Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) по теме

Михайленко Виктория Александровна

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС. 

  Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем разделов; «Примерное тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников; «Рекомендации по оснащению учебного процесса».

 В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.

 Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem_literatura_5klass.doc175 КБ
Microsoft Office document icon obshchaya_harakteristika_programmy.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе


п/п

Наименование раздела. Тема.

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы

содержания

УУД

Вид

контроля

Дата

Наглядность,

оборудование

П

Ф

1

Введение

1

Беседа. Тестирование

Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.

Диагностика уровня литературного развития учащихся.

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Решение тестов.

Ответ на вопросы

презентация

2-11

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора Русские народные сказки.

«Царевна-лягушка» 

 «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».


Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок».

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Каков мой любимый герой русской народной сказки? 2. Почему я люблю читать народные сказки? 3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

10


1




2



2



1


1



2









1

Практические работы.

Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нем по плану. Составление развернутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос (составление плана ответа, подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения). Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни. Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет. Создание иллюстраций к сказке.



 

Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям).

Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные и письменные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге. Различение видов сказок.

Сопоставление вариантов сказок.

Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок.

Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, природы, животного, предмета).

Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Характеристика сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов.

Нравственная оценка героев сказок.

Устные и письменные ответы на вопросы.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Сочинение собственной сказки и малых жанров фольклора.

Сопоставительн. работа по жанрам фольклора. Словарная работа

презентация

12-13

Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет»,


«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

2


1



1

Обучение чтению, беседа

Понятие о  летописи.

Практические работы.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.

Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей».


Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Пересказ сюжетов древнерусских летописей.

Устные и письменные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Нравственная оценка поступков героев летописей.

Обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты.

Характеристика героев древнерусской литературы.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Словарная работа.

Составление цитатного плана

14-15

Из литературы XVIII века.

М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…»

2

Обучение чтению, беседа

Понятие о юморе. Понятие о родах литературы  (эпосе, лирике, драме) и начальные представления о ее жанрах.

Практические работы.

Анализ стихотворения по плану.

Составление таблицы «Роды и жанры литературы».

Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «М.В. Ломоносов – великий россиянин».

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под рук. учителя).

Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов.

Выразительное чтение стихотворения.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Устные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Поиск в стихотворении юмористических элементов.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Выразительное чтение. Ответ на вопросы

презентация

16-18

Из литературы XIX в.

И.А.Крылов. «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» (на выбор). «Волк на псарне» другие басни (по выбору учителя).



43


3

Жанр басни в мировой литературе.

Понятие об аллегории и морали.

Понятие об эзоповом языке.

Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нем.

Поиск сведений о баснописцах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под рук. учителя).

Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть) и басен собственного сочинения.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Устные  и письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление вопросов к басням.

Составление характеристик героев басен.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Создание собственных иллюстраций и их защита.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.п.

19-20



21

В.А. Жуковский

 «Спящая царевна»,


«Кубок».


2



1

Понятие о балладе.

Устный рассказ о поэте.

Восприятие и выразительное чтение сказки и баллады (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Устные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана произведения (в том числе цитатного).

Составление характеристик героев и их нравственная оценка.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

22



23




24-26



27

А.С. Пушкин. «Няне»,


 «У лукоморья дуб зелёный…»,


«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие сказки.


Контрольные работы.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. В чём превосходство царевны над царицей?
  2.  Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? 
  3. В чём общность и различие «Спящей царевны» В. А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?

Тестирование по творчеству И. А. Крылова. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

1



1



3





1

Понятие о лирическом послании. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.

Проекты:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» (тексты народных и литературных сказок и их

герои в иллюстрациях). Создание электронного альбома «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике».

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под рук. учителя).

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Пересказы фрагментов сказки.

Выделение этапов развития сюжета.

Составление вопросов к сказке.

Устные  и письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристик героев (в том числе сравнительной).

Составление устных и письменных характеристик героев.

Нравственная оценка героев сказки.

Устное иллюстрирование событий и героев сказок.

Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики, созвучных стихотворению, прологу, сказке.

Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.

Составление плана (в том числе цитатного) литературного произведения, плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания.

Сопоставительный анализ литературной и народной сказок.

Сопоставление сказки и анимационного фильма.

Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Создание письменных высказываний различных жанров. Сочинение.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т.п.

Выразительное чтение

презентация

28-29







30




31

Русская литературная сказка.

