2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Подготовить мышление обучающихся, помочь им осознать внутренней потребности к построению учебных действий и фиксированиюкаждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - А что такое сказка? (СЛАЙД 3)
- На какие группы делятся сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных).
- К какой группе относится сказка о мертвой царевне? ( к волшебной)
- Назовите особенности волшебной сказки. ( зачин, присказка, постоянные эпитеты, тройственное действие, концовка)
Но все особенности данной сказки мы не сможем рассмотреть за один урок, поэтому давайте определим: о чем конкретно пойдет сегодня разговор. Предлагаю послушать начало сказки. Учитель включает видеоролик (СЛАЙД 4) «Царь с царицею простился….. ………………………….. …Царь женился на другой».
- Скажите, встречаются ли в этом эпизоде главные герои сказки, без которых не было бы описываемых событий? - А кто является главными героинями?
-сформулируйте тему урока . Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны. (СЛАЙД 5) (ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ-ЗАПОЛНИТЕ)
| Ответ учащегося Смотрят эпизод из мультфильма
Вступают в диалог с учителем.
Тему записывают в тетрадь | Коммуникативные РегулятивныеПознавательные
Коммуникативные
|
3. Выявление места и причины затруднения, целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на основе этого выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Способствовать постановке целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств реализации. | Слайд 6 -Археологи нашли камень, на котором были высечены слова: « Добро и зло ведут вечный бой за душу человека, и красота – вечное их оружие» - Укажите слова с противоположным значением. Такой прием в литературе называется антитеза . - Какое отношение имеет это высказывание к теме нашего урока? (Красота может быть как на стороне добра, так и на стороне зла). - Чем мы будем заниматься на уроке? ( научимся выявлять смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, освоим навыки анализа сказки) |
Термин записывают в тетрадь
Обучающиеся отвечают на вопросы. Обучающиеся формулируют цели.
| Познавательные
Коммуникативные Регулятивные
|
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Физминутка | Обеспечить построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднения, так и при решении задач такого типа.
Обеспечить
. | - За яркими, простыми образами и незамысловатым сюжетом скрывается серьёзный смысл. Умеющему внимательно читать сказку, чувствовать, проникать в её глубины откроется понимание чего-то очень важного в человеческом существовании. Давайте внимательно вчитаемся в сказку, обратившись к образам главных героинь. Работа в группах.( Обучающиеся разделены на две группы. 1 группа работает над образом царицы, 2 – над образом царевны) (Вспомним основные правила работы в группе) (СЛАЙД 7) - Говорим вежливо;
- Называем друг друга по имени;
- Говорим по очереди не перебивая друг друга;
- Внимательно слушаем друг друга;
- В группе должен быть организатор обсуждения;
- Один говорит, а остальные слушают;
- В группе согласуется общее решение;
- Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
1.Портретная характеристика героинь. На столах разложены карточки с характеристиками образов царицы и царевны, учащимся необходимо выбрать те из них, которые соответствуют данной героине; прикрепить их доске рядом с портретом; подтвердить свой выбор примерами из текста.
Сверить со слайдом Слайд 8 Царица | Царевна | Высока Умна Стройна Бела Умна Горда Ломлива Своенравна Ревнива (завистлива)
| Белолица Черноброва Нраву кроткого Трудолюбивая Приветливая Скромная Вежливая Добрая
|
Ребята , а мы можем подтвердить свои слова примерами из текста сказки? Пример из текста А) Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, соенрана и ревнива.
Б) Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва Нраву кроткого такого.
- Какие слова, характеризующие героинь, кажутся вам незнакомыми? -Как вы думаете, что значат слова ломлива, нраву кроткого? - Давайте сверим ваши предположения со словарной статьёй в толклвом словарике. -Давайте подытожим сказанное нами ранее. - Что мы можем по данным характеристикам сказать о царевне и царице?( Несмотря на то, что обе героини красивы, характеры у них разные.) Обратить внимание, что характер царевны раскрывается через действия, совершенные ею. А царица весела и приветлива только с зеркальцем). ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ-ЗАПОЛНИТЕ Физминутка (СЛАЙД 9) Мы ладонь к глазам приставим, Зеркало к лицу направим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И представим, как царица Возле зеркала любит крутиться. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.
2. Поступки героинь. Слайд 10 - Людей ,впрочем как и литературных персонажей, мы оцениваем по их поступкам. Наши героини тоже совершают действия, которые мы можем оценить. -Какие поступки совершает каждая из героинь? Давайте рассмотрим некоторые эпизоды. (предварительное домашнее задание) -Найдите эти эпизоды в тексте сказки. -Выразительное чтение эпизодов. Прием «На чаше весов». На столе учителя стоят весы, учащиеся обсуждая поступки героинь, отдают свой голос за одну из них.
