красоте человека – красоте  души.

Методы и формы обучения

Метод наблюдения, анализ текста, творческий метод.

Коллективная, индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы

http://www.youtube.com/results?search_query=кротость

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=704122

http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/carewna.txt

http://yandex.ru/video/search

https://yandex.ru/images/search

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока (выполненная учителем), толковый словарь, для того чтобы объяснить значение слова «кроткий», «ломливый».

 предметы(коробка-посылка, зеркало, яблоко, весы), тексты сказки , портрет А.С. Пушкина в рамочке, карточки, шаблоны зеркальца, маленькие зеркала (по количеству учащихся),  .

Организационная структура (сценарий) урока.

Основные этапы урока

Цель этапа

(задачи урока)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности.

Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

1. Здравствуйте, ребята. (СЛАЙД 1)

2. Прием «Посылка».

- Ребята, вам передали посылку и попросили открыть её на уроке. Давайте посмотрим, что в ней.

Учитель открывает посылку и достает из неё предметы: зеркальце, яблоко, портрет А.С Пушкина в рамочке.

- Странно, вы не знаете, зачем нам нужны эти предметы? Откуда они? Из какой сказки?

-О какой сказке сегодня пойдет речь на уроке?

 

-(Правильно, сегодня на уроке мы продолжим анализировать сказку А.С. Пушкина «…о мертвой царевне и семи богатырях».) (СЛАЙ 2)

Обучающиеся отвечают на вопросы. Формулируют предварительную тему урока.

Предметные

Регулятивные

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Подготовить мышление обучающихся, помочь им осознать внутренней потребности к построению учебных действий и фиксированиюкаждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

  • А что такое сказка? (СЛАЙД 3)
  • На какие группы делятся сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных).  
  • К какой группе относится сказка о мертвой царевне? ( к волшебной)
  • Назовите особенности волшебной сказки. ( зачин, присказка, постоянные эпитеты, тройственное действие, концовка)

Но все особенности данной сказки мы не сможем рассмотреть за один урок, поэтому давайте определим: о чем конкретно пойдет сегодня разговор. Предлагаю послушать начало сказки.

Учитель включает видеоролик (СЛАЙД 4)

«Царь с царицею простился…..

…………………………..

…Царь женился на другой».

- Скажите, встречаются ли в этом эпизоде главные герои сказки, без которых не было бы описываемых событий?

- А кто является главными героинями?

-сформулируйте тему урока .  

Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны. (СЛАЙД 5)

(ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ-ЗАПОЛНИТЕ)

Ответ учащегося

Смотрят эпизод  из мультфильма

Вступают в диалог с учителем.

Тему записывают в тетрадь

Коммуникативные

РегулятивныеПознавательные

Коммуникативные

3. Выявление места и причины затруднения, целеполагание  и построение проекта выхода из затруднения.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на основе этого выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Способствовать постановке целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств реализации.

 Слайд 6

-Археологи нашли камень,  на котором были высечены слова: « Добро и зло ведут вечный бой за душу человека,  и красота – вечное их оружие»

- Укажите слова с противоположным значением. Такой прием в литературе называется антитеза .

- Какое отношение имеет  это высказывание к теме нашего урока? (Красота может быть как на стороне добра, так и на стороне зла).

- Чем мы будем заниматься на уроке?

( научимся выявлять смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, освоим  навыки анализа сказки)

Термин записывают в тетрадь

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Обучающиеся формулируют цели.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Физминутка

Обеспечить построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднения, так и при решении задач такого типа.

Обеспечить

.

- За яркими, простыми образами и незамысловатым сюжетом скрывается серьёзный смысл. Умеющему внимательно читать сказку, чувствовать, проникать в её глубины откроется понимание чего-то очень важного в человеческом существовании. Давайте внимательно вчитаемся в сказку, обратившись к образам главных героинь.

Работа в группах.( Обучающиеся разделены на две группы. 1 группа работает над образом царицы, 2 – над образом царевны)

(Вспомним основные правила работы в группе) (СЛАЙД 7)

  • Говорим вежливо;
  • Называем друг друга по имени;
  • Говорим по очереди не перебивая друг друга;
  • Внимательно слушаем друг друга;
  • В группе должен быть организатор обсуждения;
  • Один говорит, а остальные слушают;
  • В группе согласуется общее решение;
  • Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

1.Портретная характеристика героинь.

На столах разложены карточки с характеристиками образов царицы и царевны, учащимся необходимо выбрать те из них, которые соответствуют данной героине; прикрепить их доске рядом с портретом; подтвердить свой выбор примерами из текста.