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».


В.М. Гаршин «Attalea Princeps». П.П. Ершов


«Конек-Горбунок» (для внеклассного чтения).





2




1




1

Понятие о литературной сказке.

        

Практические работы.

Инсценирование фрагментов сказок

Составление отзыва о литературной сказке.

Поиск примеров художественной условности в сказках.

Создание иллюстраций к сказкам.

Выразительное чтение (в том числе наизусть и по ролям).

Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Различные виды пересказов.

Устные  ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики к сказкам.

Создание собственных иллюстраций, их презентация и защита.

32-33



34

М.Ю. Лермонтов «Бородино»,


«Ашик-Кериб» (для внеклассного чтения).

2



1

Практические работы.

Обучение выразительному чтению.

Подбор цитатных примеров из сказки, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись».

Инсценирование фрагментов сказки.

Создание иллюстраций к стихотворению и сказке.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под рук. учителя).

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть) и сказки (и по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика и нравственная оценка героев.

Устное иллюстрирование.

35-37






38

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место».



«Ночь перед Рождеством» (для внеклассного чтения)

3







1

 Развитие представлений о фантастике и юморе.

Практические работы.

Инсценирование фрагментов повестей Н. В. Гоголя.

Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов повестей (по выбору учителя).

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «фантастика», «художественная условность».

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Создание собственных иллюстраций к повестям

Н. В. Гоголя.

Проект:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в иллюстрациях».

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под рук. учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев повестей (в том числе сравнительная).

Нравственная оценка героев.

Составление плана и анализ эпизода по плану.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Сопоставление повестей с народными сказками.

Сопоставление реальных и фантастических эпизодов.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

39-40










41

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»),


 «На Волге» (для внеклассного чтения).

2










1

Развитие представлений об эпитете.

Практические работы.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И. Е. Репин. «Бурлаки»),

Создание собственных иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о поэте.

Восприятие и выразительное чтение произведений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с использованием справочной литературы.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

Презентация и зашита собственных иллюстраций.

42-44





















45

И.С. Тургенев «Муму».





















Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?
  2.  Каковы друзья и враги Герасима?
  3. В чём вина и в чём беда барыни'?

3























1

Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже.

Практические работы.

Инсценирование фрагментов повести.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж».

Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести.

Создание собственных иллюстраций к повести. Подбор цитат по заданной теме высказывания.

 Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики, анализ изобразительно-выразительных средств в разных видах искусства.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные вилы пересказов.

Устные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге. ' Составление плана (в том числе цитатного).

 Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев.

Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования) и их письменная характеристика (в том числе сравнительная). Сочинение.

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.

Работа со словарём литературоведческих терминов. Устное иллюстрирование. Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита своих иллюстраций.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

46

А. А. Фет. «Весенний дождь».

1

Практические работы.

Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении.

Анализ стихотворения по плану анализа лирики.

Выразительное чтение (и  наизусть).

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Устное иллюстрирование.

Составление плана анализа лирического произведения.

презентация

47-49






50

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».




Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Каковы друзья и враги пленного Жилина?

2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

3.Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?

Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

3








1

Понятие о сюжете. Развитие понятия о сравнении. Практические работы.

Инсценирование фрагментов рассказа.

Подбор цитат по заданной теме.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение».

Определение роли сравнений в рассказе.

Обучение анализу эпизода рассказа.

Создание собственных иллюстраций к рассказу.

Проект:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера - две судьбы».

Поиск сведений о писателе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).

Нравственная оценка героев рассказа.

Составление плана (цитатного плана)

Выявление этапов развития сюжета.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа нал коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Фонохрест.

51-52

А. П. Чехов. «Хирургия» и другие рассказы (для внеклассного чтения).

2

Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей.

Практические работы.

Инсценирование рассказов Л. П. Чехова. Подбор цитат по заданным темам (например, интерьер земской больницы, внешность героев, их реплики).

Описание кадров киносценария по рассказу «Хирургия».

Обучение составлению киносценария.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика».

Создание собственных иллюстраций к рассказам А. П. Чехова.

Проект:

Составление под руководством учители электронного альбома «Юмористические рассказы Л. П. Чехова в иллюстрациях»

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Поиск незнакомых слоя и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные вилы пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика и нравственная оценка героев.

Составление плана (цитатного плана).

