Рабочая программа по литературе для 5 класса по ФГОС к учебнику Г.С.Меркина
рабочая программа по литературе (5 класс)

Наталия Черемисова

Рабочая программа по литературе для 5 класса по ФГОС к учебнику Г.С.Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_klass_merkin.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

ст. Багаевская Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2

«Утверждаю»

Директор МБОУ БСОШ № 2

Приказ от 31.08.2018.  № 432

_____________/Н.А.Леванчук/

место печати

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     по ЛИТЕРАТУРЕ

     Уровень общего образования (класс)

     Основное  общее 5 класс

     (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  (факт)   101

Учитель  Черемисова  Наталия Александровна

Программа составлена с использованием материалов ФГОС, на основе Примерной программы по литературе(М.Просвещение, 2011г.) и авторской программы Г.С.Меркина.

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ»,  №273-ФЗ от 29.12.2012 .
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2015 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". Приложение к приказу - федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год.
  • Устав МБОУ БСОШ № 2.
  • Основная образовательная программа основного общего, среднего общего образования МБОУ БСОШ № 2.
  • Учебный план МБОУ БСОШ № 2 на 2018-2019 учебный год.
  • Положение «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта общего образования, концепции духовно-нравственного воспитания, Закона Российской Федерации «Об образовании», учебного плана , утвержденного приказом от01.09.2012№92 и  программы  по литературе для общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011,  в соответствии с  требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

           Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

           Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы).Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII,  XIX  и  XX  веков.

           Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

           Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.  

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика,

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

    Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе следующим образом определяет специфику изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи»

    Программа курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Особую  роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение учебного процесса:

Основная литература

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010
  2. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово» - 2014

Дополнительная литература

  1. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.
  2. Тесты. Литература. 5 класс. Справочное пособие. – М.: «Аст-пресс», 2004г.
  3. Журнал «Литература в школе»
  4. «Уроки литературы».  Приложение к журналу «Литература в школе»

Образовательные электронные ресурсы:

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.

http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.

http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г,  посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.  

http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор.  Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.

http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.

http://www.bulgakov.ru/ Булгаковская энциклопедия. Электронная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры "Мастера и Маргариты, "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега" и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова "Булгаковская энциклопедия". 

http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве.
В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.

http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.

http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.

http://www.denisdavydov.org.ru/index.html Денис Давыдов. В рамках проекта представлена информация о Денисе Давыдове: биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии".

http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.

http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.

http://www.denlen.da.ru/ Поговорим о русском... Проект Елены Долотовой, преподавателя русского языка и литературы для любителей русского языка. На сайте имеется архив рассылок, форум о русском языке и литературе, а также небольшая коллекция авторских методических материалов по русской литературе.

На обучение литературе в 5-м  классе базисным учебным планом МБОУ БСОШ № 2 в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  отводится  105 часов (3 часа в неделю). Однако в связи с тем, что три урока выпадают на праздничные дни, общее количество часов по данной программе составляет 102 часа.


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

– выделение характерных причинно-следственных связей;

– сравнение и сопоставление;

– умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

– самостоятельное выполнение различных творческих работ;

– способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

– осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

– владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

– составление плана, тезиса, конспекта;

– подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

– самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

        Важнейшими умениями в 5-м классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  КУРСА

Введение - 1 ч.

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Из  мифологии – 3 ч.

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.                

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний.        

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Из  устного  народного  творчества - 4 ч.

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказки народов России. «Падчерица».

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.        

Из  древнерусской  литературы - 2 ч.

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора);

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. 

Басни  народов  мира - 1 ч.

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.        

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русская  басня - 3 ч.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

АЛ. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».        

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.        

Для  заучивания наизусть. И.А. Крылов. Басня — на выбор.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола. 

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни

Из литературы XIX века -24 ч. + 3 ч. р/р.:

А.С. ПУШКИН - 5 ч.

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...».

Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.                        

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; рассказ о герое; словесное рисование.

Для  заучивания наизусть. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне», отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Поэзия XIX века  о  родной  природе - 1 ч

А.А. Фет.  «Чудная картина...» М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..».  И.З. Суриков.   «В ночном».                

Для  заучивания наизусть

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

        

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ - 2 ч. + 1 ч. р/р

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино ». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. История и литература; любовь к родине, верность долгу.        

Для  заучивания наизусть. М.Ю. Лермонтов.  «Бородино» (отрывок).