Сверить со слайдом Слайд 8

Царица

Царевна

Высока

Умна

Стройна

Бела

Умна

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива (завистлива)

Белолица

Черноброва

Нраву кроткого

Трудолюбивая

Приветливая

Скромная

Вежливая

Добрая

Ребята , а мы можем подтвердить свои слова примерами из текста сказки?

Пример из текста

А) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива, соенрана и ревнива.

Б) Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая, между тем росла, росла,

Поднялась  -  и расцвела,

Белолица, черноброва

Нраву кроткого такого.

- Какие слова, характеризующие героинь, кажутся вам незнакомыми?

-Как вы думаете, что значат слова ломлива, нраву кроткого?

- Давайте сверим ваши предположения со словарной статьёй в толклвом словарике.

-Давайте подытожим сказанное нами ранее.

- Что мы можем по данным характеристикам сказать о царевне и царице?( Несмотря на то, что обе героини красивы, характеры у них разные.)

Обратить внимание, что характер царевны раскрывается через действия, совершенные ею. А царица весела и приветлива только с зеркальцем).

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ-ЗАПОЛНИТЕ

Физминутка (СЛАЙД 9)

Мы ладонь к глазам приставим,

Зеркало к лицу направим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И представим, как царица

Возле зеркала любит крутиться.

И царица хохотать, И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.

2. Поступки героинь. Слайд 10

- Людей ,впрочем как и литературных персонажей,  мы оцениваем по их поступкам. Наши героини тоже совершают действия, которые мы можем оценить.

-Какие поступки совершает каждая из героинь? Давайте рассмотрим некоторые эпизоды.

(предварительное домашнее задание)

-Найдите эти эпизоды в тексте сказки.

-Выразительное чтение эпизодов.

Прием «На чаше весов».

На столе учителя стоят весы, учащиеся обсуждая  поступки героинь, отдают свой голос за одну из них.

Царица

Царевна

1.Разговор с зеркальцем

(Как царица отпрыгнет,

 да как ручку замахнет,  да по зеркальцу как хлопнет,

каблучком-то как притопнет!...)

-Почему царица так себя ведет? Что ей не понравилось?( Она завидует чужой красоте, поэтому показывает своё недовольство, демонстрируя свой скверный характер)

2.Решение отвести в лес царевну.

(Она, черной зависти полна…….

….Под сосной оставить там на съедение волкам.

-Почему возникло такое решение? (Злоба и зависть царицы преумножились, она ещё сильней стала ненавидеть молодую царевну)

3. Решение погубить царевну.

(И царица налетела на чернавку…..

….Положила иль не жить, иль царевну погубить.)

-Какой план придумала злая мачеха?

-Удалось ли его осуществить?

Значит, в нашей сказке зло победило?

Кто же тогда решил восстановить добро?

А что же случилось с мачехой –царицей?

(Тут её тоска взяла и царица умерла)

1.В доме у семи богатырей

( Дверь тихонько отворилась…

И тихонько улеглась)

-Почему царевна так себя ведет? Что хочет сказать нам автор?

(Автор уверен в том, что именно так ведут себя  «хорошие» царевны. Царевна в сказке больше всего похожа на девушку скромную, добрую, хорошо воспитанную, любящую, умеющую трудиться.

2. Сватовство богатырей

(Братья милую девицу полюбили…

… Мне всех милей королевич Елисей)

Какие черты царевны отмечает автор в этом эпизоде? (Целомудрие верность данному слову, честность, чистота) Слайд

3. Отношение к нищей старухе

(Раз царевна молодая…

…Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед)

Как вы можете оценить поведение царевны  в данном эпизоде?

(она внимательна к нищей, выносит ей хлеба, называет её бабушкой, не обращает внимание на беспокойство Соколки).

- Посмотрите на весы, чьи поступки перевесили? Значит вы, также как и автор на стороне добрых дел!

3. Авторская характеристика. Слайд 11

- А как все- таки автор относится к своим героиням?

- Давайте подтвердим наши мысли примерами из текста.

На столах разложены карточки с выбранными эпизодами из текста сказки. Обучающимся необходимо найти  в тексте авторское отношение к героиням. Индивидуальная работа. Карточка 1

(В пушкинской сказке чувствуется открытое авторское отношение к героиням. Автор любит нежно царевну и ей восхищается («красавица-душа», «милая девица», «моя душа»), а вот царицу называет «гневной бабой», «царица злая», «злая мачеха».

Слайд13 . Организует контроль деятельности обучающихся в группе по критериям:

1 Нашёл все примеры авторской характеристики героинь в тексте.

2. Нашёл не  все примеры авторской характеристики героинь в тексте.

3 Не нашёл   примеры авторской характеристики героинь в тексте.