Выделение этапов развития сюжета.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

иллюстрации






53-54






55






56





57



58

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной..»


А. В. Кольцов. «В степи»; А. Н. Майков. «Ласточки»;


 И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» 


И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок)',


 А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок).






2








1






1



1



1

Практические работы.

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.

Обучение анализу стихотворения.

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Устные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики.

Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя.

Аргументация своего мнения с помощью цитат.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.

Устное иллюстрирование.

Презентация и зашита собственных иллюстраций.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

59





60

Из литературы XX века (30 ч).

И. А. Бунин. «Косцы».


«Подснежник» (для внеклассного чтения).


1




1

Практические работы.

Обучение анализу эпизода рассказа.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия

«антитеза», «повтор».

Создание собственных иллюстраций к рассказам.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные отпеты на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устный и письменный анализ эпизода.

Устное иллюстрирование.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

61-63



















64

В.Г. Короленко «В дурном обществе».


















Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

2.Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?

3.Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?

4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?



3



















1

Понятие о композиции литературного произведения.

Практические работы.

Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев».

Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции повести (портрет, городской пейзаж и др.).

Создание иллюстраций к повести.

Проект:

Составление под руководством учителя иллюстрированного электронного альбома «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение повести (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Сочинение.

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Нравственная оценка героев повести.

Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики.

Письменная сравнительная характеристика героев повести.

Выявление элементов композиции повести.

Составление плана (цитатного) самостоятельного письменного высказывания.

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Фонохрест.

65

С. А. Есенин.  «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

1

Практические работы.

Обучение анализу стихотворения.

Создание иллюстраций к стихотворениям.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Анализ стихотворения по плану анализа лирики.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

66-67

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»

2

Сказ как жанр литературы.

Практические работы.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика». Обучение анализу эпизода сказа. Создание собственных иллюстраций к сказу.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение сказа (в том числе по ролям).

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).

Рассказ о героях и их нравственная оценка.

Анализ эпизода произведения.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

68




69

К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»


«Заячьи лапы» и другие сказки (вн. чт.)

1




1

Развитие понятия о пейзаже.

Практические работы.

Инсценирование фрагментов сказок.

Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика».

Выявление фольклорных образов сказки и определение их художественной функции.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «пейзаж». Создание собственных иллюстраций к сказке.

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные отпеты на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

70-72



73















74

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

 Сказки для детей (вн.чт.)














Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?

2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?

3.Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

3




1
















1

Драма как род литературы.

Практические работы.

Инсценирование фрагментов сказки. Сопоставление литературной пьесы-сказки и ее фольклорных источников. Подбор цитат для характеристики героев.

Составление плана высказывания «Драма как род литературы». Создание иллюстраций к сказкам.

Проект:

Постановка под рук. учителя спектакля по пьесе-сказке (выбор фрагмента, распределение ролей и составление «замечаний для господ актеров»; возраст героя, его жесты, мимика, основные интонации; оформление сцены и т.п.).

Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках.

Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям и наизусть) и пьесы-сказки.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием нитрования).

Участие в коллективном диалоге.

Выявление черт фольклорной  традиции в пьесе-сказке, определение художественной функции фольклорных образов.

Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки.

Нравственная оценка героев. Сочинение.

Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки. Составление плана (цитатного) самостоятельного письменного высказывания.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Фонохрест.

75-76

А.П. Платонов. «Никита».

2

Развитие представления о фантастике в литературном произведении.

Практические работы.

Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа.

Подбор цитат для характеристики героя.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фантастика».

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов.

Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героев и их нравственная оценка.

Письменная характеристика героя (с использованием цитирования).

Подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Фонохрест, иллюстрации

77-78












79

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»











Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

2















1

Практические работы.

Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Создание иллюстраций к рассказу.

Устный рассказ о писателе.

Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ ею фрагментов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана и письменная характеристика героя (с использованием цитирования). Сочинение.

Нравственная оценка героя рассказа.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики к рассказу.

Презентация и защита своих иллюстраций.

Составление плана (в том числе цитатного) самостоятельного письменного высказывания.

Подбор цитат из текста по заданной теме.

Составление письменного ответа на проблемный вопрос

80








81

«Ради жизни на земле...».

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...».



А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

1








1

Практические работы.

Обучение анализу стихотворений. Сопоставительный анализ стихотворений. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям

Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита своих иллюстраций к стихотворениям.