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись 

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, классное сочинение, составление кадров кинофильма (мультфильма).        

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Н.В. ГОГОЛЬ - 3 ч.

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

И.С. ТУРГЕНЕВ - 5 ч. +1 ч. р/р.

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Развитие  речи. Классное сочинение                        

И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».                        

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).        

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, классное сочинение, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.        

Н.А. НЕКРАСОВ -3 ч.

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Стихотворение «Тройка ».        .

Для  заучивания наизусть. Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.        

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).        

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями

Л.Н. ТОЛСТОЙ – 3 ч. + 1 ч. р/р.

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Своеобразие сюжета Любовь как высшая нравственная основа в человеке.. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.        

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: классное сочинение, различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

                        

А.П. ЧЕХОВ – 2 ч.

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник».        

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.        

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Из  литературы XX века -15 ч. + 1 ч. р/р  

И.А. БУНИН – 2 ч.

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

        

Л.Н. АНДРЕЕВ – 2 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов.

А.И. КУПРИН – 2 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.        

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

                        

А.А. БЛОК – 2 ч.

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока.    Блоковские    места    (Петербург,    Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: стихотворение «Полный месяц встал над лугом... »: образная система, художественное своеобразие стихотворения.        .

Теория литературы: антитеза

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Для  заучивания наизусть. А.А. Блок. «Летний вечер».        

С.А. ЕСЕНИН – 1 ч. + 1 ч. р/р.

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, классное сочинение.

Для  заучивания наизусть. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.        

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

А.П. ПЛАТОНОВ – 2 ч.

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка, образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.        

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.        

П.П. БАЖОВ – 2 ч.

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение).

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.        

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.        

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Н.Н.НОСОВ – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), инсценированное чтение.        

Родная природа в произведениях писателей XX  века – 2 ч.

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков.  «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи век люби» (отрывок).                

Для  заучивания наизусть. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

        

Из  зарубежной  литературы - 8 ч.

Д. ДЕФО – 2 ч.

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок).

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).        

Развитие речи: различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН - 1ч

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»        

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.        

Развитие речи: различные виды пересказов.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

М. ТВЕН – 2 ч.

Краткие сведения о писателе.. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.         

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа.        

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.        

Развитие речи: составление плана,  устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).        

Развитие речи: различные виды пересказов, устный портрет героя.        

А. ЛИНДГРЕН – 1 ч.

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).                        

Итоговый  урок-  1 ч.  Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

   

         Перечень обязательных  практических   работ:

  • сочинений – 4 (все 4 классные).

Отдельные уроки для проведения тестов, самостоятельных работ рабочей программой не предусмотрены.

В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- такие теоретико-литературные понятия, как: писатель и автор, автор и рассказчик,  основные жанры фольклора, виды сказок, сказка народная и литературная,  сюжет, духовная литература, жанр жития, эпос, лирика и драма как роды литературы, жанр рассказа, повести, лирическое стихотворение как жанр, рифма, фигуры поэтической речи – эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, драма как род и жанр литературы;

уметь:

  1. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  2. Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.
  3. Сопоставлять авторские и фольклорные произведения, рассказ и сказку, рассказ и повесть.
  4. Создавать собственный текст с указанными жанровыми признаками.
  5. Создавать отзыв на рассказ и повесть.
  6. Давать сравнительную характеристику героев.
  7. Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.
  8. Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.

Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных текстов, в том числе и чтение наизусть.
  • Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный - небольшого отрывка, главы повести и т.д.
  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
  • Отзыв   на   самостоятельно   прочитанное   произведение,   просмотренный   фильм, иллюстрацию и т.д.
  • Подготовка сообщения, доклада на литературную тему. Создание собственного текста.

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе докладов, сообщений)

  • Использование словарей

Письменно:

  • Письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы.
  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев (групповая), двух (сравнительная).
  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу.
  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  • Создание письменного оригинального произведения.
  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого в 5 классе.

          Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе Основной формой проверки и оценки результатов обучения по данной программе  является сочинение на литературную тему.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Раздел программы, тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

1.

04.09

Введение – 2 часа

Книга – твой друг. Литература как искусство слова.

      1

Устные высказывания, выразительное чтение

2.

05.09

Литература как искус-тво слова.

Вн.чт. Конкурс - викторина . «Любимые книги, герои, авторы»

     1

Организация книжной выставки, устные ответы на вопросы

3.

06.09.

Мифология – 3 часа

Античный миф. Происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп». Представление древних греков о сотворении богов, Вселенной, героев.