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ-ЗАПОЛНИТЕ

Обучающийся проговаривает правила.

Работают в группах, обмениваются мнениями,. подтверждают своё мнение знанием текста

Сверяют свой выбор с эталоном.

Обучающиеся предлагают свои версии значения слов.

Обучающиеся просматривают видеоролик

Обучающиеся делают выводы.

Работают в группах,  выразительное чтение по книге, выразительное чтение наизусть ,

Обсуждая поступки героинь, делают свой выбор.

Повторяют движения за учителем.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Работают  в группах. Ищут подтверждение высказанных суждений.

Отвечают на поставленный вопрос, подтверждают примерами из текста.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность. Заносят результаты в таблицу

Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Содействовать переходу извне внутрь нового способа действия и исполнительской рефлексии достижения цели пробного учебного действия, организовать работу по применению нового знания в типовых заданиях.

-Теперь мы с вами всё знаем про царевну и царицу. Вы можете самостоятельно составить  полную  характеристику этих героинь. .

Карточка 2

Организует контроль деятельности обучающихся по созданию письменного монологического ответа по критериям.

ПРОВЕРКА- ЦАРИЦА(СЛАЙД 12)

ЦАРЕВНА-(СЛАЙД 13)

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ-ЗАПОЛНИТЕ

Составляют письменный монологический ответ, слабоуспевающие учащиеся работают по шаблону, сильные -самостоятельно

Познавательные

Регулятивные

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Способствовать выявлению самооценки учащимися результатов своей учебной деятельности.

1.Прием «Камень на перекрестке дорог»

-Давайте вернемся к камню у дороги и ещё раз прочитаем надпись. Слайд 14

- Так какое отношение к сказке Пушкина имеет эта надпись на камне?

Мысли о справедливости, о правде, о добре и зле волновали всегда человека.

Рассказывая о доброте и кротости царевны, авторподчёркивает, что красота души важнее всего. Изображая ломание и кривляние царицы, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней. Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите, зло коварно, подло и жестоко, оно изначально обречено.

  1. У вас на столах лежат зеркала. Возьмите их, посмотрите на себя внимательно. Какого человека вы видите? Однозначно красивого лицом. А теперь закройте глаза и представьте огромный мир вокруг себя. Себя в этом мире. Вот вы становитесь взрослыми. И вы творите добро: помогаете людям, любите своих родных и близких, совершаете хорошие поступки.  Много раз, на протяжении многих лет. Откройте глаза, посмотрите, сколько в них сейчас доброты. Глаза - это зеркало души. Я желаю вам быть добрыми и нести это добро людям!
  2. Ребята, приведите в порядок свои рабочие места, подведите итоги в листе самоконтроля и сдайте их. Я подведу итоги и сообщу оценки на следующем уроке.
  3. Перед вами «Карта эмоционально - чувственного состояния» (СЛАЙД 15)
  4. Какие эмоции вы получили от урока? Какой вам остров ближе по вашему состоянию?

3. Домашнее задание.

написать сочинение миниатюру на шаблоне зеркала(шаблон выдаёт учитель). Тема предлагается на выбор:

  • Каким я хочу стать человеком?
  • Как сказка помогает быть (стать) хорошим человеком?

Самооценка овладения главной идеей содержания учебного материала

Оценивают себя как личность

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Личностные

Карточка 1

Авторская  характеристика  персонажей.

Задание: найдите и подчеркните авторскую характеристику героинь.

1.Чёрт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

 и в такую даль свела…

2. Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить её,

А на зеркальце своё

Долго дулась и сердилась…

3. В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.

4. Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним.

5. Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила

Плод  румяный уронила.

6. Братья милую девицу полюбили.

7. Королевич Елисей,

Помялось усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой

За невестой молодой.

А) Нашёл все примеры авторской характеристики героинь в тексте.-10 баллов

Б)  Нашёл не  все примеры авторской характеристики героинь в тексте.-5 баллов

В)  Не нашёл   примеры авторской характеристики героинь в тексте.-0 баллов.

Карточка 2

Царевна _________________________девушка,

соблюдающая правила народного этикета,

 она показана __________________________,

ей присущи ____________________________.

В отличие от царицы она красива не только _______, но и

__________.

Перед нами предстаёт уже не просто сказочная героиня,

но художественно воплощённый пушкинский идеал.

Карточка 2

Царица в сказке  предстает перед нами __________________,

но несмотря на свою внешнюю красоту, она очень_____________

________________________________________________________________________.

Пушкин показывает, как отвратителен может быть __________,

если он лишён красоты_______________________.

В сказке зло наказано, поэтому царица ______________________.