иллюстрации





82




83



84




85


Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер»;

 Дон-Аминадо «Города и годы»;


Д. Кедрин «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»;


Н. Рубцов «Родная деревня».





1




1



1




1

Практические работы.

Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях.

Сопоставление стихотворения с живописным полотном (В. М. Васнецов. «Алёнушка»),

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций к стихотворениям.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом

86-87








88

Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь - Робинзон», «Дневник Фокса Микки».


Н. А. Тэффи. «Валя» (для внеклассного чтения).

2









1

Развитие понятия о юморе. Практические работы.

Выявление способов создания комического в рассказах Саши Чёрного.

Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».

Создание иллюстраций к рассказам

Устные рассказы о писателях.

Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций

89-90







91-93


94-95




96-97



98-100


101-102






103

Из зарубежной литературы (15 ч).

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»;


Д. Дефо «Робинзон Крузо»;


 X. К. Андерсен. «Снежная королева» и другие сказки;


 Ж. Санд. «О чём говорят цветы»;


М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;


 Джек Лондон «Сказание о Кише».





Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Почему Герда победила Снежную королеву?

2.Какие герои олицетворяют добро и зло в сказках Андерсена?

3.О чём мечтал Андерсен в своих сказках?

4.Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?

5.Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?

6.Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?

7.Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?

8.Какими я вижу Тома Сойера и Гекльберри Финна на памятнике этим литературным героям?




2





3




2




2



3





2








1

Понятие о художественной детали.

Понятие об аллегории в повествовательной литературе.

Практические работы.

Инсценирование фрагментов произведений.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».

Создание собственных иллюстраций к произведениям.

Составление викторин по произведениям.

Сопоставительный анализ романа «Робинзон Крузо» и произведений, иллюстрирующих жанр робинзонады в литературе («Иду домой» В. Белова; «Васюткино озеро» В. Астафьева).

Проекты:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям».

Создание электронного альбома «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях».

Поиск сведений о зарубежных писателях с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устные рассказы о писателях.

Выразительное чтение произведений (в том числе по ролям и наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Составление плана письменной характеристики героев (в том числе сравнительной) и их характеристика по плану (с использованием цитирования).

Составление речевой характеристики персонажей.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос.

Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом






104-






105

Уроки итогового контроля (2ч).


Проект:

Литературный праздник «Путешествие по стране Ли- тературии 5 класса».

Контрольные работы.

Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть.

Устные и письменные пересказы произведений. Сообщения о произведениях и литературных героях. Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами. Тестирование.





1








1

Практическая работа.

Проект:

Литературный праздник «Путешествие по стране Ли- тературии 5 класса».

Контрольные работы.

Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть.

Устные и письменные пересказы произведений. Сообщения о произведениях и литературных героях. Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами. Тестирование.

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 5 классе.

Выразительное чтение (в том числе наизусть). Устный монологический ответ. Различные виды пересказов.

Устные и письменные рассказы о произведениях и героях.

Иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов. Решение тестов.

Отчёт о выполнении индивидуальных и коллективных учебных проектов

презентация



Предварительный просмотр:

Общая характеристика программы

Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа в определенной степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы» (М.: Просвещение, 2009,2010) и учитывается содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература»(М.: Просвещение,2010, 2011 ) .

 В программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

  Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем разделов; «Примерное тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников; «Рекомендации по оснащению учебного процесса».

 В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.

 Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

 Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки, список образовательных экскурсий.

 В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

 Примерная программа также включает «Рекомендации по оснащению учебного процесса».

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

 Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

 Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

 Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

 Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

 • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 • развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

 • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

 • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

 Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

 Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).

В программе представлены следующие разделы:

 1. Устное народное творчество.

 2. Древнерусская литература.

 3. Русская литература XVIII в.

 4. Русская литература первой половины XIX в.

 5. Русская литература второй половины XIX в.

 6. Русская литература первой половины XX в.

 7. Русская литература второй половины XX в.

 8. Литература народов России.

 9.  Зарубежная литература.

 10. Обзоры.

 11. Сведения по теории и истории литературы.

 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

 В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

 Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.

 В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к само развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,  культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов  России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,  учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во  всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе  и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•  смысловое чтение

 • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем

 1) в познавательной сфере:

 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

 • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 3) в коммуникативной сфере:

 • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 4) в эстетической сфере:

 • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

Содержание курса

Пятый класс

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги ( обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор-коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор(колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки-повторение).