      1

Устные высказывания, осознанное творческое чтение, ответы на вопросы учебника

4-5

11.09

12.09

Рассказ о Гомере. «Одиссея». Эпизод «Одиссей на острове циклопов. Полифем.». Сюжет мифа. Образы.

      2

Выделение смысловых частей художественного текста, сравнение героев

6.

13.09.

Устное народное творчество – 7+2Рр

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки.

      1

Коллективная;
индивидуальная: самостоятельная работа с учебником

7-8.

18.09.

19.09.

Пословицы и поговорки.

Литературная игра.

     2

Работа с иллюстрациями, со словарями (групповая работа)

9.

20.09.

Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет. Сказочные образы. Нравственная проблематика.

     1

Устные высказывания, осознанное творческое чтение, ответы на вопросы учебника

10.

25.09.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

     1

Выделение смысловых частей художественного текста, сравнение героев

11.

26.09.

Вн. чт. Сказки народов мира. «Падчерица»

      1

Подробный пересказ, с использованием старинных слов и выражений, выявление авторской позиции (индивидуальная и групповая работа)

12-13.

27.09.

02.10

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение сказки.

Анализ письменных работ.

      2

Создание письменного связного рассказа о любимой сказке

14.

03.10

Древнерусская литература – 3 +1Рр

Понятие о древнерусской литературе. Летопись «Повесть временных лет» (отрывки).

      1

Пересказ статьи учебника, ответы на вопросы учебника

15-16.

04.10

09.10.

Отражение истории в древнерусской литературе. Нравственная позиция автора. Развёрнутый ответ на вопрос.

     2

Подробный пересказ, с использованием старинных слов и выражений, выявление авторской позиции

17.

11.10.

Басни народов мира – 6+1Рр

Басни народов мира. Понятие о басне. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворон и Лисица». Лафонтен «Лисица и виноград».

       1

Составление словаря басни (работа в парах)

18.

16.10.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII в. Нравственная проблематика басен , злободневность. Основные темы басен. М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

      1

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника

19-20.

17.10.

18.10.

И.А. Крылов. Детство писателя. Тематика басен. «Волк и Ягненок».

       2

 Знакомство с судьбой великого баснописца. Определение морали басен

21-22.

23.10.

24.10.

И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». Сатирическое и нравственное в баснях.

     2

Работа с выражениями, характеризующими поведение персонажей. Определение морали басен

23.

25.10.

Р.р. Игра «Что? Где? Когда?» Образный мир басен.

      1

Конкурс на лучшую инсценировку басен (групповая, индивидуальная

24.

30.10.

Контрольная работа по творчеству великих баснописцев.

      1

Индивидуальная

25-26.

31.10.

01.11.

Русская литература 19 века – 30+5 Рр

А.С. Пушкин. Детство поэта. Пушкин и книги. Поэт и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няня».

      2

Составление плана статьи учебника об А. С. Пушкине, выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, поиск дополнительной информации о жизни и творчестве поэта

27-28.

13.11.

14.11.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Гуманистическая направленность сказки. Герои и персонажи «Сказки…»

     2

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника

29.

15.11.

Добро и зло в сказках А.С. Пушкина. Отношение автора к героям.

      1

Чтение, пересказ ,анализ фрагментов сказки

30.

20.11.

Р.р.  В мире художественного слова А.С. Пушкина. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Эпитет.

      1

Составление словаря, отличия стихотворной речи от прозаической, определение функций эпитетов

31. 

21.11.

Литературная сказка и её отличие от фольклорной.

      1

Сопоставительный анализ (групповая, индивидуальная)

32-33.

22.11-27.11.

Вн.чт. Сказочный характер поэмы «Руслан и Людмила» (избранные главы).

      2

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, тестирование

34.

28.11.

«Руслан и Людмила». Богатство и выразительность средств.

      1

Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному , составление цитатного плана, сравнительный анализ эпизодов, героев

35.

29.11

Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога».

     1

Обучение анализу литературного произведения (работа в парах)

36.

04.12.

Вн.чт. Час поэзии. «Поэзия XIX века о родной природе»

     1

Различные виды чтения, работа с иллюстрациями, обучение анализу литературного произведения (работа в парах)

37.

05.12

М.Ю. Лермонтов. Детские годы. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

      1

Творческая работа «На Бородинском поле»

38-39.

06.12

11.12

«Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.

      2

Коллективная: комментированное чтение, беседа по прочитанному ; работа в тетрадях; составление плана

40.