Царица | Царевна | 1.Разговор с зеркальцем (Как царица отпрыгнет, да как ручку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет!...) -Почему царица так себя ведет? Что ей не понравилось?( Она завидует чужой красоте, поэтому показывает своё недовольство, демонстрируя свой скверный характер) 2.Решение отвести в лес царевну. (Она, черной зависти полна……. ….Под сосной оставить там на съедение волкам. -Почему возникло такое решение? (Злоба и зависть царицы преумножились, она ещё сильней стала ненавидеть молодую царевну) 3. Решение погубить царевну. (И царица налетела на чернавку….. ….Положила иль не жить, иль царевну погубить.) -Какой план придумала злая мачеха? -Удалось ли его осуществить? Значит, в нашей сказке зло победило? Кто же тогда решил восстановить добро? А что же случилось с мачехой –царицей? (Тут её тоска взяла и царица умерла) | 1.В доме у семи богатырей ( Дверь тихонько отворилась… И тихонько улеглась) -Почему царевна так себя ведет? Что хочет сказать нам автор? (Автор уверен в том, что именно так ведут себя «хорошие» царевны. Царевна в сказке больше всего похожа на девушку скромную, добрую, хорошо воспитанную, любящую, умеющую трудиться. 2. Сватовство богатырей (Братья милую девицу полюбили… … Мне всех милей королевич Елисей) Какие черты царевны отмечает автор в этом эпизоде? (Целомудрие верность данному слову, честность, чистота) Слайд 3. Отношение к нищей старухе (Раз царевна молодая… …Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед) Как вы можете оценить поведение царевны в данном эпизоде? (она внимательна к нищей, выносит ей хлеба, называет её бабушкой, не обращает внимание на беспокойство Соколки). |
- Посмотрите на весы, чьи поступки перевесили? Значит вы, также как и автор на стороне добрых дел!
3. Авторская характеристика. Слайд 11 - А как все- таки автор относится к своим героиням? - Давайте подтвердим наши мысли примерами из текста. На столах разложены карточки с выбранными эпизодами из текста сказки. Обучающимся необходимо найти в тексте авторское отношение к героиням. Индивидуальная работа. Карточка 1 (В пушкинской сказке чувствуется открытое авторское отношение к героиням. Автор любит нежно царевну и ей восхищается («красавица-душа», «милая девица», «моя душа»), а вот царицу называет «гневной бабой», «царица злая», «злая мачеха». Слайд13 . Организует контроль деятельности обучающихся в группе по критериям: 1 Нашёл все примеры авторской характеристики героинь в тексте. 2. Нашёл не все примеры авторской характеристики героинь в тексте. 3 Не нашёл примеры авторской характеристики героинь в тексте. ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ-ЗАПОЛНИТЕ |
Обучающийся проговаривает правила.
Работают в группах, обмениваются мнениями,. подтверждают своё мнение знанием текста
Сверяют свой выбор с эталоном.
Обучающиеся предлагают свои версии значения слов. Обучающиеся просматривают видеоролик
Обучающиеся делают выводы.
Работают в группах, выразительное чтение по книге, выразительное чтение наизусть ,
Обсуждая поступки героинь, делают свой выбор.
Повторяют движения за учителем.
Отвечают на вопросы, делают выводы.
Работают в группах. Ищут подтверждение высказанных суждений.
Отвечают на поставленный вопрос, подтверждают примерами из текста.
Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность. Заносят результаты в таблицу |
Регулятивные
Коммуникативные Регулятивные Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные Регулятивные Познавательные
Коммуникативные Регулятивные Познавательные
Коммуникативные Регулятивные Познавательные
Коммуникативные
Коммуникативные Регулятивные Познавательные
|
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Способствовать выявлению самооценки учащимися результатов своей учебной деятельности. | 1.Прием «Камень на перекрестке дорог» -Давайте вернемся к камню у дороги и ещё раз прочитаем надпись. Слайд 14 - Так какое отношение к сказке Пушкина имеет эта надпись на камне? Мысли о справедливости, о правде, о добре и зле волновали всегда человека. Рассказывая о доброте и кротости царевны, авторподчёркивает, что красота души важнее всего. Изображая ломание и кривляние царицы, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней. Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите, зло коварно, подло и жестоко, оно изначально обречено.
- У вас на столах лежат зеркала. Возьмите их, посмотрите на себя внимательно. Какого человека вы видите? Однозначно красивого лицом. А теперь закройте глаза и представьте огромный мир вокруг себя. Себя в этом мире. Вот вы становитесь взрослыми. И вы творите добро: помогаете людям, любите своих родных и близких, совершаете хорошие поступки. Много раз, на протяжении многих лет. Откройте глаза, посмотрите, сколько в них сейчас доброты. Глаза - это зеркало души. Я желаю вам быть добрыми и нести это добро людям!
- Ребята, приведите в порядок свои рабочие места, подведите итоги в листе самоконтроля и сдайте их. Я подведу итоги и сообщу оценки на следующем уроке.
- Перед вами «Карта эмоционально - чувственного состояния» (СЛАЙД 15)
- Какие эмоции вы получили от урока? Какой вам остров ближе по вашему состоянию?
3. Домашнее задание. написать сочинение миниатюру на шаблоне зеркала(шаблон выдаёт учитель). Тема предлагается на выбор: - Каким я хочу стать человеком?
- Как сказка помогает быть (стать) хорошим человеком?
| Самооценка овладения главной идеей содержания учебного материала
Оценивают себя как личность | Коммуникативные Регулятивные Познавательные
Личностные
Личностные
|