Теория литературы. Фолькр. УНТ(развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце- вот духовные данные Василисы Премудрой.» Иван-царевич-победитель житейских невзгод. Животные помощники. Особая роль чудесных противников-Бабы –яги,  Кощея Бессмертного .Светлый и темный  мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки.

« Иван- крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»  - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория  литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок(закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола(начальное представление). Сказочные формулы. Вариантность народных сказок(начальное представление).Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные  и  литературные связи  Руси с Византией. Древнехристианская  книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои  

старинных »Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце(детство, начало литературной    деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», « Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков-грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне"- отражение

исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория(начальные представления)

понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий  рассказ о поэте(детство и начало творчества,

Жуковский-сказочник).

«Спящая  царевна» . Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герой баллады.

Теория литературы. Баллада(начальные представления).

Александр Сергеевич  Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые

любовью к няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»-собирательная картина  

сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»- ее истоки. Противостояние добрых и злых

сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри.

Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная

мораль, нравственность- красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. Поэтичность,

музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание(начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка 19 века

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное,

фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание

и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок».(Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-

фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью,  с

верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и

прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных

народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа

стихотворения. Воспроизведение исторического события рядового участника сражения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация

народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и

лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством»(для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни.

Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта

темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика(развитие представлений). Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети» . Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы,

приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая

характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический

образ русской женщины.

« На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы

народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Эпитет(развитие  представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь»- радостная, яркая, полная движения картина весенней

природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и

Костылин – два разных характера, две разных судьбы, Жилин и Дина. Душевная

близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы .Сравнение(развитие понятия).Сюжет(начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние  глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь

персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор(развитие представлений). Речевая характеристика

персонажей(начальные представления).Речь героев как средство создания комической

ситуации.

Поэты 19 века о Родине и родной природе (обзор)

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...»,  «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени

первоначальной...»; А.Н. Плещеев. «Весна»(отрывок); И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в

деревне (отрывок); А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З.Суриков. «Зима»(отрывок); А.В. Кольцов.

«В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния,

настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного.  Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство

героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связан

ных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое

воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник» .(Для внеклассного чтения.) Тема

исторического пошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе».  Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение Доброта и состра-

дание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к

беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное

общество» и «дурные дела». Взаимопонимание- основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет(развитие представлений). Композиция литературного

произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о писателе.

Стихотворение «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» -

поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности

 поэтического языка .

Русская литературная сказка 20 века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность,

трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны

мастерства . Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы.

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках

Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» -  пьеса – сказка. Положительные и отрицательные герои.

Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные

 особенности пьесы-сказки.

Теория литературы.  Развитие жанра литературной сказки в 20 веке. Драма как род

литературы(начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,  

одухотворение природы в его воображении- жизнь как борьба добра и зла, смена радости и

грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в

экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя.

«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания,

преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные

представления).

«Ради жизни на Земле..»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы ВОВ.

К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А.Т. Твардовский. «Рассказ

танкиста».

Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о ВОВ.

Произведения о Родине, родной природе

И.Бунин. «Помню-долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка

Д.Кедрин.»Аленушка»;Н.Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение

поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного  мироощущения,

настроения. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических

стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной

классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон .Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада(развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, Характер

героя(смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными

обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе

и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных

 деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая.

Помощники Герды(цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.). Снежная королева и

Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика

персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том иГек.  Дружба мальчиков. Игры, забавы,  находчивость,

предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и

Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных

жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх- умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу,

заботиться о старших. Уважение  взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество,

изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства-опора в труднейших

жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни

 северного народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

Рабочая программа 5- 9 класс по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зд...

Рабочая программа по литературе (углубленное изучение) ФГОС ООО УМК Сухих И.Н.

Рабочая программа учебного предмета  "Литература" (углубленное изучение)   составлена на основе Примерных программ по учебным предметам ФГОС ООО, Фундаментального ядра содержания общего...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по литературе 5 кл. (ФГОС).

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения  (ФГО...

Рабочая программа по литературе (в рамках ФГОС ООО)

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с ц...