12.12.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд.

     1

Коллективная;
индивидуальная: сообщения уч-ся о Гоголе, комментированное чтение, составление словарика  новых и «трудных» слов, дать им толкование.

41.

13.12.

Образы и события повести.

     1

Коллективная;
индивидуальная:  комментированное чтение, обсуждение  образов и событий. Просмотр фрагментов кинофильма

42.

18.12.

Суеверие, злая сила, добро и зло в повести.

      1

Коллективная;
индивидуальная:  комментированное чтение, обсуждение  характеристик героев. Просмотр фрагментов кинофильма

43.

19.12

Р.р.  Словесное рисование героев.

      1

Устное словесное рисование, словарная работа в группах

44-45.

20.12.

25.12.

И.С. Тургенев. Детские годы. История создания рассказа «Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа.

      2

Выборочный пересказ эпизодов, формулировка первых впечатлений от встречи с героями

46.

26.12.

Вн.чт. Образы центральные и второстепенные. Образ Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

      1

Сопоставление героев, ответы на вопросы учебника, Характеристика образа-персонажа с опорой на средства создания образа

47.

27.12.

Р.р.  Контрольное сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму».

     1

Написание сочинения

48-49.

09.01

10.01.

И.С.Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Воробей», «Два богача».

     2

Ответы на вопросы, индивидуальные задания

50.

15.01.

Н.А.Некрасов – поэт для детей. «Крестьянские дети». Основная тема и способы её развития.

     1

Комментированное чтение, определение завязки, кульминации, развязки

51.

16.01.

«Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам стихотворения. Композиции.

     1

Сопоставительная характеристика героев, выявление через анализ речи персонажей особенностей их характеров

52.

17.01.

Н.А.Некрасов. «Тройка». Народная песня. Строфа.

     1

Чтение по ролям, пересказ, анализ пересказа, составление словаря

53.

22.01.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». История создания произведения. Быль как литературный жанр.

      1

Комментированное чтение, определение завязки, кульминации, развязки

54-55.

23.01.

24.01.

Тема и основные проблемы повести: смысл жизни, справедливость, свобода и неволя. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке.

      2

Чтение по ролям, пересказ, анализ пересказа, составление словаря

56.

29.01.

Р.р.  Контрольное сочинение по рассказу Л.Н.Толстого.

      1

Написание сочинения

57.

30.01.

А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. «Злоумышленник»: тема рассказа. Комизм ситуации. Приёмы создания характера и ситуаций. Отношение автора к персонажам.

     1

Самостоятельное чтение рассказа, вопросы учителя на первичное восприятие

58-59.

31.01.

05.02.

Вн.чт.   Юмористические рассказы А.П.Чехова («Пересолил»).

Рр

Рассказ о смешном случае из жизни.

     2

Групповая: инсценировка  рассказов, чтение по ролям, беседа по вопросам

60.

06.02.

Русская литература 20 века – 20+3Рр

И.А. Бунин. Детские годы писателя. «Густой зелёный ельник у дороги». Тема природы и приёмы её реализации. Художественное богатство стихотворения.

     1

Самостоятельное чтение стихотворений, вопросы учителя на первичное восприятие

61.

07.02.

«В деревне». Слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа.

     1

Анализ произведения, основной смысл

62.

12.02.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Основная тематика и нравственная проблематика писателя. Контраст.

     1

Комментированное чтение, определение идейно-художественного своеобразия произведения

63.

13.02.

Роль эпизода в создании образа героя. Природа в жизни мальчика. Значение финала.

    1

Размышления о взаимосвязи человека и природы

64.

14.02.

Л.Н.Андреев. «Кусака». Гуманизм писателя.

    1

Использование дополнительных сведений о писателе, устное словесное рисование

65-66.

19.02.

20.02.

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Золотой петух». Особенности создания образа в рассказе.

    2

Анализ произведения, основной смысл

67-68.

2102.

26.02.

А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворений.

    2

Чтение наизусть, анализ и оценка лирических произведений

69-70.

27.02.

28.02.

С.А.Есенин. Детские годы поэта. «Поёт зима – аукает…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Единство человека и природы. Малая и большая родина. Олицетворение.

      2

Размышления о взаимосвязи человека и природы

71-72.

05.03.

06.03.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребёнка. Образ Никиты.

     1

Рассказ о писателе, художественный пересказ, выявление авторской позиции

07.03.

Вн.чт.  А.П.Платонов. «Цветок на земле». Основная мысль произведения.

     1

Коллективная: работа по учебнику, комментированное чтение, беседа по вопросам; групповая: составление сравнительных характеристик героев

73.

12.03

П.П.Бажов. Путь писателя к сказу. Особенности сказа. «Каменный цветок».

    1

Работа по учебнику, защита кластеров, пересказ эпизодов, ответы на вопросы

74.

13.03.

Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приёмы создания художественного образа. Отличие сказа от сказки.

     1

Характеристика образов, языковой анализ произведения

75-76.

14.03.

19.03.

Н.Н.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Три охотника». Правда и вымысел.

    2

Письменные ответы на вопросы

77.

02.04.

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

    1

Выборочный пересказ эпизодов, характеристика главного героя

78-

79.

03.04.

04.04.

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

Характеристика героя.

    2

Ответы на вопросы учителя

80-81.

09.04.

10.04.

Е.И.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и зло. Мир глазами ребёнка.

    2

Рассказ о писателе, художественный пересказ, выявление авторской позиции

82-

 83

11.04.

16.04.

Р.р.  Час поэзии. «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.Ф.Боков, Е.М.Рубцов, Р.Г.Гамзатов В.И.Белов. В.Г.Распутин.

     2

Чтение наизусть, анализ и оценка лирических произведений

84.

17.04.

Контрольная работа по произведениям русских писателей 19 – 20 вв.

     1

Индивидуальная

85-86.

18.04.

23.04.

Зарубежная литература – 10 часов

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии, характеристика персонажей, характеристика жанра.

     2

Коллективная: работа по учебнику, комментированное чтение, беседа по вопросам; групповая: составление сравнительных характеристик героев

87-88.

24.04.

25.04.

Х.К.Андерсен. Детство писателя. Сказка «Соловей». Истинные и мнимые ценности. Литературные приёмы создания сказочной ситуации.

      2

Работа по учебнику, защита кластеров, пересказ, ответы на вопросы

89-90.

30.04

02.05.

Вн.чт. М.Твен. Слово о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Мир детства и мир взрослых.

     2

Различные виды пересказа, нахождение сюжетных линий, устное словесное рисование

91.

07.05.

Ж. Роно – Старший. Слово о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

     1

Различные виды пересказа, роль портрета героя в характеристике образа

92-93.

08.05.

14.05.

Дж. Лондон. Детские годы писателя. «Сказание о Кише». Обычаи,  быт, верование, нравы северных народов.

     2

Рассказ о писателе, художественный пересказ, выявление авторской позиции

94-95.

15.05.

16.05.

А.Линдгрен. Слово о писателе. «Приключения Эмиля из Лённеберге». Отношение писательницы к своему герою. Тонкий юмор.

     2

Коллективная: работа по учебнику, комментированное чтение, беседа по вопросам; групповая: составление сравнительных характеристик героев

96.

21.05

Р.р. Литературный час «Я хочу рассказать вам…»

    1

Коллективная, групповая, индивидуальная:  беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа.

97-99      

22.05

23.05

28.05.

Литература родного края.

      3

100.

29.05

Рекомендации по летнему чтению.

      1

101

30.05

Заключительный урок.

      1

 

                 

СОГЛАСОВАНО                                                               СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                           Заместитель директора по УВР

методического совета                                                        МБОУ БСОШ № 2

МБОУ БСОШ № 2

от  30 августа 2018 года № 1                                              ______________ /Рябова С.И./

___________/Полякович Н.А./                                         __30     августа __   2018 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС.   Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем ра...

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)

Данная рабочая программа отражает особенности составления рабочей программы по ФГОС с применением УУД...

Рабочая программа по литературе. 6 класс . Коровина. ФГОС. 102 сч.

Рабчая программа по литературе построена с учетом требований ФГОС. Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое кое планирование уроков с указанием УУД...

Рабочая программа по литературе 6 класс по ФГОС с УУД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА2015 -2016 учебный годКласс 6 «А»Учитель Григорьева Оксана ЮрьевнаНазвание предмета литератураУчебник (под редакцией)  «Литература.  6 класс» ( в 2-х частях) Г.С.Меркин. М.,...

рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС...

рабочая программа по литературе 6 класс по фгос 2015-2016

авторская программа по литературе 6 класс под редакцией ладыженская фгос...

рабочая программа по геометрии 7 класс по ФГОС,по учебнику Погорелова

в помощь учителям,работающим по учебнику Погорелова...